Коран / 104 (продолж.)
Кораника > Коран Дата: 26 Ağustos 2009 Email This Post Email This Post

Сделаем еще шаг в направлении дальнейшей концентрации (уплотнения и унификации) формулировки.

Аят 8. Понятия “накрыть” и “сомкнуть” можно различать (а), а можно трактовать и как однопорядковые, синонимичные (b). Так, “накрыть” можно двояко: покрыв целиком или частично. “Сомкнуться” можно по линии, плоскости или сфере. Огонь ада – явление сферическое. Оно, как свод, он может и “висеть над головой”… Облака могут “висеть над головой”, а могут и накрыть нас “с головой”, скажем, в горах (сомкнуться над нами или окружить нас со всех сторон и просто поглотить нас)… А еще у огня есть свойство создавать жар вокруг себя. Так оно переносит себя в каждую точку пространства, действуя “по сфере”. Потому огонь – понятие пространственное, сферическое. И в печке так, и при пожаре… Огня вроде бы нет, а не ступишь!.. Значит, всё же есть!.. Каждый объем пространства дышит жаром и обжигает!.. Это – от огня! Ни от чего другого это быть не может!.. А теперь можно спорить о том, где огонь в аду? Над головами, под ногами или еще где-то “сбоку”?.. Где бы ни был – своим жаром – он везде! И его хватает на то наказание, которое возлагается на него… С лихвой!..
 
Итак, накрыл и сомкнулся
Формулировка аята (8) будет такой:
а: “8. Он (огонь) накроет их (сомкнется над ними)”;
b: “8. Он (огонь) сомкнется над ними (накроет их)”.
Получились строки-синонимы…
 
Аят 9 (8-9). Напомним версии:
– И.Ю. Крачковский:
“8.  Он (огонь. – Р.О.) над ними воздвигнут сводом
9.  на колоннах вытянутых”;
– А.Ю. Али:
“8. Воистину, он сомкнется над ними
9. высокими столбами”;
– А. Байиндир [1]:
“8. Он накрыл их. 
9. Огонь меж высоких столбов”.
 
Имеем три перевода и три версии (8-9):
– огонь образует свод, поддерживаемый “вытянутыми колоннами” (Крачковский);
– огонь сомкнется над людьми “высокими столбами” (Али), – что значит, что сами эти столбы или колонны тоже будут из огня;
огонь накроет людей “меж высоких столбов” (Байиндир и гр.)…
Комментировать не имеет смысла, поскольку всё на виду и понятно само собой…
 
Но опять же подчеркнем, что речь идет вовсе не о том, “как устроен огонь в аду” и сам ад “по проекту Создателя”, а о том, как понять то, что говорит об этом Аллах в суре и Коране в целом. И выясняется, что это совсем непросто…
 
Запишем последнюю строку (аяты 104/6-9):
“Это – разоженный (воспламененный) огонь Аллаха (6). Он вздымается (поднимается) над сердцами (душами) (проникает до души или в душу или в самую глубину души) (7). Он сомкнется над ними (8) высокими столбами (9) или накроет их (8) меж высоких столбов (9)” (Р.О.). Для научного текста такое написание представляется естественным и приемлемым…
…Некоторые стараются писать “бесскобочно”. В этом есть свой смысл. Они хороши для декламирования и чтения с трибуны и эстрады. А еще в них есть что-то “от окончательного решения”, “бескомпромисса” и “максимализма”. Есть люди, которых это привлекает… По этому – беспроблемному или “безвопросному”, а потому и “бесскобочному”, методу – учат и в школе. Только потом начинаешь задумываться над тем, откуда берутся вопросы и проблемы. А разве нельзя было говорить о них “с самого начала”?..
У исследования свой метод. Оно начинает с проблем и уже не выходит из них. Там, где их нет, там оно останавливается и кончается… Оно не может повторять ни школу, ни эстраду и публичное декламирование. Чтение наизусть ему вообще противопоказано… Не может предложить оно и окончательное решение там, где его нет. Не может сделать это даже в угоду “мнению”… Скобки для него – это указание на всё это… В них предлагается мнение для развития мысли и дискуссий по его поводу. Это – нечто вроде версии и гипотезы. “Со скобками” можно дискутировать. Можно принять их, а можно и отвергнуть. Вместо них можно предложить свое понимание вопроса… Всё это и есть иссследование! А если будет “по-другому”, значит исследованием уже не будет… К примеру, чтение “на зубок” никогда не значилось в средствах и приемах исследования…
Версия, задаваемая скобкой или предлагаемая союзом (связкой) “или”, позволяет понять трудность в данном случае движения или течения мысли. Если ее не преодолеть, то придется встать и стоять. И неизвестно, почему. Ибо трудности принято преодолевать, а не стоять перед ними…
 
Анализ аятов (104/6-9) может быть полезным и в методологическом плане. В том числе и в вопросе выявления истинных альтернатив из многообразия предлагаемых версий. Так, если идеи аятов сходятся (совпадают), то они могут быть сближены и по своей литературной форме. Или из них может быть выбрана наиболее удачная. Или, наконец, она может быть сформулирована на их почве… Идеи могут быть сгруппированы. Так они могут сложиться в альтернативы. И тогда всем станет понятно, что о чем и кто о чем…
А если “начать думать” над вопросом о том, каковы колонны в аду – из железа они или самого огня, пронизывают они его и уходят ввысь или всё же кончаются на нем и поддерживают его собой, – или “задуматься” о самом огне с вопросом о том, “как он там” – покрывает или накрывает или просто висит над головой, – то это станет концом всему. Аллах этого не простит! Он прямо говорит в Коране о том, как следует относиться к его Учению и воспринимать его. Поиск проекта ада и его устройства, с устройством, простите, колонн, не входит в задачи человека по Учению. Но ему важно знать, что говорит Коран об аде, чтобы избежать его. Ему важно знать это, чтобы быть человеком по Корану. Вот это и есть функция ада в Коране!.. Наставить человека на путь перспективой адского наказания! Именно перспективой! А не самим огнем!.. Наставления огнем не бывает! Им бывает только наказание!.. И эти формы использования огня в Коране следует различать и отличать друг от друга… В форме “перспективы” ад и его огонь обретают защитную функцию. Это призыв человека к дисциплине, ответственности и благоразумию перед своим Создателем. И только тот, кто отвергает всё это “на альтернативной основе”, – сознательно противопоставляя себя Творцу, – тот и заслуживает огонь и ад… Потому огонь – это не наказание по инструкции как нечто изначальное. Это – право за заслуги! За содеянное по своей собственной воле!.. То есть опять же – его надо заслужить! По-другому огня не бывает! И никому его не дают, простите, “за просто так”!.. Надо быть “неотвратимым”, даже “упорно-неотвратимым”, умудриться избежать всех защитных мер, чтобы получить за содеянное огонь или вознаграду им. Потому огонь – это право. И совершенно заслуженное! Заслуженное право наказания!..
Весы всегда отклоняются в сторону груза. В этот раз они отклоняются в сторону груза наказания. Аллах обещает их уравновесить. И уравновешивает… Правом наказания!.. 
В принципе, весы всегда уравновешиваются грузом “на другую сторону”… По этому механизму устроено всё в мире. Великому механизму равновесия! Все законы науки говорят о нем! Они реализуют этот механизм в своей сфере… И человек принадлежит этому миру. Потому и у него “с равновесием” так, как и во всем мире… Аллах кладет на пустую чашу то, что способно уравновесить первую… Так и рождается право на наказание. Получаешь то, что заслужил. И ничего сверх того!.. Потому огонь, повторим, – это неспроста! Надо умудриться обойти все правила на свете, чтобы выйти на него. Надо еще уметь быть безответным на все призывы на его пути. А они постоянно поступают в душу… С этой ношей, подавляющей и угнетающей ее, человек и вступает в ад…
Так человек реализует свою свободную волю, которую ему изначально даровал Всевышний. Но Всевышний имел в виду разумные и благоразумные намерения, цели и деяния. К сожалению, человек решил по-другому. Пошел своим путем. Игнорируя, отвергая, не замечая. Всё отрицая!.. Так и обрел право “жара”… А теперь давайте выяснять, откуда жар и как устроен огонь. И тот объем, в котором он гудит и “жарит”. А еще сообщается, что он – с колоннами… Одним словом, пойдут вопросы. И конца им не будет! И ответы на них взять неоткуда. Если только не из самого Корана…
Но есть еще одна трудность. Именно она и привлекла нас. Речь идет о различении углов зрения в вопросе об аде и его огне. Если начать рассуждать о них в плане того, что это за огонь и как он покрывает, проникает или висит над головой, как поддерживается столбами (колоннами) и как характеризуются они сами, из чего сделаны, – из огня или чего-то другого, – проходят ли насквозь или всё же имеют опору, на которую садится свод или огонь – как придется! – ну, и т. д., – то “интересные вопросы” увлекают до того, что вообще уводят от темы. Они незаметно переводят ее из одной плоскости в другую. Из плоскости суждения об огне как средстве веры в плоскость суждения о ней в инженерном (инженерно-техническом) плане. А из первого в сознании остается только момент наказания. А момент упреждения (предупреждения) огнем и вовсе выпадает из внимания…
 
Итак, огонь в Коране есть прежде всего средство привлечения человека на путь Аллаха и удержания его на нем. Он видится в перспективе и указывает на то, куда не следует идти, чтобы не прийти к огню. Он как маяк в море. Не плыви на него, чтобы не сесть на мель!.. Потому функция у него – защитная. Она как раз состоит в том, чтобы удержать человека от огня… Огонь против огня!.. Лучшего средства от огня, чем сам огонь, нет!.. Это знают и пожарники… Но если несмотря ни на что, человек сам выбирает направление на огонь… Аллах дал ему такую свободу… То в ответ на это и Аллах “пересматривает” его функцию. Удерживающий (упреждающий, сдерживающий) огонь он превращает в огонь-наказание…
И вот если не видеть или недооценивать все это, пытаясь “выяснить” “устройство огня” “по науке и технике”, то так можно и перейти с одних рельс на другие. С рельс духовных на рельсы инженерного (технического) мышления… Другое дело, если, продолжая мыслить по Корану, начать мыслить еще и по-научному и инженерному…
 Аллах не детализирует устройство огня и ада. Но приводимые им соображения ведут к нему прямо и непосредственно. Ведь говорит же он так, что “будь у вас достаточно знания, вы бы видели этот огонь уже сейчас” (см. 102/5-6). В данном случае для Аллаха не имеет значения вопрос технического устройства ада. Потому что он не имет смысла для человека. Ему всё равно не понять этого, если даже начать объяснять ему. На данном этапе ему важно дать понятие об огне как средстве наказания. Это человек способен понять… Еще раз! Человек способен понять огонь как наказание, ибо он имеет дело с ним как с чем-то близким и привычным. Ежеминутным и каждодневным. А вот ада он не видел в жизни и не увидит его. Он увидит его только в ахирете. Потому и рассуждать перед ним “по-инженерному” по этой теме не приходится. И Аллах не рассуждает… Если человек не видит, как отмечено, ада перед своими глазами, то о чем еще можно говорить с ним. И Аллах не говорит. Так Аллах поступает и в других случаях. Когда люди спрашивают о том, чего не могут понять. К примеру, Ибрагим тоже спрашивал у Аллаха об оживлении мертвых (см. 2/260)…
Когда спрашивают о том, чего не могут понять, то это значит, что и Аллах обясняет соответствующим образом. Теории не дает и формулы не приводит. Но объясняет так, чтобы мог понял и неспособный понять… Примерно так и мы объясняем ребенку то, что ему не по уму. Но спрашивает!.. Потому и Аллах объясняется с нами по этим вопросам “крупным планом”, проведением параллелей, образами, иносказанием и т. д. Всё это надо иметь в виду и в данном конкретном случае…
 
Потому когда коранические соображения об аде как инструменте упреждения огня в будущей жизни переносятся на почву представлений этой жизни, то в этом есть некоторое “преувеличение” наших познавательных возможностей. Человек не видит ада перед своими глазами, а пытается рассуждать о нем… Не учитывает до конца и позицию Аллаха по подобным вопросам. Позицию, согласно которой Аллах не дает человеку знания по вопросам, которые ему не по уму. А при ответе на них широко пользуется всеми формами мышления, параллельными научным – образами, параллелью, метафорой, аллегорией и т. д. Но и это еще не все. Во всех подобных случаях есть еще и возможность уйти от духовного содержания темы и перевести ее в плоскость научного и инженерно-технического мышления… Но это мышление будет уже мышлением “из себя”, поскольку конкретного знания по теме Аллах не дает из-за его непонятности и недоступности человеку. А чтобы “общие штрихи”, образы и параллели перевести “в осязаемые понятия науки”, для этого надо пройти путь… А если этого не делать, если пытаться прямо на ходу “взять быка за рога”!.. Мы пытаемся войти в связь с объектом, который мы не видим даже тогда, когда он перед глазами… Штурмующие небо!.. Это прямо о нас и наших рассуждениях об аде и его устройстве!.. Интересно это, конечно, как колонны держат огонь “по-инженерному”… Схоласты тоже любили подобные вопросы. К примеру, вопрос о том, как велико число ангелов на кончике иглы…
 
Такое не прощается! И люди кладут перо на бумагу. Остается след. Скажем, такой:
 
…– А: Огонь есть! А, вот, свет?..
– Б: А зачем?.. Свет при огне?! 
– А: Как зачем?! Огонь – сам по себе, а свет… это свет!..
– Б: На милость, скажи!.. Разве… темно?
– А: Я не о том?..
– Б (перебивает): А о чем?
– А: …Что свет – это свет!.. И брелок – не котелок!.. Это же не пещера какая!.. Люстру бы!..
– Б: Ишь чего захотел!.. Не пещера!.. Верно! Но ад! И всё здесь от огня!..
– А: Правильно! А люстра – от электричества!..
– Б: И как это понять?
– А: А так, что там, где огонь, там и свет!.. От электричества!..
– Б: До сих пор от огня оставалась одна земля!
– А: Это по природе так. А по технологии?!
– Б: Ну, мне всезнайка! А сидишь здесь!.. Поди скажи!..
– А: И скажу!..  
– Б: Это в колонии поучать можно! А тут досидеть надо… На огне!..
– А: М-да… На огне!..  
– Б: …Скучно?.. Колонны, смотри, какие!..
– А: (перебивает) Верно! На загляденье!..
– Б: А небо какое!
– А: А оно откуда? Огонь же сомкнулся!
– Б: Это и есть небо! Говорю же – всё здесь от огня! Ад, ведь!..
– А: А о небе говоришь!  
– Б: Об аде говорю!..
– А: Ты что-то сгущаешь!
– Б: Давай разбавим! До лазури!..
– А: Тоже мне – поэт!.. Лазурь бывает от настроения!..
– Б: У нас что?
– А: Сказал бы!..
– Б: На люстру намекаешь?
– А: …
– Б: Гореть ей от огня! Потому, что больше не от чего!..
– А: …Повесили-б меж колонн!..
– Б: И получилась бы у нас Венская Опера!..
– А: …С прохладой по пульту!..
– Б: Вставай! Это – рай!..
– А: Вон он!.. На той стороне!..
– Б: Значит будем загорать!
– А: Да-с, догорать!..
Занавес…
 
…И пошла бумага в интернет! Значит пошла гулять по свету…
Сейчас все так делают! Что на руках, то в интернете… Бери и читай! И читают! А еще и отвечают!.. Завязываются дискуссии. И вскоре не поймешь, где… русский, а где… “салат в рассоле”… А между ними всплывает и тонет тема…
Словоохотливые, простите, “словоохотят”. И режут правду-матку… Остальные читают. И учатся тому, как это делать по-современному. И “сопли не жевать”, простите…
 
А “о теме” говорят так:
…”Навидался, вот и хочет! Это я про люстру!”.
Ему в ответ: “Явно из кратов!”.
И завязывается…
(1) “Ты почему “крот” пишешь через “а”?”.
(2) “А потому, что это – “крат”, а не “крот”. Кроты – это – в норах. А эти – “краты”. Они обитают на возвышенностях! Понял!.. Есть такие места в жизни!..”.
(1) “Так бы и сказал!”.
(2) “А я что?.. Все же они “краты”! Аристократы, партократы, бюрократы…”.
(1) “…Гипократы…”.
(2) “Ничего не понял!..”…
(3) (глас в пустыне) “Господа! О чем это вы?.. Это же ад! И всё здесь горит!.. Какие колонны? Какое небо?.. Кругом один огонь!”.
(4) (олигарх, Крутой) “Значит его много у вас?!”.
(3) “Полно!”.
(4) “Тогда узнай мне, почем он… Если много, то должен быть дешевым… Буду брать оптом. Вагонами. Или танкерами. Как договоримся… Огнестойкими, разумеется”.
(3) “И что будешь делать?”.
(4) “Пущу на переработку. На газ!”.
(5) “А я сомневаюсь!”.
(4) “А ты не сомневайся! Ты, лучше, думай!.. Для чего законы сохранения и превращения?..”
(6) (физик-химик) “Позвольте напомнить, господа! Огонь получают по-разному. А когда из газа, – то при помощи спичек!..”.
(7) (химик-технолог) “Значит можно провести реакцию в обратном направлении?”.
(8) (поддержка) “Молодцы! Помогу технологией!”.
(9) (восхитившийся) “Вот это голова!.. Смотри, где нашел! Даже не на Луне. А неизвестно где! И уже готов гонять танкера!..”.
(10) (рассчитывающий на…) “Браво! Возьми и меня в команду. Может удастся согреться!”.
(11) (бизнесмен)”Никогда не думал, что из огня над головой можно делать деньги! За просто так!.. Браво!”.
(12) (бизнесмен-2) “За просто так не бывает!..”.
(4) (олигарх) “С неба вообще ничего не падает! Если только не град. Или камень какой!..”. Требуется голова!”.
(13) (не представился) “Местонахождение точно неизвестно. Потому могут быть трудности в вывозе. Но я тоже “за”. Поддерживаю!”.
(4) (олигарх) “Благодарю вас господа за интерес и поддержку. Приглашаю вас всех в проект “Газ – из огня!”.
(3) (глас в пустыне) “Вы поторопились, господа! Я – только призывающий. А вам нужен человек действующий. Скажем, маркетолог по аду…”.
(4) (Президент Проекта) “Вы правы! Мы – люди деловые… И сразу спрашиваем цену. И отгрузку на наших условиях”.
(14) (из команды поддержки) “А “разговоры на тему” можно вести в кафе, литературном клубе и даже в парке. А кому повезет – и в парламенте. Если, разумеется, вы “избранник народа”.
(15) (из традиционных профессий) “Остальных просим не беспокоиться!”…
Дискуссия продолжается. Но мы прервемся…
 
Такие, вот, сообщения “на форуме”…
Форум есть форум! Ничего не поделаешь! Каждый “выгуливает” свои мысли. И делает это, как может. Один – на ремешке, а другой – “по газонам”… По принципу: что думаю, то и говорю! Как могу, так и пишу! Не тебе – о моей грамоте! Будь здоров! Во дворе злая собака!..
Великого и могучего потеснил свободный и произвольный… Свободный – это хорошо. А как быть… “с газонами”? Запретить?.. А с чем останутся футболисты? Ведь им же играть! И всё у них по правилам…
Так и должно быть – и по свободе, и по правилам! Тогда и газоны будут целы, и… “волки будут сыты”!.. И поиграешь, и культуру не попортишь. И охочие наговорятся на форумах языком не только свободным, но ко всему еще и прекрасным. Потому, что будет он языком просто грамотным…
 
Как уже отмечено, “литературные заметки” вызваны непроизвольной реакцией на схоластику в исследовании вопросов, которые излагаются Аллахом на параллельных курсах реалистического и метафорического мышления. Они соединяются и расходятся друг с другом по правилом литературно-образной и реалистической речи, сочетая в себе особенности художественного и научного методов. Так они оказываются способными на объективное отражение и воспроизведение сущности вещей при доступности своего восприятия для людей, усвоения их массовым общественным сознанием.
И еще одна особенность в данном случае связана непосредственно с темой… Да, огонь! Но какой или для чего? Это – огонь ада! И говорится о нем в плане наказания… А если сойти с этой почвы и начать переделывать вопрос с коранического – наказательного его понимания – на инженерный – технический, – то тут и выйдет “замешательство” смешения аспектов. Возникнет схоластика, а с ней – и реакция на нее…
 
Итак, при рассуждениях в системе коранического мышления следует учитывать его раздвоенность на “реальный объект” и его художественные образы. Это одно, другой особенностью является смысловое назначение темы. В таких вопросах, как, скажем, Судный день, возрождение, рай и ад, жизнь и смерть и др., нас интересует всё, включая, естественно, и “самые подробности” или “детали”. Нас интересует “вся проектно-сметная документация”, к которой мы “привычны” в жизни. Ибо только с ней и при ней мы можем понять, что хотим сами и что хотят от нас… Аллах “не всегда” посвящает нас в нее. Во-первых, потому, что мы не можем понять ее. И во-вторых, у него на этот счет могут быть свои соображения, обусловленные фактомом   “скрытого знания”… В этих условиях для нас понятным и доступным остается акцент на самой идее или смысле явлений (событий, вещи). Так, если это огонь и ад, как это имеет место в данном случае (сура 104), то событие, связанное с ними, следует понимать именно как наказание по Аллаху. А если начать углубляться в его “проектную документацию”, то “инженерное”, как отмечено, вытеснит кораническое. Объект изменится с наказания по Аллаху на его “проектную документацию”… А это уже “наклонная на схоластику”…
Метод науки затрудняется при схоластике. Остается искусство. Значит в права вступает и художественное слово… Это может стать основанием для привлечения “литературы” “в строгий анализ”…
 
В дополнение
 
…А огонь “тем временем” разгорается и смыкается над головами. И остаются они в нем, его пространстве “с высокими колоннами”, “меж самых этих колонн”. И остаются так… Как об этом говорится в ниспосланиях от Всевышнего…
 
А если задуматься… Сура, ведь, совсем не про огонь! Она “про другое”. Про хулителя-поносителя, действующего из-за спины (за глаза). “Он копил добро (собирал богатство, копил состояние), считал и пересчитывал его, думая, что оно обеспечит ему постоянную жизнь” (104/2-3). Нет, не обеспечит! “Он будет брошен в Хутаме (сокрушилище. – И.Ю. Крачковский. – Р.О.)!” (104/4). Вот отсюда и начинается тема огня… То есть огонь – это наказание хулителя-поносителя…
И тут мы открываем нечто такое, что выходит за пределы самой суры. Это – общий принцип коранического Учения. Коран наказывает огнем за все отступления, подобные тому, которые описаны в суре (104). Это можно видеть на конкретных примерах. Не входя в них, отметим, что Коран, описывая событие “отступления” (от себя), завершает его “сообщением огня”. Отступивших ожидает огонь! Таково кораническое правило в его общем виде…
Итак, о чем бы ни говорил Коран, – в плане конкретного отступления от установленного Аллахом, – он завершает тему сообщением или предупреждением или сообщением-предупреждением о том, что за это человека ожидает наказание. В том числе и огнем. Просто и ясно! И никаких проблем “с пониманием”. Все знают, что такое наказание, и что такое огонь… Так вопрос перестает быть “непонятным” и перетекает в вопрос о том, как спастись от него, избежать его… И на него тоже Аллах отвечает со всей определенностью. И делает это опять же в продолжении всего Корана…
Аллах ни в одном вопросе никому не оставляет ничего “непонятного”. Из того, что надо преклониться перед ним. И быть по Нему. Делать так, как Он говорит. Воздержаться от всего того, от чего Он требует воздержаться… Потому если Аллах осуждает и отвергает нечто, значит надо ожидать сообщения о наказании. А в нем – сообщения о наказании огнем…
Таково общее правило, которое можно вывести из анализа суры 104 и Корана в свете этой суры. Если рассматривать тему об осуждаемом Аллахом…  Осуждаемое наказывается. И делается это еще и огнем…
Открытие этой общей закономерности следует признать важным достижением приводимого исследования суры 104
А “инженерные вопросы” следует оставить “на следующий раз”… Это, к слову, тоже есть момент и поддержка названного открытия…  

 

 

 

 

 


[1] Напомним, что речь идет о переводе Корана на турецкий с участием и под руководством А. Байиндира с привлечением специалистов Фонда (Байиндиром выполнен рабочий перевод, который затем обсужден и отредактирован со специалистами Фонда).
Facebook'ta PaylaşTwitter'da Paylaş
Просмотрено 2.049
 
Другие фетвы по данной теме или близкие
№     Темы Дата    Прочтено    
1 Cура 2/30, 35-36. О человеке 21.07.2015 1.471
2 Как понять 67-й аят суры «Пчелы»? 07.04.2015 1.877
3 Как понять 7-й аят 58-й суры? 11.03.2015 1.563
4 Как понять 73-й аят 17-й суры? 04.03.2015 1.343
5 Как правильно понять 159-й аят суры Ниса? 02.12.2014 1.646
6 Аят 4/59 и его роль в методологии познания Корана 02.12.2014 1.479
7 Как понять аят 85 суры Али-Имран? 18.08.2014 2.222
8 Неверный перевод аята 17/78 05.08.2014 1.867
9 Ошибки в переводе аята 17/79 01.08.2014 2.273
10 Как понять аят 2/187? 07.07.2014 1.681
11 Как понять аят 29-й суры Товба (Покаяние)? 05.07.2014 3.374
12 Толкование 18-го аята суры Таквир 04.05.2013 2.574
13 Сура Бакара. Аят 222 03.09.2012 3.916
14 Посредничество. Аят 4/64 17.07.2012 2.403
15 Сура Человек (76) 02.05.2012 2.518
16 О 19-ом аяте суры Ибрагим (14/19) 03.04.2012 2.366
17 Аяты 9/55, 85 22.12.2011 2.001
18 Пары: какие (6/143-144)? 03.10.2011 1.975
19 Аят 2/47 29.09.2011 2.298
20 Закария и аят 3/41 12.05.2011 2.347
21 Аят 38/29: перевод и изучение Корана 13.04.2011 3.092
22 Аяты 2/29 и 79/27-32 15.02.2011 2.293
23 Аяты 7/109-110 и 42/34-35 14.02.2011 2.291
24 Аят 57/19 28.08.2010 2.184
25 сура 105 / 1 16.09.2009 4.415
26 сура 105 / 2 16.09.2009 3.057
27 сура 105 / 3 16.09.2009 3.413
28 сура 105 / 4 16.09.2009 2.725
29 сура 105 / 5 16.09.2009 3.030
30 сура 105 / 6 16.09.2009 7.105
31 сура 105 / 7 16.09.2009 2.621
32 сура 105 / 7.1 16.09.2009 2.485
33 сура 105 / 7.2 16.09.2009 7.404
34 сура 105 / 8 16.09.2009 2.127
35 сура 105 / 9 15.09.2009 2.138
36 сура 105 / 9.1 15.09.2009 2.018
37 сура 105 / 10 15.09.2009 1.917
38 сура 105 / 11. Фото-приложение 15.09.2009 2.464
39 О Коране. Вводная 07.09.2009 2.537
40 Коран: аят 22/15 (А.Б.) 07.09.2009 3.083
41 Коран о себе / 2 (продолж. 1) 31.08.2009 2.407
42 Коран о себе / 2 (продолж.) 31.08.2009 2.374
43 Коран о себе / 2 31.08.2009 2.385
44 Коран о себе / 1 31.08.2009 2.497
45 Коран о себе. Вводная 31.08.2009 2.567
46 О Коране. Вводная а 31.08.2009 1.842
47 Коран о себе / 4 31.08.2009 2.073
48 Коран о себе (продолж.) 28.08.2009 1.773
49 Коран о себе 28.08.2009 1.746
50 Вводная 28.08.2009 1.814
51 Коран / 105 (продолж.) 28.08.2009 1.903
52 Язык вещи в Коране (А.Б.) 28.08.2009 1.996
53 Коран о себе / 11 28.08.2009 2.248
54 Коран о себе / 10 28.08.2009 2.160
55 Коран о себе / 9 (продолж.) 28.08.2009 2.352
56 Коран о себе / 9 28.08.2009 2.193
57 Коран о себе / 8 28.08.2009 2.109
58 Коран о себе / 7 28.08.2009 2.303
59 Коран о себе / 6 27.08.2009 2.050
60 Коран о себе / 5 (продолж. 1) 27.08.2009 2.082
61 Коран о себе / 5 (продолж.) 27.08.2009 2.084
62 Коран о себе / 5 27.08.2009 1.925
63 Коран о себе / 3 27.08.2009 1.849
64 Коран. Вводная 26.08.2009 2.503
65 Коран / 114 (последняя) 26.08.2009 3.346
66 Коран / 113 26.08.2009 2.645
67 Коран / 112 26.08.2009 2.545
68 Коран / 111 26.08.2009 5.553
69 Коран / 110 26.08.2009 2.206
70 Коран / 109 26.08.2009 2.632
71 Коран / 108 26.08.2009 2.622
72 Коран / 107 26.08.2009 2.143
73 Коран / 107 26.08.2009 1.812
74 Коран / 106 26.08.2009 2.390
75 Коран / 104 (продолж.) 26.08.2009 2.049
76 Коран / 104 25.08.2009 3.984
77 Коран / 103 25.08.2009 2.455
78 Коран / 102 25.08.2009 2.351
79 Коран / 101 25.08.2009 2.456
80 Коран / 100 25.08.2009 2.129
81 Коран / 99 25.08.2009 2.930
82 Коран / 98 25.08.2009 2.192
83 Коран / 97 25.08.2009 2.574
84 СУРА СГУСТОК (АЛЬ-АЛЯК) (96) 25.08.2009 8.255
85 Коран / 95 25.08.2009 2.215
86 Коран / 94 25.08.2009 3.231
87 Коран / 93 25.08.2009 2.390
88 Коран / 92 25.08.2009 2.128
89 Коран / 91 25.08.2009 2.306
90 Коран / 90 (продолж.) 25.08.2009 2.369
91 Коран / 90 25.08.2009 2.363
92 Коран / 89 25.08.2009 2.278
93 Коран / 88 25.08.2009 2.072
94 Коран / 87 25.08.2009 2.183
95 Коран / 86 25.08.2009 2.979
96 Коран / 85 25.08.2009 2.310
97 Коран / 84 15.08.2009 2.093
98 Коран / 83 15.08.2009 4.442
99 Коран / 82 15.08.2009 2.145
100 Коран / 81 15.08.2009 2.177