Рабы и наложницы: где они в Коране?
Кораника > Р. Османзаде. Исследования > Фетвы Дата: 23 Haziran 2017 Email This Post Email This Post

Рабы и наложницы: где они в Коране? 

Вопрос: Ассалям Уалейкум уа рахматулахи уа бара катух!

Хочу задать вопрос, который мучает меня и не дает покоя. Речь о суре Ниса и, в частности, аяте 24, который оправдывает и узаконивает изнасилование взятых в плен женщин,  в том числе, и замужних… Я пыталась оправдать этот закон реалиями того времени, и все же, не смогла еще смириться, хотя верю, что Коран – исключительная книга мудрости и наивысшей справедливости.

С другой стороны, в наше время,  когда понятие рабства и плена набирают обороты,  и война,  если не внутри страны, то недалеко от её границ, уверенно распространяет свое насилие, то даже мы, мусульманки, не защищены от наших братьев, разделяющих позиции других мазхабов (направлений) и даже внутри одного направления, – то насилие над захваченными в плен будет халяльным (допустимым, одобряемым по вере) деянием (действием). Слезы, боль и страдания изнасилованных падут на чаши весов насильников, прокладывая им дорогу в Рай?

Да помилует меня Аллах за мои слова!..

Помогите! Помогите разобраться, пожалуйста!.. 

Ответ: Всё вы сказали словершенно верно! Точно так, как это было во всей истории… А в ней было и так, что воевали порой только лишь за рабов. Т.е. война задумывалась для того, чтобы пленить воинов и превратить их затем в рабов. Люди с давних пор охочи до бесплатного труда. А если это еще и труд на тяжелых и изнурительных работах, – то лучшего, чем раб, работника не найдешь. И можно обойтись, простите, без всякой техники безопасности. Ибо сама жизнь раба ничего не стоит… Использовались рабы также на домашней работе в качестве слуг (прислуги)…. А еще на них можно было делать деньги. Их можно было продавать и покупать на невольничих рынках как самый обыкновенный товар…

После открытия для себя всех этих сторон рабов и рабства как не воевать теперь за них?!

А так как в каждой армии были и женщины, – по тем или иным причинам или с теми или иными функциями, – то при ее поражении в числе плененных оказывались и они. Им тоже находилась работа у новых хозяев, в том числе и такая, которая была связана с обслуживанием их мужчин «по чисто женской линии». Так сложился целый механизм наложниц и наложничества. И как кому «понадобится» где и какая женщина, ему сразу рекомендовали воспользоваться наложницей (~цами). Ее саму никто, разумеется, ни о чем не спрашивал. Ибо статус наложниц был рабским. И она сама тоже понимала это. И никому ни в чем из хозяев не могла отказать. Это было «не положено»…  

Это настолько «понравилось» всем, – речь идет, надо полагать, о мужчинах, – что война – с целью завоевания воинов (и сопровождающих их женщин) с последующим превращением их в рабов и рабынь – сделалась одним из активно практикуемых во всей древней истории «промыслов». Можно даже сказать так, что если отнять чужое богатство силой оружия было первой задачей войны, то уже второй ее задачей было «пополнить запасы» в рабах и рабынях. Потому активно функционировала вся система отношений, построенных на рабстве, начиная от работорговли и до систематического пополнения гаремов и «женских половин дома» невольницами…

Коран. С этим положением дел и этим сознанием история и вошла в кораническое ниспослание. Потому когда пришлось решать по Корану вопросы «о женщиных», – в том числе и интересюущий нас вопрос о браке и брачных отношениях, – то ответ был готов заранее: «Если других женщин нет, – то иди и бери из числа наложниц!»…

А если брать «не положено» [1]?!

Коран не продолжил линию на рабство человека и закабаление женщины, характерную для всей прошлой истории, а положил ей конец. В Коране об этом говорится так (привлекаются лишь интересующие нас аяты):

Аят 2/190: «Кто воюет с вами на пути Аллаха, воюйте с ними, но не нападайте по несправедливости. Аллах не любит нападающих по несправедливости» (2/190). Нападающих с целью завоевания рабов (с целью пленения воинов и превращения их в рабов) следует рассматривать как «нападающих по несправедливости».

Аят 47/4: «Когда вы воююте с неверными (кяфирами), рубите им шеи. Когда вы приведете их в беспомощное (недееспособное) состояние, возьмите их в плотное надежное кольцо. Затем отпустите их (пленных) свободно, взяв с них выкуп или без него. Сделайте так, чтобы не осталось трудностей (стеснений), порожденных войной» (47/4).

Аят следует рассматривать как имеющий совершенно прицнипиальное значение в вопросе определения позиции мусульман в войне. По определению аята она состоит в том, чтобы отпустить пленных, взяв с них выкуп или без него. А после этого остается думать о том, как без пленных могут быть рабы и работорговля? Как без рабынь может может быть наложничество и могут существовать наложницы?..

А если они всё же есть, значит в этом случае просто не выполняются предписания Корана и люди практикуют докоранический порядок вещей. А если утверждают, что этот порядок вещей идет от самого Корана, то люди говорят просто неверно. И руководствуются они при этом не знанием Корана, а своими интересами. А Коран «продолжает не иметь» к этому никакого отношения (!)…

Аллах спросит за это… Но мы тоже должны знать, – подчеркнем это еще раз! – что Коран «продолжает не иметь»! Никакого, ровным счетом!.. 

А еще одной важной стороной освобождения пленных (с выкупом или без него), как на это указывает аят (47/4), является то, что что свобода, дарованная пленнику, безусловно, будет способствовать улучшению отношений между враждующими сторонами и преодолению трудностей между ними, порожденных войной. 

Посланник Мухаммед (да благословит его Аллах и приветствует!) поступил в полном соответствии с положениями аята (47/4) по отношению к пленникам при Бадре. Он отпустил одних за выкупу, а других – без него… 

Несмотря на совершенно очевидные положения приводимого аята (47/4), ученые суннитского и шиитского мазхабов сделали, как кажется, всё, чтобы придать ему такое толкование, что военнопленных можно убивать и превращать их в рабов [2]. – Их почему-то понесло обратно в докораническое прошлое. Очень, уж, привлекательным, надо думать, показалось оно им. Действительно, есть рабы-мужчины и есть рабыни-женщины. Каждый для своего дела! Как упустить такую возможность?! И бормотанье: «Коран, конечно, прав! Но они же наши рабы и невольницы!».. – Это сознание сегодня является помехой для для того, чтобы остаться на почве объективного толкования Корана. Оно доминирует и в сознании людей, воюющих на Ближнем Востоке «от имени Корана». Почему и не имеет, как отмечено, к Корану никакого отношения! Более того, оно ликвидирует его по самую его основу… 

Ниса: 22-23, 24. В аятах 22-23 говорится о запретных для мужчины женщинах (они просто перечиляются). А аят 24-ый [3]

Приведем аят в переводе А. Баиндира: «Вам не к добру (харам) сочетаться браком с замужними женщинами, которые находятся вне тех, которые находятся под вашим управлением (в виде военнопленных)» (2/24) [4].

Продолжим анализ аята по А. Баиндиру:

«Этот аят показывает, что замужняя женщины, оказавшись в плену, считается разведенной с мужем. В аяте хотя и говорится о возможности женитьбе на женщине, оказавшейся в плену, все мазхабы (пошли дальше) и стали трактовать это положение как возможность связи с женщиной вне (без) брака» [5]. Это и есть то принципиальное нарушение предписаний Корана, которое имеет место в данном случае по вопросу связи между мужчиной и женщиной.

Итак, «завоеванная на войне» (оказавшаяся в плену) замужняя женщина, хотя и оказывается лишенной замужества, но общие принципы вхождения в связь с ней остаются для Корана неизменными. Связь может быть доступной только в случае брака с ней. Мазхабы отошли от этого правила (предписаний) Корана, чем и противопоставили себя ему. А для человека это значит, что в данном вопросе надо вернуться от мазхабов к Корану и уже на его основе решать этот вопрос. 

Пример Посланника. У нашего Посланника были жены из пленниц (Мария, Гюверийе, Рейхане, Сафийе). На всех них он женился по предписаниям Корана [6].

Приведем пример с Сафией (Софьей).

«Сафийе была дочерью Хуйей б. Ахтаба, главы Бени Надира. В сражении Хайбер муж ее погиб, сама она попала в плен. В силу того, что она принадлежала родам Бени Курайза и Бени Надира, ее брак с кем-то ниже (по социальному рангу), нежели Посланник, был признан неприемлемым. А Посланник сказал ей, что женится на ней при условии, если она станет мусульманкой (примет ислам). А если нет, то он освободит ее и вернет обратно семье. Сафийе приняла ислам. И Посланник женился на ней, посчитав за свадебный подарок (махр) ее освобождение» [7]

*     *     * Приведенные соображения позволяют сделать следующие выводы:

  1. Любая близкая связь с женщиной допускается на брачных с ней условиях. Они не отменчются даже при пленении женщины на войне.
  2. Коран не допускает пленных на войне, чтобы затем их можно было бы превращать в рабов и рабынь (невольниц). Он предлагает отпустить их, взяв с них выкуп или без него.
  3. К сожалению, мусульмане отошли от этих правил и продолжаю практиковать по отношению к человеку рабство, а к женщине – внебрачную связь в рамках того или иного навязываемого ей насилия.
  4. Восстановление ислама в этих вопросах может иметь место только путем возвращения к Корану и Аллаху.
  5. Зная об этом, человек уже сам должен думать о себе. Но важным моментом является и ответственность государства за своего гражданина. Но не все руководители государств еще прониклись, как кажется, этой ответственностью. Иначе откуда столько войн и страданий сегодня в мире?.. 

Теги: рабы и наложницы, помогите разобраться, 47/4, 2/190, Ниса: 22-23, 24, Посланник Мухаммед. 

[1] Тема в данном случае рассматривается на материале современных исследований. Мы опираемся на исследования А. Баиндира и его статью: Плененные на войне и наложничество (Savaş esirleri ve cariyelik) (Kitap ve Hikmet, No. 11, 2015, s. 1-11). Пер. наш (Ред.).

[2] См. там же, стр. 2.

[3] Приведем его в двух переводах:

– «И – замужние из женщин, если ими не овладели ваши десницы по писанию Аллаха над вами. <…>» (пер. И.Ю. Крачковского).

А если овладели?.. И перевод вошел в тупик!..

– «И добродетельные женщины запрещены для вас, если только вы не владеете ими * (* – примечание, опущенное нами)» (пер. А.Ю Али. Н. Новгород, «Медина», 2007).

            Последний перевод лишен смысла. Ибо непонятно, как могут быть запрещены добродетельные женщины тем, кто ими владеет?..

[4] А. Баиндир. Плененные на войне и наложничество, стр. 3.

[5] Там же.

[6] Там же, стр. 8-9.

[7] Там же, стр. 9.

Facebook'ta PaylaşTwitter'da Paylaş
Просмотрено 560
 
Другие фетвы по данной теме или близкие
№     Темы Дата    Прочтено    
1 Будущее и его толкование… Дух. Экстрасенсорика (5/7) (300418) 30.04.2018 128
2 Будущее и его толкование… Дух. Экстрасенсорика (4/7) (300418)  30.04.2018 83
3 Будущее и его толкование… Дух. Экстрасенсорика (3/7) (300418) 30.04.2018 77
4 Будущее и его толкование… Дух. Экстрасенсорика (2/7) (280418) 28.04.2018 92
5 Будущее и его толкование… Дух. Экстрасенсорика (1/7) (280418)  28.04.2018 112
6 Банк как банк! Без процента не бывает! (13) (030418) 03.04.2018 211
7 Банк как банк! Без процента не бывает! (12) (030418) 03.04.2018 149
8 Банк как банк! Без процента не бывает! (11) (030418) 03.04.2018 126
9 Банк как банк! Без процента не бывает! (10) (020418) 02.04.2018 141
10 Вечная проблема: двоюродные брат и сестра (070318) 07.03.2018 419
11 Намаз:  о не совершающих его (060318)  06.03.2018 372
12 Временный брак. Откуда это? (2) (060318) 06.03.2018 378
13 Временный брак. Откуда это? (1) (050318)  05.03.2018 356
14 Банк как банк! Без процента не бывает! (9) (020318) 02.03.2018 261
15 Банк как банк! Без процента не бывает! (8) (020318) 02.03.2018 197
16 Банк как банк! Без процента не бывает! (7) (220218) 22.02.2018 200
17 Банк как банк! Без процента не бывает! (6) (210218)  21.02.2018 212
18 Банк как банк! Без процента не бывает! (5) (210218) (обновлено) 20.02.2018 209
19 Банк как банк! Без процента не бывает! (4) (210218) (обновлено) 20.02.2018 218
20 Банк как банк! Без процента не бывает! (3) (190218) 19.02.2018 197
21 Банк как банк! Без процента не бывает! (2) (190218) 19.02.2018 191
22 Банк как банк! Без процента не бывает! (1) (190218) 19.02.2018 234
23 Брак в РФ по шариату (Корану) (160218)  16.02.2018 204
24 Брак с невесткой: как понять по Корану? (5) (150218) 15.02.2018 209
25 Брак с невесткой: как понять по Корану? (4) (130218) (обновлено 150218) 13.02.2018 202
26 Брак с невесткой: как понять по Корану? (3) (120218) (обновлено 140218) 12.02.2018 264
27 Брак с невесткой: как понять по Корану? (2) (120218) 12.02.2018 263
28 Брак с невесткой: как понять по Корану? (1) (110218) 11.02.2018 220
29 О намазе и его совершении (100218) 10.02.2018 296
30 Как делится родительский дом между братом и сестрой? (100218)   10.02.2018 257
31 Три талака во гневе! Но опять же «три»!.. (090218)  09.02.2018 257
32 Разводиться: устным словом или смс? (090218)  09.02.2018 255
33 Жены в раю: какая первая из двух? (6) (010218) 01.02.2018 336
34 Жены в раю: какая первая из двух? (5) (310118) 31.01.2018 218
35 Жены в раю: какая первая из двух? (4) (300118) 30.01.2018 180
36 Жены в раю: какая первая из двух? (3) (290118)  29.01.2018 178
37 Жены в раю: какая первая из двух? (2) 280118 28.01.2018 221
38 Жены в раю: какая первая из двух? (1) 270118 27.01.2018 224
39 Вопрос «в щеку» как благодарность тестю  18.01.2018 197
40 Побить при ссоре, получить за это и прокричать три талака  17.01.2018 227
41 Османзаде Р.М. Сознание (дух) и трудности определения (1/5) (151117) 15.11.2017 406
42 Очень люблю! И выхожу! Но!.. (5/) (121117) (обновлено 141117) 12.11.2017 449
43 Очень люблю! И выхожу! Но!.. (4/4) (091117) 09.11.2017 318
44 Очень люблю! И выхожу! Но!.. (3/4) (081117) 08.11.2017 354
45 Очень люблю! И выхожу! Но!.. (2/4) (081117) 08.11.2017 328
46 Очень люблю! И выхожу! Но!.. (1/4) (081117)  08.11.2017 306
47 Высказывания с претензиями (Инанчер в свете Корана) (4/10) (051117)  05.11.2017 334
48 Высказывания с претензиями (Инанчер в свете Корана) (3/10) (05.11.17)  05.11.2017 212
49 Высказывания с претензиями (Инанчер в свете Корана) (2/10) (05.11.17) 05.11.2017 217
50 Высказывания с претензиями (Инанчер в свете Корана) (1/10) 02.11.2017 295
51 Развод под давлением родителей 05.10.2017 401
52 Юсуф толкует сны (о предсказании будущего) (1/5) 04.10.2017 561
53 Я даю тебе развод по телефону (еще раз)! 02.10.2017 384
54 Как дать ребенку второе имя? 02.10.2017 442
55 Я согласна быть второй женой  02.10.2017 471
56 Любвеобильный муж и прощающая жена (1/2) 29.09.2017 509
57 Кто написал Коран? Прошу с доказательством!.. (4/10) 28.09.2017 503
58 Кто написал Коран? Прошу с доказательством!.. (3/10) 28.09.2017 331
59 Кто написал Коран? Прошу с доказательством!.. (2/10) 28.09.2017 328
60 Кто написал Коран? Прошу с доказательством!.. (1/10) 19.09.2017 799
61 Два счастья в семье от юноши, поступившего в вуз 19.09.2017 317
62 Трижды «сестра», но… «неиспорченный» махр (?) 18.09.2017 312
63 Джинны и люди. Свобода и рабство. Свобода от Аллаха (Творца) (4/10) 06.09.2017 312
64 Джинны и люди. Свобода и рабство. Свобода от Аллаха (Творца) (3/10)  04.09.2017 390
65 Свобода, несвобода, рабство (Творец и человек) (2/10) 02.09.2017 287
66 Cвобода, несвобода, рабство (Творец и человек) (1/10) 10.08.2017 425
67 Будущее и его толкование… Экстрасенсорика (3/3) 08.08.2017 518
68 Будущее и его толкование… Экстрасенсорика (2/3) 07.08.2017 391
69 Будущее и его толкование… Экстрасенсорика (1|3) 04.08.2017 369
70 Развод по телефону (еще раз) 02.08.2017 286
71 Мазхабы «под одной крышей» 11.07.2017 469
72 Разводиться или повременить? 10.07.2017 342
73 Брак: здоровье и его нарушение 10.07.2017 323
74 Таравих намаз 27.06.2017 378
75 Непорядочные лжепредсказатели наших дней 24.06.2017 415
76 Иблис: друг или кто? 23.06.2017 487
77 Рабы и наложницы: где они в Коране? 23.06.2017 560
78 Неработающий муж или семья? 22.06.2017 421
79 КОРАН и РАМАЗАН (27.05-24.06/2017) (продолж.) 19.06.2017 297
80 КОРАН и РАМАЗАН (27.05-24.06/2017) (продолж.) 19.06.2017 356
81 Волшебники и колдуны… Экстрасенсы! «Куда только смотрит Бог»?! (1/5) 04.06.2017 500
82 Бог наказал не Царя Соломона, а его народ (или полемика с Богом) 02.06.2017 548
83 Всё по возможностям! 01.06.2017 407
84 Я – вторая жена 01.06.2017 554
85 Капитал… из закята (!) (1/3) 30.05.2017 406
86 КОРАН и РАМАЗАН (27.05-24.06/2017) (продолж.) 29.05.2017 448
87 КОРАН и РАМАЗАН (27.05-24.06/2017). Вводная 27.05.2017 411
88 Три развода в одном! Еще раз! «При отягчающих»! 28.04.2017 514
89 Пост и намаз у женщины в период месячных 28.04.2017 737
90 Как быть с наследством? 12.04.2017 582
91 Настроиться на намаз 10.04.2017 632
92 …А что говорит Аллах (о самоупокоении)? 10.04.2017 600
93 Я – русская мусульманка 04.04.2017 739
94 Я дал развод три раза одновременно 04.04.2017 686
95 Молитва о замужестве 09.03.2017 1.448
96 Брак и родители 24.02.2017 684
97 Супружество по чувству и уму, если это по исламу 24.02.2017 762
98 О чести и достоинстве и распространении нечестия (бесчестия) 24.02.2017 685
99 Три вопроса по Корану 22.02.2017 870
100 Право женщины на развод. И как быть?.. 21.02.2017 734