Намаз в Коране
Кораника > Намаз Дата: 10 Mayıs 2013 Email This Post Email This Post

Намаз в Коране 

Наш читатель (Аббас) задал нам вопрос о намазе и его временах, но сделал это в форме исследования. Мы приводим это исследование, а вслед за ним приводим наше понимание вопроса. 

1. Исследование от читателя

Меня интересует тема о намазе, которая проходит в Коране. Для того, чтобы понять материал, я изучил аяты Корана и публикации на эту тему, как на вашем сайте, так и на других. Так вот, в Коране слово намаз выражается словом «салят». Одним из значений этого слова является понятие «связь», что означает связь между служителем и его Создателем, то есть – салят (намаз). Оно в сочетании со словом «икамат» (совершать), употребляется шиитами. И имеет такое же значение «икаматус салят» (совершать намаз)… Выражение «салятуль фаджр» (утренний намаз) проходит в 58-м аяте суры Нур. «Фаджр» указывает на зарю, то есть первые лучи солнца, появляющиеся в ночной тьме. Этот временной промежуток длится до восхода Солнца. Например, временные границы этого намаза четко устанавливаются в 114-м аяте суры Худ (11). Аллах говорит так:

«Выстаивайте (совершайте) молитву в обоих концах дня и в ранние часы прихода и ухода ночи. Ведь, истинно, дела благие приносят избавление от дел дурных» (11/114). 

В арабском языке слово «нахар» – это день, а «лейл» – ночь. А выражение «тарафейин-нахари» означает два конца дня. Слово «тараф» означает конец или внешний конец, присоединяемый к чему-либо. Оно употребляется и в других аятах Корана, в том же значении. Если принять за один конец или вернее за начало дня восход Солнца, а завершением дня считать его заход, то это означает, что намаз должен совершаться два раза в день, утром, перед восходом Солнца, и вечером, после его захода. Для более точного понимания этих слов в Коране употреблено также выражение «зуляфан миналь-лейли», которое подчеркивает время ночи, близкое ко дню, то есть к восходу. 

Таким образом утренний намаз упоминается с этим названием в 58-м аяте суры Нур. Название «утренний намаз» определяет также и время его совершения. Кроме того, в 114-м аяте суры Худ определяется и время совершения утреннего намаза. Кораническое название утреннего намаза «салят-уль-фаджр». Это время начинается с первыми лучами дня, рассекающими ночь и заканчивается с началом дня, то есть с восходом Солнца. 

Вечерний намаз (иша). Название «иша» упоминает в 58-м аяте Суры Нур. В словаре значение слова «иша» определяет время от захода Солнца до наступления темноты. То есть то значение, которое мы определяем словом «вечер». В 76-м аяте суры Юсуф и 46-м аяте суры Назиат также встречается это слово «иша». В двух других аятах, где также упоминается слово «иша», означающее вечер, те же самые переводчики Корана переводят его уже не как «вечерний – иша», а как «ятсы намаз». То есть как молитва, совершаемая ночью, перед сном. Подобные искажения смыслов, по всей видимости, являются следствием влияния мазхабов. Потому что это искажение слова Корана «иша», означающего вечер и превращение его в «ятсы намаз» формирует у всех представление, что «ночной намаз» (тахаджуд) также является фардом (обязательным). Тогда как в Коране нет ни слова о ночном намазе (это неверно. – Ред.). Может быть единственное объяснение, оправдывающее переводчиков Корана и избавляющее их от обвинения в искажении Божественного текста, это объяснение, что слово «ятсы», происходящее от тюркского корня и означающее «ложиться спать», приводится в переводах Корана для выражения вечернего намаза – иша, указывающего на последний обязательный намаз перед сном. Это пояснение можно считать допустимым. Поскольку в аяте есть указание на допустимость подобного толкования: 

«О, те, которые уверовали! Пусть просят разрешения у вас те, которыми овладели ваши десницы и те, которые не достигли зрелости в трех случаях: до рассветной молитвы, когда вы снимаете одежду в полдень и после молитвы вечерней. Это три времени вашей наготы» (24/58). 

Если рассуждать логически, то человеку, который пришел из мечети после совершения вечернего намаза, нет больше необходимости идти на намаз, поэтому он переодевается в домашние одежды. Таким образом, если следовать этой логике, то, действительно, вечерний намаз и есть тот намаз, который совершается последним в течении дня. И если кто-то утверждает, что слово «иша», означающее вечер в сочетании со словом намаз означает не вечерний намаз, а намаз ночной, то есть тот, который, якобы, следует совершать перед сном, то налицо явное заблуждение и искажение смысла слова «иша». В этом аяте содержится ясное указание на обязательность вечернего намаза. 

В словаре смысловое значение слова «иша» имеет только одно значение, а это – временной промежуток от захода Солнца до наступления темноты

А 114-й аят суры Худ, в котором содержится повествование о времени вечернего намаза, сообщает также и об утреннем намазе. Два намаза, совершаемые в двух конца дня – это утренний намаз и симметричный ему вечерний. Время вечернего намаза – сразу после захода Солнца. Об этом говорится в аяте (см.: 17/78). 

Наступление темноты означает окончание вечера. С исчезновением проблесков солнечного света и наступлением полной темноты время для совершения вечернего намаза заканчивается. В таком случае выражение – «когда Солнце клонится к мраку ночи», означает полный заход Солнца. Следовательно, время от начала захода Солнца до его полного исчезновения за горизонтом и определяется временем совершения вечернего салята. Примечательно, что в продолжении этого аята, упоминающего о вечернем намазе, подчеркивается и время утреннего. Но в данном аяте говорится не об утреннем намазе, а о чтении Корана утром (это неверно. – Ред.). Следовательно, утром, кроме намаза, следует читать еще и Коран. Аллах уделяет особое внимание чтению Корана наряду с совершением утреннего намаза… 

Из приведенного анализа ясно видно, что в Коране упоминаются только два обязательных намаза – утренний и вечерний. Кроме того, сами названия этих намазов в Коране четко определяют временные границы для их совершения. Кроме того, есть и дополнительные пояснения о времени утреннего и вечернего намазов. А также в 58-м аяте суры Нур есть указание, что утренний намаз является первым намазом в начале дня, а вечерний является последним в конце дня. 

Послеполуденный намаз (аср). В качестве доказательства обязательности аср намаза, как правило, приводят 238-й аят суры Бакара. 

«Будьте внимательны к совершению намаза, и (особенно) средней молитвы» (2/238). 

В Коране больше нет ни одного аята, из которого мы могли бы вывести время, предписанное для совершения намаза, кроме приведенных ранее аятов об утреннем и вечернем намазах. Значит, предписанное Аллахом время совершения намазов мы должны искать в этих приведенных аятах… 

Намаз в начале дня – это утренний намаз, а в конце дня – это вечерний. Следовательно, время среднего намаза должно быть между этими двумя. Если принять во внимание, что в культурах всех народов день начинается с восходом Солнца, а заканчивается с закатом, и что ночь сотворена для нашего отдыха, а 79-й аят суры Исра обращен только к Посланнику Мухаммеду, то мы можем заключить, что срединный (средний) намаз должен совершаться между утренним и вечерним. То есть в промежутке дня. Также можно принять во внимание мнение тех, кто считает, что арабское значение слова «вуста» (средний) указывает ровно на середину дня, то есть на  полдень, как на время совершения намаза. Однако мы вправе отметить, что слово «вуста» не имеет какого-либо ограничения и может означать просто любое время, находящееся между утренним и вечерним намазами. А выражение аята о среднем (аср) намазе может быть как названием салята, так и словом, определяющим его временной период… Я читал ваши исследования и мне кажутся убедительными оба мнения. Если это мнение неверно, то прошу опровергнуть.  

2. Исследование от нас (www.koranika.ru) 

Мы благодарны, что вы поделились с нами вашими соображениями. Но они дискуссионны. И не со всеми из них можно согласиться… 

Так, у каждого из намазов есть свое время и на это указывает следующий аят: 

«Воистину, намаз (молитва) предписана верующим в определенное время» (4/103). 

Кроме этого, существует достоверный хадис, в котором четко определены времéнные границы каждого из намазов. Потому о намазах следует говорить именно с учетом коранического их определения. 

Ибн Аббас передает, что ангел Джабраил к Посланнику Мухаммеду приходил дважды, чтобы показать в какое время совершается каждый из намазов:

«Джабраил у Каабы стал для меня имамом в намазе два раза (дня). В первый раз (день) мы совершили обеденный намаз (зухр). Тогда тень от Солнца была в длинну со шнурок от туфель. Затем мы совершили послеобеденный намаз (аср). Тогда тень от Солнца достигала в полную величину любой вещи (то есть равную себе по размеру). Потом мы совершили вечерний намаз (магриб) с заходом Солнца. Это время, когда постящийся разговляется (делает ифтар). А когда солнечный свет полностью исчез, мы совершили послевечерний намаз (иша). А утренний намаз (фаджр), мы совершили в то время, когда начало светать. А это время называется «фаджри-садик», то есть время, когда постящемуся запрешено есть и пить. 

Но когда Джабраил во второй раз (день) стал имамом для меня в намазе, то в этот раз мы совершили обеденный намаз (зухр) тогда, когда каждая вещь имела тень в полную величину. А послеобеденный намаз (аср) тогда, когда каждая вещь имела тень в двойную величину. Затем мы совершили вечерний намаз (магриб) в то же время, как и в первый день. Послевечерний намаз (иша) мы совершили в то время, когда прошла одна/треть ночи. А утренний намаз (фаджр) мы совершили, когда вокруг было всё светло. Затем Джабраил повернулся ко мне и сказал: «О, Мухаммед, это время для совершения намазов. В это время поклонялись и посланники, которые были до тебя. Время совершения намаза – это время между этими двумя временами» (см.: Абу Давуд. Сунан. Намаз, 393; Tирмизи. Мевакит, 1, № 149). 

См. по теме дополнительно в рубрике «А. Баиндир. Исследования», исследование на тему «Времена намазов и поста: от экватора до полюсов».  

Теги: намаз в Коране, времена намазов, количество намазов.

Опубликовано 10.05.2013 

Facebook'ta PaylaşTwitter'da Paylaş
Просмотрено 12.467
 
Другие фетвы по данной теме или близкие
№     Темы Дата    Прочтено    
1 Важный вопрос о времени намаза Иша! 24.01.2019 650
2 Видеопособие: Я учусь намазу! 12.01.2019 912
3 Что говорится в Коране о временах намаза? (видео) 11.09.2018 1.105
4 Как быть с пропущенными (каза) намазами? (видео) 11.09.2018 1.130
5 «Воистину, намаз предписан верующим в определенное время»! 17.09.2016 3.243
6 Календарь времени намазов для Татарстана (Россия) 31.08.2016 1.746
7 Может ли суннит молиться за шиитским имамом? 05.08.2016 4.249
8 Обтирание ног – это общее предписание 01.08.2016 2.486
9 Объединение намазов – это практика Посланника 24.05.2016 8.253
10 Как совершал намаз Посланник (сас)? 13.05.2016 2.878
11 В каком возрасте дети должны совершать намаз? 22.04.2016 2.627
12 Можно ли отложить намаз, если нет места для его совершения? 12.04.2016 3.383
13 Где и как лучше совершать намаз 30.03.2016 3.438
14 Что значит Кааба для мусульманина? 15.02.2016 2.151
15 О намазе иудеев, христиан и мусульман! 13.02.2016 3.171
16 Что говорится в Коране о намазе? 25.01.2016 2.508
17 Омовение: обтирать или мыть? 14.12.2015 3.302
18 Говорится ли в Коране о действиях и количестве ракятов в намазе? 14.08.2015 3.202
19 О чистоте и гигиене 07.07.2015 3.839
20 Времена намазов (молитв). Календарь 22.06.2015 3.832
21 Омовение после половой связи 24.04.2015 5.874
22 Вопросы омовения 24.04.2015 2.870
23 Что говорится в Коране о намазе? 24.03.2015 7.104
24 Как совместить работу и время намаза? 28.02.2015 5.265
25 Как узнать точное время намаза для моего города? 21.02.2015 6.472
26 Взгляд суннитов на намаз шиитов 20.02.2015 5.372
27 Вопросы о намазе (2) 17.02.2015 3.080
28 Я хочу научиться намазу, что мне делать? 13.02.2015 4.162
29 Как правильно совершать тахаджуд-намаз? 13.02.2015 30.319
30 Вопрос об обтирании ног в омомвении 09.02.2015 2.854
31 Ноги в омовении мыть или обтирать? 04.02.2015 3.136
32 Можно ли совершать намаз в состоянии болезни? 17.01.2015 2.871
33 О временах намаза и поста согласно Корану 25.11.2014 4.021
34 При каких обстоятельствах нарушается омовение? 03.11.2014 5.280
35 Намаз «салятуль-витр» и тахаджуд 23.10.2014 11.559
36 Аллах предписал совершать намаз всем! 21.10.2014 2.951
37 Совершение намаза вслух и про себя 08.10.2014 7.097
38 Пятничный намаз – это повеление Аллаха! 06.09.2014 3.211
39 Нужно ли возмещать пропущенные намазы? 09.08.2014 9.162
40 Намаз – это предписание всем людям! 02.08.2014 2.761
41 Молитва в мечети и пребывание в ней 02.08.2014 3.778
42 Вопросы о намазе (1) 25.07.2014 2.962
43 О начале и окончании времени послевечернего намаза (иша) 24.07.2014 3.669
44 Как быстро и правильно научиться намазу? 15.07.2014 9.262
45 Женщины в вопросах намаза 03.07.2014 4.559
46 Пропускать намаз преднамеренно 27.05.2014 4.693
47 Виды намазов 13.05.2014 4.245
48 Коран, Сунна, джума намаз 03.05.2014 4.567
49 Как настроить себя на намаз? 30.04.2014 11.149
50 Времена намаза у шиитов и их объединение 22.04.2014 21.769
51 Наказание за несовершение намаза по мазхабам 19.04.2014 4.593
52 Действия в намазе по четырем мазхабам 21.02.2014 11.353
53 Мнения мазхабов о намазе на родном языке 15.02.2014 3.482
54 Как быть с длинными волосами при большом омовении? 08.02.2014 4.807
55 Насколько важна молитва Аллаху? 17.01.2014 3.101
56 Основные черты намаза 03.01.2014 3.282
57 Действия в намазе по Корану 26.12.2013 3.960
58 Не совершенный намаз, пост… Как быть? 14.12.2013 4.726
59 Три времени, когда нежелательно совершать молитву 25.10.2013 5.770
60 Дополнительный намаз 21.10.2013 4.472
61 Намазы: обязательные и дополнительные 21.10.2013 4.603
62 О необязательных (дополнительных) намазах совершаемых до и после обязательного намаза 14.10.2013 7.977
63 Можно ли нарушать порядок чтения сур в намазе? 05.10.2013 6.618
64 Можно ли совершать намаз в любом направлении? 21.09.2013 4.002
65 Как правильно совершать намаз? 27.08.2013 4.587
66 Женщина, совершающая намаз дома 13.08.2013 4.547
67 Происхождение «отложенного» (каза-намаза) намаза 12.08.2013 5.857
68 Почему Усман (ра) добавил еще один азан перед пятничной молитвой? 05.08.2013 3.651
69 Можно ли прерывать намаз, если вас позвала мать? 22.07.2013 7.016
70 Гипс – это не припятствие… 03.07.2013 3.143
71 О кибле 12.06.2013 2.931
72 Молитва (дуа) во время намаза между сажда 04.06.2013 7.133
73 Намаз в Коране 10.05.2013 12.467
74 Чтение сур в намазе на арабском 08.05.2013 5.856
75 Важность намаза (молитвы) 20.04.2013 3.327
76 Пьяное состояние и намаз 27.03.2013 5.138
77 Действие рук в намазе 21.03.2013 3.879
78 О полоскании рта и носа в омовении 20.03.2013 3.429
79 О чтении второй суры в намазе 16.03.2013 3.694
80 На каком языке читать? 15.03.2013 4.067
81 Омовение больного 11.03.2013 2.640
82 Намаз в мирадже?! 12.02.2013 2.970
83 О намазе 05.02.2013 2.912
84 О чтении сур в намазе… 19.01.2013 3.692
85 О чтении аттахията и салaватов в намазе 18.01.2013 41.610
86 О количестве ракятов намаза в Коране 17.01.2013 5.530
87 Количество людей на пятничной молитве 14.12.2012 2.823
88 Ряды в намазе 12.12.2012 2.703
89 Намаз в вопросах и ответах 27.11.2012 4.145
90 Умеренность в поклонении 05.11.2012 3.099
91 Либо пятничный намаз, либо праздничный 02.11.2012 2.716
92 Исполнение поклонения для умершего 10.10.2012 2.898
93 Порядок при чтении сур в намазе 09.10.2012 15.988
94 Намаз на предприятии 24.09.2012 5.049
95 Хочу научиться намазу 30.06.2012 6.603
96 Тахаджуд – ночной намаз 02.06.2012 27.128
97 Заупокойная молитва (служба) 20.03.2012 3.473
98 Намаз: вера и медицина 09.02.2012 2.940
99 Намаз на рабочем месте 10.01.2012 7.477
100 Праздничная молитва 06.01.2012 2.762