Кораника
Времена намаза и поста: от экватора до полюсов (продолж., 02.08.2012)

Времена намаза и поста: от экватора до полюсов (продолж., 02.08.2012)

Времена намаза и поста: от экватора до полюсов (продолж., 02.08.2012)

С окончанием ночи наступает утренняя заря (сехер или фаджри-казиб, то есть ложный рассвет). Утренняя заря – это промежуток между окончанием ночи и началом рассвета, то есть время перед утренним намазом [1]. От того, что период утренней зари похож на утренний рассвет (фаджри-садик или настоящее утро), его называют «ложным рассветом». Многие мусульмане совершают утренний намаз именно в это время. Но в это время его нельзя совершать.

Проявление утренней зари начинается в тот период, когда Солнце находится под горизонтом и подходит к нему на 18°. В этот момент в верхних слоях атмосферы свет начинает опускаться сверху вниз, сгушается и затем расходится вширь. Ученые и исследователи звездного неба называют это время астрономическим утром и прекрашают все свои наблюдения за звездами.

От того, что 1/3 часть конца ночи является началом утренней зари, ее еще называют 1/6 частью ночи. Посланник по этому поводу сказал следующее:

«Мой самый почитаемый и любимый намаз, это намаз Давуда (ас). И самый любимый пост, это пост Давуда. Он спал в полночь и просыпался в перид 1/3 части ночи, потом ложился спать во время утренней зари (сехер). Один день держал пост, а другой – нет» [2].

Посланник завершал витир намаз до утренней зари, а потом спал [3]. Передает супруга Посланника Айша (ра): «В период утренней зари он спал возле меня» [4].

Всевышний Аллах, указывая на условия, которые введут людей в рай, говорит следующее:

«Лишь малую часть ночи спали они, а уже перед рассветом молили о прощении» (51/17-18).

«Они терпеливы, правдивы, смиренны, делают пожертвования и просят прощения перед рассветом» (3/17).

В месяц Рамазан завтрак постящегося на утренней заре называется «сахур» [5]. Посланник Аллаха говорил так: «Разница между нашим постом и постом немусульман – это утренний завтрак» [6].

Со слов Анас бин Малика, который передает, что видел, как однажды Посланник (сас) и Зейд бин Сабит (ра) вместе завтракали в Рамазане. После завтрака Посланник совершил утреннюю молитву с джамаатом. Катаде (ра) спрашивает у Анаса: «Каким был промежуток времени после окончания завтрака и началом утреннего намаза?». Он ответил: «Таким, каким это требуется для прочтения 50-ти аятов» [7].

Чтобы прочитать 50 аятов, человеку потребуется около 10-ти минут. А это время хватит только для совершения омовения.

Передает Сахль бин Сад (ра): «Я утром завтракал со своей семьей, и, чтобы успеть на утренний намаз во главе с Посланником, я очень торопился» [8].

Подобный хадис от Сахля звучит так: «После утреннего завтрака со своей семьей, я очень торопился, чтобы упасть ниц, на утреннем намазе с Посланником» [9].

По случаю того, что Биляль (ра) читал азан на утренней заре, Посланник сказал следующее: «Биляль читает азан в ночное время. Ешьте и пейте до того, как Ибн Мактум прочитает азан» [10].

Во время переезда из Мекки в Мадину (хиджрат) Посланник и Абу Бакр оставались в пещере ес-Савр, три ночи. А сын Абу Бакра, оставался с ними на ночь, но на утренней заре, чтобы быть незамеченным, он возвращался в город и собирал информацию. У Бухари эта история передается следующим образом:

«Абдуллах, сын Абу Бакра, был очень понятливым и смышленным мальчиком. Ночи он проводил с ними в пещере, а на утренней заре уходил. Создавал такой вид, что он не выходил за пределы Мекки и ночевал у себя дома. И все, что он слышал против Посланника и своего отца, он доносил до них на вечерней заре.

А пастух Амр бин Фухейра, служивший у Абу Бакра, для того, чтобы угостить их свежим козьим молоком, гнал свое стадо к месту, где прятались Посланник и его хозяин, после ночной молитвы (иша). Пастух ночевал там со своим стадом, но на утренней заре, они с сыном Абу Бакра, вместе уходили оттуда. Абдуллах все три ночи поступал таким образом» [11].

Аллах спас семью посланника Лута также на заре рассвета, когда степень освещенности была слабая (сехер). А общество его погубил на рассвете утра, когда было уже достаточно светло. Вот что Аллах говорит:

«(Ангелы) сказали: «О, Лут! Мы посланцы твоего Господа, и они не причинят тебе зла. Отправляйся в путь вместе со своей семьей среди ночи, и пусть никто из вас не оглядывается. И только твою жену поразит то, что поразит остальных. Их срок выйдет утром. Разве утро не близко?» (11/81).

И прямо на рассвете утра произошло извержение вулкана. Общество Лута было погублено пеплом и лавой, извергающегося вулкана, который застал их врасплох. В Коране этот случай приводится так:

«Народ Лута счел ложью предостережения. Мы наслали на них ураган с камнями, и только семью Лута мы спасли перед рассветом, по милости от нас. Так мы воздаем тем, кто благодарен. Он увещевал их о нашей силе (мощи), но они усомнились в его предостережениях. Они настойчиво требовали от него его гостей, и тогда мы лишили их зрения. Вкусите же мучения от Меня и предостережения Мои! На утро их постигли неотвратимые мучения» (54/33-38).

Камни падали сверху и перед восходом Солнца Мы перевернули город вверх дном. В аяте говорится так:

«А на восходе Солнца их поразил сильный гул (шум). Мы перевернули город вверх дном и обрушили на них (горящие) камни [12] из обоженной глины» (15/73-74)…

Продолж. следует



[1] См.: Cevheri, İsmail b. Hammad (ö. 393 h.), es-Sıhah, سحر md. (thk: Ahmed Abdulgafûr Atar), Beyrut 1407/1987.

[2] См.: Buhârî, Teheccüd 7.

[3] См.: Buhârî, Vitr 2.

[4] См.: Buhârî, Teheccüd 7.

[5] См.: Müfredât, سحر mad.

[6] См.: Müslim, Sıyam, 46 – (1096).

[7] См.: Buhârî, Teheccüd 8.

[8] См.: Buhârî, Mevâkît’us-salâh 27.

[9] См.: Buhârî, Savm 17 (Babu te’hîr’is-sahûr).

[10] См.: Buharî, Ezan 11, 1,3; Müslim, Sıyâm, 8

[11] См.: Buharî, Libas 16.

[12] См.:  سِجِّيْلٍ  (сиджиль) – лава. Ангелы, которым было поручено взорвать гору и произвести вулкан в действие, сначала встретились с посланником Ибрагимом (Авраамом). В Коране говорится, что Ибрагим обратился к ним так: «Он спросил: «Какова же ваша миссия, о посланцы? Они ответили: «Мы посланы к грешным людям, чтобы обрушить на них горящие камни из глины, помеченные у твоего Господа для тех, кто нарушил все запреты» (51/31/34).

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.