Коран / 94
Кораника > Коран Дата: 25 Ağustos 2009 Email This Post Email This Post

 

Сура 94. РАСКРЫТИЕ (АЛЬ-ИНШИРАХ)
 
Во имя Аллаха, Бесконечно-добродетельного, Щедро-вознаграждающего!
 
Свое название сура берет из первого аята, в котором проходит слово “раскрытие” (груди или души) [1]
Нисполана в Мекке после суры 93 (Духа / День (Свет дня) или Утро). 8 аятов.
 
1. Разве Мы не раскрыли (не расширили) твою грудь [2]?
2. И не сняли с тебя груз,
3. который сгибал твою спину?
4. Не возвеличили твою славу(?..)?
5. Значит рядом с трудностью есть облегчение.
6. Не забывай, рядом с трудностью есть облегчение [3].
7. В таком случае, когда остаешься свободным, вставай и трудись (до устали) для Него.
8. И держись пути, который ведет к Господу твоему (!..).
 
* Раскрыть грудь (душу) (Р.О.)
 
Грудь здесь следует понимать, как кажется, в широком значении души и внутреннего мира. Потому и раскрыть грудь – это раскрыть душу для людей, для добра им, обогатиться внутренне – духовно, нравственно.Речь идет о процессе духовно-нравственного облагораживания и возвышения человека.
Будущий Посланник Аллаха – Мухаммед – изначально был человеком честным, порядочным, великодушным. Эти качества просто необходимы для посланника… В отношениях между людьми даже функциональные отношения (по службе, долгу и т. д.) предполагают определенный уровень нравственной зрелости, скажем так. А в свободной человеческой коммуникации нравственные отношения выходят на первый план… Посланник должен был быть в коммуникации со всем обществом. И по долгу, и просто как человек. Без высокой нравственности добиться результатов было бы невозможно…
И тут выясняется, что в формировании высокой нравственности Посланника участвовал Аллах. Найдя ее “потенциал” в душе Мухаммеда, он развил его Кораном, его требованиями к Посланнику и людям. Высокая кораническая мораль начинается с милосердного, сострадательного и участливого отношения к человеку. В ее основаниях лежит, так сказать, продуктивно-добродетельное отношение к человеку. То есть это не только одни благие пожелания, но и практические дела в этом направлении… Аллах требует от человека реализации на практике двуединого принципа, – уверовав, содеять доброе. И если не видеть в нем нравственную содержательность, то он сразу потеряет свою человеческую привлекательность. То есть принцип, “уверовав, содеять доброе”, обращен к человеку прямо и непосредственно. Доброе, которое содеет человек, это не для Аллаха. Это – для самого человека, для людей. Но это – на пути Аллаха!.. Аллах требует от человека того, чтобы он был полезным для себя и людей. А быть полезным в этом случае – это быть полезно-деятельным. Для себя и людей!.. Так функциональный смысл добродеятельности – на почве веры и во имя Аллаха – оказывается одновременно и ее человеческим или нравственным смыслом. А с этим утверждается и высший принцип морали…
…Аллах дал Посланнику свою Книгу – Коран. А теперь выясняется, что Он еще и раскрыл его грудь! Аллах “до конца” сделал Посланника таким, каким должен быть по его Книге человек. А покольку Посланник является примером и образцом для людей, – – то это значит, что Аллах предъявил условие “высокой морали” ко всем людям без исключения…
А когда Аллах рекомендует Посланнику быть справедливым в управлении и общественных делах, – то это опять же относится “ко всему управлению” в целом, всем его лицам, начиная с Первого и до Последнего… Никто не имет права представлять общественную волю, организованную в механизм общественной власти под названием “Государство”, на низком, простите, нравственном уровне или с низкими нравственными качествами. А когда нас пытаются уверить в том, что “сегодня это так и должно быть и не может быть как-то иначе, по-другому”, то в это можно уже спокойно не верить… Открыть Книгу достаточно для того, чтобы убедиться в этом…
Потому “раскрыть грудь или душу” для высокой нравственности – это совершенное всеобщее условие, которое ставит Аллах перед людьми. И оно охватывает все сферы жизни – от общественной до личной… Человек не существует вне системы отношений с людьми. А в них он вступает как носитель человеческих качеств. Соединение системы человеческих связей и отношений с собственно человеческими качествами самого человека – три раза подряд человек-человеческое! – это и есть нравственное (!). Вернее, тот источник, откуда происходит то, что мы называем “нравственным” или относим к сфере нравственности… Аллах требует высокого уровня этих качств. Потому требует и высокой нравствености…
…Человек не может обойтись без знания. Всевышний дает ему это знание. Оно теперь развивается параллельно с этим знанием Всевышнего и в соотнесении себя с ним… Но человек не может обойтись и без связи с людьми. Без общественного бытия нет и бытия личного… Значит он не может обойтись без нравственности… Так знание и нравственность соединяются в единое средство в системе общественного бытия… Но различие между ними, естественно, не стирается. По этой причине знание раздваивается на ложное и истинное, а нравственность – на низкую и высокую… Аллах требует высокой нравственности. Потому и говорит о раскрытии груди (души)
 
…Аллах дал Посланнику Коран. Для людей!.. А теперь “раскрывает ему грудь”. Заполняет ее нравственностью Корана. И опять для людей!..
…Если исключить “кислород”, то для жизни и деятельности человека останутся две вещи. Это – знание и способность быть в человеческих отношениях с человеком… Потому Аллах дает знание и открывает смысл человеческой нравственности…
Об этих двух вещах и надо говорить каждый раз, когда пытаются говорить о том, что дает Аллах Посланнику и человеку…
 
* Аяты 94/5-6 (Р.О.)
 
В переводах (толкованиях) повторение в шестом (6) аяте пятого (5) делается “для большей выразительности и придания дополнительной важности (значимости. – Р.О.)” (см.: Священный Коран. В пер., с комм. А.Ю. Али, 94/5-6, прим. 6191, с. 1646).
Понимание повторения в шестом (6) аяте пятого (5) как “усиление идеи” имеет место и в турецких переводах Корана (см., к примеру: С. Атеш, 94/5-6). Но есть и перевод, в котором говорится об “еще одном облегчении рядом с трудностью”: “5, 6. Конечно, есть облегчение рядом с трудностью (5). Воистину, вместе с трудностью есть еще одно облегчение (6)” (Коран с разъяснением смысла. Подг. X. Караман, А. Озек, И.К. Донмез и др., 94/5-6, с. 596)…
Еще один аспект темы можно предложить из анализа речи и фольклора. В языке и образах художественного сознания (пословицы, поговорки и др.) широко используется мысль о том, что “у каждой трудности есть своя легкость или свое облегчение”… К примеру: “У каждого подъема есть свой спуск (и наоборот)”, “У каждой потери есть свое обретение (и наоборот)” и т. д. Интересно, что эту мысль мы находим и в Коране. К примеру, Аллах говорит так: “Если ты позабудешь (что-либо), помяни Господа своего и скажи: “Думаю, что Господь мой даст мне более истинное знание” (18/22). А так как всё дает и забирает Аллах, Он говорит так: “Нет такого несчастья, которое случается на земле и с вашими жизнями, чтобы Мы не записали его (не сделали запись о нем) в книге до его совершения. Воистину, это легко для Аллаха (22). Не удручайтесь потерей (не печальтесь о потере) и не хвастайтесь тем, что дано вам (Аллахом). Аллах не любит самонадеянных хвастунов (23)” (57/22-23)…
 
Итак, аяты 5 и 6 (94/5-6) могут быть интерпретированы как (1) усиление и (2) как два облегчения. В первом случае 6-ой аят подчеркивает мысль 5-го и усиливает ее. По этой причине и сами аяты оказываются одинаковыми или совпадающими. Во втором – говорится о двух легкостях (облегчениях) при одной трудности или после нее…
Нам кажется, что здесь нет никаких проблем! “Два облегчения (две легкости)” после или при “одной” трудности… это одно облегчение после или при одной трудности. Облегчение “раздвоено” только потому, что его можно представить в следующих друг за другом формах, этапах, стадиях… По этой причине облегчений может быть не только “два”, но, простите, и три, и больше. И все они, опять же, после или при одной трудности (!)…
 

[1] Сура имеет два близких названия: аль-Инширах и аш-Шарх.
            В понимании “раскрытия” см. прим. к первому аяту.  
[2] См. ниже: * Раскрыть грудь (душу) (Р.О.).
[3] А. Байиндир: “6. Не забывай, что рядом с этой трудностью есть еще одна легкость (еще одно облегчение)”… Согласно сообщениям, ниспослание аята сопровождалось поддержкой Посланником своего сподвижника. Он возвещал ему благую весть, говоря о том, что “одна трудность не может осилить двух облегчений” (см. Табери) (А.Б.)…
            См. ниже: * Аяты 94/5-6 (Р.О.).
Facebook'ta PaylaşTwitter'da Paylaş
Просмотрено 3.495
 
Другие фетвы по данной теме или близкие
№     Темы Дата    Прочтено    
1 Cура 2/30, 35-36. О человеке 21.07.2015 1.726
2 Как понять 67-й аят суры «Пчелы»? 07.04.2015 2.174
3 Как понять 7-й аят 58-й суры? 11.03.2015 1.800
4 Как понять 73-й аят 17-й суры? 04.03.2015 1.547
5 Как правильно понять 159-й аят суры Ниса? 02.12.2014 1.891
6 Аят 4/59 и его роль в методологии познания Корана 02.12.2014 1.708
7 Как понять аят 85 суры Али-Имран? 18.08.2014 2.506
8 Неверный перевод аята 17/78 05.08.2014 2.122
9 Ошибки в переводе аята 17/79 01.08.2014 2.601
10 Как понять аят 2/187? 07.07.2014 1.892
11 Как понять аят 29-й суры Товба (Покаяние)? 05.07.2014 3.787
12 Толкование 18-го аята суры Таквир 04.05.2013 2.892
13 Сура Бакара. Аят 222 03.09.2012 4.229
14 Посредничество. Аят 4/64 17.07.2012 2.611
15 Сура Человек (76) 02.05.2012 2.677
16 О 19-ом аяте суры Ибрагим (14/19) 03.04.2012 2.581
17 Аяты 9/55, 85 22.12.2011 2.163
18 Пары: какие (6/143-144)? 03.10.2011 2.172
19 Аят 2/47 29.09.2011 2.548
20 Закария и аят 3/41 12.05.2011 2.561
21 Аят 38/29: перевод и изучение Корана 13.04.2011 3.310
22 Аяты 2/29 и 79/27-32 15.02.2011 2.499
23 Аяты 7/109-110 и 42/34-35 14.02.2011 2.466
24 Аят 57/19 28.08.2010 2.397
25 сура 105 / 1 16.09.2009 4.779
26 сура 105 / 2 16.09.2009 3.339
27 сура 105 / 3 16.09.2009 3.642
28 сура 105 / 4 16.09.2009 2.920
29 сура 105 / 5 16.09.2009 3.368
30 сура 105 / 6 16.09.2009 7.362
31 сура 105 / 7 16.09.2009 3.022
32 сура 105 / 7.1 16.09.2009 2.732
33 сура 105 / 7.2 16.09.2009 7.662
34 сура 105 / 8 16.09.2009 2.487
35 сура 105 / 9 15.09.2009 2.481
36 сура 105 / 9.1 15.09.2009 2.194
37 сура 105 / 10 15.09.2009 2.193
38 сура 105 / 11. Фото-приложение 15.09.2009 2.676
39 О Коране. Вводная 07.09.2009 2.780
40 Коран: аят 22/15 (А.Б.) 07.09.2009 3.269
41 Коран о себе / 2 (продолж. 1) 31.08.2009 2.590
42 Коран о себе / 2 (продолж.) 31.08.2009 2.547
43 Коран о себе / 2 31.08.2009 2.575
44 Коран о себе / 1 31.08.2009 2.753
45 Коран о себе. Вводная 31.08.2009 2.809
46 О Коране. Вводная а 31.08.2009 2.054
47 Коран о себе / 4 31.08.2009 2.314
48 Коран о себе (продолж.) 28.08.2009 1.943
49 Коран о себе 28.08.2009 1.936
50 Вводная 28.08.2009 1.988
51 Коран / 105 (продолж.) 28.08.2009 2.068
52 Язык вещи в Коране (А.Б.) 28.08.2009 2.224
53 Коран о себе / 11 28.08.2009 2.442
54 Коран о себе / 10 28.08.2009 2.340
55 Коран о себе / 9 (продолж.) 28.08.2009 2.515
56 Коран о себе / 9 28.08.2009 2.376
57 Коран о себе / 8 28.08.2009 2.285
58 Коран о себе / 7 28.08.2009 2.494
59 Коран о себе / 6 27.08.2009 2.258
60 Коран о себе / 5 (продолж. 1) 27.08.2009 2.313
61 Коран о себе / 5 (продолж.) 27.08.2009 2.270
62 Коран о себе / 5 27.08.2009 2.160
63 Коран о себе / 3 27.08.2009 2.058
64 Коран. Вводная 26.08.2009 2.667
65 Коран / 114 (последняя) 26.08.2009 3.714
66 Коран / 113 26.08.2009 2.869
67 Коран / 112 26.08.2009 2.842
68 Коран / 111 26.08.2009 6.003
69 Коран / 110 26.08.2009 2.407
70 Коран / 109 26.08.2009 2.940
71 Коран / 108 26.08.2009 2.908
72 Коран / 107 26.08.2009 2.343
73 Коран / 107 26.08.2009 1.983
74 Коран / 106 26.08.2009 2.632
75 Коран / 104 (продолж.) 26.08.2009 2.231
76 Коран / 104 25.08.2009 5.070
77 Коран / 103 25.08.2009 2.740
78 Коран / 102 25.08.2009 2.678
79 Коран / 101 25.08.2009 2.666
80 Коран / 100 25.08.2009 2.349
81 Коран / 99 25.08.2009 3.191
82 Коран / 98 25.08.2009 2.362
83 Коран / 97 25.08.2009 2.754
84 СУРА СГУСТОК (АЛЬ-АЛЯК) (96) 25.08.2009 9.182
85 Коран / 95 25.08.2009 2.483
86 Коран / 94 25.08.2009 3.495
87 Коран / 93 25.08.2009 2.741
88 Коран / 92 25.08.2009 2.402
89 Коран / 91 25.08.2009 2.544
90 Коран / 90 (продолж.) 25.08.2009 2.579
91 Коран / 90 25.08.2009 2.809
92 Коран / 89 25.08.2009 2.557
93 Коран / 88 25.08.2009 2.265
94 Коран / 87 25.08.2009 2.423
95 Коран / 86 25.08.2009 3.204
96 Коран / 85 25.08.2009 2.559
97 Коран / 84 15.08.2009 2.313
98 Коран / 83 15.08.2009 4.842
99 Коран / 82 15.08.2009 2.361
100 Коран / 81 15.08.2009 2.414