Кораника
А. Байиндир. Взгляд на… Ссылки и… (продолж.)

А. Байиндир. Взгляд на… Ссылки и… (продолж.)

ССЫЛКИ И ПРИМЕЧАНИЯ (продолж.)

 

[61] См. там же.
[62] Hasan Kamil YILMAZ, Altınoluk Mecmuası, Aralık 1995 sayısı.
[63] Муслим, Хадж, 22, Хадис № 1185 (на араб.).
[64] Hasan Kamil YILMAZ, Altınoluk Mecmuası, Aralık 1995 sayısı.
[65] Посланника характеризуют еще и как «пророка». Это связано с особенностью посланического повествования, которое, как передача Слова Аллаха, есть его прорицание или изречение. То есть посланник «не говорит», а он изрекает. Или точнее: манера его разговора – это изречение. Эта манера разговора является естественной для него, Поскольку он передает неоспоримое Слово Господа, которое надо принять к сведению и руководству… Отсюда и характеристика посланника как пророка, то есть как «пророчествующего посланника», как человека, разговаривающего с нами от имени Аллаха и сообщающего нам то, что идет от Него. Эта манера разговора и воспринимается нами как «изрекательство» (или изрекательская), а самого человека, ведущего с нами разговор в такой манере, мы характеризуем теперь как изрекателя или пророка.
В нашем тексте мы не различаем эти понятия. Ибо посланник есть одновременно и пророк. Но там, где имело бы смысл подчеркнуть эту «изрекающую манеру разговора» посланника, эти понятия – посланник и пророк – можно было бы и различать (разграничить)…
[66] Когда Аллах говорит: «Мы послали тебя ко всем людям…», то в этом следует видеть еще и вселенский (мировой) смысл Корана и Мухаммеда (да вознаградит и приветствует его Аллах!). То есть Коран дан всем людям земли, а пророк Мухаммед является посланником Аллаха, несущим Его Слово всему человечеству.
Об этом – вселенском или мировом – значении Корана говорится более подробно во вступительной статье «Коран и ширк».
[67] Здесь и ниже взгляды шейхов излагаются в своей сути.
[68] В то время я был Председателем Комиссии по фетва Управления по делам религии Стамбула. Я проработал в этой Комиссии в период с августа 1976 года по февраль 1997 года.
Фетва: пояснение (определение и т. д.), приводимое по данному вопросу исламским богословом или исламским специалистом по праву.
Комиссия по фетва: Отдел названного Управления, в задачу которого входит консультирование и информирование граждан по вопросам веры и права в Исламе.
[69] В развитии и обосновании своих взглядов (здесь и ниже) Шейх ссылается на небезызвестного Эседа Джошана (одного из лидеров секты Накшибенди. Погиб в автокатастрофе в феврале 2001г.) (см.: Esat Cosan, Evliyanın Kerameti Haktır, Başyazı, İslam Dergisi, Ağustos 1992, Sayı 108).
[70] Mehmet Zahid Kotku, Ehl-i Sünnet Akaidi, Küfrü Mucip Sözler ve Haller, Seha Neşriyat, İst. 1992, s. 134.
[71] См.: «Юсуф», 12/8-14.
«Братья сказали: «Ясно, что отец любит Юсуфа и брата его больше, чем нас, но мы многочисленнее. Отец наш – в явном заблуждении. Убейте Юсуфа или удалите его куда-нибудь, чтобы отец достался вам (чтобы он обратил свое внимание на вас или обратил свое лицо в вашу сторону, к вам). И после этого вы станете благочестивыми».
Один из них сказал: «Не убивайте Юсуфа, а бросьте его в глубину колодца. Может кто из прохожих и подберет его». 
(После этого) они (пошли к отцу и) сказали: «Отец! В то время как мы желаем Юсуфу добра, почему ты не доверяешь его нам? Отпусти его завтра с нами, пусть погуляет, поиграет. Мы будем его хорошо охранять».
Отец (Якуб) сказал: «Мне будет грустно, если вы возьмете его с собой. Боюсь, как бы его не съел волк, если вы будете к нему небрежны (невнимательны)».
Они отвечали: «Нас столько человек. И если его съест волк, – жаль нас (позор нам)» (Юсуф, 12/8-14).
[72] «Проснувшись по ночам, усердствуй в намазе только тебе одному присущим образом. И смотришь, Господь твой возвысит тебя на самое почетное место (возвысит до макам-ы махмуда)» (Исра, 17/79). 
[73] Elmalılı Muhammed Hamdi Yazır, Hak Dini Kur’an Dili, İst. 1936, c. ll, s 1861-1862.
[74] См. сюда сноску, приведенную к этому аяту выше.
[75] Зикр: способность держать знание в сознании в виде, готовым к использованию, а также приводить его к душе и на язык и воспоминать. Общее название книг (таких, как Тора (Пятикнижие), Библия, Коран), спущенных Аллахом, тоже зикр. Господь говорит так: «Знайте, что успокоение и удовлетворение души достигается при помощи зикра Аллаха» (Ра’d, 13/28).
Зикром Аллаха для мусульман (то есть в Исламе) является Коран. Господь говорит так: «Так вот, этот Зикр спустили Мы. Чтобы ни случилось, и охранителями его также являемся Мы» (Хиджр, 15/9).
[76] Руху’л-Фуркан, т. ll, с. 63 (на араб.).
[77] Бухари, Илим, 42 (на араб.).
[78] Здороваться (приветствовать) – желать безопасности и здоровья. Хызр, по всей видимости, намекает на отсутствие этих факторов при определенных условиях в земной жизни. 
[79] Бухари, Илим, 44 (на араб.).
[80] По этому поводу см. Коран (Худ, 11/69-83).
[81] См. H.K. Yılmaz, Ledün İlmi ve Keşf, Altınoluk Dergisi, Sayı 105, Kasım 1994, İstanbul, s. 31.
[82] См. там же.
[83] Тирмизи, Хиджр суресинин тефсири, 6 (на араб.).
[84] Хадис-и кудси: слово пр. Мухаммеда (да вознаградит и приветствует его Аллах!), отсутствующее в Коране, но приволимое им с примечанием, что «Аллах так повелел».
[85] Фарз: обязательное предписание веры.
[86] Нафиле: добровольное богослужение.
[87] Бухари, Рикяк, 38 (на араб.).  
[88] Муслим, Джихад, 58.
[89] Аллахом по себе принято такое решение, которое, собственно, и обнародуется (доводится до сведения) в приводимом аяте.
[90] Этот довод (свидетельство) может быть предъявлен в Судный день. И послужит аргументом против него (Юсуфа). «Я же предупредил тебя, – скажет ему Аллах. – Почему ты ослушался Меня? Почему ты не сделал так, как это Я тебе сказал?..».
[91]  В эту группу входили: Эбу Джехиль, Эбу Лехеб, Эбу Суфян, , Велид б. Мугире, Надр б. Нарс, Умее б. Халеф и Ас б. Ваиль.
[92] Фахруддин ер-Рази, т. Vlll, с. 347 (на араб.).
[93] Фетва (повторно): пояснение (определение и т. д.), приводимое по данному вопросу исламским богословом или исламским специалистом по праву.
[94] Сунен-и Дарими, Бую, 2 (на араб.).
[95] Тирмизи, Кыяме, 60 (на араб.).
[96] Руху’ль-Фуркан, т. 2, с. 86 (на араб.).
[97] Бухари, Дженаиз, 3 (на араб.).
[98] Руху’л-Фуркан, т. ll, с. 64 (на араб.).
[99] Руху’л-Фуркан, т. ll, с. 79 (на араб.).
[100] Руху’л-Фуркан, т. ll, с. 76 (на араб.).
[101] Руху’л-Фуркан, т. ll, с. 65-66 (на араб.).
[102] Махмут б. Омер ез-Земахшери, ел-Кешшаф, т. 1, с. 467, ел-Матбаат’ус-Шаркие (на араб.).
[103] Руху’л-Фуркан, т. ll, с. 66 (на араб.).
[104] Фейз: 1. обилие (изобилие); 2. щедрость, милость; 3. успех, преуспевание, процветание, прогресс; 4. успокоение (душевный покой); 5. действие (воздействие).
Прекращение фейза: прекращение перетекания от шейха к мюриду фейза. Вернее будет сказать так: прекращение предполагаемого перетекания. Ибо никто о таком перетекании не говорит. Его нет в Коране, нет в науке. Его нет нигде, кроме воображения самого шейха, ну и, разумеется, еще и тех, кто из этого воображения «делает науку», то есть пытается представить его как некий действительный (реальный) процесс.                 
[105] M.Z. Kotku, Tasavvufi Ahlak, c. ll, s. 2, 5, 246-248, 250.
[106] M.Z. Kotku, Tasavvufi Ahlak, c. ll, s. 245.
[107] Теала (читается «Тала»): высокий (возвышенный).
Аллах Теала: Высокий Аллах.
[108] Во вступительной статье («Коран и ширк») к книге положение человека в секте характеризовалось как рабское. Можно сказать и так, что оно есть «абсолютно рабское». И вот теперь в этой главе (26. Богослужение) этот тезис получает свое конкретное развитие «из первых рук».
Шейх, характеризуя мюрида, представляя его себе или говоря о том, каким он должен быть, или каким бы он сам хотел его видеть, – приводит описание человека, который есть – ни дать, ни взять! – самый настоящий раб!.. Он просто рисует портрет раба!.. Ему самому это очень нравится. По всему видно, что он есть «большой любитель» этого дела… Один есть любитель футбола, другой – охоты или рыбалки, а этот, простите, товарищ, есть любитель рабства. Но – «отменного качества»! Его настоящий фанат!.. И он разделяет этот свой фанатизм «с теми, кто с ним на трибунах»…
Всю эту позицию кратко можно характеризовать и так: мюрид есть тот, кто есть раб (кто согласен быть рабом, готов быть или способен быть им и т. д.). То есть между сектантом и свободным человеком лежит непроходимая (и непереходимая) пропасть рабства. Чтобы войти в секту, надо отказаться от всех приобретений на пути свободы и самостоятельности личности, надо просто выбросить все это как хлам. Это – ненужный груз. И от него надо избавиться. Его надо сбросить с себя…
Так тарикат одним махом ликвидирует все завоевания человека на путях свободы, предлагая ему взамен одно только рабство. В принципе, тарикан и рассчитан на людей, сбросивших с себя этот груз завоеваний. Он рассчитан на раба. Он не может принять в себя свободного человека, равно как и свободный человек не может войти сюда по своей собственной воле…
Но рабство в тарикате «не простое». Оно особо изощренное. Автор книги, проф. А Байындыр, характеризует это положение человека в секте (тарикате) как «хуже, чем рабское».
Каждый теперь может представить себе, что такое тарикат (секта и сектантство), если положение человека в нем даже хуже, чем при известном нам рабстве. Но вместе с этим автор указывает нам и выход из этого, – хуже, чем рабского, – положения. Этот выход есть Коран, Слово и Учение Аллаха…
Коран есть освобождение человека от всех форм рабства, в том числе и таких, которые «хуже него самого». Коран говорит о недопустимости превращения человека в раба. Аллах запрещает это уже своему посланнику (пророку), не говоря об остальных людях. То есть то, что не дозволяется посланнику, тем более оказывается запретным для остальных людей…
Остается сказать главное: нет ничего общего между Кораном и рабством. А значит – Кораном и тарикатом, практикующим это рабство в изощренной форме. Коран говорит о свободном человеке и ведет его путем этой свободы. А тарикат изобретает для него рабство, которое еще и «хуже, чем оно само». Что общего может быть между ними? Между Кораном и тарикатом?.. Потому, когда тарикат ссылается еще и на Коран, то в нем это… от лукавого…
Освободительное значение книги проф. А Байындыра в том и заключается, что она разоблачает эту позицию тариката и выводит нас напрямую на связь с Кораном, при помощи которого Творец наш – Аллах – наставляет и ведет нас… (Р.О.) 
[109] Об этом значении зикра повествуется ниже (см.: 34. Возврат к Корану, г. Зикр).  
[110] См.: Ибну Манзур, Лисан’уль-Араб, Бейрут 1410/1990 (на араб.).
[111] В Коране, в суре «Юсуф», в повествовании о нем говорится, что он был продан в Египте в дом одного государственного чиновника в качестве раба. В случае с Зулейхой, женой своего хозяина, Юсуф говорит ей так: «…Твой муж – мой рабб (то есть мой господин, хозяин, владелец), со мной обращался хорошо» (Юсуф, 12/23).
[112] Тирмизи, Дуа, 1, хадисы 3371-3372 (на араб.).
[113] См.: Ниса, 4/117; Эн’ам, 6/40-41, 56, 71, 108; Араф, 7/37, 194-195, 197; Юнус, 10/38, 66, 106; Худ, 11/101, Ра’д, 13/14; Нахль, 16/20, 86; Исра, 17/56-57, 67; Кехф, 18/24; Мерьем, 19/48, Хадж, 22/12-13, 62, 73; Муминун, 23/117; Фуркан, 25/68; Шуара, 26/213; Касас, 28/64, 88; Анкебут, 29/42; Лукман, 31/30; Себе, 34/22; Фатыр, 35/13-14, 40; Саффат, 37/125; Зумер , 39/38; Мумин, 40/20, 66; Фуссилет, 41/48; Зухруф, 43/86; Ахкаф, 46/4-5; Джин, 72/18.
Итого, упоминаются 47 аятов из 26-ти сур.
[114] Бухари, Иман, 2 (на араб.).
[115] Зекят: передача богатыми бедным – безвозмездно и безо всяких дополнительных условий – определенной части своего состояния (богатства) раз в год. Может иметь место в любое время года.
[116] Видимо,  с этим связано и то состояние экстаза (исступления), сопровождаемое потерей способности критического восприятия действительности, в которое впадает мюрид перед шейхом.
[117] О фейзе уже говорилось выше (см.: 26. Богослужение).  
[118] Руху’л-Фуркан, т. ll, с. 79.
[119] См. там же.
[120] См. Kotku: Tasavvufi Ahlak, c. ll, s. 184-185.
[121] Мутеватир хадисы: хадисы, которые дошли до нас через цепь обществ, которые не могут войти в связь между собой, чтобы сказать неправду о теме. По отношению к этим хадисам нет сомнения в том, что они являются словом Пророка.
[122] Ahmet Naim, Mukaddime, Sahih-i Buhârî Muhtasarı Tecrîd-i Sarih Tercümsei ve Şerhi, Ankara 1979, c. 1, s. 103-105.
[123] Ахмед б. Хаджер ел-Хейтеми, Тухфет’уль-Мухтадж би шерх’ил-Минхадж, т. 1, с. 311 и др. (на араб.).
[124] Бухари, Вуду, 33; Муслим, Тахарет, 89. 91-93; Эбу Давуд, Тахарет, 37; Тирмизи, Тахарет, 68; Несаи, Тахарет, 50-52; Миях, 7-8; Ибн Мадже, Тахарет, 31; Дарими, Вуду, 59; Ахмед б. Ханбел 2/245, 253, 265, 271, 314, 360, 398, 424, 427, 480, 482, 508, 4/86, 5/56 (на араб.).
[125] Муваффак’уд-дин б. Кудаме, эль-Мугни (ум. 630 хиджри), Бейрут 1404/1984, т. 1, с. 74-75 (на араб.).
[126] Иджма: общие мнение и практика по какому-то вопросу у мусульман, живших в одно время с Пророком.
[127] Алауддин ел-Касани, ел-Бедаи’у’с-Санал, Бейрут, т. 1, с. 87-88 (на араб.).
[128] См.: Абдуллах б. Юсуф ез-Зейлаи (ум. в 762г. хиджры), Насб’ур-рае ли ехадис’ил-Хидае, Кахире, т. 1, с. 132-133 (на араб.).
[129] Малик б. Энес, ел-Мудеввенет’ул-Кубра, Мысыр, т. 1 с. 5 (на араб.).
[130] Аллах дает свой дар тому (одаривает того), кто этого захочет. Но у Аллаха в этом вопросе есть и свои условия. Они излагаются в Коране. Аллах вознаграждает всех на этих условиях. Или так: кто захочет на этих условиях, тому Аллах и дает. Дает на этих условиях всем, никому не отказывает.
[131] Эбу Ханифе (Ну’ман б. Сабит): создатель направления Ханефи, большой правовед Ислама. Родился в Куфе в 80г. хиджры / 699г. (н. э.) и умер в 150г. хиджры / 767г. (н. э.) в Багдаде.
Эбу Юсуф (Якуб б. Ибрагим), ученик Эбу Ханифе. Был большим факихом (исламским законоведом, знатоком шариата) мезхеба Ханефи, исполнял должность башкади (возглавлял судейство страны). Родился в Куфе в 113г. хиджры / 731г. (н. э.) и умер в 183г. хиджры / 799г. (н. э.) в Багдаде.
Мухаммед б. ел-Хасен еш-Шейбани, ученик Эбу Ханифе. Был большим факихом мезхеба Ханефи. Изложил взгляды мехзеба, которыми мы пользуемся в настоящее время. Родился в Васите в 132г. хиджры / 749г. (н. э.) и умер в 189г. хиджры / 805г. (н. э.) в Рее.
(См.: Bilmen Ömer Nasuhi, Hukuki İslamiyye Kamusu, 1/370, 392, İstanbul, 1967).
[132] Cтатья 1716-ая Меджелле была принята в соответствии с этими взглядами.
Меджелле: введение в действие, в качестве закона, предписаний Исламского права относительно долгов и судопроизводства в последней четверти 19-го века в Турции при Османах.
[133] Ятсы намазы: последний намаз (молитва) дня. Время этого намаза наступает после того, как почернеет место захода солнца на горизонте.
В данном случае речь идет о ночном бдении. Человек остается на ногах (не спит) всю ночь, то есть он не спит в интервале от ятсы и до утреннего намаза. В течение этого времени он может заниматься угодным для себя делом, в том числе и молиться. Важно, что он остается на ногах (не спит) и в этом состоянии встречает утро, входит в утренний намаз.
[134] Бухари, Илим, 10; Эбу Давуд, Илим, 1; Ибн-и Мадже, Мукаддиме, 17; Ахмед б. Ханбел, 5/196.
[135] Ал-и Имран, 3/32, 132; Ниса, 4/59; Маида, 5/92; Энфаль, 8/1, 20, 46; Нур, 24/54; Мухаммед, 47/33; Муджаделе, 58/13; Тегабун, 64/12 и др.
[136] Хендек: ров, окоп, траншея.
Хендек савашы (Ровная война, Ровное окружение или движение Ахзаб) (5-ый год хиджры) (краткая справка).
Война мекканских мушриков (идолопоклоников) против Ислама и мусульман Медины (в числе которых был и пр. Мухаммед) с намерением их уничтожения.
Против мусульман была собрана невиданная по тем временам многочисленная армия (свыше 10 тысяч человек). У мусульман же было всего 3 тысячи, а по некоторым источникам – только 900 воинов.
Узнав о выходе в поход на Медину объединенной неприятельской армии, пр. Мухаммед собрал совет. На нем было решено вырыть ров вокруг Медины и заполнить его водой.
К работе приступили тут же. Пр. Мухаммед принимал личное участие в работах, поддерживая высокий моральный дух воинов. Когда армия неприятеля подошла к Медине, ее встретил ров, заполненный водой. «Такая хитрость не в нравах арабов», – удивились они этому новому методу обороны мусульман.
Евреи, которые жили в это время в Медине, вначале сотрудничали с мусульманами, но в ходе войны перешли на сторону противника.
Ров оказался удачным оборонительным приемом. Город был защищен, а неприятель вскоре был вынужден отступить.
[137] Бухари, Мегази, 29 (на араб.).
[138] Тефсир’ут-Табери, т. Хl, с. 561 (на араб.).
[139] Бухари, Дженаиз, 73 (на араб.).
[140] Фыкых: мусульманский кодекс (право), тефсир: комментарий к Корану (его толкование, пояснение и т. д.), хадис: учение о хадисах, келам: мусульманское богословие.
[141] По данному вопросу см. следующие, к примеру, аяты Корана: Араф, 7/63-69; Хиджр, 15/6; Нахль, 16/43; Енбия, 21/48-105; Камер, 56/24 и др.
[142] Речь идет об упомянутых выше исламских науках, таких, как  фыкых, тефсир, хадис и келам.
[143] Фытрат: объективно сущее и знание (учение, наука) о нем.
[144] Сунна: предание (повествование) о жизни и деяниях пр. Мухаммеда. Более строго, здесь выделяются три компонента: 1. слова (как слово), 2. деяния (образ жизни и его событийное содержание), 3. одобренное им.
Понятие «хадис» тоже употребляется в этом значении.    
[145] Hayrettin Karaman, İslam Hukukunda İctihad, Diyanet Yayınları, Ankara (tarih yok), s. 184. 
В этой книге приводятся и другие мнения, поддерживающие данную точку зрения и дается их оценка.
[146] Ибну’l-Каййым ел-Джевзиййе, И’ламу’л-Муваккиин, Бейрут, 1407/1987, т. 1, с. 54 (на араб.).
[147] Там же, с. 75.
[148]  Там, с. 76.
[149]  Там же, с. 79.
[150] Субхи Салих,Улуму’л-хадис ве мусталахух, Бейрут, 1969, с. 39-41 (на араб.).
[151] Şer’iyye Siciller Arşivi, Evkaf-ı Hümâyûn Mahkemesi, İdâne Sicili No. 743, v. 7.
[152] Этот хадис приводится многими авторами. К примеру, исследовавший его Зейлаи установил его истинность (Зейлаи, Насбу’р-Райе, Кахире (Каир), 1357, т. 4, с. 16-17 (на араб.)).
[153] Кадихан, Хасан б. Мансур ел-Оздженди, (ум. 592/1196), Фетавай-и Кадихан (дата и место не указаны), с. 244-245 (на араб.).
[154] Об иудеях, пытавшихся обойти субботний запрет (на охоту) см. в гл. 9 (9. Проблема мусульман – ширк).
[155] Речь идет об иудеях и христианах, которым ранее были даны (спущены) книги Аллаха (Бога).
[156] Cамед (повторяем): не нуждающийся ни в ком и ни в чем для своего существования, но вынуждающий всех к потребности в себе. В этом плане Аллах есть самодостаточное основание. Он есть единственное бытие подобного рода.
[157] Приводим еще один вариант текста суры «Фатиха»:
Именем Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Хвала Аллаху, Господу миров, милостивому и милосердному.
Он Судного дня повелитель.
«(Господи!) Только Тебе одному поклоняемся мы и к Тебе одному взываем о помощи.
Направь нас на верный путь.
На путь тех, кого ты милостью своею одарил (кому Ты благодействуешь, благоволишь). Убереги нас от пути разгневавших Тебя (впавших в немилость) и в неверии заблудших».
[158] Ö.Tarkan. Diyanet’e de hayırlı Cumalar. – «Hürriyet» gazetesi, 17.05. 2002.
Статья посвящена конференции на тему о современном состоянии религии Ислама в Турции (Стамбул, 15-18.05.2002). Конференция была организована Управлением по делам религии Турции. На ней довелось участвовать и нам (Автор). Конференция прошла на редкость в позитивном духе. Принятые решения ориентируют веру в направлении, предписываемым ей Кораном. Было решено продолжить подобные конференции.
[159] Elmalılı Muhammed Hamdi YAZIR, Hasan Basri ÇANTAY, Ömer Nasuhi BİLMEN, Bekir SADAK, Suat YILDIRIM, Muhammed HAMİDULLAH  ile Ali ÖZEK, Hayrettin KARAMAN ve arkadaşları bu anlamı tercih etmişlerdir (эти авторы и их соавторы предпочли это толкование).
[160] Mustafa HİZMETLİ bu anlamı tercih etmiştir (автор предпочел это толкование).
[161] Ismayıl Hakkı BALTACIOĞLU, Süleyman ATEŞ, Ahmet AIRAKÇA ve Beşir ERYARSOY,
[162] Muhammed b. Cerîr et-Taberî, (öl. 310 h. 922 m.), Tefsîr’ut-Taberî (Cami’ul-beyân fî te’vîl’il-Kur’an) Beyrut 1992/1412, c. IX, s. 118-121; Mahmud b. Ömer ez-Zemahşerî (467-538 h./1075-1143 m.), el-Keşşâf, Dar’ul-Marife, Beyrut, c. III, s. 8; İsmail b. Ömer b. Kesîr (öl. 774 h. 1372 m), Tefsîr’ul-Kur’an’il-azîm, Beyrut 1401, c. II, s. 211.
[163] Muhammed Esed, Kur’an Mesajı, Türkçeye çevirenler, Cahit KOYTAK, Ahmet ERTÜRK, İstanbul 2001.
[164] Коран. Пер. Д.Н. Богуславского. Чагры яйынлары (Çağrı Yayınları), Стамбул, Турция, 2000, с. 261.
[165] Коран. Пер. И.Ю. Крачковского. М., 1991, с. 206.
[166] Коран. Пер. И.В. Пороховой, с. 358.


Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.