Кораника
Хаман на службе у Фараона

Хаман на службе у Фараона

Хаман на службе у Фараона

Вопрос:  Имя Хаман, которое проходит в Коране и в Торе, это одни и те же люди или разные? Говорят, что в Коране есть ошибка, по поводу того, что имя Хамана, жившего во время Мусы (ас), не Хаман, а Перс, то есть Фарс. Так ли это, дайте этому разъяснение (объяснение)?

Ответ: Имя Хаман в Коране проходит в шести аятах и упоминается вместе с Фараоном (28/6, 8, 38; 29/39; 40/24, 36). Из этих аятов мы понимаем то, что Аллах направляя своего Посланника Мусу (Моисея) к Фараону, Хаману и Каруну, дал ему аяты и способность демонстрировать чудо. Но Фараон отверг всё это, назвав Мусу «великим лжецом и колдуном» (29/39; 40/23-24). Кроме этого Фараон, который возомнил себя Господом, на призыв Мусы уверовать в единого Аллаха, обратился к своим приближенным и сказал: «Я не знаю для вас иного Господа, кроме меня», а Хаману повелел построить высокую башню для того, чтобы возвыситься к Богу Мусы (28/38; 40/36-37). И в конце концов Фараон, Хаман и Карун получают наказание за свое высокомерие, неповиновение и отступления (29/39).

 «В заповедях Атика, книги Эстер, имя Хамана проходит как визиря Иранского Шаха Ахашвероша. По преданию, Хаман планировал уничтожить всех евреев в царстве, а для своего замысла получил разрешение у самого Шаха. Но иудейка по происхождению, королева Эстер, которая в самую последнюю минуту помешала свершиться этому плану, приказала вместо евреев убить своих врагов, а визирь Хаман и его сыновья были повешаны (см. в книге Эстер, 7:10; 9:7-10).

В Коране Хаман является как одним из главных советников (визирей) Фараона или же являлся главным жрецом культа Амон. Он построил ему башню, с которой фараон собирался подняться к Богу Мусы. В некоторых сурах Корана Хаман упоминается вместе с Фараоном и другим врагом Мусы, Каруном.

Личность Хамана, о котором говорится в Коране, не имеет никакого отношения с тем Хаманом, который упоминается в книге Эстер. Ибо они жили в разное время и в разных местах. Некоторые востоковеды принимая за правду то, что говорится в заповедях Атика книги Эстер, утверждают, что в Коране дается ошибочная информация. И говорят, что Хаман – это визирь персидского шаха, то есть одна и таже личность, что и в Коране. Тем не менее, на деле, это всё же два разных человека, живших в разное время и на разных территориях… К тому же информация, которая проходит в книге Эстер, требует исследования, поскольку не известен ни ее автор, ни время написания… Были даже, бурные и длительные, споры по поводу этой книги, но она всё равно сумела войти в священную Тору… Всё это делает невозможным привлечение материалов о Хамане в научные представления о Коране. И мы остается на позициях, что Хаман в Коране и Торе – это всего лишь схожие имена и никакого отношения друг к другу они не имеют» (см.: Şaban Kuzgun, “Hâmân”, Diyanet İslam Ansiklopedisi, İstanbul, 1997, c: 15, s: 436-437) (текст сокращен с учетом нашей задачи о теме. – Ред.).

От редактора: «ХАМАН (הָמָן; в русской традиции Аман), потомок царя амалекитян Агага, сын персидского сановника Хаммедата. Согласно библейской книге Эсфирь, Хаман был высшим сановником персидского царя Ахашвероша. Из ненависти к еврею Мордехаю, единственному при дворе освобожденному от обязанности падать ниц перед царем, Хаман решил уничтожить всех евреев, «народ Мордехая» (Эсф. 3:6). Согласно библейскому рассказу, Мордехай был потомком Киша, отца царя Саула (I Сам. 9:1–2; Эсф. 2:5) из колена Биньямина, и поэтому считал унизительным воздавать почести потомку Агага, врага Саула. Хотя Саул проявил милосердие к Агагу (I Сам. 15:9), потомки последнего оставались не только личными врагами Мордехая, но и непримиримыми врагами евреев (Эсф. 3:10; 8:1; 9:10), которых они хотели истребить (Эсф. 7:10; 9:6–10, ср. Исх. 117:8–16; Втор. 25:17–19). Эсфирь, узнав от Мордехая о готовящемся истреблении евреев, открыла Ахашверошу злодейский замысел Хамана, и царь приказал повесить Хамана и его сыновей. В память о чудесном спасении евреев был учрежден праздник Пурим.

Возможно, имя Хаман происходит от имени высшего эламского (см. Элам) божества Хумбана, Мордехай — от имени вавилонского бога Мардука, а Эсфирь (на иврите — Эстер) — от имени богини Иштар. В этом случае рассказ имеет мифологическое происхождение.

В Септуагинте и в апокрифических «Добавлениях к книге Эстер» (см. Апокрифы и псевдоэпиграфы) обозначение Хамана как потомка Агага заменено на «македонец». В «Добавлениях» говорится, что Хаман намеривался передать персидское царство в руки македонян.

В Аггаде (Эстер Рабба 9:2) повествуется, как различные деревья, ссылаясь на свои достоинства, оспаривали друг у друга право послужить виселицей для Хамана. Однако для виселицы был выбран терновый куст, именно потому, что он не обладал никакими достоинствами. В еврейской традиции Хаман и некоторые из его сыновей выступают как архетипические враги Израиля. В Пурим во время публичного чтения в синагоге Книги Эсфирь (по свитку) принято заглушать имя Хамана громким шумом трещеток» (см.: Электронная еврейская энциклопедия. – http://www.eleven.co.il/article/11042).

Теги: хаман в службе у фараона, имя хаман, в Коране, проходит в шести аятах и упоминается вместе с фараоном, 28/6, 8, 38, 29/39, 40/24, 36.

Опубликовано 28.03.2012

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.