Рабы и наложницы: где они в Коране?
Кораника > Р. Османзаде. Исследования > Фетвы Дата: 23 Haziran 2017 Email This Post Email This Post

Рабы и наложницы: где они в Коране? 

Вопрос: Ассалям Уалейкум уа рахматулахи уа бара катух!

Хочу задать вопрос, который мучает меня и не дает покоя. Речь о суре Ниса и, в частности, аяте 24, который оправдывает и узаконивает изнасилование взятых в плен женщин,  в том числе, и замужних… Я пыталась оправдать этот закон реалиями того времени, и все же, не смогла еще смириться, хотя верю, что Коран – исключительная книга мудрости и наивысшей справедливости.

С другой стороны, в наше время,  когда понятие рабства и плена набирают обороты,  и война,  если не внутри страны, то недалеко от её границ, уверенно распространяет свое насилие, то даже мы, мусульманки, не защищены от наших братьев, разделяющих позиции других мазхабов (направлений) и даже внутри одного направления, – то насилие над захваченными в плен будет халяльным (допустимым, одобряемым по вере) деянием (действием). Слезы, боль и страдания изнасилованных падут на чаши весов насильников, прокладывая им дорогу в Рай?

Да помилует меня Аллах за мои слова!..

Помогите! Помогите разобраться, пожалуйста!.. 

Ответ: Всё вы сказали словершенно верно! Точно так, как это было во всей истории… А в ней было и так, что воевали порой только лишь за рабов. Т.е. война задумывалась для того, чтобы пленить воинов и превратить их затем в рабов. Люди с давних пор охочи до бесплатного труда. А если это еще и труд на тяжелых и изнурительных работах, – то лучшего, чем раб, работника не найдешь. И можно обойтись, простите, без всякой техники безопасности. Ибо сама жизнь раба ничего не стоит… Использовались рабы также на домашней работе в качестве слуг (прислуги)…. А еще на них можно было делать деньги. Их можно было продавать и покупать на невольничих рынках как самый обыкновенный товар…

После открытия для себя всех этих сторон рабов и рабства как не воевать теперь за них?!

А так как в каждой армии были и женщины, – по тем или иным причинам или с теми или иными функциями, – то при ее поражении в числе плененных оказывались и они. Им тоже находилась работа у новых хозяев, в том числе и такая, которая была связана с обслуживанием их мужчин «по чисто женской линии». Так сложился целый механизм наложниц и наложничества. И как кому «понадобится» где и какая женщина, ему сразу рекомендовали воспользоваться наложницей (~цами). Ее саму никто, разумеется, ни о чем не спрашивал. Ибо статус наложниц был рабским. И она сама тоже понимала это. И никому ни в чем из хозяев не могла отказать. Это было «не положено»…  

Это настолько «понравилось» всем, – речь идет, надо полагать, о мужчинах, – что война – с целью завоевания воинов (и сопровождающих их женщин) с последующим превращением их в рабов и рабынь – сделалась одним из активно практикуемых во всей древней истории «промыслов». Можно даже сказать так, что если отнять чужое богатство силой оружия было первой задачей войны, то уже второй ее задачей было «пополнить запасы» в рабах и рабынях. Потому активно функционировала вся система отношений, построенных на рабстве, начиная от работорговли и до систематического пополнения гаремов и «женских половин дома» невольницами…

Коран. С этим положением дел и этим сознанием история и вошла в кораническое ниспослание. Потому когда пришлось решать по Корану вопросы «о женщиных», – в том числе и интересюущий нас вопрос о браке и брачных отношениях, – то ответ был готов заранее: «Если других женщин нет, – то иди и бери из числа наложниц!»…

А если брать «не положено» [1]?!

Коран не продолжил линию на рабство человека и закабаление женщины, характерную для всей прошлой истории, а положил ей конец. В Коране об этом говорится так (привлекаются лишь интересующие нас аяты):

Аят 2/190: «Кто воюет с вами на пути Аллаха, воюйте с ними, но не нападайте по несправедливости. Аллах не любит нападающих по несправедливости» (2/190). Нападающих с целью завоевания рабов (с целью пленения воинов и превращения их в рабов) следует рассматривать как «нападающих по несправедливости».

Аят 47/4: «Когда вы воююте с неверными (кяфирами), рубите им шеи. Когда вы приведете их в беспомощное (недееспособное) состояние, возьмите их в плотное надежное кольцо. Затем отпустите их (пленных) свободно, взяв с них выкуп или без него. Сделайте так, чтобы не осталось трудностей (стеснений), порожденных войной» (47/4).

Аят следует рассматривать как имеющий совершенно прицнипиальное значение в вопросе определения позиции мусульман в войне. По определению аята она состоит в том, чтобы отпустить пленных, взяв с них выкуп или без него. А после этого остается думать о том, как без пленных могут быть рабы и работорговля? Как без рабынь может может быть наложничество и могут существовать наложницы?..

А если они всё же есть, значит в этом случае просто не выполняются предписания Корана и люди практикуют докоранический порядок вещей. А если утверждают, что этот порядок вещей идет от самого Корана, то люди говорят просто неверно. И руководствуются они при этом не знанием Корана, а своими интересами. А Коран «продолжает не иметь» к этому никакого отношения (!)…

Аллах спросит за это… Но мы тоже должны знать, – подчеркнем это еще раз! – что Коран «продолжает не иметь»! Никакого, ровным счетом!.. 

А еще одной важной стороной освобождения пленных (с выкупом или без него), как на это указывает аят (47/4), является то, что что свобода, дарованная пленнику, безусловно, будет способствовать улучшению отношений между враждующими сторонами и преодолению трудностей между ними, порожденных войной. 

Посланник Мухаммед (да благословит его Аллах и приветствует!) поступил в полном соответствии с положениями аята (47/4) по отношению к пленникам при Бадре. Он отпустил одних за выкупу, а других – без него… 

Несмотря на совершенно очевидные положения приводимого аята (47/4), ученые суннитского и шиитского мазхабов сделали, как кажется, всё, чтобы придать ему такое толкование, что военнопленных можно убивать и превращать их в рабов [2]. – Их почему-то понесло обратно в докораническое прошлое. Очень, уж, привлекательным, надо думать, показалось оно им. Действительно, есть рабы-мужчины и есть рабыни-женщины. Каждый для своего дела! Как упустить такую возможность?! И бормотанье: «Коран, конечно, прав! Но они же наши рабы и невольницы!».. – Это сознание сегодня является помехой для для того, чтобы остаться на почве объективного толкования Корана. Оно доминирует и в сознании людей, воюющих на Ближнем Востоке «от имени Корана». Почему и не имеет, как отмечено, к Корану никакого отношения! Более того, оно ликвидирует его по самую его основу… 

Ниса: 22-23, 24. В аятах 22-23 говорится о запретных для мужчины женщинах (они просто перечиляются). А аят 24-ый [3]

Приведем аят в переводе А. Баиндира: «Вам не к добру (харам) сочетаться браком с замужними женщинами, которые находятся вне тех, которые находятся под вашим управлением (в виде военнопленных)» (2/24) [4].

Продолжим анализ аята по А. Баиндиру:

«Этот аят показывает, что замужняя женщины, оказавшись в плену, считается разведенной с мужем. В аяте хотя и говорится о возможности женитьбе на женщине, оказавшейся в плену, все мазхабы (пошли дальше) и стали трактовать это положение как возможность связи с женщиной вне (без) брака» [5]. Это и есть то принципиальное нарушение предписаний Корана, которое имеет место в данном случае по вопросу связи между мужчиной и женщиной.

Итак, «завоеванная на войне» (оказавшаяся в плену) замужняя женщина, хотя и оказывается лишенной замужества, но общие принципы вхождения в связь с ней остаются для Корана неизменными. Связь может быть доступной только в случае брака с ней. Мазхабы отошли от этого правила (предписаний) Корана, чем и противопоставили себя ему. А для человека это значит, что в данном вопросе надо вернуться от мазхабов к Корану и уже на его основе решать этот вопрос. 

Пример Посланника. У нашего Посланника были жены из пленниц (Мария, Гюверийе, Рейхане, Сафийе). На всех них он женился по предписаниям Корана [6].

Приведем пример с Сафией (Софьей).

«Сафийе была дочерью Хуйей б. Ахтаба, главы Бени Надира. В сражении Хайбер муж ее погиб, сама она попала в плен. В силу того, что она принадлежала родам Бени Курайза и Бени Надира, ее брак с кем-то ниже (по социальному рангу), нежели Посланник, был признан неприемлемым. А Посланник сказал ей, что женится на ней при условии, если она станет мусульманкой (примет ислам). А если нет, то он освободит ее и вернет обратно семье. Сафийе приняла ислам. И Посланник женился на ней, посчитав за свадебный подарок (махр) ее освобождение» [7]

*     *     * Приведенные соображения позволяют сделать следующие выводы:

  1. Любая близкая связь с женщиной допускается на брачных с ней условиях. Они не отменчются даже при пленении женщины на войне.
  2. Коран не допускает пленных на войне, чтобы затем их можно было бы превращать в рабов и рабынь (невольниц). Он предлагает отпустить их, взяв с них выкуп или без него.
  3. К сожалению, мусульмане отошли от этих правил и продолжаю практиковать по отношению к человеку рабство, а к женщине – внебрачную связь в рамках того или иного навязываемого ей насилия.
  4. Восстановление ислама в этих вопросах может иметь место только путем возвращения к Корану и Аллаху.
  5. Зная об этом, человек уже сам должен думать о себе. Но важным моментом является и ответственность государства за своего гражданина. Но не все руководители государств еще прониклись, как кажется, этой ответственностью. Иначе откуда столько войн и страданий сегодня в мире?.. 

Теги: рабы и наложницы, помогите разобраться, 47/4, 2/190, Ниса: 22-23, 24, Посланник Мухаммед. 

[1] Тема в данном случае рассматривается на материале современных исследований. Мы опираемся на исследования А. Баиндира и его статью: Плененные на войне и наложничество (Savaş esirleri ve cariyelik) (Kitap ve Hikmet, No. 11, 2015, s. 1-11). Пер. наш (Ред.).

[2] См. там же, стр. 2.

[3] Приведем его в двух переводах:

– «И – замужние из женщин, если ими не овладели ваши десницы по писанию Аллаха над вами. <…>» (пер. И.Ю. Крачковского).

А если овладели?.. И перевод вошел в тупик!..

– «И добродетельные женщины запрещены для вас, если только вы не владеете ими * (* – примечание, опущенное нами)» (пер. А.Ю Али. Н. Новгород, «Медина», 2007).

            Последний перевод лишен смысла. Ибо непонятно, как могут быть запрещены добродетельные женщины тем, кто ими владеет?..

[4] А. Баиндир. Плененные на войне и наложничество, стр. 3.

[5] Там же.

[6] Там же, стр. 8-9.

[7] Там же, стр. 9.

Facebook'ta PaylaşTwitter'da Paylaş
Просмотрено 339
 
Другие фетвы по данной теме или близкие
№     Темы Дата    Прочтено    
1 Брак в РФ по шариату (Корану) (160218)  16.02.2018 20
2 Брак с невесткой: как понять по Корану? (5) (150218) 15.02.2018 20
3 Брак с невесткой: как понять по Корану? (4) (130218) (обновлено 150218) 13.02.2018 36
4 Брак с невесткой: как понять по Корану? (3) (120218) (обновлено 140218) 12.02.2018 45
5 Брак с невесткой: как понять по Корану? (2) (120218) 12.02.2018 41
6 Брак с невесткой: как понять по Корану? (1) (110218) 11.02.2018 49
7 О намазе и его совершении (100218) 10.02.2018 56
8 Как делится родительский дом между братом и сестрой? (100218)   10.02.2018 50
9 Три талака во гневе! Но опять же «три»!.. (090218)  09.02.2018 44
10 Разводиться: устным словом или смс? (090218)  09.02.2018 54
11 Жены в раю: какая первая из двух? (6) (010218) 01.02.2018 114
12 Жены в раю: какая первая из двух? (5) (310118) 31.01.2018 59
13 Жены в раю: какая первая из двух? (4) (300118) 30.01.2018 61
14 Жены в раю: какая первая из двух? (3) (290118)  29.01.2018 71
15 Жены в раю: какая первая из двух? (2) 280118 28.01.2018 62
16 Жены в раю: какая первая из двух? (1) 270118 27.01.2018 91
17 Вопрос «в щеку» как благодарность тестю  18.01.2018 93
18 Побить при ссоре, получить за это и прокричать три талака  17.01.2018 99
19 Османзаде Р.М. Сознание (дух) и трудности определения (1/5) (151117) 15.11.2017 256
20 Очень люблю! И выхожу! Но!.. (5/) (121117) (обновлено 141117) 12.11.2017 278
21 Очень люблю! И выхожу! Но!.. (4/4) (091117) 09.11.2017 204
22 Очень люблю! И выхожу! Но!.. (3/4) (081117) 08.11.2017 209
23 Очень люблю! И выхожу! Но!.. (2/4) (081117) 08.11.2017 190
24 Очень люблю! И выхожу! Но!.. (1/4) (081117)  08.11.2017 188
25 Высказывания с претензиями (Инанчер в свете Корана) (4/10) (051117)  05.11.2017 189
26 Высказывания с претензиями (Инанчер в свете Корана) (3/10) (05.11.17)  05.11.2017 135
27 Высказывания с претензиями (Инанчер в свете Корана) (2/10) (05.11.17) 05.11.2017 123
28 Высказывания с претензиями (Инанчер в свете Корана) (1/10) 02.11.2017 160
29 Развод под давлением родителей 05.10.2017 279
30 Юсуф толкует сны (о предсказании будущего) (1/5) 04.10.2017 392
31 Я даю тебе развод по телефону (еще раз)! 02.10.2017 286
32 Как дать ребенку второе имя? 02.10.2017 310
33 Я согласна быть второй женой  02.10.2017 327
34 Любвеобильный муж и прощающая жена (1/2) 29.09.2017 368
35 Кто написал Коран? Прошу с доказательством!.. (4/10) 28.09.2017 320
36 Кто написал Коран? Прошу с доказательством!.. (3/10) 28.09.2017 234
37 Кто написал Коран? Прошу с доказательством!.. (2/10) 28.09.2017 196
38 Кто написал Коран? Прошу с доказательством!.. (1/10) 19.09.2017 454
39 Два счастья в семье от юноши, поступившего в вуз 19.09.2017 191
40 Трижды «сестра», но… «неиспорченный» махр (?) 18.09.2017 200
41 Джинны и люди. Свобода и рабство. Свобода от Аллаха (Творца) (4/10) 06.09.2017 208
42 Джинны и люди. Свобода и рабство. Свобода от Аллаха (Творца) (3/10)  04.09.2017 239
43 Свобода, несвобода, рабство (Творец и человек) (2/10) 02.09.2017 167
44 Cвобода, несвобода, рабство (Творец и человек) (1/10) 10.08.2017 261
45 Будущее и его толкование… Экстрасенсорика (3/3) 08.08.2017 320
46 Будущее и его толкование… Экстрасенсорика (2/3) 07.08.2017 222
47 Будущее и его толкование… Экстрасенсорика (1|3) 04.08.2017 230
48 Развод по телефону (еще раз) 02.08.2017 181
49 Мазхабы «под одной крышей» 11.07.2017 270
50 Разводиться или повременить? 10.07.2017 199
51 Брак: здоровье и его нарушение 10.07.2017 210
52 Таравих намаз 27.06.2017 230
53 Непорядочные лжепредсказатели наших дней 24.06.2017 256
54 Иблис: друг или кто? 23.06.2017 297
55 Рабы и наложницы: где они в Коране? 23.06.2017 339
56 Неработающий муж или семья? 22.06.2017 266
57 КОРАН и РАМАЗАН (27.05-24.06/2017) (продолж.) 19.06.2017 210
58 КОРАН и РАМАЗАН (27.05-24.06/2017) (продолж.) 19.06.2017 199
59 Волшебники и колдуны… Экстрасенсы! «Куда только смотрит Бог»?! (1/5) 04.06.2017 381
60 Бог наказал не Царя Соломона, а его народ (или полемика с Богом) 02.06.2017 380
61 Всё по возможностям! 01.06.2017 295
62 Я – вторая жена 01.06.2017 425
63 Капитал… из закята (!) (1/3) 30.05.2017 286
64 КОРАН и РАМАЗАН (27.05-24.06/2017) (продолж.) 29.05.2017 336
65 КОРАН и РАМАЗАН (27.05-24.06/2017). Вводная 27.05.2017 305
66 Три развода в одном! Еще раз! «При отягчающих»! 28.04.2017 409
67 Пост и намаз у женщины в период месячных 28.04.2017 601
68 Как быть с наследством? 12.04.2017 437
69 Настроиться на намаз 10.04.2017 498
70 …А что говорит Аллах (о самоупокоении)? 10.04.2017 489
71 Я – русская мусульманка 04.04.2017 586
72 Я дал развод три раза одновременно 04.04.2017 526
73 Молитва о замужестве 09.03.2017 1.134
74 Брак и родители 24.02.2017 560
75 Супружество по чувству и уму, если это по исламу 24.02.2017 589
76 О чести и достоинстве и распространении нечестия (бесчестия) 24.02.2017 553
77 Три вопроса по Корану 22.02.2017 720
78 Право женщины на развод. И как быть?.. 21.02.2017 597
79 Всезнающий!.. А судьба Адама и Евы?.. 21.02.2017 614
80 Зачем разводиться с адекватой женой? 23.01.2017 803
81 Халяльное мясо 20.01.2017 988
82 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (7) (5/5) 18.01.2017 545
83 Развод и прощение! А связь – всё равно зина! 12.01.2017 742
84 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (7) (4/5) 06.01.2017 519
85 «Вынужденная» (из-за детей) зина и как быть с ней? 02.01.2017 910
86 Разве Мы не раскрыли твою грудь? (Коран и хадисы) (метафора в Коране) 30.12.2016 714
87 Университет или второй ребенок при первом на руках 29.12.2016 596
88 Не сто и не тысяча! А по Корану!.. 23.12.2016 747
89 Ислам и религии «при намазе» 23.12.2016 699
90 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (7) (3/5) 23.12.2016 598
91 Знание, мудрость, философия 19.12.2016 635
92 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (7) (2/5) 19.12.2016 572
93 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (7) (1/5) 12.12.2016 565
94 Контроль «человека усопшего» 01.12.2016 770
95 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (6) (9/9) 29.11.2016 611
96 Вечная проблема: невестка и свекровь 28.11.2016 733
97 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (6) (8/9) 23.11.2016 609
98 «Не болеть» и быть сильным на пути Аллаха 17.11.2016 852
99 Коран: разум и медитация 11.11.2016 895
100 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (6) (7/9) 03.11.2016 561