Кораника
сура 105 / 10

сура 105 / 10

 

10. Коран. Сура 105: реконструкция, методология, пример, задачи исследования
 
Интерес к суре (105) вызван тремя, как минимум, причинами, сформулированными в качестве тем (проблем) заголовка.
 
а. Реконструкция. Традиционная трактовка суры ориентируется на чудо от Аллаха. К сожалению, его видят совсем не в том, в чем оно заключается на самом деле. Чудо мистифицируется и мифологизируется, потому его действительное содержание оказывается утраченным. При новом подходе делается попытка вернуть это утраченное. Понимание переносится на историческую почву и в дело вступает метод науки… Так Корану возвращается кораническое еще в одном его элементе. Или восстанавливаются права Корана на Коран по условиям и требованиям объективного познания, характеризуемого в самом Коране как фытрат
 
b. Методология. Приведенное исследование суры 105 имеет методологическую содержательность, направленность и ценность. Это значит, что его приемы и используемый им в целом метод мышления могут быть перенесены и на другие суры и аяты Корана, его темы и проблемы. Понято, что речь идет об их творческом применении в каждом конкретном случае.
 
с. Пример. Все подобные случаи Аллах превращает в пример для назидания, поучения и воспитания людей. Так поступает он и в данном случае. Аллах предлагает человеку не следовать тому, за что он наказывает уничтожением. Аллах еще раз дает понять человеку, что Он есть тот самый Бог, о котором он говорит в своих ниспосланиях и Коране в том числе… Бог справедливый, воздающий по мере и заслугам. Бог наказывающий и прощающий одновременно. Важно только не перейти черту. Это значит, что человеку остается либо быть таким, каким требует быть от него Аллах, либо – никаким (!)… А самое лучшее – это с прощением вернуться на путь. Его надо попросить… А для этого, как это понятно, надо отвратиться от всего осуждаемого и наказуемого…
Такова простая мораль Корана. А значит и суры
Простая, понятная, доступная. Значит и сила у нее и примера с ней – "стопроцентная". Но опять же она для разумеющих…
 
d. Задачи исследования. Если Коран возвращается на свою почву и восстанавливает права на себя на условиях подхода к нему с позиций научного (объективного) мышления, то это значит, что никакие другие приемы и методы к нему уже неприменимы, неприложимы. Другое дело, что объективное мышление в Коране принадлежит Всевышнему… Потому в нем есть как понятное нам, так и непонятное. Но если некое кораническое сообщение непонятно нам "по науке", то это не значит, что для выхода из положения его надо мистифицировать, выводить за пределы разума и т. д. Этим мы только углубляем разрыв с Кораном и делаем "непонятное по науке или фытрату" "непонятным принципиально"… Непонятное надо понимать так, что в нем мы вступаем в пределы исчерпания нашей познавательной способности. За ней лежит область познания, принадлежащая Аллаху. Он не открывает ее нам, но предлагает верить ему на слово…
В суре 105 мы имеем частный случай проявления этого общего принципа… В ней нет ничего из того, что "было бы извержением" и было бы в нем "не так", как мы знаем это по науке и собственному опыту. А что касается остального… Может со временем узнаем и это…
В традиционной версии суры нарушены все условия объективного познания, включая сюда, естественно, и познание по Корану. Но и это еще не всё. Вместо того, чтобы сказать, – в коомментариях, – что мы не знаем того, как это делает Аллах, предпочитают говорить… мистификацией, мифологией, воображением. Выдумывают из себя по произволу мышления… Воображают чудо там, где его нет и надобности в нем тоже нет… У Аллаха есть другие средства на этот счет. О них никто ничего не говорит. Все продолжают держаться за воображаемое вместо того, чтобы оставить его, признать свои ошибки и перейти к историческому и рациональному мышлению… И Коран, скорее всего, не читают. А если читают, то не думают. А потому и не понимают… Если бы делали всё это вместе, одновременно, – и читали, и думали, и понимали, – то могли бы ответить и на вопрос о том, что в Коране есть и может быть, а чего в нем нет и быть не может. И вообще, и по данному случаю… Тогда бы и чудо в Коране (в суре 105-ой конкретно) было не по вымыслу, а такое, какое оно есть на самом деле…
Эти рассуждения дают однозначный ответ и на вопрос о задачах исследования суры (105). Они "явно превышают" исследование ее "двух строк" (105/3-4), как на это указывается в задачах нового подхода (в узком, разумеется, смысле). Она связана с пониманием Корана в целом. Пониманием его как источника объективного познания от Аллаха и по Аллаху, то есть и путем или в форме веры в его Слово… Но Коран – это не только источник знания. Он еще и Учебник жизни. Потому познавательное и нравственное связаны в ней неразрывными узами. Это мы видим и по суре, в которой Аллах не только обобщает познавательно, но еще и поучает нравственно…
Всё это, разумеется, входит и в "задачи исследования"…
 
В дополнение
 
…Коран не может быть одним в одной своей суре и другим – в другой. Он весь один и тот же в каждой своей суре, а значит и во всех них. И если Аллах характеризует его как фытрат (логос и объективную закономерность), то это значит, что он такой же и в суре 105-ой.
Кораническая объективная закономерность воспроизводит объективную закономерность вне Корана, то есть существующую таковой в самом объективном мире. Иначе какой в ней смысл?!
А если объективный мир подчинен объективной закономерности, то это значит, что это мир с ненарушаемой природой и мерой. То есть он всегда один и тот же при одних и тех же или совпадающих условиях… И если Аллах не дал птицам воевать по их природе в манере, описанной в традиционной версии суры (105), значит они и "не воюют по ней". А если воюют, то только по воображению и выдумке…
При этом забывают и о том, что для уничтожения силы, подобной армии, наступающей на Мекку, у Аллаха есть и другие средства, многократно описанные им в Коране.
Но и это еще не всё. "Птичья", простите, версия "элементарно" не согласуется еще и с реальной историей и ее фактами. С тем, "как это было на самом деле"…
Этому рано или поздно должен был прийти конец. Корану должно быть возвращено кораническое. Событие должно прийти "в равновесие" (согласие) с Кораном, историей и жизнью…
…Если начать отступать от Корана, то достаточно сделать только шаг. За ним последует другой. Ибо в Коране всё связано друг с другом. Потому нарушение одного его пункта с необходимостью ведет к нарушению и другого… Аллах говорит так: "Если бы (он, Коран) был (ниспослан) кем-то другим, помимо Аллаха, то в нем было бы много противоречий (ошибок, нестыковок, "несварений")" (4/82)… Так, нарушая шаг за шагом коранические принципы и положения, можно находить и чудо там… где пожелаешь! В том числе и там, где его нет, или где в нем нет необходимости… Сдерживающих рычагов все равно не осталось!.. Тогда и птицы полетят с камушками на головы…
Аллах, как отмечено, находит решение не в стороне от "столбовой дороги", а на ней самой. Он решает вопросы на почве и в пределах объективной закономерности… Не может же он, – и в самом деле! – и положить ее, и одновременно игнорировать… Но решает на уровне более высокого знания, чем наше. Эту "разность потенциалов" в знании мы и называем "чудом". И выясняется, что в этом вопросе мы можем порой ошибаться. Как, скажем, в случае с сурой 105…
Чудо только тогда принадлежит Аллаху, когда оно проявляется на его условиях и в соответствии с тем, что он говорит о себе и своем знании. Во всех остальных случаях оно есть просто вымысел, продукт воображения. Традиционная версия суры, до сих пор пребывающая на страницах Корана, и есть такой вымысел. Сочинен он, возможно, и в угоду Корану, но лежит в стороне от него. Ибо с вымыслами подобного рода Коран не имеет ничего общего…
…"Птицы с горошинками" уничтожают армию!.. Надо же!.. Начинаешь спрашивать, откуда это? Кем и чем вызвано. И никто ничего не может сказать. Все говорят одно и то же. Указывают на небо. "Его чудо!", – говорят… А у Него, простите, такого чуда нет!..
Что будем делать? Наверное, читать Коран и извлекать из него "Его чудо". А оно, как отмечено не бывает "в обход столбовой", не бывает там, "где вообще не бывает"…
Байка, подобная приведенной в суре 105, "сама по себе прекрасна". Ничего не скажешь! Но… для сказочного сознания (!). Потому для Коран не подходит. Может быть использована за его пределами. Но уже от имени самого рассказчика…
Коран не является собранием сказок, легенд и мифов, как это принято порой думать. А когда реальное событие искажается, это искажение вносится в Коран и затем преподносится от его имени, то может создаться представление "об аргументе" в пользу сказочного Корана. Потому мнение, включающее в Коран мифо-сказочное содержание, не только само по себе искажает его в направлении деформации заложенной в нем реальности. Оно еще создает аргументы для придания ему образа "убаюкивающе-лубочного" сознания. Так Коран "незаметно для глаз", как это имеет место в фокусе, переносится с рациональной платформы на мифологическую и его объективное содержание "опускается до нуля". Он перестает быть формой научного мышления и становится, простите, забавой и игрушкой в руках… Так что "птицы с горошинками" ло-ложному забрасывающие воинов армии со слонами, по-настоящему забрасывают сам Коран. И делают это до тех пор, пока он вконец не исчезнет под мифом этого забрасывания… Сказка превращается в реальность! Сказочные воины уничтожают реальный Коран. Реальный в его объективности и рациональности… А на его месте оставляют мифический. То есть уничтоженный, забросанный… Созданный усилиями своего воображения. К которому ни Коран, ни история и жизнь уже не имеют никкого отношения…
Такой, вот, итог!.. Сказать, что он "печальный", значит ничего не сказать… Утерен Коран! В силу ложного мышления о нем. Разве это покрывается "печалью"?! "Печалью" можно закрыть это "дело"?! Не лучше "засучить рукава"… Тем более, что и Коран под рукой, и разум в голове. История на месте, а факты на руках…
Байки и сказки, которые рассказывают людям по поводу реальных событий и которыми их стараются заменить в сознании людей, – всегда имеют совершенно определенное социальное назначение. Так обстоит дело и в вере. А поскольку мифо-сказочное сознание формирует мир человека и его деяниях, то оно имеет реальный, практически осязаемый, так сказать, эффект или результат. Ложное сознание переходит в ложные формы социальной и исторической деятельности. Но введенный в заблуждение человек может стать орудием и для чужих и даже чуждых ему интересов. В таком случае обманутым оказывается сам человек в своих ожиданиях. А продукт, создаваемый им, может быть и "совершенно безупречным" с точки зрения его соответствия объективной закономерности…
Потому когда говорят "о птицах, уничтожающих армию", и делают это против Корана, истории и жизни, то в этом следует видеть еще и действие интересов, направленных против человека. И это, возможно, здесь самое главное…
Усыпительно-отвлекающее мифо-сказочное мышление, как и всякий продукт, имеет "срок действия" или "срок использования". Он же и "срок годности"… "Птицы" "не могут не беспокоить" после того, как над ними задумается наука…
 
И последнее. От птиц-воинов отказались! Но есть еще и птицы-уборщики… А с ними как? Тоже откажемся?..
Этот вопрос мы уже разобрали выше…
 
…Как может оставаться в Коране то, что не соответствует ни ему, ни истории? А еще и после того, как это становится очевидным?.. Неужели люди и в самом деле готовы променять реальное на воображамое?.. А куда делась "богобоязненность" и "послушание" Аллаху. Накажет, ведь!..
В последнем аяте суры (105/5) Аллах так и говорит, что "вот так" "Аллах поступил с ними"… Превратил их "в траву под ногами"… Для чего Аллах говорит это?.. Ведь ясно для чего! Чтобы было примером для людей! Чтобы думали! И не повторяли впредь прежних ошибок…
А птицы-воины, забрасывающие "по-ложному" армию, а "по-настоящему" Коран, – что это? Не повторение прежних ошибок?..
 
…Коран не может быть объяснен ни мифом, ни отказом от разума. Он есть знание по методу объективного познания. И всё в нем подчинено этому принципу… Новая редакция суры (105) старается в этом направлении… У нее есть, как отмечено, свои трудности. Но это уже трудности совсем другого рода, нежели те, которые имеют место в условиях произвольного или произвольно-воображающего мышления. Потому они преодолимы на почве научного метода познания… Главное было в том, чтобы вернуть Коран на его рельсы. Всё остальное зависит уже от его успехов.
Привлечение метода науки к исследованию суры (105) следует расценивать как большой успех коранической науки. Остается надеяться, что он будет развит на всех ее направлениях…
 
В заключение
 
…"Действительная власть принадлежит в этот (Судный) день Милостивому. И это – трудный для кяфиров день (26). В этот день несправедливый, кусая локти, скажет: "Ах, если бы и я был на пути вместе с посланником!" (27)" (25/26-27). "А посланник скажет: "О, Господь! Моя община оставила этот Коран (отдалилась от него)" (25/30)… Примером, подтверждающим правоту этих слов Посланника Мухаммеда (до благословит его Аллах и приветствует) является, простите, и традиционное понимание суры 105…

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.