Кораника
Определение религии (дин)

Определение религии (дин)

КОРАН И ПОНЯТИЕ РЕЛИГИЯ (продолж.)

Определение религии (дин) 

Религия (вера) в Коране характеризуется понятием «дин» (эд-дин – الدين). Корнем слова является «d-y-n» (дейн) (د- ي- ن), которое означает «долг», «входить в долговую связь» [1]. Но у понятия есть и такой смысл, как отсутствие (в данном случае отсутствие денег на месте). А у долга есть еще и свои правила [2]. И при разделе наследства в первую очередь оплачиваются именно письменно зафиксированные долги умершего, а уже из оставшейся его части производится его раздел в целом (см.: 4/11, 12). Интересно, что во всех этих случаях употреблено понятие «d-y-n» (дейн / долг).

Это можно понять и так, что отношения, складывающиеся между Аллахом и человеком, подобны долговым отношения между людьми. Бог является создателем человека, обеспечивающим его средствами существования и знанием, как о том говорится во всех его ниспосланиях. Естественно, рассчитывает на то, что человек будет действовать в соответствии с тем ниспосланием, которое получено им от своего Создателя. Человек же и в самом деле действует так. Но есть и такие люди, и их немало, которые действуют против ниспослания, а, значит, и против Аллаха… Зачастую Аллах не наказывает сразу, давая возможность человеку исправиться. Но при подведении расчета с ним, Аллах обязательно напомнит ему обо всем содеянном. Этот день расчета приходит как день «дина» или день религии (веры) [3], когда производится расчет с человеком… Так вновь звучит мотив долга…

В иудейской культуре для обозначения того, что в Коране проходит как «дин», используются понятия «dath» (написание на англ.) и «дин». Как по своему корню, так и по смыслу эти понятия близки к кораническому «дин»… И еще один момент. Понятие «тора» (в значении Торы) означает «всеобщие законы» (бытия). В Коране есть понятие «фытрат». Оно тоже используется в этом значении «всеобщего закона». Аллах говорит так: «Ты поверни лицо свое в сторону этой религии, фытрату Аллаха. Он создал человека по нему» (см.: 30/30)… Аллах не пользуется здесь понятием «закона». Но в данном случае, как это очевидно, говорится о нем, т.е. о некой закономерности, которая лежит в основаниях процесса создания человека, которой, собственно, и пользуется Аллах…

Продолж. следует


[1] См.: 2/282, 4/11, 12.

По вопросу о «d-y-n» см.: Ebu’l-Fadl Cemalüddin Muhammed b. Mükerrem İbn Manzûr (ум. в 711/1311), Lisânü’l-Arab, Beyrut, 1990, “d-y-n” (статья).

По вопросу дискуссий о корне «d-y-n» см.: Günay Tümer, “Din”, DİA, IX, 312 vd.

[2] К, примеру, Аллах рекомендует записывать долг (см.: 2/282).

[3] См.: 2/4, 15/35, 26/82, 37/20, 38/78, 51/12, 56/56, 70/26, 74/46, 82/15, 17, 18, 83/11.

В некоторых аятах, если даже и слово «yevm» (йявм) не проходит непосредственно, то все равно слово «din» (дин) указывает на день расчета (см.: 51/6, 95/7, 107/1).

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.