Кораника
30. Контроль (заключения) брака

30. Контроль (заключения) брака

30. КОНТРОЛЬ (ЗАКЛЮЧЕНИЯ) БРАКА

 
Всевышний Аллах говорит так: «Когда женщины договариваются со своими (будущими) мужьями в соответствии с маруфом (существующей традицией, нормами), не препятствуйте их женитьбе (браку)» (2/232).
В другом аяте Аллах говорит так: «После того, как вышел срок ожидания (у женщин, у которых умер муж), они вольны в том, чтобы поступать в соответствии с маруфом так, как они пожелают, в этом для вас нет греха» (2/234).
Самое важное для этих женщин – вновь выйти замуж.
Для брака недостаточно одного соглашения между сторонами. В этом вопросе каждое общество установило свои правила в соответствии со своими верованиями, традициями и обычаями. Проходящее в аятах слово «маруф» указывает именно на это. В прошлом у арабов девушка испрашивалась у отца или других вели [1], выплачивался мехир и заключался брак [2]. Христиане заключали брак в церкви, а иудеи – в синагоге. В светском обществе брак заключается, как известно, при соответствующем государственном органе.
Аяты запрещают препятствовать решению женщины, соответствующему маруфу. Маруф, напомним, это общеизвестная вещь (знание). Это знание следует из традиций и норм или Книги и Сунны. В то же время традиции и нормы не должны противоречить Книге и Сунне. Контроль в этих вопросах Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, возложил на вели. Он говорит так: «Без вели брака не может быть» (см. дополнительно: 24/32) [3].
«Если женщина бракосочетается без разрешения вели, то ее брак является недействительным, ее брак является недействительным, ее брак является недействительным. Если мужчина был в связи с ней, то в компенсацию за это женщина имеет право на мехир. Если они не смогут договориться между собой, то султан (полномочное лицо) является вели той (женщины), у которой его нет» [4].
Вели является лицом, которое имеет полномочия принимать и исполнять решения в отношении лиц, независимо от их желания. Эти его полномочия есть велает [5].
Некий мужчина по имени Низам оформил брак своей разведенной дочери Хансы. Дочь была против. Она пришла к Посланнику Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, и рассказала ему об этом. Он посчитал брак недействительным. После этого женщина вышла замуж за Эбу Любабе б. Абдил-мунзира [6].
Одна девушка пришла к Айше (супруге Посланника) и сказала ей так: «Отец выдал меня за сына своего брата, чтобы этим возвысить свое положение. Но мне это не нравится». Айша сказала: «Сядь, подожди Посланника Аллаха». Когда он пришел, девушка рассказала ему свою историю. Он тут же послал к отцу человека и вызвал его. Он передал полномочия в этом вопросе девушке. Девушка сказала: «О, Посланник Аллаха! По правде, я дала согласие отцу, но хотела узнать, есть ли у женщин в этом вопросе какое право или нет» [7].
В ряде случаев девушки избегают темы о браке. Иной раз бывает даже трудно понять, хочет ли она выйти замуж или нет. Для таких случаев Посланник говорит так: «Незамужняя женщина в вопросах, связанных с ней, имеет больше прав, чем ее вели. У девственницы испрашивается ее согласие. Ему сказали: «О, Посланник Аллаха, девушка стыдится разговора на эту тему». Он сказал: «Ее молчание означает знак согласия» [8].
«Незамужняя (разведенная) говорит о себе открыто. Молчание девушки означает ее согласие» [9].
Известные направления в исламе, беря аяты и хадисы под углом своих представлений, пришли к различающимся позициям в данном вопросе. К примеру, направление Ханефи, подходя к вопросу с позиции свободы, пришло к решению, что замуж можно выйти и без разрешения вели [10]. Следующие три направления, Малики, Шафии, Ханбели, выдвинули свою позицию. Они изменили положение вели. Если в традиционном случае он был контролирующим лицом, то теперь он стал сторонником брака. По их мнению, если вели не встанет на сторону женщины, то брак не может состояться.  Женщина в брачном процессе не может представлять ни себя, ни кого-либо другого. У нее нет прав и на то, чтобы делать своим представителем кого-либо другого, кроме своего вели. Отец может выдать замуж свою дочь-девственницу, не спрашивая на то у нее согласия [11]. Точка зрения Захири исходит из преимущественной позиции хадисов: «Женщина, будь она девственницей или разведенной, не может выйти замуж без разрешения своего вели. Если вели не дает своего согласия, ее может выдать другой, имеющий на это право. Брак девушки может состояться в случае, если отец и она сама согласятся в отношении одного и того же лица (мужчины)» [12].
А теперь рассмотрим основания, на которых основываются эти выводы.
      30.1. Основания направления (месхеба) Ханефи
 
За основу взяты взгляды Эбу Ханифе (основателя направления). Они основаны на следующих трех аятах:
«(Если мужчина развелся с женой в третий раз) она будет ему не на пользу до тех пор, пока не выйдет замуж за другого» (2/230),
«(Женщины, у которых умерли мужья) после того, как пришел конец сроку их ожидания, чтобы они ни делали сами по себе (в отношении себя), в этом для вас нет греха» (2/234),
«…Не будьте помехой этим женщинам в их бракосочетании с (будущими) мужьями…» (2/232).
Исходя из того, что женщина является субъектом бракосочетания, Эбу Ханифе посчитал ее стороной этого процесса, но не принял во внимание условия «соответствия маруфу», о котором говорится в двух последних аятах. Это привело к тому, что связанные с темой хадисы остались вне внимании, а по отношению к третьему аяту сделался возможным следующий комментарий: «Препятствие, о котором говорится в аяте, направлено на действие, т. е. на то, чтобы запереть женщину дома и препятствовать ей в бракосочетании. Это представляет собой обращение к мужьям. Ибо в начале аята проходит выражение «когда вы разводитесь с женщинами (женами)…» [13].
В силу того, что некоторые мужья чинят препятствия в бракосочетании своим разведенным женам, это разъяснение может показаться убедительным. Но оно страдает тем недостатком, что может быть направлено и против нового мужа. А есть еще и такая особенность, как прекращение связи между мужем и женой после окончания срока ожидания. А к новому бракосочетанию своей бывшей жены муж уже не имеет никакого отношения. В силу всего этого принять соображения Эбу Ханифе трудно.
Сторонники направления Ханефи так оценивают замужество женщины, которая не имеет на это разрешения своего вели: «Если женщина выходит замуж без разрешения, то это нуждается в оценке. Если муж является равным ей и взимаемый ею выкуп (мехир) не ниже выкупа женщин, находящихся с ней на одном уровне, у вели нет прав возражать против этого брака. Если женщина выходит замуж за человека, неравного ей, это может поставить вели в трудное положение. Чтобы выйти из него, они могут воспользоваться своим правом на возражение против этого брака. Это право закреплено за ними. Женщина не может противодействовать этому праву» [14].
Если мехир, который получает женщина, меньше принятого (в данном обществе при данных условиях), вели могут потребовать его увеличения или настоять на расторжении брака. Ибо они гордятся большим мехиром и стыдятся малого. Малый мехир может нанести ущерб также интересам женщин этого рода (общины). Ибо кто из них после этого станет выходить замуж, не объявляя о мехире, ее мехир определяется по мехиру этой женщины. В силу того, что права женщин данного рода охраняются его мужчинами, и право на возражение дается им [15].
Если быть внимательным, то легко видеть, что в данном вопросе у них (Ханефи) нет ни аята, ни хадиса, на которых бы они могли обосновать свою точку зрения.
       30.2. Основания направлений Малики, Шафии иХанбели
 
Эти три направления трактуют аяты и хадисы, связанные с темой, в традиционном духе. В арабском обществе девушка, как отмечено, испрашивалась у отца или вели, уплачивался мехир и заключался брак. Мужчина становился стороной брачного процесса, а женщина – нет. Вместо нее это место занимал ее вели. Основанием служил аят:
«Когда женщины подходят к концу срока ожидания после того, как вы развелись с ними, не препятствуйте им в замужестве с их (будущими) мужьями, если они согласились с ними в соответствии с маруфом» (2/232).
Говорят, что проходящее в аяте понятие عضل «быть препятствием» (لامتناع من تزويجه) означает «избегать замужества женщины (выдачи ее замуж)». А это указывает на то, что бракосочетание вменяется в обязанность вели [16]. Если бы не было приведенного выше предварительного условия, такое понимание аята сделалось бы невозможным. Ибо аят говорит о том, чтобы «не быть препятствием в деле бракосочетания с (будущими) мужьями» (2/232)… Субъектом бракосочетания является (разведенная) женщина. Это значит, что она является стороной брачного процесса… «Препятствовать» – это одно, а «избегать осуществления (совершения)» – это совсем другое. Перевод понятия «не препятствовать» как «избегать осуществления (совершения)», ведет к изменению смысла аята.
А еще говорят так, что в выражении أن ينكحن أزواجهن –«в бракосочетании с мужьями» женщина является субъектом в силу того, что она является темой брака. В силу того, что женщина не может быть стороной процесса бракосочетания, нельзя принять и того, чтобы она, в качестве вели или представителя, участвовала в процессе бракосочетания хотя бы даже одного лица [17].
Субъектом брачного процесса женщину посчитал Всевышний Аллах, а темой – арабская традиция. В силу того, что за основу была принята эта традиция, открытое слово Аллаха стало пониматься как метафора, на одно неверное трактование было наложено другое.
Те, которые приняли женщину как тему брака (брачного процесса), стали рассматривать мехир как цену за нее. На этом они построили всю свою систему представлений от женитьбы до развода. Из этих направлений ни одно не приняло права женщины на развод (ифтида), вместо него они внесли сюда свою систему (мухалаа). Мухалаа есть процесс, при котором муж соглашается на развод в ответ на то имущество, которое дает ему жена. Вот как это выглядит на практике.
Из шафиев Ширбини говорит так: «Когда мужчина обретает за определенную плату право воспользоваться женщиной, он может и расстаться с этим правом за определенную плату. Это и есть причина мухалаа. Это подобно купле-продаже. Брак подобен купле, а мухалаа – продаже» [18].
Ибн Теймие, для доказательства того, что мухалаа не является талаком (правом мужчины на развод), приводит следующие соображения: «Мухалаа является избавлением женщины от своего мужа. Подобен освобождению невольника из неволи. Он не может быть причислен к трем талакам… В соответствии с представлениями имамов четырех направлений (месхебов) и большинства людей он подобен выкупу за невольника. Это может совершить и некто другой без непосредственного участия женщины. Для освобождения раба иностранец может заплатить хозяину его цену. Так поступают и при освобождении женщины… Ибо мухалаа (как выкуп) служит для того, чтобы освободить женщину от рабской зависимости от мужа. Но она (мухалаа) не служит для того, чтобы дать ей право самой распоряжаться собой» [19].
Люди, рассуждающие подобным образом, не признают за женщиной даже право раба. Раб после освобождения обретает права свободного человека. А женщина в данном случае, то есть после того, как она выходит из под управления (контроля) мужа (после развода), попадает под управление вели. В силу того, что женщина не может быть товаром для продажи, ее, приняв за тему брака, нельзя рассматривать и как цену за имущество (мехирмал), которое она получила при замужестве. Всевышний Аллах говорит так:: «…В рамках меры маруфа права этих женщин над мужчинами равны (соответствуют) их правам над ними (правам мужчин над женщинами)» (2/228).
Как следует из аята, женщина (жена), не может рассматриваться как раб мужчины (мужа), ибо не могут быть одинаковыми права раба и его господина.
Всевышний Аллах говорит так: «Давайте мехир женщинам по своему (внутреннему) согласию» (4/4). То, что переведено нами как «мехир», в Коране проходит как «садукат» (мн. ч. от «садука»). Корнем слова является «сыдк», что означает «быть правдивым», «соответствовать в слове своей природе» [20]نحلة (нихле, написание на англ.: nihle). Оно означает безвозмездное преподношение [21]. В силу всего этого мехир не может быть ценой (оплатой) ни для какой вещи…. Мужчины, когда они женятся, говорят женщинам, что ценят их. Подтверждением этих слов является преподношение им, в качестве мехра, некоего имущества (ценностей). В аяте еще есть еще понятие
 Подходя к аятам с предвзятостью, естественно, нельзя быть объективным в их оценке. Так, «выпал из внимания» рассказанный выше хадис о правах женщины при разводе [22]. А еще говорилось о хадисе «с вели» (повторим): «Если женщина бракосочетается без разрешения вели, то ее брак является недействительным, ее брак является недействительным, ее брак является недействительным» [23]. И в данном случае субъектом брака является женщина… Расхождение между Кораном и хадисами, с одной стороны, и мнением трех указанных направлений (Малики, Шафии и Ханбели), с другой, является более чем очевидным…
Нельзя принять и следующие соображения направления Малики. Согласно им, отец может выдать замуж свою дочь силой. При этом муж может быть хромым, слепым, косым, его положение может быть на данный момент или в будущем хуже, чем положение девушки, он может отдать ее «за четверть динара», в то время как ее мехир составляет «полные золота весы», – все это не имеет никакого значения. Даже в 60 и более лет вели может быть препятствием для женщины в замужестве. Для мужчины достаточно, чтобы он был в половоспособном состоянии. Отец не может настаивать на женитьбе, если мужчина является сумасшедшим, страдает проказой, кастрирован и в некоторых других подобных случаях [24].
И согласно направлению Шафии, право выдачи замуж девственницы относится к отцу. Хорошо, если предварительно поговорить с ней (девушкой) и взять ее согласие, но это не является обязательным условием. Хорошо, если взять и согласие у матери девушки [25].
       30.3. Основания направления (месхеба) Захири
Это направление в вопросе о контроле брака исходило не из аятов, а только из хадисов. Это, в свою очередь, стало препятствием в правильном понимании самих хадисов. Логика этого подхода связана со следующими соображениями:
«Откровение, которое делается Аллахом своему Посланнику, разделяется на два вида: одно из них – это откровение, как оно есть (вахий-и метлув) [26], это телиф (сочинение, писание, книга), то есть Коран, построение которого ставит человека в трудное положение. Второе – существует в виде преданий (слухов, молвы, легенд). Оно пересказывается в устной форме (и передается из уст в уста, из поколения в поколение), не имеет письменной формы и его построение не ставит человека в трудное положение. Оно не принимается в своей форме (гайр-и метлув) [27], но читается, представляет собой сообщение, дошедшее до нас от Посланника Аллаха. Оно разъясняет нам то, что желает от нас Аллах. Ибо Всевышний Аллах говорит так: «…Чтобы ты разъяснил людям то, что ниспослано им» (16/44). Подобно тому, как Аллах требует безусловного (обязательного) соответствия первому, то есть Корану, так он требует безусловного (обязательного) соответствия и второму, то есть Сунне (хадисам), между ними различия нет» [28].
Если Сунну (хадисы, их собрание) рассматривать как изложение того, что хочет от нас Аллах, то легко видеть, что необходимости в Коране не остается. С этим связано и то, что они не видят различия между Кораном и Сунной. Аллах сказал Посланнику, «чтобы он разъяснил людям то, что ниспослано им» (16/44). Но он не сказал ему, «чтобы он разъяснял им то, что он хочет от них». Эта ошибка послужила основой для дальнейших ошибок. Ибн Хазм комментирует:
«Слова Посланника о том, что «разведенная женщина имеет по отношению к себе больше прав, чем ее вели» [29], означают, что без ее согласия вели не может принять решения (в вопросах, ее касающихся. – Пер.). Она может выйти замуж за того, за кого захочет, но без согласия вели брак не может состояться. Если вели станет упорствовать, то женщину выдает замуж полномочное лицо» [30].
Если у вели нет права на возражение, то какой в нем смысл? Разве может быть в вере Аллаха такая бессмысленная и никчемная вещь?!
А еще он говорит так: «Брак девушки (девственницы) может состояться в случае, когда они с отцом приходят к единому решению (в отношении жениха)» [31]. Выходит, что если их мнения не совпадут, то брак не состоится. Такие выводы становятся неизбежными, когда упускаются из виду условия маруфа (традиции, привычек, нравов).
Если бы Ибн Назм мог видеть, что хадисы разъясняют аяты и шел бы в направлении от аятов к хадисам, то он бы мог понять действительную роль вели в данном вопросе. Но он не видел этой связи между аятами и хадисами и не привлек к теме требуемые аяты.
       30.4. Обобщение и оценка
Согласно приведенным выше аятам и хадисам, брак следует тестировать (контролировать) по маруфу. Это тестирование осуществляет вели (опекун) девушки. В случае возникновения какой-либо проблемы к делу подключаются официальные лица. В случае, если для бракосочетания нет проблем, оно осуществляется в присутствии свидетелей, перед которыми супруги объявляют о своем решении создать новую семью.
Подходы различных направлений (месхебов) к теме породили целый ряд сложностей.
К примеру, направление Ханефи посчитало законным брак с двумя свидетелями, но без предварительного контроля. Это открыло возможность для тайного бракосочетания в школах, на рабочих местах и в ряде других подобных пространствах, а также для похищения девушек. У похищенной девушки в присутствии двух свидетелей бралось согласие, что являлось основой для бракосочетания и его официализации.
Подходы к теме со стороны таких направлений, как Шафии, Малики и Ханбели привели к формированию механизма выкупа. Если брак не поддерживается вели, то его надо склонить к этому. Самый краткий путь для этого – дать выкуп (башлык). Выкуп (башлык) не следует путать с мехирем (мехрем). Мехир выдается самой девушке, а выкуп – ее отцу, брату, дяде и т. д.
Если бы следовали аятам и хадисам, то не было бы ни случаев похищения девушек, ни использования слабости женщины для того, чтобы вводить ее в проблемное замужество, ни выкупа (башлыка)… Не было бы ничего из того, что составляет сегодня трудность и для людей, и для ислама. А еще и для самого Корана, поскольку выдается от его имени…

[1] Вели: в данном контексте понимается как (старший) брат, попечитель (опекун).
[2] Бухари. Никах, 36.
[3] Тирмизи. Никах; Ибн Мадже. Никах, 15; Ахмед б. Ханбел. Муснед, т. VI, с. 260.
[4] Эбу Давуд. Никах, 20; Тирмизи. Никах, 14; Ибн Мадже. Никах, 15; Ахмед б. Ханбел. Муснед, т. VI, c. 66.
[5] Шемсуддин эс-Серахси. Эл-Мебсут, т. XVI, c. 124; Касым б. Абдуллах Али. Энисул-фукаха… Подг. к печати Ахмед б. Абдурреззак эл-Кубейси. Джидда, 1406/1986, c. 148.
[6] Эбу Давуд. Никах, 26; Ибн Мадже. Никах, 12; Несаи. Никах, 35 (наш текст взят из Ибн Мадже, имя «Ханса» проходит у Эбу Давуда и Несаи).
[7] Несаи. Никах, 36; Ибн Мадже. Никах, 12; Эбу Давуд. Никах, 26; Ахмед б. Ханбел. Муснед, т. VI, c. 136 (наш текст взят из Несаи).
[8] Муслим. Никах, 66, 67, 68; Эбу Давуд. Никах, 26; Ибн Мадже. Никах, 11; Несаи. Никах, 33, 34.
[9] Ибн Мадже. Никах, 1872.
[10] Эс-Серахси. Эл-Мебсут, т. V, c. 13; О.Н. Билмен. Исламский юридический словарь (камус), т. II, c. 49.
Билмен пользуется понятием «велий-и акреб» – «самый близкий вели», в роли которого выступают отец и дед.
[11] Ибн Кудаме. Эл-Мугни, т. VII, c. 5.
[12] Ибн Назм, Али б. Ахмед б. Саид. Эл-Мухалла. Бейрут, 1988, т. IX, с. 25-38.
[13] Эс-Серахси. Эл-Мебсут, т. V, с. 11-12.
[14] Эс-Серахси. Эл-Мебсут, т. V, с. 13.
[15] Эс-Серахси. Эл-Мебсут, т. V, с. 14.
[16] Ибн Кудаме. Эл-Мугни, т. VII, c. 338.
[17] Ибн Кудаме. Эл-Мугни, т. VII, c. 338.
[18] Эш-Ширбини, Мухаммед эл-Хатиб. Мугнил-мухтач… Египет. 1958, т. III, с. 262.
[19] Ибн Теймие. Меджмуул-фетава (Энциклопедия фетва Ибн Теймие). Подг. к печати Абдуррахман б. Мухаммед б. Касым эл-Асими. Саудовская Аравия, 1398/1978, т. XXXII, с. 306-307.
[20] Рагиб эл-Исфагани. Коранический словарь, صدق.
            См. сюда также примечание к понятию мехир (мехр).  
[21] Рагиб эл-Исфагани. Коранический словарь, نحل.        
[22] Cм. «30. Контроль (заключения) брака)». 
[23] Cм. «30. Контроль (заключения) брака)». 
[24] Сейди Ахмед эд-Дердир. Эш-Шерхул-кебир. Подг. к печати Мухаммеда Али. Бейрут, т. II, c. 221-223.
[25] Мухаммед б. Идрис эш-Шафии. Эл-Ум. Бейрут, 1393/1973, т. V, c. 13-15.
[26] В силу того, что данный текст является ниспосланием от Аллаха, его истинность не обсуждается и ему следует соответствовать.
[27] В силу того, что эти слова не являются прямым сообщением Посланника, а представляют собой пересказ, их без обсуждения (дискуссии) принять нельзя. То есть их истинность нельзя признать без доказательства.
[28] Ибн Назм, Али б. Ахмед б. Саид эл-Энделуси. Эл-Ихкам… Подг. группой ученых. Каир, Дарул-Хадис, 1404/1984, т. I, с. 93.
[29] Муслим. Никах, 66, 67, 68; Эбу Давуд. Никах, 26; Ибн Мадже. Никах, 11; Несаи. Никах, 33, 34.
[30] Ибн Назм. Эл-Мухалла, т. IX, c. 25-38.
[31] Ибн Назм. Эл-Мухалла, т. IX, c. 25-38.

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.