Кораника
I. Связь Сунны и мудрости (хикмата) в понимании Шафии (продолж.)

I. Связь Сунны и мудрости (хикмата) в понимании Шафии (продолж.)

I. Связь Сунны и мудрости (хикмата) в понимании Шафии (продолж.)

Шафии говорит о мудрости так:

«Я от человека, знающего Коран, услышал следующее: «Хикмат (мудрость) – это Сунна Посланника Мухаммеда». Здесь мудростью названа Сунна Посланника. Только и всего!

«Сунна Посланника разъясняет, от имени Аллаха, общие и особые предписания. Тем самым Аллах ставит на один уровень с Кораном правление и вынесение решений Сунной. Так Он связывает Сунну Посланника с Кораном. И такой подход к Слову Аллаха, из всех посланников, дан только Посланнику Мухаммеду» [1], [2].

Далее Имам Шафии приводит в доказательство свей идеи о том, что Коран и Сунна находятся на одном уровне, следующие аяты:

«Для верующего мужчины и женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и его Посланник уже приняли решение. А кто ослушается Аллаха и его Посланника, тот впал в очевидное заблуждение» (33/36).

«О, те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, Посланнику и обладающим влиянием среди вас. Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху (Корану) и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и в Последний день. Так будет лучше и прекраснее по значению (по исходу или воздаянию)!» (4/59).

«Те, которые повинуются Аллаху и Посланнику, окажутся вместе с посланниками, праведными, павшими за веру [3], которых облагодетельствовал Аллах. Как же прекрасны эти спутники!» (4/69).

«О, те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и его Посланнику и не отворачивайтесь от него, пока вы слышите» (8/20).

Теперь представим доказательства Имама Шафии из хадисов:

Передает Абу Рафи (ра):

«Мне, после вынесенного мною решения или запрета, не хотелось бы слышать от того, кто, прислонившись, сказал: «Не знаю, мы исполняем то, что узнали в Книге Аллаха» [4].

О Сунне говорится еще так:

«Нет ни одного ученого, который бы не думал о Сунне Посланника по этим двум направлениям (пунктам):

1. Сунна связана с Кораном:

а) вынесение и разъяснение Посланником решений всегда соответствует решению (нассу, закону, предписанию), вынесенному Кораном,

б) разъяснение закрытых тем в Коране Посланником на основе разъяснений по ним, приводимых Аллахом в общих чертах в Коране (по этому пункту ни у кого нет разногласий).

2. В Сунне приводятся решения (предписания, нассы) отсутствующие в Коране (по этому пункту существует большое разногласие)».

По мнению некоторых ученых, в силу того, что Посланник был человеком покорным Аллаху, Он позволил ему выносить свои собственные решения в Сунне по вопросам, не указанным в Коране [5].

А по мнению других ученых, Посланник Аллаха объяснил только количество намазов и их совершение в соответствии с предписаниями о намазе от Аллаха. Это и есть Сунна. И больше ничего другого в ней нет [6]

А есть еще мнение, что по воле Аллаха (Мухаммеду) пришло посланничество и Аллах принял решение утвердить Сунну Посланника [7].

А другие думают, что Сунна – это мудрость, которую Аллах поместил в сердце Посланника [8].

Как видим, Имам Шафии говорит, что «хикмет» (мудрость) – это Сунна. И также утверждает, что Сунна была дана Посланнику, таким же путем, что и Коран (путем ниспослания). Потому он видел Сунну наравне с Кораном [9]. А в их понимании придерживался мнения о них как о двух источниках. Коран не мог упразднить Сунну [10]. А Сунна могла быть упразднена лишь другой Сунной [11], [12].

Продолж. следует

 


[1] См.: Muhammed b İdris eş-Şâfiî (öl. 204 h), er-Risâle, tahkik Ahmed Şakir, Mısır 1358 h. /1940 m. c. I, s. 79.

[2] От редактора. В приведенном фрагменте суждения Имама Шафии о теме высказыаются положения, которые не могут быть приняты с самого начала:

1. Нигде в Коране и ни в какой форме Аллах не ставит Сунну Посланника «на один уровень с Кораном». Другое дело, что он предписывает Посланнику править по справедливости и по предписаниям Корана. Говорит, к примеру, так:

– «Они охотно выслушивают ложь и пожирают запретное. Если они явятся к тебе, то рассуди их или же отвернись от них. Если ты отвернешся от них, то они нисколько не навредят тебе. Но если ты вынесешь решение, то суди их беспристрастно (по справедливости). Воистину, Аллах любит справедливых» (5/42) (см.: 38/26).

– «Если бы он сказал от нашего имени некоторые слова, то Мы схватили бы его за правую сторону, а потом лишили бы его жизни» (69/44-46).

– «Они чуть было не отвратили тебя от того, что Мы дали тебе в ниспослании, дабы ты выдумал про нас нечто другое. Вот тогда ты стал бы их другом» (17/73).

2. «И такой подход к Слову Аллаха» являтся всеобщим для посланников. Т.е. в вопросе отношения к своему ниспослданию Аллах наделяет всех своих посланников одним и тем же правом: доводить его до людей и разъяснять его им в рамках своих (посланнических) функций и действовать во всех случаях в соответствии с ним и не переходя за его границы. Потому и у Посланника Мухаммеда (сас) нет в этом вопросе никаких других «особых прав» перед другими посланниками.

[3] Слово «шухеда» (الشُّهَدَاء) происходит от «шахид» (شهيد) и является множественным числом, переводится как шахиды. По нашему мнению «шахиды» – это ученые, которые анализировали и исследовали свое знание.* От переводчика. В приводимом понимании шахидов, проф. др. А. Баиндир приводит, как на это он указывает сам, свою точку зрения. Желающие согласиться с ним могут согласиться, а могут отнестись к этому мнению критически. Мы только отметим, что традиционное понимание шахидов, подразумевает под этим понятием людей, которые борятся за веру и отдают за неё свою жизнь. А вопрос, насколько они информированы о ней и знают ее, здесь, как видим, не ставится.

[4] См.: İmam Şafiî,  er-Risâle c I, s. 88.

[5] От редактора. Приведенное мнение не может быть принято ни по каким соображениям, к кому бы оно ни относилось конкретно! В Коране нет вопросов, на которые он не ответил и на которые пришлось бы отвечать Послланнику. Аллах говорит так: «Сегодня Я завершил для вас вашу религию (предписание, знание)…» (5/3). Такое понимание Сунны и Посланника следует расценивать как шаг, ведущий к его (Посланника) обобжествлению. Люди приписывают Посланнику то, чего он сам себе не позволяет и чего у него просто нет. В этом вопросе можно провести параллель с Посланником Исой (Иисусом), которого люди тоже стали обожествлять, но который всегда говорил им, что действует от имени своего Бога. Аллах говорит об этом так: «Вот сказал Аллах: «О, Иисус, сын Марьям! Говорил ли ты людям: «Примите меня и мою мать двумя богами наряду с Аллахом?». Он сказал: «Пречист ты! Как я мог сказать то, на что я не имею права? Если бы я сказал такое, ты знал бы об этом. Ты знаешь то, что у меня в душе, а я не знаю того, что у тебя в душе. Воистину, ты ведающий сокровенное.Я не говорил им ничего, кроме того, что ты мне велел: «Поклоняйтесь Аллаху, моему Господу и вашему Господу». Я был свидетелем о них, пока находился среди них. Когда же ты упокоил (умертвил) меня, ты стал наблюдать за ними. Воистину, ты свидетель всякой вещи» (5/116-117).

Уже говорилось о том, что Аллах относился ко всем своим посланникам совершенно одинаково. И то, что Он позволил одному из них, он позволил всем. И что запретил одному, то запретил всем. И если бы Он позволил Посланнику Мухаммеду (сас) сочинять от себя, то он должен был бы позволить это и всем остальным посланникам… А если бы позволили это Посланнику Мухаммеду (сас), то как нам понять тогда его слова о том, что «Если бы он сказал от нашего имени некоторые слова, то Мы схватили бы его за правую сторону, а потом лишили бы его жизни» (69/44-46).

И еще один момент. Аллах везде говорит о том, что он единый Бог и всё восходит к нему. Если бы он стал возлагать часть своих функций на плечи своих посланников, то разве он так мог бы сказать. Он должен был тогда говорить еще и о своих помощниках из людей. Но такого тезиса в Коране нет. Ему достаточно помощников из своего окружения (ангелы, Святой Дух и др.)..

И последнее. Тезис о том, что «Он позволил ему (Посланнику) выносить свои собственные решения в Сунне по вопросам, не указанным в Коране», просто унижает Аллаха. По какой это причине он не может вынести свое решение и должен возложить это на своего посланника, того или иного?!

Все эти соображения, подчеркнем это еще раз, делают совершенно неприемлемым, как отмеченно, приводимое суждение по Посланнику, ведущее в своем итоге к его обожествлению.

[6] От редактора. И с этим мнением никак нельзя согласиться! Сунна – это не только разъяснения по вопросу о намазах, – к слову, их количество приводится в Коране. Это – более широкое отношение Посланника к ниспосланию (Корану), включающее в себя, наряду с разъяснением его положений, – но опять же – в рамках своих функций и не переходя за них! – также и их практику в реальных условий жизни своего времени.

Остается выразить сомнение в том, знают ли люди, рассуждающие приведеным образом, до конца всю историю коранического ниспослания и ниспослания в целом?..

[7] От редактора. В данном случае нас пытаются уверить в существовании некой Сунны Посланника, которая существовала у него изначально, до ниспослания. Аллах дал ему посланничество и с этим утвердил его Сунну…

Аллах и в самом деле избрал Мухаммеда в качестве своего посланника к людям. И он наблюдал за ним, как выясняется, еще с детства. – Говорит так: «Разве Он не нашел тебя сиротой и не предоставил приют? И не нашел тебя блуждающим и не повел прямым путем? И не нашел тебя бедным и не обогатил?» (93/6-8). – Но после этого всё приводимое в тезисе не имеет под собой нкакой основы.

У него не было никакой изначальной Сунны до ниспослания, чтобы «потом ее стал утверждать Аллах своим назначением его посланником». Люди, говорящие об этом, к сожалению, не имеют никаких представлений о роли, месте и назчении Сунны в ниспослании вообще и по отношению к Корану в частности. А потому и дискутировать с ними по данному вопросу не имеет никакого смысла…

[8] От редактора. …Думать не воспрещается! Но как всё это связано с объектом раздумий (размышлений)?.. Может так, что Аллах поместил Коран в сердце Посланника, а Сунна уже пошла отсюда?.. «Скажи: «Кто является врагом Джабраилу (Гавриилу)?». А ведь это он низвел его (Коран) в твое сердце с позволения Аллаха…» (2/97) (см.: 25/32).

[9] См.: İmam Şâfiî, er-Risâle, c. I, s. 104-105.

[10] От редактора. Корану не нужно было никакого упразднения Сунны. Это – искусственная мысль по отношению к Корану. Аллах озадачил Посланника и вся ответственность за объективное ниспослание легла теперь на него. А Сунна есть всего лишь собрание высказываний и действий Посланника в этом направлении, в том числе и в форме практикуемого им непосредственно образа жизни. Посланник прекрасно знает, что требует от него Аллах. И в самой строгой форме следует его предписаниям. И Аллах ставит его в пример людям: «В Посланнике Аллаха есть прекрасный пример для вас, и для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день, а также много поминает Аллаха» (33/21). А содержание Сунны указывает на то, что она действует в полном соответствии с предписаниями Аллаха и во всем соответствует Корану. Речь идет, естественно, о том, что и в самом деле принадлежит самому Посланнику, а не приписано ему…

[11] См.: İmam Şâfiî, er-Risâle, c. I, s. 107.

[12] От редактора. «А Сунна могла быть упразднена лишь другой Сунной»… Что это такое?! Как могут быть упразднены высказания или действия имевшие место однажды? Другое дело, что в соответствии с упразднением одних аятов Корана и заменой их на другие у Посланника по этому поводу могли быть и свои разъяснения. Но это только теоретическое заключение. В то же время оно не входит в процесс устранения Сунны Сунной… Может Престольный аят «Если мы отменяем аят или заставляем забыть его, то приводим на его место более лучший (полезный) или равный ему. Ты, ведь, знаешь, что силы Аллаха хватит на всё» (2/106) устраняет что-то из Сунны? А зачем, простите, ему «устранять из Сунны»?! Если, уж, «устранять», то не лучше ли делать это по отношению к Корану?! И зачем он будет утсранять? Он полностью согласуется с Кораном! Что и как тогда будет устраняться из Сунны? Как будет вообще выглядеть тогда процесс устранения Сунны Сунной?..

За всё приведенное надо просить извинения у читателя.

Мы вынуждены последовать за логикой, которая ни к Корану, ни к Сунне не имеет никакого отношения. Но и без этого тоже нельзя…

И так происходит каждый раз, когда отправной точкой анализа и оценки Корана и Сунны являются не сами эти источники и не реальнй процесс ниспослания, а абстрактная логика человека, отправляющаяся от его собственного произвола мышления…

Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.