сура 105 / 2
Кораника > Коран Дата: 16 Eylül 2009 Email This Post Email This Post
2. Историческая справка
Событие, о котором рассказывается в суре, является исторической реальностью (достоверностью) [1]. О явлениях, подготовивших и сопровождавших его, мы расскажем кратко по их описанию в названной книге М. Байрама.
“…Йемен издревле занимал важное место в мировой торговле. Сюда прибывали товары из Азии (Дальнего Востока) и отсюда они (по суше и морю) переправлялись в Европу. Византия и Иран (периода Сасанидов) боролись за влияние на эту торговлю. Византия использовала в этой борьбе Эфиопию (Абиссинию). Важным средством в этом вопросе Византия видела христианизацию Йемена. На это была направлена и политика Абрахе б. эс-Сабаха, пришедшего к власти в Йемене. Используя камни порушенной стены Мариб, он построил величественную церковь в Сане (эл-Куллейс), намереваясь привлечь сюда арабов. Но затея не удалась. Арабы продолжали поклоняться в Каббе. И даже осквернили церковь. Это стало поводом для военного наступления Абрахе на Мекку.
Была создана большая армия, в которую вошли и слоны, специально привезенные для этой цели из Эфиопии [2]. Сформировалась армия со слонами. “Слоны” и дали название суре, армии (слоновое воинство или армия со слонами) и самому событию.
Армия двинулась на Мекку. Арабские племена пытались остановить ее… Но Абрахе был сильнее…
Армия подошла к Мекке и остановилась в Мугаммасе (между Таифом и Меккой, примерно в 40-ка километрах от Мекки). Абду’ль-Мутталиб (у него захватили верблюды, но потом вернули их по причине его личного обращения к Абрахе), дед Посланника Мухаммеда, призвал мекканцев к сопротивлению. Но они не поддержали его. Многие даже покинули Мекку. Абду’ль-Мутталиб остался в ней. И вскоре его сын Абдуллах (отец Посланника) принес ему известие о случившемся с эфиопской (абиссинской) армией…
Уцелели очень немногие, в том числе сам Абрахе и его визирь (сын) Эбу Йексум. Многие из них были ранены и были с ожогами (сам Абрахе умер от этих ран). Они бросили оружие и снаряжение и отошли. Все это стало достоянием мекканцев” [3]. Чем-то вроде трофеев “в войне без войны”…
Такова история!..
С некоторыми отличиями о ней рассказывают и другие авторы, к примеру, Н. Ефремова и Т. Ибрагим [4]. Приводится особенность, которая может привлечь наше внимание [5].
* Свое Аллах защищает сам
…Остановившись недалеко от Мекки, армия Абрахе выслала разведчиков. Они вскоре вернулись с добычей. То было стадо верблюдов. Они принадлежали Абд-аль-Мутталибу, деду будущего Посланника Мухаммеда (sas) [6] .
Абд-аль-Мутталиб у Абрахи.
…Абраха был благосклонен к ходатайству Унайса и принял Абд-аль-Мутталиба. Увидав перед собой статного, внушительного и величавого мужа, военачальник эфиопов счел неподобающим, чтобы тот сидел ниже него. Но не мог Абраха допустить и того, чтобы эфиопы видели, как он пригласил Абд-аль-Мутталиба на престол с собой рядом. Сойдя с престола, Абраха опустился на ковер и предложил Абд-аль-Мутталибу место подле.
— О чем ты просишь? — через толмача спросил Абраха.
— Прошу лишь, чтобы владыка соизволил вернуть мне двести моих верблюдов, которых угнали его люди.
— При первом взгляде на тебя я был восхищен, теперь же — разочарован. Ты хлопочешь о каких-то верблюдах, вместо того чтобы беспокоиться о своей святыне — той, что я намерен предать разрушению!
— Верблюды эти — моя забота, ибо я их хозяин, а у Каабы — свой Хозяин, Который позаботится о ней…” [7].
Привлекает внимание ответ Абд-аль-Мутталиба:”Верблюды эти — моя забота, ибо я их хозяин, а у Каабы — свой Хозяин, Который позаботится о ней”…
Ответ кажется “частным решением частного вопроса”. На деле же им высказывается глубокая и принципиальная мысль. Она состоит в указании на то, что за Кораном стоит Аллах. Этого в данном случае и достаточно!.. А раз так, то и защищать Коран ему. Он так и говорит: “Этот Зикр (Коран) ниспослали мы. И охранителями его в любом случае также являемся мы” (15/9)… Аллах защищает (охраняет) всё, что он сакционирует в Коране, включая сюда, естественно, и его самого. К слову, Аллах нигде не обязал человека защищать Коран. Он призвал его быть “исполнительным” по отношению к нему и благодарным Аллаху… У человека должно хватить ума на то, чтобы понять, к чему обязывает его Аллах, что Он желает видеть от него…
Эту мысль имеет смысл подчеркнуть в силу ее принципиальной важности и отхода от нее в иных случаях в практике веры. Этот отход имеет место в принуждении человека к службе личным и групповым интересам при ссылке на Аллаха. Дескать, так велит Аллах… А Аллах ничего такого не велит, ни к чему человека не принуждает и вообще отвергает всякое насилие в вере. Всё в ней он оставляет в воле человека. В ответ на это он “только” спрашивает за то, что Он дал человеку. И человеку рано или поздно придется ответить на него. Поскольку “его возвращение – в любом случае! – к Аллаху…
А еще здесь есть и такой момент как “слабый” человек и “всесильный” Аллах. Что может попросить всесильный у слабого?.. – “Аллах создал вас слабыми, затем, после слабости, дал вам силу. А затем, после силы, дал вам слабость и старость. Аллах создает желаемое. Он – знающий, тот, у которого достаточно сил” (30/54). – А еще Аллах связан с человеком отношением создателя (Аллах) и созданного им продукта (человек)… Достаточно только поставить эти вопросы, чтобы понять, почему Аллах не возлагает на человека ничего из своих функций. А из его функций возлагает на него только те (и в том объеме), которые ему по силе. Сверх этой силы Аллах ничего не возлагает и ничего не требует… Потому от человека Аллах требует только быть разумным, понять его и сделать это себе на пользу и в свое благо. Аллах рассчитывает на то, что разум, если он есть, должен проявить себя, прежде всего, в том, чтобы быть “на пользу и во благо себе”. К слову, это может стать критерием для самого разума (разумности) вообще. Кто отвергает пользу для себя и людей, делает себя объектом медицинских специалистов…
Потому “неуклюже” поступают те, кто “нагружают” человека от имени Аллаха. Они вносят в веру то, чего в ней нет… Так интересы, личные и групповые, начинают доминировать над Словом Аллаха. Но одновременно это делает очевидным и различие между верой от Аллаха и ее версией, приспособленной “под себя”…
В итоге. Аллах, как создатель человека, хорошо знает, на что он способен. Потому ни одну из своих функций не возлагает на него. А на него самого “из его функций” возлагает, как отмечено, только те, которые ему самому по силе. В то же время универсальной и всеобщей функцией человека Аллах объявляет “исполнительность” по отношению к его предписаниям и благодарность ему. Кратко и афористично это формулируется им как “уверовав, содеять доброе”…
Потому Абд-аль-Мутталиби говорит Абрахе “свои слова”: “Верблюды эти — моя забота, ибо я их хозяин, а у Каабы — свой Хозяин, Который позаботится о ней…”.  Абд-аль-Мутталиб возвещает Коран, который Аллах станет ниспосылать его внуку и своему Посланнику – Мухаммеду (да благослвит его Аллах и приветствует)…


[1] Событие произошло в год рождения Посланника Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует), примерно за 50 или 55 дней до рождения, 20 апреля 571г. н. э. (см.: Исламская энциклопедия, т. 30, Мухаммед (Muhammed). Стамбул, 2005, на турецк.) (TDV İslam Ansiklopedisi).
[2] По вопросу о численности воинов и слонов в этой армии приводятся разные цифры. К примеру, говорится о 20.000 воинах. (М.Б.).
[3] См.: М. Байрам. Указ. произ., сс. 5-11 (текст сокращен, перевод авторизован).
[4] См.: Н. Ефремова, Т. Ибрагим. Жизнеописание Пророка Мухаммада (книга готовится к издангию) (http://www.islamnn.ru).
[5] См. ниже: * Свое Аллах защищает сам.
[6] Sas (сас): сокр. от саллаллаху алейхи ва саллямда благословит его Аллах и приветствует. Благопожелание, высказываемое в адрес Посланника Мухаммеда при упоминании его имени (см. сюда также статью В. В. Наумкина, посвященную теме сакральных формул в исламе. – Сайт “Исламика. Ру”.).
[7] Из готовящейся к изданию книги Н. Ефремовой и Т. Ибрагима «Жизнеописание Пророка Мухаммада» (http://www.islamnn.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=3519).
Facebook'ta PaylaşTwitter'da Paylaş
Просмотрено 3.377
 
Другие фетвы по данной теме или близкие
№     Темы Дата    Прочтено    
1 Cура 2/30, 35-36. О человеке 21.07.2015 1.753
2 Как понять 67-й аят суры «Пчелы»? 07.04.2015 2.204
3 Как понять 7-й аят 58-й суры? 11.03.2015 1.817
4 Как понять 73-й аят 17-й суры? 04.03.2015 1.569
5 Как правильно понять 159-й аят суры Ниса? 02.12.2014 1.907
6 Аят 4/59 и его роль в методологии познания Корана 02.12.2014 1.728
7 Как понять аят 85 суры Али-Имран? 18.08.2014 2.529
8 Неверный перевод аята 17/78 05.08.2014 2.142
9 Ошибки в переводе аята 17/79 01.08.2014 2.623
10 Как понять аят 2/187? 07.07.2014 1.912
11 Как понять аят 29-й суры Товба (Покаяние)? 05.07.2014 3.817
12 Толкование 18-го аята суры Таквир 04.05.2013 2.917
13 Сура Бакара. Аят 222 03.09.2012 4.257
14 Посредничество. Аят 4/64 17.07.2012 2.633
15 Сура Человек (76) 02.05.2012 2.699
16 О 19-ом аяте суры Ибрагим (14/19) 03.04.2012 2.598
17 Аяты 9/55, 85 22.12.2011 2.187
18 Пары: какие (6/143-144)? 03.10.2011 2.189
19 Аят 2/47 29.09.2011 2.572
20 Закария и аят 3/41 12.05.2011 2.581
21 Аят 38/29: перевод и изучение Корана 13.04.2011 3.347
22 Аяты 2/29 и 79/27-32 15.02.2011 2.515
23 Аяты 7/109-110 и 42/34-35 14.02.2011 2.494
24 Аят 57/19 28.08.2010 2.413
25 сура 105 / 1 16.09.2009 4.814
26 сура 105 / 2 16.09.2009 3.377
27 сура 105 / 3 16.09.2009 3.666
28 сура 105 / 4 16.09.2009 2.942
29 сура 105 / 5 16.09.2009 3.400
30 сура 105 / 6 16.09.2009 7.398
31 сура 105 / 7 16.09.2009 3.080
32 сура 105 / 7.1 16.09.2009 2.756
33 сура 105 / 7.2 16.09.2009 7.686
34 сура 105 / 8 16.09.2009 2.521
35 сура 105 / 9 15.09.2009 2.511
36 сура 105 / 9.1 15.09.2009 2.217
37 сура 105 / 10 15.09.2009 2.217
38 сура 105 / 11. Фото-приложение 15.09.2009 2.708
39 О Коране. Вводная 07.09.2009 2.798
40 Коран: аят 22/15 (А.Б.) 07.09.2009 3.284
41 Коран о себе / 2 (продолж. 1) 31.08.2009 2.605
42 Коран о себе / 2 (продолж.) 31.08.2009 2.563
43 Коран о себе / 2 31.08.2009 2.598
44 Коран о себе / 1 31.08.2009 2.768
45 Коран о себе. Вводная 31.08.2009 2.821
46 О Коране. Вводная а 31.08.2009 2.068
47 Коран о себе / 4 31.08.2009 2.332
48 Коран о себе (продолж.) 28.08.2009 1.961
49 Коран о себе 28.08.2009 1.954
50 Вводная 28.08.2009 2.007
51 Коран / 105 (продолж.) 28.08.2009 2.089
52 Язык вещи в Коране (А.Б.) 28.08.2009 2.246
53 Коран о себе / 11 28.08.2009 2.458
54 Коран о себе / 10 28.08.2009 2.357
55 Коран о себе / 9 (продолж.) 28.08.2009 2.534
56 Коран о себе / 9 28.08.2009 2.392
57 Коран о себе / 8 28.08.2009 2.299
58 Коран о себе / 7 28.08.2009 2.508
59 Коран о себе / 6 27.08.2009 2.274
60 Коран о себе / 5 (продолж. 1) 27.08.2009 2.331
61 Коран о себе / 5 (продолж.) 27.08.2009 2.285
62 Коран о себе / 5 27.08.2009 2.171
63 Коран о себе / 3 27.08.2009 2.075
64 Коран. Вводная 26.08.2009 2.680
65 Коран / 114 (последняя) 26.08.2009 3.744
66 Коран / 113 26.08.2009 2.882
67 Коран / 112 26.08.2009 2.872
68 Коран / 111 26.08.2009 6.035
69 Коран / 110 26.08.2009 2.419
70 Коран / 109 26.08.2009 2.962
71 Коран / 108 26.08.2009 2.934
72 Коран / 107 26.08.2009 2.368
73 Коран / 107 26.08.2009 1.997
74 Коран / 106 26.08.2009 2.649
75 Коран / 104 (продолж.) 26.08.2009 2.249
76 Коран / 104 25.08.2009 5.101
77 Коран / 103 25.08.2009 2.755
78 Коран / 102 25.08.2009 2.701
79 Коран / 101 25.08.2009 2.692
80 Коран / 100 25.08.2009 2.368
81 Коран / 99 25.08.2009 3.221
82 Коран / 98 25.08.2009 2.381
83 Коран / 97 25.08.2009 2.776
84 СУРА СГУСТОК (АЛЬ-АЛЯК) (96) 25.08.2009 9.306
85 Коран / 95 25.08.2009 2.506
86 Коран / 94 25.08.2009 3.523
87 Коран / 93 25.08.2009 2.764
88 Коран / 92 25.08.2009 2.416
89 Коран / 91 25.08.2009 2.564
90 Коран / 90 (продолж.) 25.08.2009 2.604
91 Коран / 90 25.08.2009 2.858
92 Коран / 89 25.08.2009 2.589
93 Коран / 88 25.08.2009 2.280
94 Коран / 87 25.08.2009 2.447
95 Коран / 86 25.08.2009 3.227
96 Коран / 85 25.08.2009 2.576
97 Коран / 84 15.08.2009 2.324
98 Коран / 83 15.08.2009 4.907
99 Коран / 82 15.08.2009 2.377
100 Коран / 81 15.08.2009 2.428