Коран / 80
Кораника > Коран Дата: 15 Ağustos 2009 Email This Post Email This Post

Сура 80. НАХМУРИЛСЯ (АБАСА) 

Во имя Аллаха, Бесконечно-добродетельного, Щедро-вознаграждающего!
 
1. Он нахмурился и отвернулся,[1].
2.    потому, что к нему пришел слепой 
3. Откуда ты знаешь, может он очистится?
4. Или обретет знание [2] и оно пригодится ему.
5. А если говорить о том, кто не нуждается в тебе [3]
6. Ты направляешься к нему (занимаешься им, уделяешь ему внимание, а на деле – словно бы ты говоришь не ему, а стенке).
7. Что тебе от того, что он очистится [4]?
8. Но кто утремляется к тебе,
9. устремляется (приходит) из-за боязни (богобоязни).
10. А ты не интересуешься им (оставляешь его в стороне, без внимания) (…) [5].
11. (…) Нет, нет!.. Это то, что будет воспомянуто [6] (!).
12. Каждый вспомнит содеянное (совершенное. – Р.О.) [7] им (!).
13-16. Оно записывается руками писцов, благородных и ценных, на ценных страницах, возвышенных и чистых [8] (…).
17 (…) Будь проклят этот человек! Какой же он неблагодарный [9]!
18. Из чего его создал (Аллах)? (Пусть он, лучше, посмотрит на это).
19. Не из нутфы (оплодотворенного яйца)? Создал и сформировал его (придал ему силу).
20. Затем облегчил ему путь.
21. Затем упокоит его и положит в могилу.
22.  Затем, в положенное время, снова поднимет его (…).
23. Но, нет! Он (человек) не последовал предписаниям (Аллаха) (…).
24. А еще пусть человек посмотрит на свою пищу (…).
25. Обильную воду проливаем Мы.
26-32. Затем (Мы) рассекли землю трещинами (вспучили ее трещинами-глазками), взрастили на ней зерна (посевы), виноград, овощи, оливы, хурму, сады с большими и плотными деревьями, плоды и пастбища. (Всё это) для вас и вашего скота (…).
33. (…) Когда раздастся этот оглушительный звук [10],
34-36. человек бросит брата, мать (и) отца, жену и детей (он просто позабудет о них, сбежит от них, у него не будет времени на них, он будет занят собой. – Р.О.) [11].
37. В этот день у каждого будет достаточно своих дел (чтобы ему заниматься еще и кем-то другим) (у каждого дела будут “для себя”, и будет их “по горло”) [12].
38-39. В этот день одни лица будут светить светом (сиять), смеяться и радоваться (ликовать) (люди пожелают отблагодарить за благовестие, добродеяние).
40-42. Другие лица будут в пыли и земле (грязи). Будут черными (грязными). Это и есть кяфиры и грешники (погрязшие в грехах как в грязи или черноте) [13].
 
* Всё фиксируется: слова и дела (А.Б.)
 
“Нет, нет!.. Вы считаете ложью расчет с вами. Но фактом является наличие охранителей над вами. Ценных (благородных) писцов… Они знают всё, что вы делаете” (82/9-12),
          “(Рядом с вами) сидят (находятся, пребывают) два писца, один справа, другой слева, они записывают. Когда у человека слетает с уст слово, рядом с ним всегда есть наблюдатель, готовый записать его” (50/17-18),
          “Всё содеянное содержится (записано) в тетрадях. Маленькое, большое – всё записано в строках” (54/52-53),
          “Тетради будут положены перед ними. И из-за того, что написано в них, грешники будут дрожать дрожью. Скажут: “Горе нам! Что это за тетради?! Ни малого не оставили, ни большого! Всё собрали!”. (В них) они найдут всё содеянное ими. Господь твой никого не станет мучить” (18/49),
          “В тот день, когда каждый найдет перед собой содеянное им доброе и худое, каждому захочется, чтобы между ними и худым была большая удаленность” (3/30),
            “Кто содеет доброе с частичку, увидит его. Кто содеет худое с частичку, тоже увидит его” (99/7-8),
“В этот (Судный) день вы будете спокойны. Ничто не останется скрытым. Те, кому тетради будут даны справа, скажут: “Вот моя тетрадь! Читайте!.. Я знал, что встречусь с содеянным” (69/18-20)… 

* Судный день: каждый достаточен для себя (А.Б.)  

“В этот день, кроме богобоязненных, (даже) друзья станут друг другу врагами” (43/67),
“Друзья не спросят друг друга. Даже если они встретятся (каждый будет занят собой, своим делом. Каждый сам будет в этот день достаточен для себя [14]) (…). Грешный пожелает откупиться от мучений этого (Судного) дня своими сыновьями, женой, братом, семьей, – которая защитила и содержала его, – и (вообще) всеми, кто есть на земле (Земле). (Он будет готов отдать) всё, лишь бы только спастись самому (!..)” (70/10-14). 
 

1. Подборка аятов сделана А. Байиндиром.
2. Аяты даны в примечании. Нами они вынесены в самостоятельную тему с приводимым заголовком.
3. Все скобки относятся к нам.
 
* О лицах:  ликующих и пребывающих в черноте печали (Р.О.)
 
В аятах 40 и 41 говорится “о черных” или “зачерненных” лицах кяфиров, заблудших, отступивших (грешников). Эту черноту лиц можно трактовать как физическую и нравственную. Это мы и встречаем в переводах и толкованиях.
К примеру (в русской литературе):
– “40. на других же [осядет] прах, / 41. коим [будут] омрачены они” [15],
– “40. На других же лицах в тот день будет прах, / 41. покрывающий их мраком” [16]
В турецкой литературе (текст приводится дословно, без редактуры):
– “40. А есть и лица, запыленные в этот день. 41. Они окутаны темнотой (до того они печальны (грустны, огорчены), так они горестны)” [17],
– “40-41. А есть и лица, которые в этот день окутала печаль (грусть, горе); от огорчения (печали, грусти) почернели они” [18]
 
О лицах в Судный день Аллах говорит и так:
“Есть лица, которые в этот день (выглядят) низкими (презренными, ничтожными, униженными” (88/2). “А есть лица, которые счастливы (счастливы в благах) в этот день” (88/8).
“Есть лица, которые светятся в этот день. Они смотрят на Господа твоего. А есть лица, поникшие (понурые) в этот день. Они понимают, что их ожидает (наказание), ломающее им спинной хребет” (75/22-25).
“Есть лица, которые побелеют в этот день, а есть лица, которые почернеют. Тем, у которых почернеют лица, (будет сказано так): “После того, как уверовали, вы стали отрицать (стали кяфирами)? А теперь вкусите наказания по причине вашего отрицания (неверия)!” (3/106).
“А те, у которых побелели лица… Они пребывают в милости Аллаха. Останутся в ней навсегда” (3/107)… 
Два случая физического характера:
(1) На ум приходит один из хадисов. Он начинается так:
“Однажды перед Посланником Мухаммедом, да благословит его Алах и приветствует, провели иудея с очерненным лицом и побитого палкой. Он подозвал их и спросил: «В вашей Книге так наказывают за зину (измену. – Р.О.)?». «Да!», – ответили они…” [19]
(2) Одно из чудес (знамений), которые дает Аллах Мусе, направляя его к Фараону, связано с изменением цвета руки: “Положи руку в подмышку (прижми руку к боку) она выйдет белой, без болезни. Вот тебе еще одно знамение (чудо)!” (20/22). “Вынул (Муса) руку (из подмышки). Она стала белой (белоснежно-белой, блестящей) для тех, кто смотрел на нее” (26/33)…
 
Подытожим. За жизнь по его предписаниям Аллах награждает, за отступления – наказывает. Сознание этого отражается на лицах в Судный день. Одни лица сияют, другие подавлены. А подавленное лицо “чернее тучи”… Шутка ли – человек ожидает наказание, ломающее ему кости. И не просто кости, а весь “хребет”!.. А еще есть огонь!.. Значит есть и над чем задуматься!.. Кто способен представить себя в роли человека, ожидающего наказания “этого дня”, тому легко понять и то, откуда берется и что означает чернота лиц, описываемая в аятах 40 и 41 (80/40-41).
И еще один момент. Черноту лиц (или на лицах) в приводимых аятах нельзя рассматривать саму по себе, в отрыве от “сияющих” или “ликующих” лиц. Так четыре аята – 38 и 39, с одной стороны, 40 и 41, с другой, – приходят в связь и образуют единую систему, высказывающую мысль о том, что праведники награждаются, а отступники (грешники) наказываются… Такими они и входят в новую жизнь. Одни – вознагражденными – в благах, а другие – наказанными и униженными – в потерях… Вознагражденные сияют…
Напомним:
“38-39. В этот день одни лица будут светить светом (сиять), смеяться и радоваться (ликовать) (люди пожелают отблагодарить за благовестие, добродеяние).
40-42. Другие лица будут в пыли и земле (грязи). Будут черными (грязными). Это и есть кяфиры и грешники (погрязшие в грехах как в грязи или черноте)”.
Или одни лица будут сиять “в этот день”, а другие будут подавленными. Потому первые будут светить, а вторые будут “чернее самой черноты” или “как сама чернота”… А если оторвать их друг от друга, то и черноту лиц не понять до конца… А в Коране, как это можно видеть уже на примере приведенных аятов, о них говорится вместе, в паре, в единстве, в связи, на параллельных курсах… Это является естественной формой представления противоположностей…
 
Состояние лица человека есть, как известно, отражение его внутреннего состояния. Удовлетворенный человек испытывает радость и состояние свободы. Лицо его светится… Неудовлетворенный – подавлен и стеснен. Лицо его озабочено, порой “до черноты”… И в Судный день это так. Светлые (светящиеся или радостные) лица характерны для людей,  удостоившихся положительной оценки своих действий со стороны Аллаха и ожидающих в ответ на это своего вознаграждения. “Черные” лица – это у людей, недовольных собой. Они осознают свое осуждение Аллахаом. Они пребывают в ожидании наказания…  


[1]      По поводу ниспослания суры говорится так: “К Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) пришел Абдуллах б. Умму Мактум и стал говорить ему: “О, Мухаммед! Возьми меня к себе и обучи знанию”. В это время у Посланника был один из главных мушриков (они сопротивлялись вере Аллаха и всячески препятствовали миссии Посланника. – Р.О.). Посланник отвернулся от Мактума и повернулся в сторону собеседника. И говорил так: “О, отец такогото, ты видишь что-либо смущающее тебя в моих словах?”. А он отвечал: “Клянусь кровью (пролитой во имя идолов), нет, я не вижу ничего смущающего в твоих словах” (Muvatta, Kur’ân, 8; Tirmizî, Tefsîru’l-Kur’an, 72) (выражение “обучи знанию” проходит у Тирмизи).
[2]       То, что переведено как “знание”, в аяте проходит как “зикр”. Под “зикром” понимается знание в мышлении, готовое к использованию (см. словарь-муфредат).
[3] Или: “А если говорить о том, кто не нуждается в тебе (кто видит себя богатым, обеспеченным и не соизволит снизойти к нашим аятам или кому кажется, что он ни в чем не нуждается и в тебе тоже)…” (Р.О.).
[4] Аллах дает понять неискренность мушриков по отношению к себе и вере. Их очищение зачастую носит формальный и внешний характер (Р.О.)… 
[5] В аятах говорится так: “Не прогоняй побирающегося (бедного). И разъясняй ему Его благодеяние” (93/10-11).
[6] В аятах (11-16) речь идет не о Коране, как это порой принято думать, а о книге, в которой отмечаются (фиксируются, записываются) все слова и дела (действия) человека (Р.О.).
[7] Здесь “шае” (شاء) переведено как “содеянное” (совершенное). Оно происходит от “вещи” (شَيْء), которое имеет смысл отглагольного существительного и имени существительного (А.Б.).
            Здесь А. Байиндир приводит анализ понятия “шае”, который развит им в его книге “Ложные истины”, а также в статьях, помещенных на сайте. Поэтому в данном случае он опущен, желающие могут обратиться к материалам сайта по этому вопросу (см. раздел “Научная деятельность”) (Р.О.).    
[8] Человек является ценностью, потому и относящиеся к нему страницы тетради, в которой фиксируются его действия, тоже являются “ценными”. Они являются еще и “возвышенными и чистыми”, поскольку запись на этих страницах ведется от имени Аллаха и его писцами, “благородными и ценными”. Так Аллах высоко оцениват и своих писцов.
            А о том, что все слова записываются и деяния (действия) фиксируются, об этом Коран говорит в целом ряде аятов (см.: 82/9–12, 50/17–18, 54/52-53, 18/49, 3/30, 99/7-8, 69/18–20 и др.) (В переводе на турецком эти аяты приводятся в примечании. В нашем случае они вынесены в самостоятельную тему ниже: см. * Всё фиксируется: слова и дела. – Р.О.).   
[9] Аллах осуждает людей неблагодарных… Это должен иметь в виду каждый. Благодарный для того, чтобы и дальше быть благодарным, а неблагодарный… чтобы не допустить выход за пределы того, что уже неисправимо… (Р.О.).
[10] Речь идет о Судном дне (Р.О.).
[11] К теме приводятся аяты (см. ниже: * Судный день: каждый достаточен для себя (А.Б.) (Р.О.).
[12] Текст в скобках относится к нам (Р.О.).
[13] См. ниже: * О лицах: ликующих и пребывающих в черноте печали (Р.О.).
[14] См. сюда также аят (80/37): “В этот день у каждого будет достаточно своих дел (чтобы ему заниматься еще и кем-то другим) (у каждого дела будут “для себя”, их будет “по горло”) (Р.О.).       
[15] Коран. Пер. и комм. М.-Н.О. Османова. “Ладомир”, М., 1999, 80/40-41, с. 598.
[16] Священный Коран. В пер., с комм. А.Ю. Али. Н. Новгород, РФ, “Медина”, 2007, 80/40-41, с. 1578).
[17] Коран. Пер. и комм. С. Атеша. Анкара, Кылыч, 1975, 80/40-41, с. 585 (на турецк.).  
[18] Коран с разъяснением смысла. Подг. X. Караман, А. Озек, И.К. Донмез, М. Чагриджи, С. Гюмюш, А. Тургут. Турецк. Фонд по делам религии (TDV). Анкара, 2005, 80/40-41, с. 585.  
[19]Xадис приводится в книге А. Байиндира “Ложные истины”, помещенной на сайте (см.: 37.3. Наказание реджм в хадисах)
Так цвет лица в Судный день, если угодно, оказывается публичной демонстрацией оценки Аллаха, выставленной человеку за содеянное им в земной жизни…

 

Примечание (Р.О.):
Facebook'ta PaylaşTwitter'da Paylaş
Просмотрено 2.049
 
Другие фетвы по данной теме или близкие
№     Темы Дата    Прочтено    
1 Cура 2/30, 35-36. О человеке 21.07.2015 1.471
2 Как понять 67-й аят суры «Пчелы»? 07.04.2015 1.877
3 Как понять 7-й аят 58-й суры? 11.03.2015 1.563
4 Как понять 73-й аят 17-й суры? 04.03.2015 1.343
5 Как правильно понять 159-й аят суры Ниса? 02.12.2014 1.646
6 Аят 4/59 и его роль в методологии познания Корана 02.12.2014 1.479
7 Как понять аят 85 суры Али-Имран? 18.08.2014 2.222
8 Неверный перевод аята 17/78 05.08.2014 1.867
9 Ошибки в переводе аята 17/79 01.08.2014 2.273
10 Как понять аят 2/187? 07.07.2014 1.681
11 Как понять аят 29-й суры Товба (Покаяние)? 05.07.2014 3.374
12 Толкование 18-го аята суры Таквир 04.05.2013 2.574
13 Сура Бакара. Аят 222 03.09.2012 3.916
14 Посредничество. Аят 4/64 17.07.2012 2.403
15 Сура Человек (76) 02.05.2012 2.518
16 О 19-ом аяте суры Ибрагим (14/19) 03.04.2012 2.366
17 Аяты 9/55, 85 22.12.2011 2.001
18 Пары: какие (6/143-144)? 03.10.2011 1.976
19 Аят 2/47 29.09.2011 2.298
20 Закария и аят 3/41 12.05.2011 2.347
21 Аят 38/29: перевод и изучение Корана 13.04.2011 3.092
22 Аяты 2/29 и 79/27-32 15.02.2011 2.293
23 Аяты 7/109-110 и 42/34-35 14.02.2011 2.291
24 Аят 57/19 28.08.2010 2.184
25 сура 105 / 1 16.09.2009 4.415
26 сура 105 / 2 16.09.2009 3.057
27 сура 105 / 3 16.09.2009 3.413
28 сура 105 / 4 16.09.2009 2.725
29 сура 105 / 5 16.09.2009 3.030
30 сура 105 / 6 16.09.2009 7.105
31 сура 105 / 7 16.09.2009 2.621
32 сура 105 / 7.1 16.09.2009 2.486
33 сура 105 / 7.2 16.09.2009 7.404
34 сура 105 / 8 16.09.2009 2.127
35 сура 105 / 9 15.09.2009 2.138
36 сура 105 / 9.1 15.09.2009 2.018
37 сура 105 / 10 15.09.2009 1.917
38 сура 105 / 11. Фото-приложение 15.09.2009 2.464
39 О Коране. Вводная 07.09.2009 2.537
40 Коран: аят 22/15 (А.Б.) 07.09.2009 3.083
41 Коран о себе / 2 (продолж. 1) 31.08.2009 2.408
42 Коран о себе / 2 (продолж.) 31.08.2009 2.374
43 Коран о себе / 2 31.08.2009 2.385
44 Коран о себе / 1 31.08.2009 2.497
45 Коран о себе. Вводная 31.08.2009 2.567
46 О Коране. Вводная а 31.08.2009 1.842
47 Коран о себе / 4 31.08.2009 2.073
48 Коран о себе (продолж.) 28.08.2009 1.773
49 Коран о себе 28.08.2009 1.746
50 Вводная 28.08.2009 1.814
51 Коран / 105 (продолж.) 28.08.2009 1.903
52 Язык вещи в Коране (А.Б.) 28.08.2009 1.996
53 Коран о себе / 11 28.08.2009 2.248
54 Коран о себе / 10 28.08.2009 2.160
55 Коран о себе / 9 (продолж.) 28.08.2009 2.352
56 Коран о себе / 9 28.08.2009 2.193
57 Коран о себе / 8 28.08.2009 2.109
58 Коран о себе / 7 28.08.2009 2.304
59 Коран о себе / 6 27.08.2009 2.050
60 Коран о себе / 5 (продолж. 1) 27.08.2009 2.082
61 Коран о себе / 5 (продолж.) 27.08.2009 2.084
62 Коран о себе / 5 27.08.2009 1.925
63 Коран о себе / 3 27.08.2009 1.849
64 Коран. Вводная 26.08.2009 2.503
65 Коран / 114 (последняя) 26.08.2009 3.346
66 Коран / 113 26.08.2009 2.645
67 Коран / 112 26.08.2009 2.545
68 Коран / 111 26.08.2009 5.554
69 Коран / 110 26.08.2009 2.206
70 Коран / 109 26.08.2009 2.632
71 Коран / 108 26.08.2009 2.622
72 Коран / 107 26.08.2009 2.143
73 Коран / 107 26.08.2009 1.812
74 Коран / 106 26.08.2009 2.390
75 Коран / 104 (продолж.) 26.08.2009 2.049
76 Коран / 104 25.08.2009 3.984
77 Коран / 103 25.08.2009 2.455
78 Коран / 102 25.08.2009 2.351
79 Коран / 101 25.08.2009 2.457
80 Коран / 100 25.08.2009 2.129
81 Коран / 99 25.08.2009 2.930
82 Коран / 98 25.08.2009 2.193
83 Коран / 97 25.08.2009 2.574
84 СУРА СГУСТОК (АЛЬ-АЛЯК) (96) 25.08.2009 8.255
85 Коран / 95 25.08.2009 2.216
86 Коран / 94 25.08.2009 3.231
87 Коран / 93 25.08.2009 2.390
88 Коран / 92 25.08.2009 2.128
89 Коран / 91 25.08.2009 2.306
90 Коран / 90 (продолж.) 25.08.2009 2.370
91 Коран / 90 25.08.2009 2.363
92 Коран / 89 25.08.2009 2.279
93 Коран / 88 25.08.2009 2.072
94 Коран / 87 25.08.2009 2.183
95 Коран / 86 25.08.2009 2.979
96 Коран / 85 25.08.2009 2.311
97 Коран / 84 15.08.2009 2.093
98 Коран / 83 15.08.2009 4.442
99 Коран / 82 15.08.2009 2.145
100 Коран / 81 15.08.2009 2.177