Коран / 94
Кораника > Коран Дата: 25 Ağustos 2009 Email This Post Email This Post

 

Сура 94. РАСКРЫТИЕ (АЛЬ-ИНШИРАХ)
 
Во имя Аллаха, Бесконечно-добродетельного, Щедро-вознаграждающего!
 
Свое название сура берет из первого аята, в котором проходит слово “раскрытие” (груди или души) [1]
Нисполана в Мекке после суры 93 (Духа / День (Свет дня) или Утро). 8 аятов.
 
1. Разве Мы не раскрыли (не расширили) твою грудь [2]?
2. И не сняли с тебя груз,
3. который сгибал твою спину?
4. Не возвеличили твою славу(?..)?
5. Значит рядом с трудностью есть облегчение.
6. Не забывай, рядом с трудностью есть облегчение [3].
7. В таком случае, когда остаешься свободным, вставай и трудись (до устали) для Него.
8. И держись пути, который ведет к Господу твоему (!..).
 
* Раскрыть грудь (душу) (Р.О.)
 
Грудь здесь следует понимать, как кажется, в широком значении души и внутреннего мира. Потому и раскрыть грудь – это раскрыть душу для людей, для добра им, обогатиться внутренне – духовно, нравственно.Речь идет о процессе духовно-нравственного облагораживания и возвышения человека.
Будущий Посланник Аллаха – Мухаммед – изначально был человеком честным, порядочным, великодушным. Эти качества просто необходимы для посланника… В отношениях между людьми даже функциональные отношения (по службе, долгу и т. д.) предполагают определенный уровень нравственной зрелости, скажем так. А в свободной человеческой коммуникации нравственные отношения выходят на первый план… Посланник должен был быть в коммуникации со всем обществом. И по долгу, и просто как человек. Без высокой нравственности добиться результатов было бы невозможно…
И тут выясняется, что в формировании высокой нравственности Посланника участвовал Аллах. Найдя ее “потенциал” в душе Мухаммеда, он развил его Кораном, его требованиями к Посланнику и людям. Высокая кораническая мораль начинается с милосердного, сострадательного и участливого отношения к человеку. В ее основаниях лежит, так сказать, продуктивно-добродетельное отношение к человеку. То есть это не только одни благие пожелания, но и практические дела в этом направлении… Аллах требует от человека реализации на практике двуединого принципа, – уверовав, содеять доброе. И если не видеть в нем нравственную содержательность, то он сразу потеряет свою человеческую привлекательность. То есть принцип, “уверовав, содеять доброе”, обращен к человеку прямо и непосредственно. Доброе, которое содеет человек, это не для Аллаха. Это – для самого человека, для людей. Но это – на пути Аллаха!.. Аллах требует от человека того, чтобы он был полезным для себя и людей. А быть полезным в этом случае – это быть полезно-деятельным. Для себя и людей!.. Так функциональный смысл добродеятельности – на почве веры и во имя Аллаха – оказывается одновременно и ее человеческим или нравственным смыслом. А с этим утверждается и высший принцип морали…
…Аллах дал Посланнику свою Книгу – Коран. А теперь выясняется, что Он еще и раскрыл его грудь! Аллах “до конца” сделал Посланника таким, каким должен быть по его Книге человек. А покольку Посланник является примером и образцом для людей, – – то это значит, что Аллах предъявил условие “высокой морали” ко всем людям без исключения…
А когда Аллах рекомендует Посланнику быть справедливым в управлении и общественных делах, – то это опять же относится “ко всему управлению” в целом, всем его лицам, начиная с Первого и до Последнего… Никто не имет права представлять общественную волю, организованную в механизм общественной власти под названием “Государство”, на низком, простите, нравственном уровне или с низкими нравственными качествами. А когда нас пытаются уверить в том, что “сегодня это так и должно быть и не может быть как-то иначе, по-другому”, то в это можно уже спокойно не верить… Открыть Книгу достаточно для того, чтобы убедиться в этом…
Потому “раскрыть грудь или душу” для высокой нравственности – это совершенное всеобщее условие, которое ставит Аллах перед людьми. И оно охватывает все сферы жизни – от общественной до личной… Человек не существует вне системы отношений с людьми. А в них он вступает как носитель человеческих качеств. Соединение системы человеческих связей и отношений с собственно человеческими качествами самого человека – три раза подряд человек-человеческое! – это и есть нравственное (!). Вернее, тот источник, откуда происходит то, что мы называем “нравственным” или относим к сфере нравственности… Аллах требует высокого уровня этих качств. Потому требует и высокой нравствености…
…Человек не может обойтись без знания. Всевышний дает ему это знание. Оно теперь развивается параллельно с этим знанием Всевышнего и в соотнесении себя с ним… Но человек не может обойтись и без связи с людьми. Без общественного бытия нет и бытия личного… Значит он не может обойтись без нравственности… Так знание и нравственность соединяются в единое средство в системе общественного бытия… Но различие между ними, естественно, не стирается. По этой причине знание раздваивается на ложное и истинное, а нравственность – на низкую и высокую… Аллах требует высокой нравственности. Потому и говорит о раскрытии груди (души)
 
…Аллах дал Посланнику Коран. Для людей!.. А теперь “раскрывает ему грудь”. Заполняет ее нравственностью Корана. И опять для людей!..
…Если исключить “кислород”, то для жизни и деятельности человека останутся две вещи. Это – знание и способность быть в человеческих отношениях с человеком… Потому Аллах дает знание и открывает смысл человеческой нравственности…
Об этих двух вещах и надо говорить каждый раз, когда пытаются говорить о том, что дает Аллах Посланнику и человеку…
 
* Аяты 94/5-6 (Р.О.)
 
В переводах (толкованиях) повторение в шестом (6) аяте пятого (5) делается “для большей выразительности и придания дополнительной важности (значимости. – Р.О.)” (см.: Священный Коран. В пер., с комм. А.Ю. Али, 94/5-6, прим. 6191, с. 1646).
Понимание повторения в шестом (6) аяте пятого (5) как “усиление идеи” имеет место и в турецких переводах Корана (см., к примеру: С. Атеш, 94/5-6). Но есть и перевод, в котором говорится об “еще одном облегчении рядом с трудностью”: “5, 6. Конечно, есть облегчение рядом с трудностью (5). Воистину, вместе с трудностью есть еще одно облегчение (6)” (Коран с разъяснением смысла. Подг. X. Караман, А. Озек, И.К. Донмез и др., 94/5-6, с. 596)…
Еще один аспект темы можно предложить из анализа речи и фольклора. В языке и образах художественного сознания (пословицы, поговорки и др.) широко используется мысль о том, что “у каждой трудности есть своя легкость или свое облегчение”… К примеру: “У каждого подъема есть свой спуск (и наоборот)”, “У каждой потери есть свое обретение (и наоборот)” и т. д. Интересно, что эту мысль мы находим и в Коране. К примеру, Аллах говорит так: “Если ты позабудешь (что-либо), помяни Господа своего и скажи: “Думаю, что Господь мой даст мне более истинное знание” (18/22). А так как всё дает и забирает Аллах, Он говорит так: “Нет такого несчастья, которое случается на земле и с вашими жизнями, чтобы Мы не записали его (не сделали запись о нем) в книге до его совершения. Воистину, это легко для Аллаха (22). Не удручайтесь потерей (не печальтесь о потере) и не хвастайтесь тем, что дано вам (Аллахом). Аллах не любит самонадеянных хвастунов (23)” (57/22-23)…
 
Итак, аяты 5 и 6 (94/5-6) могут быть интерпретированы как (1) усиление и (2) как два облегчения. В первом случае 6-ой аят подчеркивает мысль 5-го и усиливает ее. По этой причине и сами аяты оказываются одинаковыми или совпадающими. Во втором – говорится о двух легкостях (облегчениях) при одной трудности или после нее…
Нам кажется, что здесь нет никаких проблем! “Два облегчения (две легкости)” после или при “одной” трудности… это одно облегчение после или при одной трудности. Облегчение “раздвоено” только потому, что его можно представить в следующих друг за другом формах, этапах, стадиях… По этой причине облегчений может быть не только “два”, но, простите, и три, и больше. И все они, опять же, после или при одной трудности (!)…
 

[1] Сура имеет два близких названия: аль-Инширах и аш-Шарх.
            В понимании “раскрытия” см. прим. к первому аяту.  
[2] См. ниже: * Раскрыть грудь (душу) (Р.О.).
[3] А. Байиндир: “6. Не забывай, что рядом с этой трудностью есть еще одна легкость (еще одно облегчение)”… Согласно сообщениям, ниспослание аята сопровождалось поддержкой Посланником своего сподвижника. Он возвещал ему благую весть, говоря о том, что “одна трудность не может осилить двух облегчений” (см. Табери) (А.Б.)…
            См. ниже: * Аяты 94/5-6 (Р.О.).
Facebook'ta PaylaşTwitter'da Paylaş
Просмотрено 3.230
 
Другие фетвы по данной теме или близкие
№     Темы Дата    Прочтено    
1 Cура 2/30, 35-36. О человеке 21.07.2015 1.471
2 Как понять 67-й аят суры «Пчелы»? 07.04.2015 1.871
3 Как понять 7-й аят 58-й суры? 11.03.2015 1.562
4 Как понять 73-й аят 17-й суры? 04.03.2015 1.341
5 Как правильно понять 159-й аят суры Ниса? 02.12.2014 1.645
6 Аят 4/59 и его роль в методологии познания Корана 02.12.2014 1.475
7 Как понять аят 85 суры Али-Имран? 18.08.2014 2.220
8 Неверный перевод аята 17/78 05.08.2014 1.864
9 Ошибки в переводе аята 17/79 01.08.2014 2.269
10 Как понять аят 2/187? 07.07.2014 1.680
11 Как понять аят 29-й суры Товба (Покаяние)? 05.07.2014 3.368
12 Толкование 18-го аята суры Таквир 04.05.2013 2.572
13 Сура Бакара. Аят 222 03.09.2012 3.916
14 Посредничество. Аят 4/64 17.07.2012 2.401
15 Сура Человек (76) 02.05.2012 2.517
16 О 19-ом аяте суры Ибрагим (14/19) 03.04.2012 2.364
17 Аяты 9/55, 85 22.12.2011 1.999
18 Пары: какие (6/143-144)? 03.10.2011 1.974
19 Аят 2/47 29.09.2011 2.292
20 Закария и аят 3/41 12.05.2011 2.342
21 Аят 38/29: перевод и изучение Корана 13.04.2011 3.089
22 Аяты 2/29 и 79/27-32 15.02.2011 2.292
23 Аяты 7/109-110 и 42/34-35 14.02.2011 2.290
24 Аят 57/19 28.08.2010 2.181
25 сура 105 / 1 16.09.2009 4.413
26 сура 105 / 2 16.09.2009 3.056
27 сура 105 / 3 16.09.2009 3.410
28 сура 105 / 4 16.09.2009 2.724
29 сура 105 / 5 16.09.2009 3.029
30 сура 105 / 6 16.09.2009 7.103
31 сура 105 / 7 16.09.2009 2.619
32 сура 105 / 7.1 16.09.2009 2.484
33 сура 105 / 7.2 16.09.2009 7.401
34 сура 105 / 8 16.09.2009 2.126
35 сура 105 / 9 15.09.2009 2.137
36 сура 105 / 9.1 15.09.2009 2.017
37 сура 105 / 10 15.09.2009 1.914
38 сура 105 / 11. Фото-приложение 15.09.2009 2.459
39 О Коране. Вводная 07.09.2009 2.536
40 Коран: аят 22/15 (А.Б.) 07.09.2009 3.080
41 Коран о себе / 2 (продолж. 1) 31.08.2009 2.405
42 Коран о себе / 2 (продолж.) 31.08.2009 2.372
43 Коран о себе / 2 31.08.2009 2.381
44 Коран о себе / 1 31.08.2009 2.492
45 Коран о себе. Вводная 31.08.2009 2.565
46 О Коране. Вводная а 31.08.2009 1.839
47 Коран о себе / 4 31.08.2009 2.070
48 Коран о себе (продолж.) 28.08.2009 1.772
49 Коран о себе 28.08.2009 1.744
50 Вводная 28.08.2009 1.813
51 Коран / 105 (продолж.) 28.08.2009 1.899
52 Язык вещи в Коране (А.Б.) 28.08.2009 1.993
53 Коран о себе / 11 28.08.2009 2.246
54 Коран о себе / 10 28.08.2009 2.157
55 Коран о себе / 9 (продолж.) 28.08.2009 2.349
56 Коран о себе / 9 28.08.2009 2.189
57 Коран о себе / 8 28.08.2009 2.107
58 Коран о себе / 7 28.08.2009 2.300
59 Коран о себе / 6 27.08.2009 2.048
60 Коран о себе / 5 (продолж. 1) 27.08.2009 2.081
61 Коран о себе / 5 (продолж.) 27.08.2009 2.080
62 Коран о себе / 5 27.08.2009 1.922
63 Коран о себе / 3 27.08.2009 1.847
64 Коран. Вводная 26.08.2009 2.501
65 Коран / 114 (последняя) 26.08.2009 3.343
66 Коран / 113 26.08.2009 2.643
67 Коран / 112 26.08.2009 2.544
68 Коран / 111 26.08.2009 5.542
69 Коран / 110 26.08.2009 2.204
70 Коран / 109 26.08.2009 2.631
71 Коран / 108 26.08.2009 2.620
72 Коран / 107 26.08.2009 2.142
73 Коран / 107 26.08.2009 1.810
74 Коран / 106 26.08.2009 2.386
75 Коран / 104 (продолж.) 26.08.2009 2.047
76 Коран / 104 25.08.2009 3.949
77 Коран / 103 25.08.2009 2.452
78 Коран / 102 25.08.2009 2.350
79 Коран / 101 25.08.2009 2.456
80 Коран / 100 25.08.2009 2.127
81 Коран / 99 25.08.2009 2.927
82 Коран / 98 25.08.2009 2.191
83 Коран / 97 25.08.2009 2.574
84 СУРА СГУСТОК (АЛЬ-АЛЯК) (96) 25.08.2009 8.245
85 Коран / 95 25.08.2009 2.214
86 Коран / 94 25.08.2009 3.230
87 Коран / 93 25.08.2009 2.388
88 Коран / 92 25.08.2009 2.128
89 Коран / 91 25.08.2009 2.304
90 Коран / 90 (продолж.) 25.08.2009 2.368
91 Коран / 90 25.08.2009 2.361
92 Коран / 89 25.08.2009 2.274
93 Коран / 88 25.08.2009 2.072
94 Коран / 87 25.08.2009 2.182
95 Коран / 86 25.08.2009 2.978
96 Коран / 85 25.08.2009 2.308
97 Коран / 84 15.08.2009 2.089
98 Коран / 83 15.08.2009 4.439
99 Коран / 82 15.08.2009 2.143
100 Коран / 81 15.08.2009 2.174