Рабы и наложницы: где они в Коране?
Кораника > Р. Османзаде. Исследования > Фетвы Дата: 23 Haziran 2017 Email This Post Email This Post

Рабы и наложницы: где они в Коране? 

Вопрос: Ассалям Уалейкум уа рахматулахи уа бара катух!

Хочу задать вопрос, который мучает меня и не дает покоя. Речь о суре Ниса и, в частности, аяте 24, который оправдывает и узаконивает изнасилование взятых в плен женщин,  в том числе, и замужних… Я пыталась оправдать этот закон реалиями того времени, и все же, не смогла еще смириться, хотя верю, что Коран – исключительная книга мудрости и наивысшей справедливости.

С другой стороны, в наше время,  когда понятие рабства и плена набирают обороты,  и война,  если не внутри страны, то недалеко от её границ, уверенно распространяет свое насилие, то даже мы, мусульманки, не защищены от наших братьев, разделяющих позиции других мазхабов (направлений) и даже внутри одного направления, – то насилие над захваченными в плен будет халяльным (допустимым, одобряемым по вере) деянием (действием). Слезы, боль и страдания изнасилованных падут на чаши весов насильников, прокладывая им дорогу в Рай?

Да помилует меня Аллах за мои слова!..

Помогите! Помогите разобраться, пожалуйста!.. 

Ответ: Всё вы сказали словершенно верно! Точно так, как это было во всей истории… А в ней было и так, что воевали порой только лишь за рабов. Т.е. война задумывалась для того, чтобы пленить воинов и превратить их затем в рабов. Люди с давних пор охочи до бесплатного труда. А если это еще и труд на тяжелых и изнурительных работах, – то лучшего, чем раб, работника не найдешь. И можно обойтись, простите, без всякой техники безопасности. Ибо сама жизнь раба ничего не стоит… Использовались рабы также на домашней работе в качестве слуг (прислуги)…. А еще на них можно было делать деньги. Их можно было продавать и покупать на невольничих рынках как самый обыкновенный товар…

После открытия для себя всех этих сторон рабов и рабства как не воевать теперь за них?!

А так как в каждой армии были и женщины, – по тем или иным причинам или с теми или иными функциями, – то при ее поражении в числе плененных оказывались и они. Им тоже находилась работа у новых хозяев, в том числе и такая, которая была связана с обслуживанием их мужчин «по чисто женской линии». Так сложился целый механизм наложниц и наложничества. И как кому «понадобится» где и какая женщина, ему сразу рекомендовали воспользоваться наложницей (~цами). Ее саму никто, разумеется, ни о чем не спрашивал. Ибо статус наложниц был рабским. И она сама тоже понимала это. И никому ни в чем из хозяев не могла отказать. Это было «не положено»…  

Это настолько «понравилось» всем, – речь идет, надо полагать, о мужчинах, – что война – с целью завоевания воинов (и сопровождающих их женщин) с последующим превращением их в рабов и рабынь – сделалась одним из активно практикуемых во всей древней истории «промыслов». Можно даже сказать так, что если отнять чужое богатство силой оружия было первой задачей войны, то уже второй ее задачей было «пополнить запасы» в рабах и рабынях. Потому активно функционировала вся система отношений, построенных на рабстве, начиная от работорговли и до систематического пополнения гаремов и «женских половин дома» невольницами…

Коран. С этим положением дел и этим сознанием история и вошла в кораническое ниспослание. Потому когда пришлось решать по Корану вопросы «о женщиных», – в том числе и интересюущий нас вопрос о браке и брачных отношениях, – то ответ был готов заранее: «Если других женщин нет, – то иди и бери из числа наложниц!»…

А если брать «не положено» [1]?!

Коран не продолжил линию на рабство человека и закабаление женщины, характерную для всей прошлой истории, а положил ей конец. В Коране об этом говорится так (привлекаются лишь интересующие нас аяты):

Аят 2/190: «Кто воюет с вами на пути Аллаха, воюйте с ними, но не нападайте по несправедливости. Аллах не любит нападающих по несправедливости» (2/190). Нападающих с целью завоевания рабов (с целью пленения воинов и превращения их в рабов) следует рассматривать как «нападающих по несправедливости».

Аят 47/4: «Когда вы воююте с неверными (кяфирами), рубите им шеи. Когда вы приведете их в беспомощное (недееспособное) состояние, возьмите их в плотное надежное кольцо. Затем отпустите их (пленных) свободно, взяв с них выкуп или без него. Сделайте так, чтобы не осталось трудностей (стеснений), порожденных войной» (47/4).

Аят следует рассматривать как имеющий совершенно прицнипиальное значение в вопросе определения позиции мусульман в войне. По определению аята она состоит в том, чтобы отпустить пленных, взяв с них выкуп или без него. А после этого остается думать о том, как без пленных могут быть рабы и работорговля? Как без рабынь может может быть наложничество и могут существовать наложницы?..

А если они всё же есть, значит в этом случае просто не выполняются предписания Корана и люди практикуют докоранический порядок вещей. А если утверждают, что этот порядок вещей идет от самого Корана, то люди говорят просто неверно. И руководствуются они при этом не знанием Корана, а своими интересами. А Коран «продолжает не иметь» к этому никакого отношения (!)…

Аллах спросит за это… Но мы тоже должны знать, – подчеркнем это еще раз! – что Коран «продолжает не иметь»! Никакого, ровным счетом!.. 

А еще одной важной стороной освобождения пленных (с выкупом или без него), как на это указывает аят (47/4), является то, что что свобода, дарованная пленнику, безусловно, будет способствовать улучшению отношений между враждующими сторонами и преодолению трудностей между ними, порожденных войной. 

Посланник Мухаммед (да благословит его Аллах и приветствует!) поступил в полном соответствии с положениями аята (47/4) по отношению к пленникам при Бадре. Он отпустил одних за выкупу, а других – без него… 

Несмотря на совершенно очевидные положения приводимого аята (47/4), ученые суннитского и шиитского мазхабов сделали, как кажется, всё, чтобы придать ему такое толкование, что военнопленных можно убивать и превращать их в рабов [2]. – Их почему-то понесло обратно в докораническое прошлое. Очень, уж, привлекательным, надо думать, показалось оно им. Действительно, есть рабы-мужчины и есть рабыни-женщины. Каждый для своего дела! Как упустить такую возможность?! И бормотанье: «Коран, конечно, прав! Но они же наши рабы и невольницы!».. – Это сознание сегодня является помехой для для того, чтобы остаться на почве объективного толкования Корана. Оно доминирует и в сознании людей, воюющих на Ближнем Востоке «от имени Корана». Почему и не имеет, как отмечено, к Корану никакого отношения! Более того, оно ликвидирует его по самую его основу… 

Ниса: 22-23, 24. В аятах 22-23 говорится о запретных для мужчины женщинах (они просто перечиляются). А аят 24-ый [3]

Приведем аят в переводе А. Баиндира: «Вам не к добру (харам) сочетаться браком с замужними женщинами, которые находятся вне тех, которые находятся под вашим управлением (в виде военнопленных)» (2/24) [4].

Продолжим анализ аята по А. Баиндиру:

«Этот аят показывает, что замужняя женщины, оказавшись в плену, считается разведенной с мужем. В аяте хотя и говорится о возможности женитьбе на женщине, оказавшейся в плену, все мазхабы (пошли дальше) и стали трактовать это положение как возможность связи с женщиной вне (без) брака» [5]. Это и есть то принципиальное нарушение предписаний Корана, которое имеет место в данном случае по вопросу связи между мужчиной и женщиной.

Итак, «завоеванная на войне» (оказавшаяся в плену) замужняя женщина, хотя и оказывается лишенной замужества, но общие принципы вхождения в связь с ней остаются для Корана неизменными. Связь может быть доступной только в случае брака с ней. Мазхабы отошли от этого правила (предписаний) Корана, чем и противопоставили себя ему. А для человека это значит, что в данном вопросе надо вернуться от мазхабов к Корану и уже на его основе решать этот вопрос. 

Пример Посланника. У нашего Посланника были жены из пленниц (Мария, Гюверийе, Рейхане, Сафийе). На всех них он женился по предписаниям Корана [6].

Приведем пример с Сафией (Софьей).

«Сафийе была дочерью Хуйей б. Ахтаба, главы Бени Надира. В сражении Хайбер муж ее погиб, сама она попала в плен. В силу того, что она принадлежала родам Бени Курайза и Бени Надира, ее брак с кем-то ниже (по социальному рангу), нежели Посланник, был признан неприемлемым. А Посланник сказал ей, что женится на ней при условии, если она станет мусульманкой (примет ислам). А если нет, то он освободит ее и вернет обратно семье. Сафийе приняла ислам. И Посланник женился на ней, посчитав за свадебный подарок (махр) ее освобождение» [7]

*     *     * Приведенные соображения позволяют сделать следующие выводы:

  1. Любая близкая связь с женщиной допускается на брачных с ней условиях. Они не отменчются даже при пленении женщины на войне.
  2. Коран не допускает пленных на войне, чтобы затем их можно было бы превращать в рабов и рабынь (невольниц). Он предлагает отпустить их, взяв с них выкуп или без него.
  3. К сожалению, мусульмане отошли от этих правил и продолжаю практиковать по отношению к человеку рабство, а к женщине – внебрачную связь в рамках того или иного навязываемого ей насилия.
  4. Восстановление ислама в этих вопросах может иметь место только путем возвращения к Корану и Аллаху.
  5. Зная об этом, человек уже сам должен думать о себе. Но важным моментом является и ответственность государства за своего гражданина. Но не все руководители государств еще прониклись, как кажется, этой ответственностью. Иначе откуда столько войн и страданий сегодня в мире?.. 

Теги: рабы и наложницы, помогите разобраться, 47/4, 2/190, Ниса: 22-23, 24, Посланник Мухаммед. 

[1] Тема в данном случае рассматривается на материале современных исследований. Мы опираемся на исследования А. Баиндира и его статью: Плененные на войне и наложничество (Savaş esirleri ve cariyelik) (Kitap ve Hikmet, No. 11, 2015, s. 1-11). Пер. наш (Ред.).

[2] См. там же, стр. 2.

[3] Приведем его в двух переводах:

– «И – замужние из женщин, если ими не овладели ваши десницы по писанию Аллаха над вами. <…>» (пер. И.Ю. Крачковского).

А если овладели?.. И перевод вошел в тупик!..

– «И добродетельные женщины запрещены для вас, если только вы не владеете ими * (* – примечание, опущенное нами)» (пер. А.Ю Али. Н. Новгород, «Медина», 2007).

            Последний перевод лишен смысла. Ибо непонятно, как могут быть запрещены добродетельные женщины тем, кто ими владеет?..

[4] А. Баиндир. Плененные на войне и наложничество, стр. 3.

[5] Там же.

[6] Там же, стр. 8-9.

[7] Там же, стр. 9.

Facebook'ta PaylaşTwitter'da Paylaş
Просмотрено 206
 
Другие фетвы по данной теме или близкие
№     Темы Дата    Прочтено    
1 Османзаде Р.М. Сознание (дух) и трудности определения (1/5) (151117) 15.11.2017 24
2 Очень люблю! И выхожу! Но!.. (5/) (121117) (обновлено 141117) 12.11.2017 41
3 Очень люблю! И выхожу! Но!.. (4/4) (091117) 09.11.2017 51
4 Очень люблю! И выхожу! Но!.. (3/4) (081117) 08.11.2017 47
5 Очень люблю! И выхожу! Но!.. (2/4) (081117) 08.11.2017 39
6 Очень люблю! И выхожу! Но!.. (1/4) (081117)  08.11.2017 44
7 Высказывания с претензиями (Инанчер в свете Корана) (4/10) (051117)  05.11.2017 48
8 Высказывания с претензиями (Инанчер в свете Корана) (3/10) (05.11.17)  05.11.2017 38
9 Высказывания с претензиями (Инанчер в свете Корана) (2/10) (05.11.17) 05.11.2017 34
10 Высказывания с претензиями (Инанчер в свете Корана) (1/10) 02.11.2017 44
11 Развод под давлением родителей 05.10.2017 136
12 Юсуф толкует сны (о предсказании будущего) (1/5) 04.10.2017 195
13 Я даю тебе развод по телефону (еще раз)! 02.10.2017 129
14 Как дать ребенку второе имя? 02.10.2017 145
15 Я согласна быть второй женой  02.10.2017 160
16 Любвеобильный муж и прощающая жена (1/2) 29.09.2017 188
17 Кто написал Коран? Прошу с доказательством!.. (4/10) 28.09.2017 166
18 Кто написал Коран? Прошу с доказательством!.. (3/10) 28.09.2017 134
19 Кто написал Коран? Прошу с доказательством!.. (2/10) 28.09.2017 107
20 Кто написал Коран? Прошу с доказательством!.. (1/10) 19.09.2017 200
21 Два счастья в семье от юноши, поступившего в вуз 19.09.2017 91
22 Трижды «сестра», но… «неиспорченный» махр (?) 18.09.2017 107
23 Джинны и люди. Свобода и рабство. Свобода от Аллаха (Творца) (4/10) 06.09.2017 120
24 Джинны и люди. Свобода и рабство. Свобода от Аллаха (Творца) (3/10)  04.09.2017 126
25 Свобода, несвобода, рабство (Творец и человек) (2/10) 02.09.2017 99
26 Cвобода, несвобода, рабство (Творец и человек) (1/10) 10.08.2017 146
27 Будущее и его толкование… Экстрасенсорика (3/3) 08.08.2017 175
28 Будущее и его толкование… Экстрасенсорика (2/3) 07.08.2017 111
29 Будущее и его толкование… Экстрасенсорика (1|3) 04.08.2017 141
30 Развод по телефону (еще раз) 02.08.2017 108
31 Мазхабы «под одной крышей» 11.07.2017 146
32 Разводиться или повременить? 10.07.2017 117
33 Брак: здоровье и его нарушение 10.07.2017 119
34 Таравих намаз 27.06.2017 146
35 Непорядочные лжепредсказатели наших дней 24.06.2017 152
36 Иблис: друг или кто? 23.06.2017 162
37 Рабы и наложницы: где они в Коране? 23.06.2017 206
38 Неработающий муж или семья? 22.06.2017 148
39 КОРАН и РАМАЗАН (27.05-24.06/2017) (продолж.) 19.06.2017 145
40 КОРАН и РАМАЗАН (27.05-24.06/2017) (продолж.) 19.06.2017 113
41 Волшебники и колдуны… Экстрасенсы! «Куда только смотрит Бог»?! (1/5) 04.06.2017 282
42 Бог наказал не Царя Соломона, а его народ (или полемика с Богом) 02.06.2017 224
43 Всё по возможностям! 01.06.2017 210
44 Я – вторая жена 01.06.2017 326
45 Капитал… из закята (!) (1/3) 30.05.2017 199
46 КОРАН и РАМАЗАН (27.05-24.06/2017) (продолж.) 29.05.2017 246
47 КОРАН и РАМАЗАН (27.05-24.06/2017). Вводная 27.05.2017 237
48 Три развода в одном! Еще раз! «При отягчающих»! 28.04.2017 309
49 Пост и намаз у женщины в период месячных 28.04.2017 477
50 Как быть с наследством? 12.04.2017 317
51 Настроиться на намаз 10.04.2017 397
52 …А что говорит Аллах (о самоупокоении)? 10.04.2017 407
53 Я – русская мусульманка 04.04.2017 476
54 Я дал развод три раза одновременно 04.04.2017 422
55 Молитва о замужестве 09.03.2017 893
56 Брак и родители 24.02.2017 464
57 Супружество по чувству и уму, если это по исламу 24.02.2017 454
58 О чести и достоинстве и распространении нечестия (бесчестия) 24.02.2017 450
59 Три вопроса по Корану 22.02.2017 580
60 Право женщины на развод. И как быть?.. 21.02.2017 463
61 Всезнающий!.. А судьба Адама и Евы?.. 21.02.2017 463
62 Зачем разводиться с адекватой женой? 23.01.2017 628
63 Халяльное мясо 20.01.2017 814
64 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (7) (5/5) 18.01.2017 436
65 Развод и прощение! А связь – всё равно зина! 12.01.2017 640
66 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (7) (4/5) 06.01.2017 389
67 «Вынужденная» (из-за детей) зина и как быть с ней? 02.01.2017 738
68 Разве Мы не раскрыли твою грудь? (Коран и хадисы) (метафора в Коране) 30.12.2016 561
69 Университет или второй ребенок при первом на руках 29.12.2016 475
70 Не сто и не тысяча! А по Корану!.. 23.12.2016 623
71 Ислам и религии «при намазе» 23.12.2016 569
72 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (7) (3/5) 23.12.2016 478
73 Знание, мудрость, философия 19.12.2016 496
74 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (7) (2/5) 19.12.2016 438
75 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (7) (1/5) 12.12.2016 454
76 Контроль «человека усопшего» 01.12.2016 626
77 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (6) (9/9) 29.11.2016 483
78 Вечная проблема: невестка и свекровь 28.11.2016 607
79 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (6) (8/9) 23.11.2016 509
80 «Не болеть» и быть сильным на пути Аллаха 17.11.2016 727
81 Коран: разум и медитация 11.11.2016 755
82 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (6) (7/9) 03.11.2016 448
83 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (6) (6/9) 01.11.2016 407
84 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (6) (5/9) 28.10.2016 338
85 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (6) (4/9) 17.10.2016 392
86 Р. Османзаде. NASA признало существование инопланетян 23.09.2016 669
87 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (6) (2/9) 07.09.2016 445
88 Р. Османзаде. Баиндир о Коране (7 тем) (6) (1/9) 31.08.2016 419
89 Р. Османзаде. Баиндир о Коране (7 тем) (5) 29.08.2016 401
90 Р. Османзаде. Баиндир о Коране (7 тем) (4) 26.08.2016 448
91 Р. Османзаде. Баиндир о Коране (7 тем) (3) (4/4) 25.08.2016 418
92 Р. Османзаде. Баиндир о Коране (7 тем) (3) (3/4) 24.08.2016 378
93 Р. Османзаде. Баиндир о Коране (7 тем) (3) (2/4) 23.08.2016 419
94 Р. Османзаде. Баиндир о Коране (7 тем) (3) (1/4) 22.08.2016 428
95 Р. Османзаде. Баиндир о Коране (7 тем) (2) (2/2) 18.08.2016 489
96 Р. Османзаде. Баиндир о Коране (7 тем) (2) (1/2) 16.08.2016 417
97 Р. Османзаде. Баиндир о Коране (7 тем) (1) (2/2) 10.08.2016 512
98 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (1) (1/2) 10.08.2016 501
99 Колдовство (магия) и как с ним быть (продолж. 10)? 18.09.2015 1.067
100 Колдовство (магия) и как с ним быть (продолж. 9)? 17.09.2015 904