Кораника
Ритуальное омовение

Ритуальное омовение

Ритуальное омовение

1/5. Вопрос: В одном из хадисов Посланник Мухаммед (да благословит его Аллах и приветствует) говорит так: «Сказать ли вам о том, что стирает ошибки, способствует прощению, возвышает степень (уровень)?». Благородные сподвижники сказали: «Да, Посланник Аллаха, скажи». Сказал: «Несмотря на то, что это не всегда нравится душе (людям. – Пер.), это – совершить полное омовение, увеличить посещение мечетей, после намаза быть в ожидании следующего намаза. По своей благотворности это подобно тому, как если быть на карауле на границе с врагом»… О чем говорит выражение этого хадиса о том, что, «несмотря на то, что это не всегда нравится душе (людям. – Пер.), это – совершить полное омовение»? Если использовать кожаные носки (тапочки) [1], то станет ли это причиной для утраты благотвроности, о которой говорится в хадисе?

Ответ: В этом и подобных хадисах, в которых говорится о полном омовении (абдесте), оно проходит в форме выражения إسباغ الوضوء, что означает омовение всех органов тела. Это и «не нравится душе». И тем не менее хадис предписывает совершать это омовение, «несмотря на это».
Зимой, когда омовение совершается ледяной водой, «полное омовение», естественно, становится проблемой. Ее положительное разрешение, собственно, и ведет к той благотворности, которая обретается в результате «полного омовения».
Использование кожаных носок (тапочек), как о том говорится в вопросе, не является помехой для обретения благотворности. Ибо эти носки (тапочки) являются одной из форм облегчения человеческой жизни, которая дана людям Всевышним Аллахом. И Посланник Аллаха, и его сподвижники пользовались этим облегчением. Если бы оно было помехой для обретения благотворности, то, в первую очередь, им бы не пользовался ни сам Посланник, ни его сподвижники. 2/5. Вопрос: Какой смысл в том, чтобы потирать (поглаживать, растирать) шею руками при омовении? Каково основание в том, чтобы потирать обратной стороной пальцев (я не нашел его в хадисе)? И в чем смысл его для веры?

 

Ответ: После поглаживания (потирания) головы и ушей обратной стороной рук и тремя их пальцами поглаживается (потирается) шея. Отпадает потребность в дополнительной воде. По представлениям веронаправления (масхаба) Xанефи это является следованием Посланнику. По представлениям некоторых других ученых это не предписывается религией, но считается делом добрым.

По теме имеется хадис у Ахмеда бен Xанбели (в Муснаде). Но ученые по хадисам считают его слабым.По этой причине большинством голосов ученых-богословов принято решение о том, что поглаживание шеи при омовении следует относить к категории предписаний, которые, хотя и не поддерживаются шариатом, но допускаются им. Введение его в обязательную практику, по их мнению, стало бы превышением предписаний веры (cм.: Vehbe ez-Zuhayli, el-Fıkhu’l- İslami ve Edilletuhû, c: 1, s: 253).
3/5. Вопрос: Мой отец перенес операцию простаты. После нее у него появилось недержание мочи. Теперь он ходит «с мешочком» при себе. Может ли он рассматриваться как мочевой пузырь?.. Люди, с которыми мы советовались, говорят, что он может совершать омовение и делать намаз. Каково ваше мнение?
Ответ: Всевышний Аллах говорит так: «…Если вы будете больным или в дороге или кто-то из вас будет после туалета или после связи с женщиной и не найдете воды, – тот совершите омовение чистой землей. Протрите им лицо и руки…» (Маида, 5/6).
В аяте говрится о том, что нарушает омовение (абдест). Как видим, здесь говорится и о том, кто «будет после туалета«… Ваш отец для опорожнения «мешочка» следует в туалет. Это и нарушает омовение. То есть после туалета омовение должно быть повторено (совершено заново). 
4/5. Вопрос (от женщины): Я совершаю намаз, но хожу с непокрытой головой (не накрываюсь платком). Как это отражается на моем намазе? И после омовения тоже хожу с непокрытой головой. Как это влияет на мое омовение (не отрицает ли оно его)?
Ответ: И совершать намаз – это приказ Аллаха, и накрывать голову – это тоже его приказ. Подобно тому, как вы, совершая намаз, приводите в исполнение одно из предпианий Аллаха, так и накрываясь платком, вы приводите в исполнение его другое предписание.
Приведение или неприведение в исполнение одного из обязательнеых предписаний не влияет на другое. Не покрываться платком не является помехой (преградой) для Аллаха. Оно не влияет и на ваше омовение.

  

 


[1] Автор, видимо, имеет в виду, что их не придется снимать и мыть ноги, что упростит омовение, но беспокоится о дозволительности этой меры с точки зрения веры (Пер.).

 

 

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.