Кораника

Как мусульманину относиться к лицемерам?

Как мусульманину относиться к лицемерам?

Вопрос: Я дагестанец. Мне 55 лет. В своей жизни я навидался многого. Когда-то у нас с моими родственниками был совместный бизнес, но они оказались настолько алчными и двуличными, что погубили и меня и общий бизнес. Следовательно, я прекратил с ними все отношения. Сам я верующий и стараюсь следовать предписаниям Аллаха, но в моем окружении есть двуличные люди (мунафики), в вере которых я очень сомневаюсь. Они причинили мне очень много вреда. По этому поводу мне хотелось бы узнать, как правильно по Корану относиться к этим родственникам и вообще к двуличным людям? Могу ли я по Корану разорвать отношения, даже если они являются моими родственниками или близкими друзьями?   

Ответ: Ваш вопрос нужно учитывать в отношении к родственникам и в отношении к лицемерам. Надо отделить родственников от лицемеров. Если у вас верующие родственники, тогда они не могут быть лицемерами. Но всё же, если они лицемеры, тогда у них слабая вера либо вообще отсутствует…

Как известно, в окружении Посланника Мухаммеда среди его родственников были кяфиры-мунафики и уверовавшие в Аллаха. Вначале Посланник призывал этих родственников на верный путь Аллаха, кто-то из них принял ислам, а кто-то – нет. И до переселения в Медину Посланник всегда старался относиться к ним порядочно и с терпением. По воле Аллаха он даже делал им дуа, то есть молился за них. Во многих аятах Корана Аллах призывает достойно относиться к родственникам, конечно, если они тоже достойны в ответ, и предлагает не разрывать родственные отношения. А вот, когда Посланник переселился в Медину, тогда Аллах поставил ясные ограничения между уверовавшими и не уверовавшими родственниками, которые были одновременно и кяфирами, и мушриками, и мунафиками. И в сражении при Бадре и при Ухуде многие из них погибли кяфирами, как наказание от Аллаха. А те, кто получили озарение от Аллаха (хидаят), они переселились в Медину, дали присягу Посланнику, стали покорными Аллаху и уверовали в Него.

Так развивались события в ту пору. Сегодня же всё происходит совсем иначе, хотя человеческий фактор не чуть не изменился. Какие кяфиры, мушрики, мунафики были тогда, такие есть и сегодня. А вместо сражения с ними, мы должны их призывать на путь Аллаха. Поэтому из жизни Посланника и по истечению событий, которые описаны в аятах можно сказать, что к родственникам мы должны относиться как к родственникам, а к двуличным мунафикам так, как к ним относился Посланник по Корану.  

Следовательно, какие бы родственники не были, с порядочными нужно быть всегда справедливым, порядочным и милосердным. А с теми родственниками, от которых исходит зло, ненависть и зависть, вот от них нужно держаться подальше и просить Аллаха, чтобы Он простил их, дал им озарение (хидаят) и наставил на верный путь. Это всё, что мы можем сделать в отношении тех родственников, в сердцах которых проявляется болезненное лицемерие.

А теперь хотелось бы привести аяты из Корана по этой теме, чтобы мы узнали сущность лицемеров и были бдительными к ним для того, чтобы они не причинили нам вреда. Например, в суре Бакара Аллах говорит так:

«(О, Мухаммед!) И среди людей есть такой, слова которого о мирской жизни восхищают тебя, а свидетелем тому, что у него на сердце, (он) приводит Аллаха. А на деле он непримиримый спорщик (враг, противник). И когда он получает власть, он старается (сделать смуту) нарушить порядок вещей на Земле, уничтожить посевы (источники пропитания) и погубить поколение. А ведь Аллах не любит смутьянов. И когда ему говорят: «Остерегайся греховного против Аллаха!», тогда величие (высокомерие) подталкивает его на грех. И такого может одолеть (только) адский огонь. И как же скверно это место пребывания! (Бакара 2/204-206).

А в суре Мунафикун, Аллах подробно разъясняет их сущность и предлагает своему Посланнику быть бдительным в отношении них:

«(О, Мухаммед!) Когда лицемеры (мунафики) приходят к тебе, они говорят: «Мы свидетельствуем, что поистине, ты являешься Посланником Аллаха». А ведь Аллах знает, что поистине, ты являешься Его Посланником. И Аллах свидетельствует, что поистине, лицемеры являются лжецами. Они сделали свои клятвы щитом (в оправдании своей лжи) и сбились с пути Аллаха. Поистине, скверно то, что они совершают! Это – потому, что они сначала уверовали, а потом стали отвергающими аяты (кяфирами). И на их сердца наложилась печать, и теперь они не уразумеют (истину).

(О, Мухаммед!) И когда ты смотришь на них, их вид восхищает тебя. И если они говорят, ты слушаешь их речи. Но они (словно) похожи на прислоненные к стене бревна (или пни). Любой крик они воспринимают угрозой, обращенной против них. Они являются врагами, и поэтому будь бдительным к ним. Да погубит их Аллах! До чего же они отвращены от истины! И когда им говорят: «Придите, чтобы Посланник Аллаха попросил для вас прощения», – они отворачивают голову. И ты видишь, как они высокомерно уходят.

(О, Мухаммед!) Попросишь ты для них прощения или не попросишь для них прощения, в отношении них ничего не изменится. Аллах всё равно не простит их. Поистине, Аллах не ведет верным путем общество нечестивцев. Они те, которые говорят: «Не жертвуйте для тех, кто возле Посланника Аллаха, пока они не оставят его». А ведь Аллаху принадлежат сокровищницы небес и земли! Однако, лицемеры не уразумеют этого. Они (ещё) говорят: «Вот мы вернемся в Медину, и тогда сильные и достойные из нас прогонят оттуда униженных». Но могущество и величие присуще только Аллаху, Его посланнику и уверовавшим. Однако, лицемеры не знают об этом» (Мунафикун 63/1-8).

А также об этих лицемерах говорится и в суре Маун:

«(О, Мухаммед!) Видел ли ты того, кто считает ложью эту религию? И это тот, кто прогоняет сироту. И не побуждает накормить нуждающегося бедняка. И горе тем, совершающим (пятикратный) намаз (которые делают это, чтобы казаться мусульманами)! Они те, которые пренебрежительно относятся к своим намазам. Они те, которые делают всё напоказ. И они отказывают (нуждающимся) даже в малом (пожертвовании)!» (Маун 107/1-7).

Таким образом, эти и многие другие аяты Корана являются примерами для мусульман, чтобы мы могли различать сущность мунафиков и свести на минимум их вред, который они наносят окружающим во взаимоотношениях с ними. И на основе этих аятов мы должны формировать наши отношения к тем или иным лицам, которые проявляют лицемерие в своих действиях. И как бы то ни было, всё же нужно помнить аят, в котором Аллах говорит своему Посланнику так:

«(О, Мухаммед!) И по милости Аллаха ты был мягок с ними. И если бы ты был грубым и жестокосердным, тогда они непременно покинули бы тебя. И прости их и попроси для них прощения, и советуйся с ними о делах. И когда ты примешь решение, тогда уповай (только) на Аллаха. Поистине, Аллах любит уповающих на Него» (Али-Имран 3/159).

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.