Кораника
25. Пятничная молитва (пятница)

25. Пятничная молитва (пятница)

Всевышний Аллах говорит так:
«О, уверовавшие (мумины)! Когда вы призываетесь в пятницу на молитву, вы оставьте торговлю и устремитесь на то, чтобы воспомянуть Аллаха. Если бы вы знали, что это является более полезным для вас. После молитвы разойдитесь по земле и просите из благ Аллаха (усердствуйте на пути Аллаха). Упоминайте многократно Аллаха, чтобы достичь желанного» (62/9-10).
       25.1. Для кого пятница (пятничная молитва)
            является обязательным предписанием?
Из аята становится понятным, чтопятница (пятничная молитва) является обязательной не для каждого. Торговля ведется в определенных местах. Но мусульмане занимаются не только торговлей… А еще говорится о тех, которые слышат призыв к молитве…
Тарик б. Шихаб приводит следующие слова Посланника: «Пятничная молитва является обязательной для каждого мусульманина, кроме четырех следующих групп: рабы, женщины, дети и больные» [1]. Эбу Давут отмечает, что Тарик б. Шихаб видел Посланника, но ничего от него (по поводу темы. – Пер.) не слышал. Это значит, что в этом хадисе не указано лицо, с которым общался Посланник и которому он высказал его содержание. Основываясь на таких хадисах, нельзя делать заявления о пятничной молитве, в том числе и в плане указания на то, для кого она является обязательным предписанием (фарзом), а для кого нет.
Абдуллах б. Омар приводит следующие слова Посланника Аллаха: «Пятничная молитва является обязательным предписанием для того, кто слышал (призыв) муэззина» [2].
Ни для одной молитвы (намаза) в Коране не говорится о том, что она является «более полезной». Пятикратный намаз совершается во всех случаях. Но пятничный может в иных случаях не совершаться. Абдуллах б. Аббас в один из дождливых дней сказал муэззину, чтобы он сказал в конце эзана так: «Совершите свой намаз дома». Люди были удивлены этим. На это он сказал: «До меня это предложил человек, более полезный, чем я [3]. Пятница (пятничный намаз) является обязанностью. Я не захотел вводить вас в трудное положение, а то бы вам пришлось шагать по грязи и скользкой земле» [4].
Муавие спросил в Дамаске у Зейд б. Эркама: «Был ли ты свидетелем совпадения двух праздников в один день во времена Посланника Аллаха?». Зейд ответил: «Да». Спросил: «Как он (Посланник) повел себя?». Сказал: «Он отслужил праздничную молитву. Пятницу (пятничную молитву) оставил на выбор людей. Сказал, кто хочет, пусть молится» [5].
Эбу Хурейре сообщает от Посланника: «Сегодня совпали два праздника, кто желает может не совершать пятничной молитвы, но мы будем молиться» [6].
Ата б. Эби Ребах рассказывает, что Ибн аз-Зубейр стал для нас имамом на праздничной молитве в день, когда пятничная совпала с ней. Затем мы пошли на пятничную молитву, но он не пришел (на намаз) в мечеть. И мы молились в одиночку [7]. В то время Ибн Аббас был в Таифе, когда он вернулся, мы обратились к нему и объяснили ситуацию. Он сказал, что «он действовал в соответствии с Сунной» [8].
       25.2. Пятничный эзан (призыв к молитве)
 
Как следует из аята (62/9), призыв к молитве (эзан) [9]совершается в таком месте, где есть торговля и рынок и где можно оставить дела и пойти на молитву. Значит есть и «куда пойти», есть джами (мечеть).
В Медине были центр торговли, рынок и несколько джами (мечетей). Но пятничная молитва совершалась только в одном месте, в джами у Посланника. По словам Ибн Аббаса, после джами Посланника, пятничная молитва в первый раз была совершена в мечети Абдулкайс в Джувасе, в районе Бахрейна [10].
Ата б. Эби Ребах сказал, что если находишься в районе, где есть возможности удовлетворения потребностей, и в пятницу читается эзан и делается призыв к молитве, то независимо от того, слышал ты эзан или нет, идти на пятничную молитву является обязанностью (долгом). Энес иной раз направлялся из своего поместья в Завие на пятничную молитву, а иной раз нет (мечеть, где совершалась молитва, находилась в двух ферсахах (11370 м.) от него) [11].
Сын Каб б. Малика, Абдуррахман, рассказывает, что отец его, когда слышал в пятницу эзан, воздавал благодарность Эсаду Зураре. Я спросил у него причину этого. Он сказал: «Это он в первый раз заставил нас совершить пятничную молитву на равнине Небит, среди камней Бени Беяда [12], в обводненном месте с названием Наки-уль-Хадман». Я спросил: «И сколько вас было в тот день?». «Сорок», – ответил он [13].
       25.3. Как идти на намаз?
Эбу Хурейре приводит следующие слова от Посланника, да благословит и приветствует его Аллах: «К намазу (молитве) не спешите бегом, идите степенным шагом; совершите рекяты (поклоны), на которые вы поспели, и завершите те, на которые не поспели» [14].
       25.4. Что делать после намаза?
 
По сообщению Эбу Мусса эль-Эшари, Посланник Аллаха сказал так: «Время пятничной молитвы начинается с того момента, как имам (духовное лицо, ведущее намаз) садится на минбер (специальное кресло) и продолжается до ее окончания» [15]. Пятничная молитва совершается в два рекята (поклона). Абдуллах б. Омар, да будет Аллах доволен им, рассказывает: «Посланник Аллаха не молился после пятничной молитвы до тех пор, пока не уходил из мечети, дома [16] молился еще в два рекята [17]».
В аяте говорится так: «После молитвы разойдитесь по земле» (62/10). Абдуллах б. Омар на пятничной молитве увидел человека, совершающего еще два рекята. Подтолкнув его, сказал: «Ты хочешь совершить пятничную молитву в четыре рекята?». Сам Абдуллах б. Омар совершал дома еще два рекята, говоря так: «Посланник Аллаха тоже поступал так» [18].
Когда Абдуллах б. Омар был в Мекке и совершал пятничную молитву, он проходил вперед и совершал два рекята, затем проходил вперед и совершал четыре рекята. Когда он был в Медине, он совершал пятничную молитву, затем возвращался домой и совершал еще два рекята. Говорил, что «Посланник Аллаха тоже поступал так» [19].
Омар, до пятничной молитвы, увеличивал свою молитву. После нее возвращался домой и совершал еще два рекята и говорил, что «Посланник Аллаха тоже поступал так» [20].
Эс-Саиб рассказывает, что вместе с Муавие они совершили пятничную молитву в максуре [21]. Когда имам произнес приветствие для выхода из намаза, то я после этого встал и продолжал намаз на том же месте. Муавие послал ко мне одного и сказал: «То, что ты сделал, больше не повторяй. После пятничной молитвы, не выходя наружу или немного не поговорив, не совершай другой молитвы. Ибо таким был нам приказ Посланника Аллаха. Он не хотел, чтобы намазы примешивались друг к другу. Поэтому делался перерыв на разговоры или надо было выходить наружу» [22].
Эбу Хурейре (от Посланника): «Если вы будете совершать молитву после пятничной, то совершайте ее в четыре рекята (поклона)» [23].
      25.5. День пятницы (пятница)
 
Эбу Хурейре сообщает, что он слышал следующее от Посланника Аллаха: «Мы, являясь последней общиной, будем первыми в Судный день. И это в то время, когда другим общинам Книга была дана ранее. И пятница, по сути, была дана им, но они впали в разногласия. Аллах дал этот день нам, а другие общины оказались за нами. День иудеев – завтра (суббота), а христиан – послезавтра (воскресенье)» [24].
Эбу Хурейре и Хузейфе сообщают от имени Посланника Аллаха: «Всевышний Аллах вынудил тех, которые были до вас, потерять пятницу. Суббота стала днем иудеев, воскресенье – христиан. Аллах ввел нас в мир и указал нам на пятницу. Так он посчитал (за священные дни) пятницу, субботу и воскресенье. Они и в Судный день будут следовать за нами. Мы – последние из живущих на земле, первые – в Судный день. А еще мы первые из всех существ, с которыми будет завершен расчет» [25].
 
       25.6. Благодействие пятницы
 
Эбу Хурейре рассказывает о Посланнике: «Кто в пятницу омоется и пойдет на пятничную молитву, он словно бы принесет в жертву верблюда. Кто пойдет на втором часу, тот словно бы принесет в жертву крупный рогатый скот. Кто пойдет на третьем часу, тот словно бы принесет в жертву рогатого барана-самца. Кто пойдет на четвертом часу, тот словно бы принесет (в жертву) курицу в согласие Аллаха. Кто пойдет на пятом часу, тот словно бы принесет яйцо в согласие Аллаха. Когда имам приступает к хутбе [26], ангелы бывают готовы и слушают хутбу» [27].
Сельман-и Фариси рассказывает о Посланнике: «Если человек моется в пятницу, очищается в меру сил, намазывается маслом или наводит на себя аромат, который находит дома, и выходит, не разводит двух людей (идет неспеша) и затем совершает молитву, предписанную ему в обязательной форме, а еще и замолкает, когда говорит имам, – ему прощаются грехи от прошлой пятницы до той пятницы [28].
Эбу Хурейре рассказывает от имени Посланника: «Кто моется, приходит на пятничную молитву, совершает положенный намаз, молчит до завершения хутбы, затем вместе с имамом совершает пятничную молитву, – ему прощаются грехи между этой пятницей и предыдущей и еще прибавляются три дня» [29].
 
       25.7. Особая одежда для пятницы
 
Мухаммед б. Яхья сообщает со слов Посланника Аллаха: «Если у вас есть возможность, то, помимо рабочей одежды, вы можете приобрести себе костюм для пятницы» [30].
25.8. Омовение (личная гигиена) для пятницы
Семуре б. Джундуб рассказывает о Посланнике Аллаха: «Кто совершает омовение (абдест) в пятницу, делает хорошее дело, но если искупается (примет душ), то это еще лучше» [31].
Абдуллах б. Омар говорит о Посланнике так: «Кто из вас приходит на пятницу (пятничную молитву), пусть моется» [32].
«В то время, как Омар, сын Хаттаба, был на ногах в пятницу на хутбе, во внутрь вошел один из переселенцев [33] сподвижника Посланника, да благословит и приветствует его Аллах. Омар так обратился к нему: «Это что за час такой?». Человек сказал: «У меня были дела, я не мог вернуться домой до эзана. Смог совершить только абдест (омовение)».  Омар сказал: «Опять абдест? Хорошо знаешь, что Посланник Аллаха приказывал искупаться» [34].
Эбу Хурейре рассказывает от Посланника: «Мыть голову и тело раз в неделю – является обязанностью каждого мусульманина» [35].
25.9. Благовоние для пятницы
 
Эбу Саид эль-Худри свидетельствует о Посланнике, да благословит и приветствует его Аллах: «Купаться в пятницу является обязанностью каждого вступившего в зрелый возраст. Так обстоит дело и с тем, чтобы чистить зубы и наводить на себя благовоние» [36].
25.10. Время пятницы
 
Энес б. Малик сообщает о том, что Посланник, да благословит и приветствует его Аллах, совершал эту молитву (с людьми) с началом схождения Солнца с зенита [37].
Энес б. Малик сказал так: «По пятницам мы вставали рано, кайлуле [38] переносили на время после молитвы [39]». Он продолжает: «Посланник Аллаха в холодные дни совершал Пятничную молитву рано, в жаркие дни ожидал, когда спадет жара» [40].
Селеме б. эль-Эква сказал так: «Мы совершали Пятничную молитву вместе с Посланником Аллаха с движением солнца на запад, затем возвращались и искали тень» [41].
Он продолжает: «Мы совершали пятничный намаз вместе с Посланником Аллаха, возвращались, но не находили тени (даже) под основаниями стен» [42].
 
       25.11. Пятничные эзаны
 
Эс-Саиб б. Езит сказал так: «В пятницу, когда имам садился (на свое место), читался эзан» [43].
Он продолжает: «Во времена Посланника, Эбу Бекра и Омара первый эзан читался со вступлением имама на минбер (на свое место при хутбе). Осман, с увеличением числа людей, ввел дополнительный, третий, эзан, который читался на эз-Зевра» [44].
Этот дополнительный эзан был первым эзаном, который читался с наступлением обеденного времени. Второй читался со вступлением имама на минбер. В силу того, что икамет, который читался до обязательной части Пятничной молитвы, тоже назывался эзаном, сделанное (Омаром) дополнение стало третьим эзаном [45].
Эз-Зевра было местом в торговом центре в Медине. Ибн Батал рассказывает о нем как большом камне перед дверями мечети. Ибн Мадже и Ибн Хузейме говорят по этому поводу следующее: «Третий эзан начал читаться в торговом центре, на крыше дома с названием «эз-Зевра» [46].
Эбу Умаме б. Сехл б. Хунейф рассказывает: «Как Муавие сел на минбер, муэззин начал читать молитву. Когда он стал говорить: «Аллаху экбер, Аллаху экбер», Муавие тоже повторил за ним «Аллаху экбер, Аллаху экбер». Когда муэззин сказал: «Свидетельствую, нет Бога, кроме Аллаха», Муавие сказал: «Я тоже». Когда муэззин сказал: «Свидетельствую, что Мухаммед является служителем Аллаха и его Посланником», Муавие сказал: «Я тоже». Когда муэдзин завершил эзан, он сказал: «О, люди, я слышал слова Посланника Аллаха на этой земле, который говорил слова, услышанные вами от меня во время чтения муэдзином эзана» [47].

[1] Эбу Давуд. Джума, 1067.
[2] Там же, 1056.
            Эти слова приписывает Посланнику Кубейсе. Но Эбу Давуд в примечании к этому хадису указывает на то, что эти слова одно общество относит к Абдуллаху б. Омару.
[3] Имеется в виду Посланник Аллаха (cм. Бедруддин эл-Айни. Умдетул-кари… Египет, 1972, т. V, с. 280).
[4] Бухари, Джума, 14.
[5] Эбу Давуд. Джума, 1070.
Этот хадис включили в cвои тексты (хадисов) Несеи (Несеи, Ийд, 1592) и Ибн Мадже (Салат, 1310).
[6] Эбу Давуд. Джума, 1073; Ибн Мадже. Салат, 1311.
            По мнению Хаттаби, комментатора Эбу Давуда, «есть сомнения в ряду лиц, передавших его. Если хадис истинный, то более соответствующей ему была бы такая формулировка: «Желающий может не идти на пятницу, но он является ответственным за обеденный намаз». По моему мнению, предложение Ибн-уз-Зюбейра не является приемлемым (соответствующим). Другое дело, если имеется в виду, что пятничная молитва может быть совершена до схождения (Солнца) с зенита (до зеваля). Такое мнение передается от Ибн Месуда. Но как передают от Ибн Аббаса, когда до него были доведены действия Ибн-уз-Зюбейра, он сказал, что они соответствуют Сунне. Ата (Ата б. Эби Ребах, комментатор Корана. – А.Б.) сказал так: «Каждый праздник, Джума, Курбан и Рамазан (намаз по каждому празднику. – Пер.), совершается в птичье время (от восхода Солнца и до обеда. – Пер.)». Ибн Исхак передает от Ибн Мансура, а он – от Ахмед б. Ханбела. У Ахмеда б. Ханбела спросили: «Джума (пятничная молитва) (совершается) до зеваля (пока Солнце не перейдет зенит. – Пер.) или после него?». Он ответил: «Если совершишь до зеваля, то не пристыжу тебя». Исхак тоже сказал так. По этой причине Ибн-уз-Зюбейра, возможно, и имел в виду совершение праздничного намаза в два поклона (рекята), как и джумы, когда этот (праздничный) намаз совпадает с джумой (см. Эл-Хаттаби, Хамд б. Ибрагим. Китабу меалимис-сюнен. Стамбул, 1981. – Является комментарием Эбу Давуда, потому находится в его примечаниях: т. I, c. 647-648).
[7] В силу того, что пятничная молитва совершается «в массе», можно понять так, что они отслужили обеденную молитву.
[8] Эбу Давуд. Джума, 1071.
[9] Эзан: أذان (на арабск.). В русском принято писать «азан». Но к произношению более близким является всё же «эзан». Потому мы пользуемся этим написанием (Пер.).
[10] Бухари. Джума, 11.
            Ибн-ут-Тин передает от Шейха Эб-ул-Хасена, что это место было городом. В книге «Эс-Сихах» эл-Джеихери и в книге «Эл Булдан» эз-Земахшери сообщается о том, что это место было крепостью. Эбу Абид сообщает о том, что это место было городом, которое относилось к роду Абдулкайс в Бахрейне (Бедруддин эл-Айни. Умдетул-кари, т. V, c. 270).
[11] Бухари. Джума, 15.
            Завие: название одного из внешних районов Басры.
            Ферсах – мера длины, по современным представлениям равная 5685 м. (сноска несколько сокращена. – Пер.).
[12] Это – место поселения, находится на расстоянии мили от Медины (см. Хаттаби. Китабу меалимис-сюнен, т. 1, с. 645) (на арабск.).
[13] Эбу Давуд. Джума, 1069.
[14] Бухари. Джума, 18.
[15] Муслим. Джума, 16; Эбу Давуд. Cuma, 1048.
[16] «Дома» – проходит у Муслима.
[17] Бухари. Джума, 39; Муслим. Джума, 71.
[18] Эбу Давуд. Джума, 1127.
[19] Эбу Давуд. Джума, 1130.
[20] Эбу Давуд. Джума, 1128.
[21] Максуре: специальное место в мечети, предназначенное для знати.
[22] Муслим. Джума, 73; Эбу Давуд. Джума, 1128.
[23] Муслим. Джума, 67-68; Эбу Давуд. Джума, 1131; Тирмизи. Джума, 523.
[24] Бухари. Джума, 1; Муслим. Джума, 21.
[25] Муслим. Джума, 22.
[26] Хутба: пятничная и праздничная проповедь имама в мечети. В наше время связана с осмыслением и оценкой актуальных проблем через призму Корана.
[27] Бухари. Джума, 4; Муслим. Джума, 10.
[28] Бухари. Джума, 6.
[29] Муслим. Джума, 27.
[30] Эбу Давуд. Джума, 1078.
[31] Тирмизи. Джума, 497.
[32] Бухари и Муслим. Джума, 2.
[33] По словам Эбу Хурейры это был Осман (см. Муслим. Джума, 4).
[34] Бухари. Джума, 2; Муслим. Джума, 3.
[35] Бухари. Джума, 12; Муслим. Джума, 9.
[36] Бухари. Джума, 3.
[37] Бухари. Джума, 16; Эбу Давуд. Джума, 1084; Тирмизи. Джума, 503.
            Солнце находится в зените и направляется на запад. Это есть одновременно начало обеденного времени.
[38] Кайлуле: короткий дневной сон. Имеет место, как правило, в часы пика солнечной жары.
[39] Бухари. Джума, 16.
[40] Бухари. Джума, 17.
[41] Муслим. Джума, 31.
[42] Муслим. Джума, 32.
[43] Бухари. Джума, 24.
[44] Бухари. Джума, 21.  
[45] Эл-Aйни. Умдетул-кари, т. V, c. 298.
            Подчеркнем еще раз: (1) первый эзан – объявление о наступлении зенита Солнца (эзан, который читается до своего времени, то есть до часа непосредственного наступления времени молитвы). Этот эзан первый по порядку (по счету), но третий по своему происхождению; (2) второй эзан – объявление о наступлении часа молитвы (приглашение на молитву). Этот эзан второй по порядку, но первый по своему происхождению или эзан в собственном смысле слова; (3) третий эзан (икамет) – объявление о готовности к обязательной части молитвы (фарзу). Третий по порядку, но второй по происхождению.
Отметим, кроме пятницы эзан не читается раньше своего времени.
[46] Эл-Aйни. Умдетул-кари, т. V, c. 299.
[47] Бухари. Джума, 23.

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.