Кораника
Коран о себе / 7

Коран о себе / 7

16.6. Развод (талак и ифтида)
 
6.1. Талак (право мужа на развод). "Этот талак бывает дважды. (В каждом из них женщину) следует или по-хорошему удержать, или по-прекрасному развестись с ней. Забирать у них обратно то, что вы дали им, это вам не на пользу (не к добру)" (2/229)…  
6.2. Ифтида (право жены на развод)."Другое дело, если супруги побоятся того, что не смогут остаться на границах, положенных Аллахом. Если и вы побоитесь того, что (они) не смогут остаться на границах, положенных Аллахом, то для (них) обоих нет греха в том, чтобы женщина освободилась, дав выкуп за себя (выкупив себя). Это – границы, положенные Аллахом. Не переступайте их. Кто переступает границы, положенные Аллахом, вот они и есть залимы (несправедливые)" (2/229)… 
 
16.7. Намаз
 
 …"Читай из ниспосланной тебе Книги (Корана) и совершай намаз (предписанное верой богослужение, молитва). Намаз удерживает тебя от плохих и отвратительных вещей. Конечно, поминание Аллаха есть самое большое (дело). Аллах знает о ваших действиях (делах, поступках, о том, что вы совершаете)" (29/45).
"Совершай намаз на двух сторонах (концах) дня (утром и вечером) и в часы, близкие к ночи. Ибо хорошее стирает плохое. Это – рекомендация (знание) для тех, кто берет (способен брать) пример" (11/114).
"Совершай намаз (начиная) от схождения Солнца (с зенита) и до (наступления) темноты ночи и (не забывай) читать Коран по утрам. Ибо (чтение) Корана по утрам – это дело достойное" (17/78)…
 
16.8. Праздники в Коране

16.8.1. Праздник ниспослания Корана. Рамазан и пост
 
…"О, уверовавшие, подобно тому, как это было предписано тем, которые были до вас, и вам, для вашей защиты, предписывается пост" (2/183).
"Рамазан – это месяц, в котором был ниспослан Коран, являющийся истинным путем, указывающий на истинный путь, отделяющий истинное и ложное друг от друга и разъясняющий их. Кто из вас поспеет к этому месяцу (войдет в него, проживет его) пусть держит пост (орудж)" (2/185) [1]
 
16.8.2. Праздник жертвоприношения (Курбан-байрам)
 
…"Для каждой общины Мы установили богослужение (поклонение) (в виде) жертвоприношения, чтобы они поминали над животными (скотом), которых Мы дали им для пропитания (содержания), Его имя (резали их в Его имя). Бог ваш является единственным Богом, предайтесь только ему. (О, Мухаммед) Обрадуй (этим известием) этих скромных уважаемых, искренних людей (34). Это те, у которых дрожат сердца при упоминании (имени) Аллаха. Которые терпеливы по отношению к тому, что приходит им на голову, совершают намаз и расходуют (на пути Аллаха) из рызка (пропитания, содержания, благ), который мы им даем (35). Мы сделали этих жертвенных верблюдов знаком (веры) Аллаха. В них есть польза для вас. Когда они поставят ноги на землю в ряд, помяните над ними имя Аллаха (зарежьте их во имя Аллаха). Когда они падут набок на землю, ешьте из них и дайте поесть (людям или бедным), как довольствующимся тем, что они имеют, так и желающим. Аллах заставил поклоняться вам этих животных (дал их в ваше распоряжение), чтобы вы были благодарны (36). Ни их мясо, ни их кровь не дойдут до Аллаха (Аллах в этом не нуждается). До него дойдет только ваша таква [2]. Аллах заставил их поклоняться вам, чтобы вы помнили (знали) о величии Аллаха, направившего вас на верный (истинный) путь. (О, Мухаммед), обрадуй прекрасно-действующих (37)" (22/34-37)…
 
Приведенные аяты с достаточной определенностью говорят о смысле жертвоприношения и превращения его в праздник… Мы режем скот "каждый день" и ничего не празднуем. А тут – праздник! Значит что-то есть, что праздник!..
1. "Для каждой общины Мы установили богослужение (поклонение) (в виде) жертвоприношения, чтобы они поминали над животными (скотом), которых Мы дали им для пропитания (содержания), Его имя (резали их в Его имя). Бог ваш является единственным Богом, предайтесь только ему" (22/34).
Животные даны людям для пропитания. Так положил Аллах… А что делают с ними люди? Они превращают их, простите, в богов! Они богослужат им!.. Вот Аллах и говорит – режьте их! Режбте "под ногами". Помяните над ними мое Имя!.. Так Аллах дает понять людям ничтожность и бессмысленность богов из скота… Если их режут под ногами, выпускают всю их кровь и при этом делают это под знаком Аллаха, призывая его Имя или в его Имя, – то, согласимся, трудно после этого признать за скотом "божье качество". Так Аллах отвращает людей от поклонения ложным и пустым богам и направляет их на поклонение себе как единственному и истинному Богу на земле… И в данном случае Он подчеркивает это: "Бог ваш является единственным Богом, предайтесь только ему".
2. Скот зарезали, а что делать с мясом? Есть и больше ничего! Аллах не нуждается в нем… Он так и говорит: "Когда они (верблюды) падут набок на землю, ешьте из них и дайте поесть (людям или бедным), как довольствующимся тем, что они имеют, так и желающим" (22/36). "Ни их мясо, ни их кровь не дойдут до Аллаха (Аллах в этом не нуждается)" (22/37)…
3. И тут обнаруживается самое главное. Коран говорит об этом так: "Аллах заставил поклоняться вам этих животных (дал их в ваше распоряжение), чтобы вы были благодарны" (22/36). Совершенно откровенный, прямой и четкий текст!.. Скот дан Аллахом в распоряжение людей. Или Он заставил его поклоняться человеку. Если после этого самому начать поклоняться скоту… Что скажет на это Аллах?.. Вот он и говорит – режь! Клади под ноги и режь! Режь "до тех пор", пока не вытечет вся кровь. Или не упадет на бок!.. Тогда и ешь из него и раздай людям…
А теперь посмотри на то, какой у тебя "бог"… Зарезали и съели! И ничем себе не мог помочь! Что ты ждешь от него?.. Так, вот, и вразумляет человека Аллах, отвращая его от ложного и направляя к истинному.
4. Потому и говорит, что "ни их мясо, ни их кровь не дойдут до Аллаха. До него дойдет только ваша таква (богобоязненность, признание и поклонение Ему). Аллах заставил их (животных) поклоняться вам, чтобы вы помнили (знали) о величии Аллаха, направившего вас на верный (истинный) путь. (О, Мухаммед), обрадуй прекрасно-действующих (37)" (22/34-37)…К нему дойдет только ваша таква [3]. Аллах заставил их поклоняться вам, чтобы вы помнили (знали) о величии Аллаха, направившего вас на верный (истинный) путь. (О, Мухаммед), обрадуй прекрасно-действующих (37)" (22/34-37)…
Аллах сказал всё! И сказал на понятном для всех языке!.. Всё остальное остается после этого за самим человеком…
5. А почему всё же "праздник"?
А потому, что это есть возвращение к истине после заблуждения. Человек обретает своего Бога. Настоящего и всесильного. Но утеренного им по тем или иным причинам… Он расстается с ложным и никчемным богом, занявшим место настоящего и всесильного… Разве этого мало для праздника?! А еще это Бог единственный и единый!.. Такая, вот, была утрата. Непоправимая! И если бы ни сам Аллах, то неизвестно, чем бы всё это кончилось!.. Скорее – огнем до души!.. Но теперь мы на пути. И слава Богу. Именно слава! Благодарность, хвала и слава!..
 6. А еще такая особенность. Аллах создал человека свободным. В том числе и перед собой. Другое дело, что он спросит за это… А свободному наказал не создавать себе богов. Не поклоняться им… Он – единственный! И никаких других богов, помимо него, на свете нет!.. Но человек обошел "все трудности" и запреты и нашел-таки себе бога и богов за пределами Аллаха и помимо него. Скот – один из них… И когда он зарезал его своими руками, он не только избавился от ложного, пустого и никчемного бога, бога-идола-пустышки, он вновь обрел свою свободу…
Выходит – "двойной праздник". И к Богу вернулся, и свободу восстановил. Впрочем, первого достаточно и для второго…
 
Другой эпизод на тему проходит в суре "Бакара", в которой Аллах предписывает иудеям зарезать скот (из крупного рогатого) (см. 2/67-71). На самом деле это "не совсем скот". Это – объект поклонения. То есть – "бог". Иудеи понимают это, потому и сопротивляются. "Еще бы немного и не зарезали бы" (2/71). "Но – зарезали" (2/71) [4]
Эту традицию поклонения иудеи, скорее всего, заимствовали у древних египтян. Те поклонялись богу Апису, что хорошо описано в литературе. Следы этого поклонения можно видеть сегодня, к примеру, в индийском обществе с его культом обожествления коровы…
 
16.8.3. Праздники: коранические, народные, государственные и др.
 
В понимани коранических праздников (праздников по Корану) имеет смысл рассмотреть их в целостной системе праздников. В первом приближении их можно систематизировать, скажем, в ряду:
– религиозные праздники или праздники веры, коранические в их числе,
– государственные или отечественные,
– народные,
– групповые или корпоративные,
– личные и др. праздники.
В понимании приведенного ряда праздников особых проблем нет. Но есть особенности, которые имело бы смысл учитывать в конкретных случаях. К примеру, в нашем случае можно было провести более четкое различие между кораническими и народными праздниками. В ряде случаев общественное мнение выдает народные праздники за коранические. В таком положении находится, к примеру, известный праздник Новруз-байрам, исторически и традиционно празднуемый в исламском мире.
Поскольку позиция Корана по данному вопросу уже выяснена, постольку остается признать, что Новруз-байрам остается народным праздником. Проведение этого различия полезно и для всех других народных праздников.
Люди всегда так или иначе отмечали важные события в своей жизни, обществе, истории, и культуре. Народные праздники усвоили и развили эту трацию, перенеся ее и на природные явления. Так появились праздники весны, лета, осени и зимы. Наступления Нового года… По кругу Земли или Луны. А с ними возникли и календари…
Но природные явления сами по себе, без отношения к ним человека, навряд ли могут стать праздником. Именно потому, что, скажем, весной пробуждается природа и в ней начинается новый виток или круг жизни, мобилизующий и человека, он и реагирует на это своей "галочкой". Она и есть Праздник. А его "надо отметить"… Так обстоит дело и с другими празниками, идущими от природы и "вращения Земли (вокруг Солнца) и Луны (вокруг Земли)" [5]
Но Земля вращается "и вокруг своей оси". Мы ложимся и встаем каждый день на новые дела. И всё начинается сначала… Разве это не Праздник!.. Каждый день начинать жизнь сначала! И продолжать ее на фундаменте обретенного!.. И Аллах говорит о том, что "никто не знает, что он заработает завтра. И никто не знает, где он умрет. Всё знает Аллах, он извещен обо всем" (31/34)… Проснувшемуся дано жить и созидать! Это и есть Праздник! Праздник Каждого Дня!.. Потому мы и говорим: "Слава Богу! Живы и здоровы! И при деле!"… И Аллах рекомендует быть благодарным ему. Благодарным и поклоняющимся. И начинать делать это "с самого рассвета". С того самого момента, когда "белая нить рассвета станет отличаться от черной нити (ночи)" [6] (2/187)…
Как хорошо, что каждый день у нас Праздник!
И как хорошо, что начинается он с поклонения Всевышнему и Всесильному. Милостивому и Милосердному… Значит и сила на нашей стороне! И действует она в нашу пользу! Во благо и в содействие нам!.. Что может быть лучше?!
 
* Две нити
 
Понятие "горизонта" существует при свете на небе. А когда его нет, то нет и горизонта. Такое положение имеет место в безлунную ночь. Ее чернота давно стала художественным и поэтическим образом…
Небо остается "черным" до утра. С первыми лучами Солнца чернота начинает уходить. И полностью рассеивается с его господством на небе… Это явление вошло в сознание в форме идеи и образа света и тьмы в художественной литературе и философии. Свет в этом случае ассоциируется с чистотой, знанием, просвещенностью. – Кстати, само слово (просвещенность) имеет своим корнем "свет". – А тьма – с противостоящими свету значениями. В том числе и как темнота и необразованность, непросвещенность, невежество и т. д. В этом значении и Коран пользуется этими понятиями. Свет в Коране – это свет коранического знания. А тьма – это непросвещенность от Корана…
Итак, темнота рассеивается с первыми лучами Солнца. А если взять "самые первые из них"… Выясняется, что небо начинает светлеть еще до появления Солнца на горизонте. В это время оно находит ниже его линии. И как только первый луч попадает на небо "из под горизонта", оно "трескается" светлой полосой…
Возьмем яблоко. Разрешем его попалам. Возьмем на вытяную руку на уровне глаз. И слегка раздвинем половинки. И получим две линии… На небе одна из них будет черной линией, а другая – светлой. Коран их называет нитями… С этими нитями и начинается переход от тьмы или черноты к свету, отступление и завершение ночи и наступление утра или нового дня… 
 
Так мы находим еще один пример прекрасной образной коранической речи…
 
16.9. Xадж (паломничество)
 
…"Объяви среди людей хадж (паломничество). Пусть они придут к тебе либо пешком, либо на усталых от дальней дороги верблюдах. (Пусть придут), чтобы быть свидетелями благ (полезного) для себя…" (22/27-28) [7]
 
16.10. Что расходуется на пути (во имя) Аллаха и для кого?
 
…"Тебя спрашивают о том, что расходуется (на доброе или на пути Аллаха)? Скажи: "Расходуемое на доброе, (чтобы ни расходовалось, оно) – для  матери и отца, близких, сирот, бедных, сына дороги (застрявших в пути) (оно направлено на их пользу). Содеянное вами доброе (ваши расходы на добрые дела), естественно, знает Аллах" (2/215).
"О, вы, уверовавшие, отдавайте (расходуйте) (на пути Аллаха) лучшее из того, что вы заработаете, и того, что мы даем вам от земли. Не вздумайте давать плохое из них, то, что вы бы не взяли сами, не закрыв глаза. Знайте, что Аллах богат, восславляем (восхваляем) (в силу своих качеств)" (2/267). – Повторим: "Когда они (верблюды) падут набок на землю, ешьте из них и дайте поесть (людям или бедным), как довольствующимся тем, что они имеют, так и желающим" (22/36).
"Шайтан пугает вас бедностью (дескать, дадите – обеднеете, не давайте!..) и повелевает вам содеять грязное (грязные вещи). А Аллах обещает вам прощение и благодеяние. Без сомнения, (благодеяние) Аллаха широкое, (он) знающий" (2/268)…
 
Этими аятами Аллах стимулирует человека на расходы на своем пути (в свое имя), которые в общем и целом направлены на материальную поддержку коранических идей во имя нравственного, справеливого и благого для самого человека. Во имя полезного и прекрасного для него…
Подчеркнем это еще раз: расходы на пути Аллаха, в его имя, не идут, простите, Аллаху "в казну". Они ему и не нужны! Они направлены на человека, его поддержку. На поддержку человека человеком. Те, кто могут поддержать людей, должны делать это по отношению к тем, кто нуждается в этом. Этим они поддерживают, прежде всего, себя на пути Аллаха. В итоге у людей, расходующих на пути Аллаха из данных им благ, расходы обретают двоякий смысл: поддержавший людей, оказывается поддержавшим этим самого себя. Расходы "в сторону" оказываются, в конечном счете, расходами "на себя". Они превращаются в сбережения для будущего…
 
Отдавать от добра или расходовать его на пути Аллаха имеет, как это очевидно, материальный, в первую очередь, смысл. Но не только. В нем заключен и боьшой нравственный и социальный заряд (потенциал). Речь идет о внутреннем облагораживании и очищении человека в условиях его сострадательного отношения к людям. Установление между людьми отношений поддержки и взаимопомощи является предпосылкой для установления между ними справедливых и гуманистических отношений, что является идеалом всех социальных и философских теорий, лозунгом и целью всех политических программ и движений… Так Аллах, призывая людей отдавать (расходовать) свое добро на его пути, решает одновременно целый спектр вопросов,  начиная от материального обеспечения людей и кончая установлением в обществе социальной справедливости и гуманистических общественных отношений…
 
Но это мирской (земной) или "видимый" смысл расходов на пути Аллаха. А есть у него еще и смысл, оцениваемый Аллахом. Он воздает человеку как за исполнение его предписаний, так и за отход от них. Но в первом случае он поощряет, а во втором – наказывает. Поощряет многократной мерой, а наказывает "однократной"… К человеку возвращаются его расходы, но уже многократно умноженными. Аллах говорит, к примеру, так (повторим): "Положение тех, кто расходует свое добро на пути Аллаха, подобно положению зерна, которое дает семь колосьев, в каждом из которых содержится по сто зерен. Аллах дает (воздает) заслужившему многократной мерой. Его благодеяние широкое, (он) знающий" (2/261)… Потому лучше прислушаться к Аллаху и расходовать из благ, – которые в любом случае дает опять же Аллах, поскольку другого источника для них просто нет! – в его имя и на пользу людей и быть многократно поощренным, чем ослушаться и последовать за шейтаном "в одноразовое", но достаточное "для всего" наказание… Эта идея пронизывает весь Коран…
 
В итоге на вопрос о том "что расходуется на пути Аллаха и для кого?", если обобщить его, можно выделить следующие категории:
– расходы на доброе: "Расходуемое на доброе, (чтобы ни расходовалось, оно) – для матери и отца, близких, сирот, бедных, сына дороги (застрявших в пути) (оно направлено на их пользу)" (2/215);
– закят: "Садака (закят), как обязательное предписание Аллаха, дается бедным, беспомощным, собирающим его служащим, (тем) которые подогревают сердца (людей к исламу, мусульманству). Она расходуется для рабов, должников, на пути Аллаха * и для путников (застрявших в пути или нуждающихся в ней)" (9/60) **.
* В данном случае о закяте говорится как расходах "на пути Аллаха", без уточнения цели (адресата) затрат.
** Выделяются две группы потребителей (адресатов) закята: одним из них он дается, а для других – расходуется. Дается: "бедным, беспомощным, собирающим его служащим, (тем) которые подогревают сердца (людей к исламу, мусульманству)". Расходуется "для рабов, должников, на пути Аллаха и для путников (застрявших в пути или нуждающихся в немих)" (9/60);
– садака (милостныня) [9].
Подчеркнем, что расходовать (отдавать) следует все из лучшего: "О, вы, уверовавшие, отдавайте (расходуйте) лучшее из того, что вы заработаете, и того, что мы даем вам от земли. Не вздумайте давать плохое из них, то, что бы вы не взяли сами, не закрыв глаза" (2/267).
Имеет смысл напомнить и о пределах воздаяния на пути Аллаха и их непревышении: "Воздай должное родственнику, бедному и путнику, но не переходи меры (не превышай меры воздаяния)" (17/26)…




 


[1] См. сюда аяты: 2/183-187.                                                                  
[2] Таква (повторим): благоверие, благопристойность в вере; соответствие вере, следование ее требованиям и предписаниям, богобоязненность и т. д. В Коране см.: 2/1-5, 177.
[3] Таква: см выше (в примечании).
[4] См. сюда также: 2/51-52.
            Мотив проходит и в Торе.
[5] Дополнительно о Новруз-байраме см. в статье Ч. Гусейнова, помещенной на сайте (в книге А. Байиндира "Ложные истины").  
[6] См. ниже: * Две нити.
[7] См. сюда все аяты: 22/25-30.
[8] Садака: в целом ряде случаев понимается как милостыня. Но в данном случае она понимается как закят (закат). Это видно уже по приведенному списку, в котором четко указывается на то, для кого она предназначается. К слову, милостыня предназнается для всех. Потому нигде никакого списка или инструкции по ее поводу нет, как нет их и в Коране…
[9] Поскольку и "закят" характеризуется как "садака", то "садаку" можно понимать широко, в том числе и как материальные расходы на пути Аллаха – от милостыни до самóго закята включительно.
            Что касается самой милостыни, то она одинакова для всех людей во всем мире. Кто чем может одарить просящего у него "на улице", пусть тем и одарит, не выходя за само понятие "милостыни". Это тоже исходит из условий Аллаха (см. 17/26).

 

 

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.