Коран / 79
Кораника > Коран Дата: 15 Ağustos 2009 Email This Post Email This Post

Сура 79. ВЫРЫВАЮЩИЕ (ан-Назиат)

Во имя Аллаха, Бесконечно-добродетельного, Щедро-вознаграждающего!
 
1. Клянемся, разрывая, берущими (вырывающими),
2. с легкостью справляющимися с работой,
3. полностью делающими свое дело,
4. соревнующимися с соревнующимися, –
5. организующими (теми, кто организует) дело [1]!..
6. Однажды каждого сотрясет сильное сотрясение [2].
7. За ним последует другое.
8. В этот день затрепещут сердца.
9. Потупятся взоры (глаза уставятся на землю или не смогут оторваться от земли).
10. Говорят: “Неужели мы будем возвращены в прежнее состояние,
11. после того, как стали истлевшими костями?”.
12. “В таком случае это возвращение с потерей (ущербом)”, – говорят (они).
13. Это (событие) связано с призывом (звуком) [3].
14. Все сразу (одновременно) выйдут (из могил) на землю [4] (…) [5].
15. (…) [6] Дошло ли до тебя известие о Мусе (Моисее)?
16. Господь обратился (воззвал) к нему в священной долине Тува:
17. “Иди к Фараону, ибо он переступил границы (перешел за меру),
18. и скажи: “Не желал бы ты очиститься? (Очиститься – твое право, не так ли?!).
19. (Если бы пожелал), я бы мог указать путь к Господу твоему. И ты бы стал богобоязненным (и ты бы уже сам решил, как быть тебе, как быть богобоязненным) [7].
20. (Муса пошел к Фараону и сделал все, как надо). Показал ему большое чудо.
21. Но он (Фараон) счел все это ложью и стал упираться (противостоять).
22. Затем отвернулся, стал усердствовать (над тем, как противостоять Мусе).
23. Собрал (своих людей), стал кричать (на них):
24. “Я ваш самый высокий господин!”, – сказал (он) [8].
25. И Аллах схватил его и наказал наказанием этой (мирской) жизни и будущей (в пример нынешним и будущим поколениям).
26. Без сомнения, в этом есть пример для богобоязненных (…).
27. (…) (Как по-вашему), вас ли создать труднее или небо [9]? Он воздвиг его.
28. Возвысил его (свод) и обустроил его.
29. Он покрыл ночью его, сделав (небо) темным, вывел зарю (свет) [10].
30. Затем расстал (и обустроил) землю [11].
31. Вывел из нее воду и траву (пастбища),
32. сделал неподвижными горы.
33. Для вашего пропитания и пропитания вашего скота (…).
34. (…) Когда наступит время большого собрания [12],
35. человек задумается над содеянным им.
36. Способным видеть, будет показан этот пылающий огонь (ад).
37. Кто впал в заблуждение,
38. предпочтя эту близкую (земную) жизнь,
39. его пристанищем станет пылающий огонь (ад).
40. А кто побоится предстать перед судом господним и отделит свою душу от дурных (греховных) душ (сдержит свои желания),
41. его пристанищем станет рай [13] (…).
42. (…) Тебя спрашивают о времени: мол, когда он (Судный день) наступит.
43. Где ты, где знать это время (откуда тебе знать это время)?!
44. Знание о нем относится к Господу твоему.
45. Ты только призван известить (оповестить) тех, кто боится его.
46. В тот день, когда они увидят его, им покажется, что они пробыли (на земле) всего лишь вечер или утро. 
 

 
Эти аяты-строки выражают экспрессию, некую реактивность и даже неожиданность действий. В них ощущается напор, перед которым невозможно устоять. Если их отнести к человеку, то это будет активный и деятельный человек, способный предолеть все трудности на пути к своей цели.
Этот момент экспрессии, силы, напора и даже сокрушительности, в конечном счете, торжества воли, передан в аятах с силой художественной образности. Потому их надо так и переводить. Если переводить их “сухим и официальным” языком рационального мышления, то это будет верно и точно по мысли, но далеко от силы воздействия на чувства. Будет утрачена и красота речи, ее экспрессия и художественная образность. Остается единственный выход – очевидный! Надо как-то суметь соединить между собой эти два начала – логическую цельность и стройность мысли об активном и наступательном человеке с образностью художественного повествования о нем.
Не претендуя на это “до конца”, предлагаем свою версию перевода: 
1. Клянемся, разрывая, вырывающими (извлекающими)(!),
2. в момент, вытягивая (вырывая), берущими (забирающими)(!),
3. проплывающими (!),
4. соревнующимися и опережающими (!), –
5. теми, кто организует дело (справляется с работой)!..
            В некоторых толкованиях эти сроки относят к ангелам, забирающим душу со смертью. Дескать, это они “разрывают, извлекают, вырывают, берут…”. Но нам кажется, что это не так, что героем этих строк все же является человек, которого Аллах призывает к действиям по принципу: “уверовав, содеять доброе”. Это можно понять и по смыслу самих строк-аятов (1-4). Здесь Аллах называет тех (и те действия), которыми он клянется. Все они относятся к человеку. Возможно, они относятся и к кому-то другому. Но в данном контексте имеет смысл все же относить их к человеку. Это мнение поддерживается и следующей строкой-аятом – пятой (5) или заключительной. Перечислив в первых четырех строках качества людей и их действия, в пятой Аллах как бы подводит черту под вопросом о том, кого-же следует иметь в виду в первых четырех строках, в чем следует видеть их смысл. Выясняется, что речь идет о тех, “кто организует дело (справляется с работой)”. В тексте это подчеркнуто при помощи тире, которое отделяет пятый, подытоживающий, аят от предыдущих (первых) четырех…
           В переводе, подготовленным Фондом (под рук. А. Байиндира), с самого начала ясно, что речь идет о человеке. Повторим:
“1. Клянемся, разрывая, берущими (вырывающими), 2. с легкостью справляющимися с работой, 3. полностью делающими свое дело, 4. соревнующимися с соревнующимися, – 5. организующими (теми, кто организует) дело!..”.
 
 
 

[1] Приведенные первые пять аятов рассматриваются дополнительно ниже (см.: * 79/1-5) (Р.О.).
[2] Или: “6. Однажды сотрясет сотрясение” (Р.О.).
[3] Cобытие – Судный день. А призыв – звук трубы на подъем человеку, повторно создаваемому из земли. Всевышний Аллах говорит так: “Прозвучала труба. В это время (они) (поднявшись) из могил устремятся к Господу своему. И скажут: “Как жаль! Кто поднял нас со сна?” (36/51-52).
[4] “14. (Как прозвучит труба) все сразу (одновременно) выйдут (из могил) на землю” (Р.О.).
[5] Многоточие (здесь и ниже) в конце аята (…) ставится нами. Оно означает конец темы и переход к новой теме (Р.О.).
[6] Многоточие (здесь и ниже) в начале аята и в его конце (…) ставится нами. Оно используется в своем известном значении. Но может означать и переход к новой теме (Р.О.).
[7] Такая учтивость в обращении с Фараоном придписывается самим Аллахом. Он говорит так: “Ты (Муса) и брат, возьмите мои аяты (и), не делая слабины в поминании меня, идите к Фараону, ибо он заблудший (сошедший с пути). Говорите с ним мягко. Может он внемлет совету или побоится” (20/42-44) (Р.О.).
[8] То, что переведено как “господин”, в аяте проходит как “раб” (рабб) – “господь”. Мы называем хозяина раба “господином”, а арабы – “раббом”. Фараон смотрел на свой народ как на раба. Потому в адрес Мусы и Xаруна говорил так: “Мы, что, будем верить двум таким людям, как мы? А еще и община их является нашим рабом” (23/47). Так он пытался противостоять посланникам Аллаха в лице Мусы и Xаруна. Они призывали не поклоняться никому, кроме Аллаха. Это разрушало до основания систему власти Фараона, основанную на поклонении ему одному…
[9] “Конечно же, создание небес и земли является делом более сложным (значительным), чем создание людей. Но многие люди не знают этого” (40/57).
[10] Или: “29. Он покрыл его (небо) ночной темнотой, вывел зарю (свет)”.
[11] Небеса (семь небес) и земля были созданы за шесть дней. За два дня была создана земля с заложенной в нее мерой для продуктов питания. Еще два дня продолжалась закладка меры для продуктов питания. За оставшиеся два дня были созданы небеса. Коран говорит об этом так: “Это вы не признаете того, кто создал небеса за два дня, уподобляя ему других? Он – Господь и Властитель всего (всех миров). Опять же он тот, кто воздвиг сверху во внутрь неподвижные   горы, сделал землю плодородной и в течение четырех дней установил меру для продуктов (питания на ней) на равном удалении от всех желающих (нацеленных на них). Затем он обратился к небу, находящемуся в состоянии тумана, сказал ему и земле: “Xотите того или нет, придите (ко мне)”. Оба ответили: “Мы пришли хотя (по своей воле)”. Затем, в течение двух дней, он сотворил их (небеса) семью небесами и каждому небу внушил (ниспослал) его обязанности. Самое близкое (первое) небо мы украсили светильниками (звездами) и защитили его. Таково предопределение Аллаха, умелого в своем деле (могущественного) и знающего” (41/9–12).
[12] В аяте проходит (الطامة), корень которого (طم) означает “заполнить до отказа”. В Судный день люди, ангелы и животные заполнят “до отказа” место собрания. Потому само это собрание будет “большим или самым большим” собранием.
[13]Считается, что не совершившие больших грехов прожили прекрасно. Их ожидает еще более прекрасное. Аллах говорит так: “Все, что есть на небесах, есть на небе, – все это – Аллаха (принадлежит ему). Это для того, чтобы наказать худодеющих и прекрасно встретить добродеющих. Это те, которые избегают больших грехов и безнарвственности (распутства). Другое дело другие грехи (…). Прощение Господа твоего широкое” 53/3132).Они без проблем войдут в рай. Всевышний Аллах говорит так: 
         “Сначала (отметим, что) те, кто будет встречен самым прекрасным образом, как об этом мы сказали, будут держаться далеко в стороне от ада. Они не будут слышать даже его гудения и будут находиться постоянно среди вещей, возжеланных ими. Ангелы встретят их со словами: “Это – ваш день, обещанный вам день” (21/101-103).
          Кто совершит большой грех, а затем раскается и исправится, они тоже войдут в эту группу. Всевышний Аллах говорит так: “Служители Рахмана (Милостивого) не станут призывать другого бога вместе с Аллахом. Не станут убивать без надлежащего права душу, признанную Аллахом неприкосновенной. Не станут прелюбодействовать. Кто станет совершать это, войдет в грех. В Судный день его наказание умножится, и он останется в них униженным навечно. Но кто раскается, уверует и станет содеять доброе, – это другое (дело). Аллах переведет их худые дела в добрые (заменит первые на вторые). Аллах простит, вознаградит” (25/68-70).

 

 

* 79/1-5 (Р.О.)
Facebook'ta PaylaşTwitter'da Paylaş
Просмотрено 2.128
 
Другие фетвы по данной теме или близкие
№     Темы Дата    Прочтено    
1 Cура 2/30, 35-36. О человеке 21.07.2015 1.807
2 Как понять 67-й аят суры «Пчелы»? 07.04.2015 2.298
3 Как понять 7-й аят 58-й суры? 11.03.2015 1.892
4 Как понять 73-й аят 17-й суры? 04.03.2015 1.625
5 Как правильно понять 159-й аят суры Ниса? 02.12.2014 1.962
6 Аят 4/59 и его роль в методологии познания Корана 02.12.2014 1.808
7 Как понять аят 85 суры Али-Имран? 18.08.2014 2.597
8 Неверный перевод аята 17/78 05.08.2014 2.217
9 Ошибки в переводе аята 17/79 01.08.2014 2.794
10 Как понять аят 2/187? 07.07.2014 1.983
11 Как понять аят 29-й суры Товба (Покаяние)? 05.07.2014 3.926
12 Толкование 18-го аята суры Таквир 04.05.2013 2.985
13 Сура Бакара. Аят 222 03.09.2012 4.347
14 Посредничество. Аят 4/64 17.07.2012 2.685
15 Сура Человек (76) 02.05.2012 2.754
16 О 19-ом аяте суры Ибрагим (14/19) 03.04.2012 2.658
17 Аяты 9/55, 85 22.12.2011 2.233
18 Пары: какие (6/143-144)? 03.10.2011 2.244
19 Аят 2/47 29.09.2011 2.749
20 Закария и аят 3/41 12.05.2011 2.655
21 Аят 38/29: перевод и изучение Корана 13.04.2011 3.420
22 Аяты 2/29 и 79/27-32 15.02.2011 2.565
23 Аяты 7/109-110 и 42/34-35 14.02.2011 2.573
24 Аят 57/19 28.08.2010 2.474
25 сура 105 / 1 16.09.2009 4.885
26 сура 105 / 2 16.09.2009 3.460
27 сура 105 / 3 16.09.2009 3.759
28 сура 105 / 4 16.09.2009 3.012
29 сура 105 / 5 16.09.2009 3.506
30 сура 105 / 6 16.09.2009 7.516
31 сура 105 / 7 16.09.2009 3.235
32 сура 105 / 7.1 16.09.2009 3.047
33 сура 105 / 7.2 16.09.2009 7.760
34 сура 105 / 8 16.09.2009 2.604
35 сура 105 / 9 15.09.2009 2.584
36 сура 105 / 9.1 15.09.2009 2.274
37 сура 105 / 10 15.09.2009 2.271
38 сура 105 / 11. Фото-приложение 15.09.2009 2.763
39 О Коране. Вводная 07.09.2009 2.838
40 Коран: аят 22/15 (А.Б.) 07.09.2009 3.356
41 Коран о себе / 2 (продолж. 1) 31.08.2009 2.652
42 Коран о себе / 2 (продолж.) 31.08.2009 2.613
43 Коран о себе / 2 31.08.2009 2.668
44 Коран о себе / 1 31.08.2009 2.846
45 Коран о себе. Вводная 31.08.2009 2.879
46 О Коране. Вводная а 31.08.2009 2.121
47 Коран о себе / 4 31.08.2009 2.402
48 Коран о себе (продолж.) 28.08.2009 2.011
49 Коран о себе 28.08.2009 2.014
50 Вводная 28.08.2009 2.052
51 Коран / 105 (продолж.) 28.08.2009 2.132
52 Язык вещи в Коране (А.Б.) 28.08.2009 2.314
53 Коран о себе / 11 28.08.2009 2.519
54 Коран о себе / 10 28.08.2009 2.415
55 Коран о себе / 9 (продолж.) 28.08.2009 2.586
56 Коран о себе / 9 28.08.2009 2.439
57 Коран о себе / 8 28.08.2009 2.355
58 Коран о себе / 7 28.08.2009 2.570
59 Коран о себе / 6 27.08.2009 2.324
60 Коран о себе / 5 (продолж. 1) 27.08.2009 2.378
61 Коран о себе / 5 (продолж.) 27.08.2009 2.332
62 Коран о себе / 5 27.08.2009 2.261
63 Коран о себе / 3 27.08.2009 2.144
64 Коран. Вводная 26.08.2009 2.738
65 Коран / 114 (последняя) 26.08.2009 3.853
66 Коран / 113 26.08.2009 2.943
67 Коран / 112 26.08.2009 2.966
68 Коран / 111 26.08.2009 6.204
69 Коран / 110 26.08.2009 2.464
70 Коран / 109 26.08.2009 3.051
71 Коран / 108 26.08.2009 2.999
72 Коран / 107 26.08.2009 2.417
73 Коран / 107 26.08.2009 2.042
74 Коран / 106 26.08.2009 2.709
75 Коран / 104 (продолж.) 26.08.2009 2.300
76 Коран / 104 25.08.2009 5.204
77 Коран / 103 25.08.2009 2.841
78 Коран / 102 25.08.2009 2.798
79 Коран / 101 25.08.2009 2.805
80 Коран / 100 25.08.2009 2.438
81 Коран / 99 25.08.2009 3.306
82 Коран / 98 25.08.2009 2.448
83 Коран / 97 25.08.2009 2.830
84 СУРА СГУСТОК (АЛЬ-АЛЯК) (96) 25.08.2009 9.636
85 Коран / 95 25.08.2009 2.609
86 Коран / 94 25.08.2009 3.594
87 Коран / 93 25.08.2009 2.844
88 Коран / 92 25.08.2009 2.544
89 Коран / 91 25.08.2009 2.649
90 Коран / 90 (продолж.) 25.08.2009 2.672
91 Коран / 90 25.08.2009 2.949
92 Коран / 89 25.08.2009 2.655
93 Коран / 88 25.08.2009 2.319
94 Коран / 87 25.08.2009 2.513
95 Коран / 86 25.08.2009 3.297
96 Коран / 85 25.08.2009 2.618
97 Коран / 84 15.08.2009 2.405
98 Коран / 83 15.08.2009 5.060
99 Коран / 82 15.08.2009 2.421
100 Коран / 81 15.08.2009 2.474