Кораника
сура 105 / 7

сура 105 / 7

7. Коран: аяты 105/3-4 (3-5). Сиджиль и эбабиль

Как уже отмечено, указанные аяты являются фокусом суры. Их адекватное осмысление делает возможным и адекватное понимание всей суры. Это тем более важно, что в суре описывается исторический процесс и непосредственное участие в нем Аллаха. И даже не участие, а прямое его осуществление Аллахом. Это можно понять и как способность Аллаха реализовать свою волю в желаемом месте и в желаемое время. А это есть уже один из фундаментальных принципов коранического мышления. По этой причине названные аяты и сура в целом несут исключительное значение для понимания всего Корана, а вместе с ним и самого Аллаха, его возможностей и отношения к людям…
В аятах проходят два понятия, особо важные для нашего случая. Одно из них «сиджиль» (سِجِّيلٍ) (проходит в аяте 105/4), другое – «эбабиль» (о нем говорится чуть ниже) [1].
Сиджиль. Можно считать общепризнанным мнение о происхождении этого арабского понятия из пехлевийского (староиранского) понятия «seng-i gil» (приводится написание на англ.).
В современных арабских словарях (Лисан-уль араб, Муфредат) «сиджиль» понимается как: очень твердый, камень (происходящий) из земли (подобный земле), окаменевшая земля и т. д.
Согласно мнению, приписываемому Ибн Аббасу, он характеризует сиджиль как испеченную, как кирпич, жижу земли [2]. Сразу вслед за этим о сиджиле говорится как имеющим (или могущим иметь) и небесное (космическое) происхождение [3].
В силу этого у сиджиля появляются два значения. Это – твердый камень, который падает с неба и который может иметь как (1) земное, так и (2) космическое происхождение, если говорить современным языком.
Оба случая и в самом деле имеют место в нашей жизни. С неба могут падать камни, поднятые, скажем, (1) воздушными завихрениями, (2) выброшенные вулканом и (3) космического происхождения.
Для уточнения происхождения камней в данном случае можно было бы принять во внимание следующие обстоятельства: (1) они падали с неба в массовом, так сказать, количестве, (2) обладали большой пробивной силой, (3) были испекшимися или твердыми как после испечения или, еще, испекшимися потому, что были горячими. Всем этим условиям одновременно удовлетворяют камни, выброшенные вулканом. А есть здесь еще и дополнительный аргумент. Это – историческое свидетельство.
Еще одно свидетельство в пользу вулканического происхождения «камнепада», как на это указывает М. Байрам, может быть связано с понятием  сиджин и еще с одним смыслом понятия сиджиль. Речь идет о понимании сиджина как магмы, а сиджиля – как лавы [4].
Наряду с этим укажем и на современные понятия, используемые в нашем случае:
– магма: صُهارة (сухара, suhara),
– лава: حمم (хумем, humem),
– вулкан: بركان (буркан).
Кроме рассматриваемой суры (105) понятие сиджиль проходит в Коране еще в двух местах: сурах Xуд (11/82) и Xиджр (15/74) [5]сиджилем (испекшейся жижой земли или глиной) грешного общества Лута. Аяты повторяют и дополняют друг друга.. В них обоих описывается одно и тоже событие – уничтожение
Xуд (11/82): «Когда поступил наш приказ, мы перевернули землю верх дном (сделали глубь земли ее верхом) и засыпали их (твердыми) обоженными из жижи (земли) (или глины) [6] камнями (сиджилем)» [7]. Камни падали дождем: «Мы пролили на них дождь» (7/84). Дождь из камней или камнепад дождя! Спастись от него не было никакой возможности!.. Потому Аллах и говорит: «Посмотри же, каким был конец грешников!» (7/84).
Xиджр (15/74): «Мы перевернули этот город верх дном и засыпали их (твердыми) обоженными из жижи (земли или глины) камнями (сиджилем)».
Дополнительное разъяснение аята содержится в предшествующем ему содержании суры… Посланцы от Аллаха (ангелы) пришли к роду Лута (Лота) и сказали Луту так: «Выведи среди ночи свою семью и сам иди вслед за ними… Ступайте туда, куда вам приказано» (65). «И обявили ему (волю Аллаха): к утру прекратится их род (продолжение) (они будут уничтожены)!» (66) (15/65-66). «А на восходе солнца их поразил страшный звук (гул) (73). Мы перевернули этот город верх дном и засыпали их (твердыми) обоженными из жижи (земли) камнями (сиджилем)» (74) (повторно) (15/73-74).
Здесь есть исключительно важный для нашего случая момент, порой недооцениваемый. Он связан с планированием события и принятием мер в отношении уверовавших, которых Аллах спасает от наказания-уничтожения. Напомним: «Когда поступил наш приказ, мы перевернули землю верх дном…» (11/82). Аллах говорит о приказе, поступившим от него. Любому приказу предшествуют известные события… А перед этим к Луту пришли посланцы от Аллаха и предложили ему ночью вывести свою семью (см. 15/65-66). А утром поселение было уничтожено (см. 15/73-74)… С такой точностью и тщательностью планируется событие, которое представляется нам случайным и неожиданным… А сегодня это можно было бы оправдать еще и ссылкой «на сейсмичность региона»…
Интрересно, что событие планируется до отдельных лиц. К примеру, жену Лута Аллах отверг: «И только семью Лута мы спасем целиком (59), кроме его жены. Мы решили, что она останется позади (60)» (15/60-61).
Обобщая тему, Аллах приводит пример верующих и неверующих женщин (жен). В качестве неверующих он указывает на жен Нуха (Ноя) и Лута (Лота). Им уготовлен огонь (см. 66/10). А в качестве уверовавших названы жена Фараона и Марьям (Мария), дочь Имрана, мать Исы (Иисуса) (см. 66/11-12). Жена Фараона сказала: «Господи! Спаси меня от Фараона и его деяний! Возведи для меня дом в раю возле тебя и спаси меня от несправедливых людей!» (см. 66/11). А дочь Имрана Марьям (Мария) «сберегла целомудрие. И Мы вдохнули в нее [8]матерью Пророка по причине своей чистоты и непорочности [9]. А потому совершенно беспочвенны все заявления о ее распутстве у поздних авторов. К тому же они вступают в противоречие с тем, что говорит об этом Аллах. За это им придется нести ответственность перед ним. По этой же причине Марьям остается образцом чистоты, непорочности, преданности и покорности Аллаху. Он так и говорит о ней: «Она подтвердила слова и книги Господа своего (или уверовала в них) и была одной из покорных» (66/12). Разве Аллах может сказать столь прекрасно о порочном [10]?! от нашего духа» (см. 66/12). Так выясняется, что Марьям удостоилась чести быть
Еще один момент в приводимых рассуждениях непосредственно связан с нашей темой. Это момент планирования события (явления) свыше. О нем уже говорилось выше. Но приведем еще один пример. Когда ангел сказал Марьям о том, что ее ожидает (см. 19/16—19), «она сказала: «Как у меня может быть мальчик, когда меня не касался мужчина и я не была блудницей» (20). Он сказал: «Вот так! Господь твой сказал: «Это для Меня легко. Мы сделаем его знамением для людей и милостью от Нас. Это дело уже решено» (21) (19/20-21)… Это дело уже решено!.. Аллах принял решение и послал ангела для его исполнения… Значит – быть ему! И никаких преград для него уже не существует! Так случилось и в этот раз… Важно и то, что речь идет о мальчике. То есть Аллах определяет и пол ребенка. В другом месте он говорит так: «Богатство небес и земли принадлежит Аллаху. Он создает желаемое. Одаривает желаемого девочкой, а желаемого мальчиком» (42/49) (см. также 42/50)…
В качестве обобщения можно привести следующие аяты:
«Аллах!.. Время (наступления Судного дня) – у него. Дождь проливает Он. Знает, что в утробах. Никто не знает, что он заработает завтра, и никто не знает, где он умрет. (Всё) знает, (обо всем) информирован только Аллах» (31/34),
«Знать час (столпотворения, подъема, Судного дня, киямета) поручается (поручено) Аллаху. Без его знания не могут выйти (развиться) ни плоды из почек, ни забеременить и родить самка. В день, когда (Аллах) обратится к ним (со словами): «Где мои партнеры (те, которых вы мне придавали)?», (они) скажут: «С уважением сообщаем тебе, что никто из нас их не видел (никого из них мы не видели)» (41/47),
«(Все), кто есть на небесах и на земле, все (они) – Его (принадлежат ему). Те, которые находятся рядом с ним, не возгордятся (не превознесутся, не возомнят о себе) от службы ему и не устанут. Днем и ночью они славят (Его) и делают это безо всякого перерыва. А то, нет!.. Создают себе богов из земли!.. Они, что-ли, будут оживлять?» (21/19-21)…
Сюда можно добавить еще и то, что все действия человека фиксируются и будут спрошены с него в положенный день и час (см. ниже)…
Всё это со всей очевидностью говорит о том, что все намерения Аллаха, – в том числе, разумеется, и в отношении человека, – до их непосредственного осуществления, планируются им. Они осуществляются с принятием решения. И после этого уже ни у кого нет сил, чтобы остановить их или быть преградой им… Потому если Аллах решает наказать кого-то или даже целый народ, то он делает это без особого труда, играючи, с легкостью. Единственное спасение, как о том говорит он сам на протяжении всего Корана, это следовать тому, чему он предлагает нам следовать, и воздержаться от того, от чего он предлагает нам воздержаться. Никакого другого пути или решения в этом вопросе больше не существует. И пусть никто не обманывает себя этим несуществующим…
И тут выясняется, что средством наказания у Аллаха является и то, что мы называем «стихийным бедствием» – ураганы, наводнения (потопы), землетрясения, вулканические извержения и пр. Некоторые из них мы научились предсказывать и способны принимать против них защитные меры. Но это в случае, когда они протекают, так сказать, по механизму «нормальных стихийных процессов». А когда они возникают неожиданно и непредсказуемо, а еще и протекают стремительно и мощно, то против них мы уже бессильны. В такой форме действует и воля Аллаха, направленная на уничтожение упорно-неисправимых с помощью стихийных процессов [11].
Можно подчеркнуть и такую особенность этих процессов, как превращение их в пример для назидания людей. То есть Аллах не только уничтожает неисправимых, но и воспитывает на этих примерах людей, предотвращая теперь их самих от подобного уничтожения. Примеры направлены именно на это. Иначе какой в них смысл?..
На это «открытым текстом» указывает и сам Аллах. Он говорит так: «Воистину, в этом (речь идет об уничтожении заблудшего и порочного общества Лута) – знамения для способных видеть (знаки Аллаха) (или для людей разумеющих) (75). Они жили прямо у дороги (дорога эта вела из Мекки в Сирию) (76). Воистину, в этом – знамения для уверовавших (верующих) (77)» (15/75-77).
Как видим, аяты 75 и 77 сводятся к одной и той же мысли. Ее непосредственно поддерживает и аят 76. В итоге все три аята (15/75-77) высказывают одну и ту же мысль. А именно мысль о том, что Аллах уничтожает упорно-неисправимых вместе с их поселениями. Этим утверждается еще одна кораническая мысль. В этот раз, как отмечено, о том, что для спасения у человека нет никакого другого пути, кроме отвращения от порока и порочного и возвращения на путь Аллаха…
Непосредственный пример назидания, приводимый в аята (15/75-77), усиливается подчеркиванием того, что «они жили прямо у дороги (на дороге) (или, по другой редакции: «Он (этот разрушенный город) находился прямо на дороге»). Кажется, что это только «небольшая уточняющая деталь». Но, нет! Это не «деталь». Это – разоблачение на весь свет или пример для всех людей. «Жить на дороге» – это значит демонстрировать себя всем, кто проходит и проезжает по ней. А если дорога эта оживленная? Как дорога из Мекки в Сирию… Что тогда?.. Тогда и весть об упрямых упорных разносится «далеко за горизонт». Туда, куда ведет сама эта дорога…
Так, вот, наказывает Аллах! Публично! Прилюдно!.. А еще и в назидание! Проходящим и проезжающим!.. Дорога, ведь!.. Обязательно спросишь себя, откуда она и куда ведет? И что это за камни такие, глиняные, рассыпанные на равнине вдоль нее [12]?..
В связи с темой Аллах приводит и другие примеры (а, b) (см. 15/78-84) (о некоторых из этих аятах уже говорилось выше, но мы повторим их как примеры к теме).
а. «И жители (народ) Айки были несправедливы (по отношению к Нам) [13] (78). Мы отомстили им [14]. Оба они [15] еще и до сих пор открыто (лежат) впереди (перед глазами на дороге) (79)» (15/78-79) [16], [17].
b. «Воистину, и народ Xиджра («скалистой долины») (самудяне) тоже сочли посланников лжецами (оболгали их) (80). Мы дали им наши аяты, но они отвернулись от них (81). Они высекали себе надежные дома из гор (камней) (82). На утренней заре их тоже поразил страшный (наводящий страх и ужас) звук (гул) (83). И не помогло им ничего из обретенного ими (84)» (15/80-84)».
Приведенные аяты в целом можно понять так, что Аллах сначала предлагает людям свои рекомендации и даже уговаривает их своими посланниками. А когда все эти средства оказываются безрезультатными и исчерпанными, а порок и неуважение к Аллаху переходят все пределы, вот тогда Аллах и принимает свои меры. Он просто уничтожает порочное общество… Средствами уничтожения являются стихийные бедствия, сфокусированные на объекте уничтожения… В данном случае можно говорить о таких из них как землетрясение, вулканическое извежение. Вблизи берегов могут начать действовать подводные вулканы действовать. Изменение рельефа дна может унести под воду на десятки метров. Тогда и следов разрушения на суше не найдешь…
Куда делись птицы и почему Аллах не воспользовался ими больше ни разу в последующем тексте Корана?.. Просто потому, что «их не было и в первый раз»…
Об использовании стихийных бедствий как средства для уничтожения человеческого порока говорит все содержание приводимых аятов и сам текст. К примеру: «На утренней заре их тоже поразил страшный (наводящий страх и ужас) звук (гул) (15/83). «Страшный звук» сам по себе является стихийным бедствием. Но он сопровождает и другие стихийные бедствия – ураганы, землетрясения, извержения…
Важной особенностью стихийных бедствий, насылаемых Аллахом на порок, является, как отмечено, их сфокусированность на нем. Их эпицентром является именно этот порок. Потому он и уничтожается с такой силой, что и следов от него порой не остается никаких. А рассыпанные на земле «куски кирпича» только подтверждают это…
Все эти уничтожения были совершены в реальном времени и пространстве. Потому они являются одновременно и историческим свидительством. А любое такое свидетельство Аллах превращает еще и в предмет назидания. «Может, когда увидят своими глазами, одумаются»… Дается еще один шанс! Аллах же сказал, что он Многопрощающий… Но до пределов, за которыми следует наказание. А наказание Аллаха «страшное». Оно просто уничтожающее
Остается еще одно понятие – эбабиль (أبابيل). Это понятие, когда оно относится к птицам, обозначает множественное их число в значении стаи [19]птицы тут ни причем (!). Они ни причем в процессе «забрасывания армии камнями»!.. И об этом уже достаточно сказано выше. Потому на этой теме мы уже не останавливаемся…. Все дело заключается в том, что…
(Продолж. следует)

[1] На них обращает внимание и М. Байрам (см. цит. кн., сс. 14-19).
[2] См. М. Байрам. Цит. кн., с. 16.
[3] См. там же, сс. 16-17.
[4] М. Байрам: «Магма внутри земли называется в Коране «сиджин», а с выходом на поверхность – «сиджиль» (цит. кн., с. 16 и послед.).
[5] На это указывает и М. Байрам (см. цит. кн., сс. 15-17).
[6] Обжигу подвергается глина, но первоначальный ее вид – это «земля, разбавленная водой» или «жижа», «пастообразная земля». Но и «жижу земли» надо отличать от «обжигаемой земли». Обжигается, как отмечено, «глиновая земля» или просто глина.
См. сюда также примечание под заголовком «Испеченная (обоженная) глина», приводимое в главе: 6. Чудо. Чудо-птицы или воображаемое чудо (продолж.). Птицы по Корану (а).
[7] См. сюда также пер. и комм. аятов 11/82-83 у А.Ю. Али (см. цит. пер. Корана, с. 556).
[8] См. ниже: * Мы вдохнули в нее.
[9] См. сюда также аяты 19/16-35.
[10] Марьям входит в число «совершенных женщин», в состав которых, кроме нее, входят еще жена Фараона Асия, Xадиджа, жена Посланника Мухаммеда и Фатима, его дочь (см. А.Ю. Али. Цит. пер. Корана, 66/11, прим. 5549, с. 1474). «Фараон – образец высокомерия, безбожности и греха. Поскольку его жена сохранила свою веру, ее смирение, покорность и праведность были, конечно, большой духовной победой» (там же).
[11] К слову, судя по информации различных источников, можно сделать вывод о том, что современная наука и технология могут влиять на сейсмические процессы и даже управлять ими в некоторой мере. Как это понятно, эти процессы могут быть использованы как в народном хозяйстве, так и в оборонной технологии.
[12] «Города Содом и Гоморра были полностью разрушены, и даже сейчас невозможно установить их хотя бы приблизительное местонахождение. Но равнина, покрытая глиняными камнями, до сих пор существует справа от дороги, соединяющей Аравию и Сирию. Для человека, путешествующего в окресностях Мертвого моря, вся местность представляется сценой катастрофического опустошения, которое действительно предполагает ужасное наказание за мерзкие преступления» (А.Ю. Али. Цит. Коран, 15/76, прим. 1983, с. 650).
К слову, то, что названо «мерзкими преступлениями», является, к сожалению, реальностью наших дней. Значит ли это, что и за них последует наказание?.. В таком случае в руинах будет лежать «пол мира по всему миру»… А есть, ведь, еще и «конец света»… Одним словом, есть над чем задуматься…
[13] Жители (обитатели) Айки или Рощи. Аль-Айка – это переплетенные между собой деревья.
Посланником у них был Шуайб.
См. сюда также коммент. А.Ю. Али (см. цит. пер. Корана, 15/78, прим. 1985, с. 650).
[14] См. ниже: * Быть несправедливым.
[15] См. ниже: * Оба они.
[16] Речь идет о том, что города находилоись на дороге и проезжающие и проходящие воочию могли видеть следы наказания. Разумеется, кроме тех, которые погрузились в море…
[17] См. сюда также краткую справку: * Содом и Гоморра (из интернета).
[18] Историческую справку о самудянах и народах региона см., к примеру, у А.Ю. Али (цит. пер. Корана, 7/73, прим. 1021, с. 400).
[19] По этому механизму образуются и некоторые другие понятия множественного числа. К примеру динар (دينار) – денанир (دنانير) и др. (см. К. Байрам. Цит. кн. с. 18).

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.