Намаз в Коране
Кораника > Намаз Дата: 10 Mayıs 2013 Email This Post Email This Post

Намаз в Коране 

Наш читатель (Аббас) задал нам вопрос о намазе и его временах, но сделал это в форме исследования. Мы приводим это исследование, а вслед за ним приводим наше понимание вопроса. 

1. Исследование от читателя

Меня интересует тема о намазе, которая проходит в Коране. Для того, чтобы понять материал, я изучил аяты Корана и публикации на эту тему, как на вашем сайте, так и на других. Так вот, в Коране слово намаз выражается словом «салят». Одним из значений этого слова является понятие «связь», что означает связь между служителем и его Создателем, то есть – салят (намаз). Оно в сочетании со словом «икамат» (совершать), употребляется шиитами. И имеет такое же значение «икаматус салят» (совершать намаз)… Выражение «салятуль фаджр» (утренний намаз) проходит в 58-м аяте суры Нур. «Фаджр» указывает на зарю, то есть первые лучи солнца, появляющиеся в ночной тьме. Этот временной промежуток длится до восхода Солнца. Например, временные границы этого намаза четко устанавливаются в 114-м аяте суры Худ (11). Аллах говорит так:

«Выстаивайте (совершайте) молитву в обоих концах дня и в ранние часы прихода и ухода ночи. Ведь, истинно, дела благие приносят избавление от дел дурных» (11/114). 

В арабском языке слово «нахар» – это день, а «лейл» – ночь. А выражение «тарафейин-нахари» означает два конца дня. Слово «тараф» означает конец или внешний конец, присоединяемый к чему-либо. Оно употребляется и в других аятах Корана, в том же значении. Если принять за один конец или вернее за начало дня восход Солнца, а завершением дня считать его заход, то это означает, что намаз должен совершаться два раза в день, утром, перед восходом Солнца, и вечером, после его захода. Для более точного понимания этих слов в Коране употреблено также выражение «зуляфан миналь-лейли», которое подчеркивает время ночи, близкое ко дню, то есть к восходу. 

Таким образом утренний намаз упоминается с этим названием в 58-м аяте суры Нур. Название «утренний намаз» определяет также и время его совершения. Кроме того, в 114-м аяте суры Худ определяется и время совершения утреннего намаза. Кораническое название утреннего намаза «салят-уль-фаджр». Это время начинается с первыми лучами дня, рассекающими ночь и заканчивается с началом дня, то есть с восходом Солнца. 

Вечерний намаз (иша). Название «иша» упоминает в 58-м аяте Суры Нур. В словаре значение слова «иша» определяет время от захода Солнца до наступления темноты. То есть то значение, которое мы определяем словом «вечер». В 76-м аяте суры Юсуф и 46-м аяте суры Назиат также встречается это слово «иша». В двух других аятах, где также упоминается слово «иша», означающее вечер, те же самые переводчики Корана переводят его уже не как «вечерний – иша», а как «ятсы намаз». То есть как молитва, совершаемая ночью, перед сном. Подобные искажения смыслов, по всей видимости, являются следствием влияния мазхабов. Потому что это искажение слова Корана «иша», означающего вечер и превращение его в «ятсы намаз» формирует у всех представление, что «ночной намаз» (тахаджуд) также является фардом (обязательным). Тогда как в Коране нет ни слова о ночном намазе (это неверно. – Ред.). Может быть единственное объяснение, оправдывающее переводчиков Корана и избавляющее их от обвинения в искажении Божественного текста, это объяснение, что слово «ятсы», происходящее от тюркского корня и означающее «ложиться спать», приводится в переводах Корана для выражения вечернего намаза – иша, указывающего на последний обязательный намаз перед сном. Это пояснение можно считать допустимым. Поскольку в аяте есть указание на допустимость подобного толкования: 

«О, те, которые уверовали! Пусть просят разрешения у вас те, которыми овладели ваши десницы и те, которые не достигли зрелости в трех случаях: до рассветной молитвы, когда вы снимаете одежду в полдень и после молитвы вечерней. Это три времени вашей наготы» (24/58). 

Если рассуждать логически, то человеку, который пришел из мечети после совершения вечернего намаза, нет больше необходимости идти на намаз, поэтому он переодевается в домашние одежды. Таким образом, если следовать этой логике, то, действительно, вечерний намаз и есть тот намаз, который совершается последним в течении дня. И если кто-то утверждает, что слово «иша», означающее вечер в сочетании со словом намаз означает не вечерний намаз, а намаз ночной, то есть тот, который, якобы, следует совершать перед сном, то налицо явное заблуждение и искажение смысла слова «иша». В этом аяте содержится ясное указание на обязательность вечернего намаза. 

В словаре смысловое значение слова «иша» имеет только одно значение, а это – временной промежуток от захода Солнца до наступления темноты

А 114-й аят суры Худ, в котором содержится повествование о времени вечернего намаза, сообщает также и об утреннем намазе. Два намаза, совершаемые в двух конца дня – это утренний намаз и симметричный ему вечерний. Время вечернего намаза – сразу после захода Солнца. Об этом говорится в аяте (см.: 17/78). 

Наступление темноты означает окончание вечера. С исчезновением проблесков солнечного света и наступлением полной темноты время для совершения вечернего намаза заканчивается. В таком случае выражение – «когда Солнце клонится к мраку ночи», означает полный заход Солнца. Следовательно, время от начала захода Солнца до его полного исчезновения за горизонтом и определяется временем совершения вечернего салята. Примечательно, что в продолжении этого аята, упоминающего о вечернем намазе, подчеркивается и время утреннего. Но в данном аяте говорится не об утреннем намазе, а о чтении Корана утром (это неверно. – Ред.). Следовательно, утром, кроме намаза, следует читать еще и Коран. Аллах уделяет особое внимание чтению Корана наряду с совершением утреннего намаза… 

Из приведенного анализа ясно видно, что в Коране упоминаются только два обязательных намаза – утренний и вечерний. Кроме того, сами названия этих намазов в Коране четко определяют временные границы для их совершения. Кроме того, есть и дополнительные пояснения о времени утреннего и вечернего намазов. А также в 58-м аяте суры Нур есть указание, что утренний намаз является первым намазом в начале дня, а вечерний является последним в конце дня. 

Послеполуденный намаз (аср). В качестве доказательства обязательности аср намаза, как правило, приводят 238-й аят суры Бакара. 

«Будьте внимательны к совершению намаза, и (особенно) средней молитвы» (2/238). 

В Коране больше нет ни одного аята, из которого мы могли бы вывести время, предписанное для совершения намаза, кроме приведенных ранее аятов об утреннем и вечернем намазах. Значит, предписанное Аллахом время совершения намазов мы должны искать в этих приведенных аятах… 

Намаз в начале дня – это утренний намаз, а в конце дня – это вечерний. Следовательно, время среднего намаза должно быть между этими двумя. Если принять во внимание, что в культурах всех народов день начинается с восходом Солнца, а заканчивается с закатом, и что ночь сотворена для нашего отдыха, а 79-й аят суры Исра обращен только к Посланнику Мухаммеду, то мы можем заключить, что срединный (средний) намаз должен совершаться между утренним и вечерним. То есть в промежутке дня. Также можно принять во внимание мнение тех, кто считает, что арабское значение слова «вуста» (средний) указывает ровно на середину дня, то есть на  полдень, как на время совершения намаза. Однако мы вправе отметить, что слово «вуста» не имеет какого-либо ограничения и может означать просто любое время, находящееся между утренним и вечерним намазами. А выражение аята о среднем (аср) намазе может быть как названием салята, так и словом, определяющим его временной период… Я читал ваши исследования и мне кажутся убедительными оба мнения. Если это мнение неверно, то прошу опровергнуть.  

2. Исследование от нас (www.koranika.ru) 

Мы благодарны, что вы поделились с нами вашими соображениями. Но они дискуссионны. И не со всеми из них можно согласиться… 

Так, у каждого из намазов есть свое время и на это указывает следующий аят: 

«Воистину, намаз (молитва) предписана верующим в определенное время» (4/103). 

Кроме этого, существует достоверный хадис, в котором четко определены времéнные границы каждого из намазов. Потому о намазах следует говорить именно с учетом коранического их определения. 

Ибн Аббас передает, что ангел Джабраил к Посланнику Мухаммеду приходил дважды, чтобы показать в какое время совершается каждый из намазов:

«Джабраил у Каабы стал для меня имамом в намазе два раза (дня). В первый раз (день) мы совершили обеденный намаз (зухр). Тогда тень от Солнца была в длинну со шнурок от туфель. Затем мы совершили послеобеденный намаз (аср). Тогда тень от Солнца достигала в полную величину любой вещи (то есть равную себе по размеру). Потом мы совершили вечерний намаз (магриб) с заходом Солнца. Это время, когда постящийся разговляется (делает ифтар). А когда солнечный свет полностью исчез, мы совершили послевечерний намаз (иша). А утренний намаз (фаджр), мы совершили в то время, когда начало светать. А это время называется «фаджри-садик», то есть время, когда постящемуся запрешено есть и пить. 

Но когда Джабраил во второй раз (день) стал имамом для меня в намазе, то в этот раз мы совершили обеденный намаз (зухр) тогда, когда каждая вещь имела тень в полную величину. А послеобеденный намаз (аср) тогда, когда каждая вещь имела тень в двойную величину. Затем мы совершили вечерний намаз (магриб) в то же время, как и в первый день. Послевечерний намаз (иша) мы совершили в то время, когда прошла одна/треть ночи. А утренний намаз (фаджр) мы совершили, когда вокруг было всё светло. Затем Джабраил повернулся ко мне и сказал: «О, Мухаммед, это время для совершения намазов. В это время поклонялись и посланники, которые были до тебя. Время совершения намаза – это время между этими двумя временами» (см.: Абу Давуд. Сунан. Намаз, 393; Tирмизи. Мевакит, 1, № 149). 

См. по теме дополнительно в рубрике «А. Баиндир. Исследования», исследование на тему «Времена намазов и поста: от экватора до полюсов».  

Теги: намаз в Коране, времена намазов, количество намазов.

Опубликовано 10.05.2013 

Facebook'ta PaylaşTwitter'da Paylaş
Просмотрено 11.969
 
Другие фетвы по данной теме или близкие
№     Темы Дата    Прочтено    
1 Видеопособие: Я учусь намазу! 12.01.2019 62
2 Что говорится в Коране о временах намаза? (видео) 11.09.2018 547
3 Как быть с пропущенными (каза) намазами? (видео) 11.09.2018 630
4 «Воистину, намаз предписан верующим в определенное время»! 17.09.2016 2.743
5 Календарь времени намазов для Татарстана (Россия) 31.08.2016 1.547
6 Может ли суннит молиться за шиитским имамом? 05.08.2016 3.629
7 Обтирание ног – это общее предписание 01.08.2016 2.160
8 Объединение намазов – это практика Посланника 24.05.2016 6.639
9 Как совершал намаз Посланник (сас)? 13.05.2016 2.600
10 В каком возрасте дети должны совершать намаз? 22.04.2016 2.250
11 Можно ли отложить намаз, если нет места для его совершения? 12.04.2016 3.030
12 Где и как лучше совершать намаз 30.03.2016 2.994
13 Что значит Кааба для мусульманина? 15.02.2016 1.891
14 О намазе иудеев, христиан и мусульман! 13.02.2016 2.831
15 Что говорится в Коране о намазе? 25.01.2016 2.220
16 Омовение: обтирать или мыть? 14.12.2015 2.972
17 Говорится ли в Коране о действиях и количестве ракятов в намазе? 14.08.2015 2.946
18 О чистоте и гигиене 07.07.2015 3.428
19 Времена намазов (молитв). Календарь 22.06.2015 3.464
20 Омовение после половой связи 24.04.2015 5.461
21 Вопросы омовения 24.04.2015 2.619
22 Что говорится в Коране о намазе? 24.03.2015 6.470
23 Как совместить работу и время намаза? 28.02.2015 4.990
24 Как узнать точное время намаза для моего города? 21.02.2015 6.041
25 Взгляд суннитов на намаз шиитов 20.02.2015 5.055
26 Вопросы о намазе (2) 17.02.2015 2.810
27 Я хочу научиться намазу, что мне делать? 13.02.2015 3.851
28 Как правильно совершать тахаджуд-намаз? 13.02.2015 28.397
29 Вопрос об обтирании ног в омомвении 09.02.2015 2.619
30 Ноги в омовении мыть или обтирать? 04.02.2015 2.893
31 Можно ли совершать намаз в состоянии болезни? 17.01.2015 2.650
32 О временах намаза и поста согласно Корану 25.11.2014 3.603
33 При каких обстоятельствах нарушается омовение? 03.11.2014 4.823
34 Намаз «салятуль-витр» и тахаджуд 23.10.2014 10.592
35 Аллах предписал совершать намаз всем! 21.10.2014 2.758
36 Совершение намаза вслух и про себя 08.10.2014 6.406
37 Пятничный намаз – это повеление Аллаха! 06.09.2014 2.959
38 Нужно ли возмещать пропущенные намазы? 09.08.2014 8.898
39 Намаз – это предписание всем людям! 02.08.2014 2.535
40 Молитва в мечети и пребывание в ней 02.08.2014 3.394
41 Вопросы о намазе (1) 25.07.2014 2.740
42 О начале и окончании времени послевечернего намаза (иша) 24.07.2014 3.328
43 Как быстро и правильно научиться намазу? 15.07.2014 8.806
44 Женщины в вопросах намаза 03.07.2014 4.285
45 Пропускать намаз преднамеренно 27.05.2014 4.437
46 Виды намазов 13.05.2014 4.063
47 Коран, Сунна, джума намаз 03.05.2014 4.275
48 Как настроить себя на намаз? 30.04.2014 10.436
49 Времена намаза у шиитов и их объединение 22.04.2014 20.236
50 Наказание за несовершение намаза по мазхабам 19.04.2014 4.333
51 Действия в намазе по четырем мазхабам 21.02.2014 9.772
52 Мнения мазхабов о намазе на родном языке 15.02.2014 3.278
53 Как быть с длинными волосами при большом омовении? 08.02.2014 4.500
54 Насколько важна молитва Аллаху? 17.01.2014 2.854
55 Основные черты намаза 03.01.2014 3.012
56 Действия в намазе по Корану 26.12.2013 3.693
57 Не совершенный намаз, пост… Как быть? 14.12.2013 4.092
58 Три времени, когда нежелательно совершать молитву 25.10.2013 5.456
59 Дополнительный намаз 21.10.2013 3.925
60 Намазы: обязательные и дополнительные 21.10.2013 4.252
61 О необязательных (дополнительных) намазах совершаемых до и после обязательного намаза 14.10.2013 6.242
62 Можно ли нарушать порядок чтения сур в намазе? 05.10.2013 6.285
63 Можно ли совершать намаз в любом направлении? 21.09.2013 3.673
64 Как правильно совершать намаз? 27.08.2013 4.368
65 Женщина, совершающая намаз дома 13.08.2013 4.237
66 Происхождение «отложенного» (каза-намаза) намаза 12.08.2013 5.539
67 Почему Усман (ра) добавил еще один азан перед пятничной молитвой? 05.08.2013 3.422
68 Можно ли прерывать намаз, если вас позвала мать? 22.07.2013 6.647
69 Гипс – это не припятствие… 03.07.2013 2.906
70 О кибле 12.06.2013 2.681
71 Молитва (дуа) во время намаза между сажда 04.06.2013 6.783
72 Намаз в Коране 10.05.2013 11.969
73 Чтение сур в намазе на арабском 08.05.2013 5.554
74 Важность намаза (молитвы) 20.04.2013 3.103
75 Пьяное состояние и намаз 27.03.2013 4.873
76 Действие рук в намазе 21.03.2013 3.618
77 О полоскании рта и носа в омовении 20.03.2013 3.198
78 О чтении второй суры в намазе 16.03.2013 3.511
79 На каком языке читать? 15.03.2013 3.857
80 Омовение больного 11.03.2013 2.435
81 Намаз в мирадже?! 12.02.2013 2.765
82 О намазе 05.02.2013 2.674
83 О чтении сур в намазе… 19.01.2013 3.430
84 О чтении аттахията и салaватов в намазе 18.01.2013 40.697
85 О количестве ракятов намаза в Коране 17.01.2013 5.217
86 Количество людей на пятничной молитве 14.12.2012 2.559
87 Ряды в намазе 12.12.2012 2.511
88 Намаз в вопросах и ответах 27.11.2012 3.897
89 Умеренность в поклонении 05.11.2012 2.832
90 Либо пятничный намаз, либо праздничный 02.11.2012 2.479
91 Исполнение поклонения для умершего 10.10.2012 2.694
92 Порядок при чтении сур в намазе 09.10.2012 14.711
93 Намаз на предприятии 24.09.2012 4.748
94 Хочу научиться намазу 30.06.2012 6.340
95 Тахаджуд – ночной намаз 02.06.2012 25.620
96 Заупокойная молитва (служба) 20.03.2012 3.223
97 Намаз: вера и медицина 09.02.2012 2.735
98 Намаз на рабочем месте 10.01.2012 7.024
99 Праздничная молитва 06.01.2012 2.552
100 Сунна в обеденном намазе… 22.11.2011 3.299