Рабы и наложницы: где они в Коране?
Кораника > Р. Османзаде. Исследования > Фетвы Дата: 23 Haziran 2017 Email This Post Email This Post

Рабы и наложницы: где они в Коране? 

Вопрос: Ассалям Уалейкум уа рахматулахи уа бара катух!

Хочу задать вопрос, который мучает меня и не дает покоя. Речь о суре Ниса и, в частности, аяте 24, который оправдывает и узаконивает изнасилование взятых в плен женщин,  в том числе, и замужних… Я пыталась оправдать этот закон реалиями того времени, и все же, не смогла еще смириться, хотя верю, что Коран – исключительная книга мудрости и наивысшей справедливости.

С другой стороны, в наше время,  когда понятие рабства и плена набирают обороты,  и война,  если не внутри страны, то недалеко от её границ, уверенно распространяет свое насилие, то даже мы, мусульманки, не защищены от наших братьев, разделяющих позиции других мазхабов (направлений) и даже внутри одного направления, – то насилие над захваченными в плен будет халяльным (допустимым, одобряемым по вере) деянием (действием). Слезы, боль и страдания изнасилованных падут на чаши весов насильников, прокладывая им дорогу в Рай?

Да помилует меня Аллах за мои слова!..

Помогите! Помогите разобраться, пожалуйста!.. 

Ответ: Всё вы сказали словершенно верно! Точно так, как это было во всей истории… А в ней было и так, что воевали порой только лишь за рабов. Т.е. война задумывалась для того, чтобы пленить воинов и превратить их затем в рабов. Люди с давних пор охочи до бесплатного труда. А если это еще и труд на тяжелых и изнурительных работах, – то лучшего, чем раб, работника не найдешь. И можно обойтись, простите, без всякой техники безопасности. Ибо сама жизнь раба ничего не стоит… Использовались рабы также на домашней работе в качестве слуг (прислуги)…. А еще на них можно было делать деньги. Их можно было продавать и покупать на невольничих рынках как самый обыкновенный товар…

После открытия для себя всех этих сторон рабов и рабства как не воевать теперь за них?!

А так как в каждой армии были и женщины, – по тем или иным причинам или с теми или иными функциями, – то при ее поражении в числе плененных оказывались и они. Им тоже находилась работа у новых хозяев, в том числе и такая, которая была связана с обслуживанием их мужчин «по чисто женской линии». Так сложился целый механизм наложниц и наложничества. И как кому «понадобится» где и какая женщина, ему сразу рекомендовали воспользоваться наложницей (~цами). Ее саму никто, разумеется, ни о чем не спрашивал. Ибо статус наложниц был рабским. И она сама тоже понимала это. И никому ни в чем из хозяев не могла отказать. Это было «не положено»…  

Это настолько «понравилось» всем, – речь идет, надо полагать, о мужчинах, – что война – с целью завоевания воинов (и сопровождающих их женщин) с последующим превращением их в рабов и рабынь – сделалась одним из активно практикуемых во всей древней истории «промыслов». Можно даже сказать так, что если отнять чужое богатство силой оружия было первой задачей войны, то уже второй ее задачей было «пополнить запасы» в рабах и рабынях. Потому активно функционировала вся система отношений, построенных на рабстве, начиная от работорговли и до систематического пополнения гаремов и «женских половин дома» невольницами…

Коран. С этим положением дел и этим сознанием история и вошла в кораническое ниспослание. Потому когда пришлось решать по Корану вопросы «о женщиных», – в том числе и интересюущий нас вопрос о браке и брачных отношениях, – то ответ был готов заранее: «Если других женщин нет, – то иди и бери из числа наложниц!»…

А если брать «не положено» [1]?!

Коран не продолжил линию на рабство человека и закабаление женщины, характерную для всей прошлой истории, а положил ей конец. В Коране об этом говорится так (привлекаются лишь интересующие нас аяты):

Аят 2/190: «Кто воюет с вами на пути Аллаха, воюйте с ними, но не нападайте по несправедливости. Аллах не любит нападающих по несправедливости» (2/190). Нападающих с целью завоевания рабов (с целью пленения воинов и превращения их в рабов) следует рассматривать как «нападающих по несправедливости».

Аят 47/4: «Когда вы воююте с неверными (кяфирами), рубите им шеи. Когда вы приведете их в беспомощное (недееспособное) состояние, возьмите их в плотное надежное кольцо. Затем отпустите их (пленных) свободно, взяв с них выкуп или без него. Сделайте так, чтобы не осталось трудностей (стеснений), порожденных войной» (47/4).

Аят следует рассматривать как имеющий совершенно прицнипиальное значение в вопросе определения позиции мусульман в войне. По определению аята она состоит в том, чтобы отпустить пленных, взяв с них выкуп или без него. А после этого остается думать о том, как без пленных могут быть рабы и работорговля? Как без рабынь может может быть наложничество и могут существовать наложницы?..

А если они всё же есть, значит в этом случае просто не выполняются предписания Корана и люди практикуют докоранический порядок вещей. А если утверждают, что этот порядок вещей идет от самого Корана, то люди говорят просто неверно. И руководствуются они при этом не знанием Корана, а своими интересами. А Коран «продолжает не иметь» к этому никакого отношения (!)…

Аллах спросит за это… Но мы тоже должны знать, – подчеркнем это еще раз! – что Коран «продолжает не иметь»! Никакого, ровным счетом!.. 

А еще одной важной стороной освобождения пленных (с выкупом или без него), как на это указывает аят (47/4), является то, что что свобода, дарованная пленнику, безусловно, будет способствовать улучшению отношений между враждующими сторонами и преодолению трудностей между ними, порожденных войной. 

Посланник Мухаммед (да благословит его Аллах и приветствует!) поступил в полном соответствии с положениями аята (47/4) по отношению к пленникам при Бадре. Он отпустил одних за выкупу, а других – без него… 

Несмотря на совершенно очевидные положения приводимого аята (47/4), ученые суннитского и шиитского мазхабов сделали, как кажется, всё, чтобы придать ему такое толкование, что военнопленных можно убивать и превращать их в рабов [2]. – Их почему-то понесло обратно в докораническое прошлое. Очень, уж, привлекательным, надо думать, показалось оно им. Действительно, есть рабы-мужчины и есть рабыни-женщины. Каждый для своего дела! Как упустить такую возможность?! И бормотанье: «Коран, конечно, прав! Но они же наши рабы и невольницы!».. – Это сознание сегодня является помехой для для того, чтобы остаться на почве объективного толкования Корана. Оно доминирует и в сознании людей, воюющих на Ближнем Востоке «от имени Корана». Почему и не имеет, как отмечено, к Корану никакого отношения! Более того, оно ликвидирует его по самую его основу… 

Ниса: 22-23, 24. В аятах 22-23 говорится о запретных для мужчины женщинах (они просто перечиляются). А аят 24-ый [3]

Приведем аят в переводе А. Баиндира: «Вам не к добру (харам) сочетаться браком с замужними женщинами, которые находятся вне тех, которые находятся под вашим управлением (в виде военнопленных)» (2/24) [4].

Продолжим анализ аята по А. Баиндиру:

«Этот аят показывает, что замужняя женщины, оказавшись в плену, считается разведенной с мужем. В аяте хотя и говорится о возможности женитьбе на женщине, оказавшейся в плену, все мазхабы (пошли дальше) и стали трактовать это положение как возможность связи с женщиной вне (без) брака» [5]. Это и есть то принципиальное нарушение предписаний Корана, которое имеет место в данном случае по вопросу связи между мужчиной и женщиной.

Итак, «завоеванная на войне» (оказавшаяся в плену) замужняя женщина, хотя и оказывается лишенной замужества, но общие принципы вхождения в связь с ней остаются для Корана неизменными. Связь может быть доступной только в случае брака с ней. Мазхабы отошли от этого правила (предписаний) Корана, чем и противопоставили себя ему. А для человека это значит, что в данном вопросе надо вернуться от мазхабов к Корану и уже на его основе решать этот вопрос. 

Пример Посланника. У нашего Посланника были жены из пленниц (Мария, Гюверийе, Рейхане, Сафийе). На всех них он женился по предписаниям Корана [6].

Приведем пример с Сафией (Софьей).

«Сафийе была дочерью Хуйей б. Ахтаба, главы Бени Надира. В сражении Хайбер муж ее погиб, сама она попала в плен. В силу того, что она принадлежала родам Бени Курайза и Бени Надира, ее брак с кем-то ниже (по социальному рангу), нежели Посланник, был признан неприемлемым. А Посланник сказал ей, что женится на ней при условии, если она станет мусульманкой (примет ислам). А если нет, то он освободит ее и вернет обратно семье. Сафийе приняла ислам. И Посланник женился на ней, посчитав за свадебный подарок (махр) ее освобождение» [7]

*     *     * Приведенные соображения позволяют сделать следующие выводы:

  1. Любая близкая связь с женщиной допускается на брачных с ней условиях. Они не отменчются даже при пленении женщины на войне.
  2. Коран не допускает пленных на войне, чтобы затем их можно было бы превращать в рабов и рабынь (невольниц). Он предлагает отпустить их, взяв с них выкуп или без него.
  3. К сожалению, мусульмане отошли от этих правил и продолжаю практиковать по отношению к человеку рабство, а к женщине – внебрачную связь в рамках того или иного навязываемого ей насилия.
  4. Восстановление ислама в этих вопросах может иметь место только путем возвращения к Корану и Аллаху.
  5. Зная об этом, человек уже сам должен думать о себе. Но важным моментом является и ответственность государства за своего гражданина. Но не все руководители государств еще прониклись, как кажется, этой ответственностью. Иначе откуда столько войн и страданий сегодня в мире?.. 

Теги: рабы и наложницы, помогите разобраться, 47/4, 2/190, Ниса: 22-23, 24, Посланник Мухаммед. 

[1] Тема в данном случае рассматривается на материале современных исследований. Мы опираемся на исследования А. Баиндира и его статью: Плененные на войне и наложничество (Savaş esirleri ve cariyelik) (Kitap ve Hikmet, No. 11, 2015, s. 1-11). Пер. наш (Ред.).

[2] См. там же, стр. 2.

[3] Приведем его в двух переводах:

– «И – замужние из женщин, если ими не овладели ваши десницы по писанию Аллаха над вами. <…>» (пер. И.Ю. Крачковского).

А если овладели?.. И перевод вошел в тупик!..

– «И добродетельные женщины запрещены для вас, если только вы не владеете ими * (* – примечание, опущенное нами)» (пер. А.Ю Али. Н. Новгород, «Медина», 2007).

            Последний перевод лишен смысла. Ибо непонятно, как могут быть запрещены добродетельные женщины тем, кто ими владеет?..

[4] А. Баиндир. Плененные на войне и наложничество, стр. 3.

[5] Там же.

[6] Там же, стр. 8-9.

[7] Там же, стр. 9.

Facebook'ta PaylaşTwitter'da Paylaş
Просмотрено 128
 
Другие фетвы по данной теме или близкие
№     Темы Дата    Прочтено    
1 Мазхабы «под одной крышей» 11.07.2017 42
2 Разводиться или повременить? 10.07.2017 48
3 Брак: здоровье и его нарушение 10.07.2017 39
4 Таравих намаз 27.06.2017 73
5 Непорядочные лжепредсказатели наших дней 24.06.2017 82
6 Иблис: друг или кто? 23.06.2017 96
7 Рабы и наложницы: где они в Коране? 23.06.2017 128
8 Неработающий муж или семья? 22.06.2017 91
9 КОРАН и РАМАЗАН (27.05-24.06/2017) (продолж.) 19.06.2017 95
10 КОРАН и РАМАЗАН (27.05-24.06/2017) (продолж.) 19.06.2017 66
11 Волшебники и колдуны… Экстрасенсы! «Куда только смотрит Бог»?! (1/5) 04.06.2017 229
12 Бог наказал не Царя Соломона, а его народ (или полемика с Богом) 02.06.2017 161
13 Всё по возможностям! 01.06.2017 162
14 Я – вторая жена 01.06.2017 255
15 Капитал… из закята (!) (1/3) 30.05.2017 140
16 КОРАН и РАМАЗАН (27.05-24.06/2017) (продолж.) 29.05.2017 199
17 КОРАН и РАМАЗАН (27.05-24.06/2017). Вводная 27.05.2017 195
18 Три развода в одном! Еще раз! «При отягчающих»! 28.04.2017 235
19 Пост и намаз у женщины в период месячных 28.04.2017 423
20 Как быть с наследством? 12.04.2017 284
21 Настроиться на намаз 10.04.2017 350
22 …А что говорит Аллах (о самоупокоении)? 10.04.2017 360
23 Я – русская мусульманка 04.04.2017 421
24 Я дал развод три раза одновременно 04.04.2017 368
25 Молитва о замужестве 09.03.2017 777
26 Брак и родители 24.02.2017 413
27 Супружество по чувству и уму, если это по исламу 24.02.2017 403
28 О чести и достоинстве и распространении нечестия (бесчестия) 24.02.2017 404
29 Три вопроса по Корану 22.02.2017 512
30 Право женщины на развод. И как быть?.. 21.02.2017 419
31 Всезнающий!.. А судьба Адама и Евы?.. 21.02.2017 407
32 Зачем разводиться с адекватой женой? 23.01.2017 570
33 Халяльное мясо 20.01.2017 752
34 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (7) (5/5) 18.01.2017 384
35 Развод и прощение! А связь – всё равно зина! 12.01.2017 584
36 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (7) (4/5) 06.01.2017 343
37 «Вынужденная» (из-за детей) зина и как быть с ней? 02.01.2017 681
38 Разве Мы не раскрыли твою грудь? (Коран и хадисы) (метафора в Коране) 30.12.2016 502
39 Университет или второй ребенок при первом на руках 29.12.2016 424
40 Не сто и не тысяча! А по Корану!.. 23.12.2016 581
41 Ислам и религии «при намазе» 23.12.2016 509
42 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (7) (3/5) 23.12.2016 438
43 Знание, мудрость, философия 19.12.2016 436
44 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (7) (2/5) 19.12.2016 383
45 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (7) (1/5) 12.12.2016 412
46 Контроль «человека усопшего» 01.12.2016 560
47 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (6) (9/9) 29.11.2016 439
48 Вечная проблема: невестка и свекровь 28.11.2016 556
49 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (6) (8/9) 23.11.2016 466
50 «Не болеть» и быть сильным на пути Аллаха 17.11.2016 671
51 Коран: разум и медитация 11.11.2016 685
52 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (6) (7/9) 03.11.2016 400
53 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (6) (6/9) 01.11.2016 356
54 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (6) (5/9) 28.10.2016 301
55 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (6) (4/9) 17.10.2016 342
56 Р. Османзаде. NASA признало существование инопланетян 23.09.2016 593
57 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (6) (2/9) 07.09.2016 392
58 Р. Османзаде. Баиндир о Коране (7 тем) (6) (1/9) 31.08.2016 365
59 Р. Османзаде. Баиндир о Коране (7 тем) (5) 29.08.2016 361
60 Р. Османзаде. Баиндир о Коране (7 тем) (4) 26.08.2016 403
61 Р. Османзаде. Баиндир о Коране (7 тем) (3) (4/4) 25.08.2016 373
62 Р. Османзаде. Баиндир о Коране (7 тем) (3) (3/4) 24.08.2016 334
63 Р. Османзаде. Баиндир о Коране (7 тем) (3) (2/4) 23.08.2016 380
64 Р. Османзаде. Баиндир о Коране (7 тем) (3) (1/4) 22.08.2016 386
65 Р. Османзаде. Баиндир о Коране (7 тем) (2) (2/2) 18.08.2016 437
66 Р. Османзаде. Баиндир о Коране (7 тем) (2) (1/2) 16.08.2016 359
67 Р. Османзаде. Баиндир о Коране (7 тем) (1) (2/2) 10.08.2016 467
68 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (1) (1/2) 10.08.2016 458
69 Колдовство (магия) и как с ним быть (продолж. 10)? 18.09.2015 1.006
70 Колдовство (магия) и как с ним быть (продолж. 9)? 17.09.2015 827
71 Колдовство (магия) и как с ним быть (продолж. 8)? 12.09.2015 873
72 Колдовство (магия) и как с ним быть (продолж. 7)? 11.09.2015 838
73 Колдовство (магия) и как с ним быть (продолж. 6)? 10.09.2015 859
74 Колдовство (магия) и как с ним быть (продолж. 5)? 05.09.2015 830
75 Колдовство (магия) и как с ним быть (продолж. 4)? 04.09.2015 850
76 Колдовство (магия) и как с ним быть (продолж. 3)? 03.09.2015 858
77 Колдовство (магия) и как с ним быть (продолж. 2)? 28.08.2015 913
78 Колдовство (магия) и как с ним быть (продолж. 1)? 27.08.2015 925
79 Колдовство (магия) и как с ним быть? 25.08.2015 1.003
80 О Фонде Сулеймания, его научном методе и приглашении к исследованию 26.02.2014 1.466
81 Коран и ислам. Философия, мудрость и жизнь (25.02.2014) 25.02.2014 1.552
82 Коран и ислам. Философия, мудрость и жизнь (продолж.) (24.02.2014) 24.02.2014 1.334
83 Коран и ислам. Философия, мудрость и жизнь (продолж.) (18.02.2014) 18.02.2014 1.334
84 Коран и ислам. Философия, мудрость и жизнь (продолж.) (17.02.2014) 17.02.2014 1.249
85 Коран и ислам. Философия, мудрость и жизнь (продолж.) (12.02.2014) 12.02.2014 1.395
86 Коран и ислам. Философия, мудрость и жизнь (продолж.) (08.02.2014) 08.02.2014 1.499
87 Коран и ислам. Философия, мудрость и жизнь (продолж.) (06.02.2014) 06.02.2014 1.338
88 Коран и ислам. Философия, мудрость и жизнь (продолж.) (05.02.2014) 05.02.2014 1.348
89 Коран и ислам. Философия, мудрость и жизнь (продолж.) (03.02.2014) 03.02.2014 1.847
90 Коран и ислам. Философия, мудрость и жизнь (01.02.2014) 01.02.2014 1.506
91 Р. Османзаде. Духовные традиции народов 16.01.2012 6.655
92 Р. Османзаде. Космореализм (фото) 18.01.2010 3.358
93 Р. Османзаде. Коран: средневековый, исторический и вечный 16.01.2010 2.523
94 Р. Османзаде. Космореализм: проект и… фотографии 23.12.2009 2.940
95 Р. Османзаде. Кудси хадисы 23.12.2009 2.499
96 Р. Османзаде. Против бедности – значит за справедливость 06.10.2009 2.345
97 Р. Османзаде. Коран и фытрат 29.09.2009 1.692
98 Р.Османзаде. Поклонение матери-земле 08.09.2009 6.914
99 Р. Османзаде. Поклонение матери-земле 08.09.2009 1.287
100 Р. Османзаде. Поклонение матери-земле 08.09.2009 1.452