Кораника
А. Байиндир. Взгляд на… 26-30

А. Байиндир. Взгляд на… 26-30

26. БОГОСЛУЖЕНИЕ

 
ШЕЙХ: Мы же не говорим людям, «служите нам!».
БАЙЫНДЫР: Простите, но тогда вы не знаете, что такое богослужение. Скажите, пожалуйста, каким должен быть мюрид возле шейха?
ШЕЙХ: Смотри, сейчас я обрисую тебе образ мюрида (члена секты), а ты оцени его.
Мюрид должен мыслить и действовать следующим образом (можно сказать и так, что его мышление и поведение в секте должны подчиняться следуюшему регламенту) (Шейх говорит это не из себя, а излагает известный источник):
«Я могу достигнуть цели только с тем шейхом, к которому я привязан.
Мюрид, даже если покажется, что он прав, не может возражать шейху. Это непозволительно.
Возражение шейху является очень грязным делом, как это имело место во встрече Мусы с Хызром (да приветствует его Аллах!). Извинение возражающего не может быть принято. Возражение является основой для расторжения отношений. И против этого нет лекарства. Ущербом этого возражения является прекращение нисходившей на него милости.
Еще одним условием для мюрида является исполнение им приказов шейха без их искажения и опоздания. Искажение и опоздание являются причиной для прекращения фейза [104].
Еще одним условием является непозволение себе того, что не нравится шейху и не одобряется им.
Поручение (наставление), которое дается шейхом мюриду, должно постоянно занимать его и по этому поводу у него не должно быть на душе его оценки в плане добра и зла.
Капиталом верного (преданного) мюрида являются любовь и привязанность. Отрешившись от упрямства и противостояния, он обретает покой под эгидой шейха. Возрастающие любовь к тарикату (секте) и привязанность к шейху дают ему уверенность в пребывании в тарикате» [105].
БАЙЫНДЫР: Короче, мюрид будет рабом шейха. И даже его положение будет хуже, чем у раба. Ибо раб порой поднимает голову на своего хозяина или хотя бы внутренне протестует против него. У мюрида же нет даже такой возможности. Всем своим существом он связан с шейхом и, в полном смысле этого слова, является его прямым рабом. Если он будет таким, – тише воды и ниже травы, – то может рассчитывать на свое дальнейшее пребывание в тарикате или у него не будет бояни быть выброшенным из тариката.
ШЕЙХ: Мюрид должен быть перед шейхом таким, каким бывает труп перед омывающим его лицом. Иначе как он будет действовать по отношению к нему желаемым образом [106]? Если мюрид не будет в полной мере привязан к шейху (здесь надо сказать так, это будет вернее: если мюрид не будет в полной мере принадлежать, как некая вещь, шейху…), как он сможет взрастить (сформировать, воспитать) его?
БАЙЫНДЫР: И у привязанности есть свои границы. Здесь переходятся (переступаются) все границы!.. Нет ни одного пророка, который бы делал людей для себя рабами. Подобная вещь является принципиально противоречащей Корану. АллахТеала [107] повелевает следующее:
«Ни у одного человека нет такого права, чтобы после того, как Аллах дал ему Книгу, истинное знание и пророчество, он бы встал и сказал народу: «Прежде (до) Аллаха будьте рабами мне». Он может сказать только следующее: «За то, что научили Книге и прочитали ее, без примешивания (сюда чего-либа) будьте рабами Господу» (Ал-и Имран, 3/79) [108].
Вы говорите, что не существует лекарства против возражения мюрида шейху. Для характеристики этой ситуации даже понятие рабства оказывается недостаточным… Хорошо, если это не поклонение шейху, то что это такое?
МЮРИД: Что здесь есть от поклонения (шейху), Аллаха ради?
БАЙЫНДЫР: Вы правы, здесь есть не только поклонение, но содержится еще и просьба о помощи. В день мы сорок раз читаем суру «Фатиха» (речь идет о чтении этой суры при ежедневных намазах). В ней говорится о поклонении только Аллаху и обращении только к нему с просьбой о помощи. Но в вашем утверждении есть и поклонение другому, и обращении к другому с просьбой о помощи.
МЮРИД: Вы высказали очень тяжелое обвинение. Эти люди пять раз в день совершают намаз, ночью встают на техеджут намаз (то есть ночной намаз), совершают многократно зикр [109], они создают предприятия в интересах служения Исламу. Вы не можете обвинять этих людей в такой форме.
 БАЙЫНДЫР: Я призываю вас к совершенно четким аятам Аллаха. Виесто того, чтобы обвинять меня, разве не было бы лучше, попытаться исправить себя? Если вы немного подумаете, то с легкостью можете понять, что я являюсь вашим самым большим другом. Зная, что вы будете против меня и будете резки со мной, я, тем не менее, делаю все, от меня зависящее, для того, чтобы показать вам то сложное положение, в котором вы находитесь.
МЮРИД: Смотрите, сколько существует неверных. Вместо того, чтобы бороться с ними, вы нападаете на нас и делаете это в то время, когда у мусульман в наши дни есть особая необходимость в том, чтобы быть в единстве и равенстве? Чего вы добиваетесь, пытаясь уничтожить людей, которые делают так много хороших дел?
 БАЙЫНДЫР: На свете много людей, которые занимаются хорошими (добрыми) делами. В четырех частях света есть люди, которые трудятся во благо человечества. Христианские попы, отказавшись от всех благ жизни, живут в уединенных монастырях. И тем не менне их нельзя признать находящимися на верном (праведном) пути. Они приписывают Аллаху (Богу) Сына (пр. Иисуса), что есть ширк и что отвергается Им самым. Об этом со всей определенностью повествует Коран.
Для человека важно иметь веру, свободную от ширка. Если у него ничего кроме этого даже не будет и он умрет не покаявшись, Аллах простит ему, если пожелает. В Коране об этом говорится так: «Аллах не простит придание ему товарищей (партнеров). За пределами этого (Он) простит, кому пожелает» (Ниса, 4/48).
Аллах запрещает нам быть рабами кому-либо, кроме него самого. Вот в этом плане его приказы пр. Мухаммеду (да вознаградит и приветствует его Аллах!):
«Скажи (им): «О, невежды! Прикажите ли вы мне теперь поклоняться (быть рабом) кому другому вместо Аллаха?»
Тебе и посланникам до тебя, несомненно, было такое откровение: «Попробуй, войди в ширк – все дела твои, безусловно, сгорят и ты будешь в числе потерпевших».
«Нет! Поклоняйся (будь рабом) только Аллаху и будь из благодарных».
Они не смогли оценить Аллаха по достоинству. Но в Судный день вся земля будет у Него в руках, небеса будут свернуты Им справа от Него. Он далек от тех, которых придают Ему в равные (в товарищи, партнеры), и высок» (Зумер, 39/64-67).
МЮРИД: В переводах (толкованиях) Корана, которые имеются у нас на руках, используется понятие «поклонение» (служба). Вы же пользуетесь понятием «рабства». Это ваше толкование верно?
БАЙЫНДЫР: На арабском «раб» описываются  понятием «абд». Пр. Мухаммед тоже является абдом Аллаха. В нашем свидетельстве тоже говорится так: «Я свидетельствую, что Мухаммед является его рабом и посланником».
В тезисе о том, чтобы быть рабом Аллаху содержится исключительно позитивный смысл. Быть рабом Аллаху – значит не быть рабом никому другому более. Это положение избавляет человека от рабства всякого рода. А это, в свою очередь, означает достижение человеком высшей степени свободы…
В этом плане имело бы смысл подумать над аятами, связанными с пр. Мухаммедом (да вознаградит и приветствует его Аллах!).
«Они, осуществляя давление, едва не разлучили тебя с тем откровением, которое Мы сообщили тебе, чтобы ты сочинил вместо него другое и приписал его Нам. Если бы ты поступил подобным образом, они, безусловно, признали бы тебя как друга.
Если бы Мы не подкрепили тебя, клянусь, ты едва было не склонился к ним. Тогда бы Мы заставили вкусить тебя порциями страдания жизни и страдания смерти. И ты бы не нашел того, кто бы мог оказать тебе помощь против Нас» (Исра, 17/73-75).
Смотрите, Аллах предупреждает пророка. Наверное, это относится и ко всем нам.
МЮРИД: Все это понятно. Вы попробуйте обосновать свое обвинение в наш адрес.
БАЙЫНДЫР: Вернемся к словам Аллаха, которыми Он наставляет пророков: «Попробуй, войди в ширк – все дела твои, безусловно, сгорят и ты будешь в числе потерпевших» (Зумер, 39/65).
 
а. Ширк
 
Ширк – это придание Аллаху равного, перенос на некоторые формы бытия отдельных качеств Аллаха и приравнение их по этим качествам теперь самому Аллаху. Верующий в это считает их (эти формы) близкими к Аллаху и, становясь рабом Аллаху, принимает на себя теперь рабство и по отношению к этим формам. Так он становится и их рабом. Он верит в то, что сможет приблизиться к Аллаху и передать ему свое прошение с их помощью (при их посредстве). Он видит Аллаха как короля, а близких к Нему воспринимает как королевское (придворное) окружение.
МЮРИД: Где ширк у нас (что есть ширк в том, что мы делаем)? Вы лучше это нам объясните?
БАЙЫНДЫР: Смотрите, ибадет в словаре характеризуется как «таат». Таат же это «гнуть шею». А еще понимается как «соответствовать приказу и идти следом» [110]. И это его значение является более употребительным. На русском все это называется «службой».
На арабском «абд» означает «слуга» и «раб» одновременно. А «рабб» здесь значит хозяин, владелец (в русском переводе сюда можно добавить и «господин»). Арабы называют хозяина (владельца) раба тоже «рáббом»[111].
Люди склонны к тому, чтобы делать рабами тех, кто слабее их, и, в свою очередь, становиться рабами тех, кто сильнее их. Короли хотели бы видеть свой народ рабами, старались, чтобы он беспрекословно гнул им шею. В Коране есть примеры этого. Так, фараон «собрал людей и воззвал к ним: «Я – верховный ваш владыка» (Назиат, 79/23-24).
…Короли используют свою политическую и полицейскую власть для того, чтобы заставить людей служить себе. Богатые делают его с помощью денег. А некоторые делают это еще и с помощью веры. Использование веры в этих целях есть, пожалуй, самое худшее. Потому, что службу им люди воспринимают как часть службы Аллаху.
Вы вместе с Аллахом становитесь еще и рабом шейха. Вы, поклоняясь Аллаху, поклоняетесь и ему. Ибо делаете его посредником вашей связи с Аллахом. Но ведь в суре «Фатиха», подчеркнем это еще раз, вы заверяете Аллаха в том, что «только Тебе мы будем поклоняться (только твоим рабом мы будем)»…
МЮРИД: Разве есть шейх, который бы просил, чтобы служили ему?
БАЙЫНДЫР: Предыдущие объяснения, видимо, оказались недостаточными… Вы разве не говорили о необходимости полной привязанности к шейху, о необходимости связи с ним и через него (при его посредстве), о внутренней мольбе к нему с просьбой о помощи и о непротиворечии ему ни при каких условиях?.. Даже подчеркнули, что мюрид перед шейхом – что труп перед лицом, его омывающим. Это разве не есть предел рабства? За пределами этого другое рабство можно разве помыслить?.. Ничего общего с позицией Аллаха это не имеет. Аллах привязывает человека к себе с тем, чтобы даровать ему свободу. Он отрывает его от поклонения всем другим лицам опять же для того, чтобы обеспечить ему эту свободу…
«О, люди! Поклоняйтесь же Аллаху (будьте рабами Ему), создавшему вас и тех, которые были до вас, чтобы вы были защищены» (Бакара, 2/21).
И пр. Мухаммед есть раб Аллаха. Мы ведь когда приводим свое свидетельство о нем, говорим так: «Я свидетельствую, что Мухаммед есть Его раб и посланник». Наделять его какими-то другими полномочиями – значит поступать подобно христианам. Они называют пр. Иисуса сыном Аллаха (Бога) и видят в нем Его наследника. Они стали богослужить (поклоняться) ему и просить помощь от него. Как будто – да простит Аллах! – Отец вышел на пенсию, а его должность занял Сын…
Подобная ситуация имеет место и в поклонении шейху. Это поклонение следует рассматривать как один из вариантов проявления идолопоклонничества.
 
б. Просьба о помощи (истиане)
 
МЮРИД: А еще есть истиане.
БАЙЫНДЫР: Истиане – это просить помощь (просьба о помощи). В Исламе на этот счет все обстоит достаточно определенно. Есть одно лицо, у которого просят помощь. Это сам Аллах. Это подчеркивается, к примеру, и в суре «Фатиха», о чем уже говорилось выше: «Аллах, мой, только у тебя мы просим помощь».
А теперь напомним позицию шейха, приведенную выше: «Мы верим в то, что между Аллахом и его рабами посредником выступает дух святых (друзей Аллаха). К нему взывают за помощью, у него просят о помощи».
Как это совместить с положениями суры «Фатиха»?
А еще вы говорите об образе шейха, который вы представляете себе перед глазами души своей и просите у него сердцем помощь. Но в этом случае у вас обрывается связь с Аллахом. А то, что вы делаете, это, в лучшем случае, часть из богослужения (поклонения) шейху.
Напомним еще раз в связи с темой следующие слова пр. Мухаммеда (да вознаградит и приветствует его Аллах!): «Молитва есть суть богослужения», «Молитва есть само богослужение» [112].
Идолам поклоняются для того, чтобы завоевать их расположение и обеспечить принятие (Аллахом) молитвы.
Во многих аятах говорится о молитве мушриков и другим богам, помимо Аллаха [113]/20). . В одном из приказов пр. Мухаммеду (да вознаградит и приветствует его Аллах!) Аллах говорит так: «Скажи (им): Я молюсь только Господу своему. И никакую вещь не придам Ему в качестве равного» (Джин, 72
Ибн Аббас сказал так: «Молитва (дуа) – это ваша вера» [114].
Люди издавна заблуждались в отношении этих двух вещей – молитвы и богослужения. По этой причине и в наставлениях Аллаха своим посланникам эти два момента вынесены на первый план. Такие вопросы веры, как намаз, орудж (пост), хадж (паломничество), зекят [115], праведное и неправедное и другие объясняются каждый на своем месте и во всех случаях, когда в том есть конкретная необходимость. Что же касается вопроса богослужения (поклонения) кому-то другому, кроме Аллаха, и просьбы о помощи от него, – то все это Аллах посчитал за ширк и запретил. На этот счет в Коране есть множество аятов. Почти на каждой странице Корана есть по этому поводу свой аят.
«Кто поспевает к человеку, оказавшемуся в трудном положении, когда он молит об этом, и выручает его? Кто делает вас господами земли? Другой ли есть бог наравне с Аллахом? Как мало вы размышляете» (Немль, 27/62).
 
27.  ПРОЯВЛЕНИЕ АЛЛАХА (Теджелли)
 
Теджелли: проявиться (быть проявленным), выйти наружу, показать (демонстрировать) себя. Теджелли Аллаха – это его проявление или проявление его силы.
ШЕЙХ (показывая на свой лоб): Лоб шейха – это зеркало!В нем проявляется сам Аллах!..
БАЙЫНДЫР: Как может проявиться Аллах в одном человеке, как Он может показать себя в нем? В чем (или где) основания этого?
ШЕЙХ: Основания?.. Вот вам аят из Корана:
«Муса (Моисей) пришел в назначенное Нами время (на гору, на Тур-и Синай). Во время разговора Господа с ним он сказал: «Господь мой, покажись мне, увидеть бы Тебя». (Господь) сказал: «Меня ты никак не увидишь. Но посмотри на эту гору. Если она устоит на месте, то и ты увидишь меня». И вот когда Господь явил себя в этой горе (показал свою силу на ней), на рассыпалась на куски (в пыль). Муса лишился чувств. Очнувшись, сказал: «(Аллах, мой!) У тебя нет никакого недостатка! (Ты великолепен!). Я покаялся Тебе и я – один из первых, уверовавших (в Тебя)» (Араф, 7/143).     
Если Аллах способен проявить себя в горе, то разве Он не может проявить себя в человеке? 
БАЙЫНДЫР: Но гора рассыпалась, а пр. Муса лишился чувств!..
ШЕЙХ: Вот так и в нашем случае: шейх – это гора, а мюрид – это Муса (да приветствует его Аллах!) [116].
БАЙЫНДЫР: Это что за способ доказательства, что за сравнение? Аллах ведь не явил себя горе, он явил себя в горе (то есть показав, что Он способен с ней сделать, Он тем самым показал себя). Что Аллах не явит (не покажет) себя человеку из этого мира, – это становится ясным из приведенного выше аята.
А теперь оценим это событие с точки зрения сравнения человека с горой. Это сравнение не выдерживает никакой критики! В нем нет ничего ни от логики, ни от науки, разума или здравого смысла. Это есть типичный пример абсурда. Сказанное в отношении горы никоим образом не может быть перенесено на человека. Или: подобное сравнение человека с горой лишено всяких оснований со стороны разума…
Если же настаивать на этом сравнении, то явление Аллаха в шейхе должно было завершиться, как и в случае с горой, его (шейха) полным разрушением. Но, видите, такое не происходит. Явление Аллаха находит себя лишь в превращении лба шейха в его зеркало. И каждый, глянув в него, может видеть в нем Аллаха…
ШЕЙХ: Аллах защищает шейхов. Разве у Него не хватит на это сил?
БАЙЫНДЫР: Нет вещи, на которую у Аллаха не хватило бы сил! Но ведь мы не рассуждаем о силе и мощи Аллаха. Наша тема совсем другая. Речь идет о содержании аята… И потом, откуда вы берете этот тезис о защите шейха Аллахом?..
Явление Аллаха в горе есть особый случай демонстрации Аллахом своего бытия и своей силы. Он не может быть использован как пример для наших ординарных действий…
МЮРИД: Вы, как кажется, понимаете неверно объясняемую нами проблему явления (Аллаха). Речь идет о том примере, который являет собой шейх перед своими мюридами.
БАЙЫНДЫР: Вы хотите сказать, что Аллах являет себя в теле шейха?
МЮРИД: Совсем нет! Я говорю о том примере, которым является шейх для своих мюридов.
БАЙЫНДЫР: Чтобы быть таким примером для своих мюридов, Аллаху, что-ли, надо явиться на лбу шейха?
ШЕЙХ: Расстояние между глазами шейха является источником фейза (милости, успеха, преуспеяния, процветания, изобилия, щедрости и т. д.) [117]. Во время осуществления связи потенция (сила) воображения, которая находится между его глазами, фокусируется на духовной сущности мюрида и даже на его межглазии [118].
БАЙЫНДЫР: Теперь все стало понятным. Теперь стало понятным, откуда идет это «проявление Аллаха на лбу шейха». Вы сочинили миф о связи, которую вы, якобы, осуществляете в форме посредничества между мюридом и Аллахом. А теперь, чтобы придать убедительность ему, сочиняете другой миф – о явлении Аллаха на лбу шейха.
Но почему именно на лбу?
Скорее всего, по следующей причине. Мюрид, который в процессе осуществления связи (с Аллахом) представляет себе образ шейха, которого он помещает между собой и Аллахом и которого он униженно просит о содействии, смотрит ему в глаза, в межглазие, которое, по вашему мнению, – и как вы в том пытаетесь уверить нас, – является источником фейза. В итоге мюрид смотрит на лоб шейха, то есть именно туда, куда вы и помещаете Аллаха [119]. Иначе, какой смысл в том, чтобы объявлять лоб зеркалом, отражающим и представляющим Аллаха, или местом его явления (проявления)? Поступая подобным образом, вы стараетесь убедить мюрида и навязать ему свое посредничество…
В рядк книг по тасаввуфу идут еще дальше и переносят на шейха имена и образы Аллаха [120]. Это как понимать? Эта ситуация имеет место и у вас. Не является ли она прямым отходом от позиции Аллаха в данном вопросе?..
 
28. ОДЕЖДА
 
МЮРИД: Рассуждаете так, но одеваетесь совсем не в мусульманском духе.
БАЙЫНДЫР: В мусульманском кодексе нет никакого предписания относительно модели одежды. И ни одно направление в Исламе не делало его проблемой. Нет никаких знаний и о том, что мусульмане и немусульмане во времена пр. Мухаммеда (да вознаградит и приветствует его Аллах!) одевались бы различным образом. Ни один мусульманин ничего не сказал немусульманину в отношении смены (или изменения) им модели одежды. Мусульмане одевались по той модели одежды, по какой одевался Эбу Джехиль. И из этого никогда не делалось никакой проблемы. Потому и ваше заявление относительно одежды не имеет под собой никакого основания.
Но в одежде есть и понятие «униформы». Она используется в армии, полиции и в целом ряде других случаев. Есть формы одежды, связанные с национальными и социальными особенностями людей (включая сюда действие на одежду и природно-климатического фактора). Кроме них эти одежды не использует никто другой. Ибо эти одежды уже сами по себе стали символами данного народа, страны или культуры. В отношении этих форм Мусульманский кодекс содержит необходимые предписания.
Символика в одежде связана с известными особенностями жизни. Так, к примеру, немусульмане могут пить спиртное, есть свинину, заниматься содержанием свиней (и производством свинины). Для мусульман все это является запрещенным. Чтобы уже внешне различить людей, мусульманские страны ввели в одежду определенные символы (или ограничения). Так, немусульманам предписывалось носить шапку определенного покроя или пояс определенного цвета. Их ношение со стороны мусульман было запрещено. Мусульманский кодекс касался этих аспектов одежды.
У этой проблемы сегодня есть, пожалуй, еще один аспект. Он связан с современным характером жизни, ее глобализацией и унифицированием. Этот процесс затрагивает мусульман в такой же мере, как и немусульман, то есть затрагивает всех нас совершенно одинаковым образом. Речь идет о современной форме одежды, диктуемой современной модой.
Итак, сегодня можно одеваться «национально (то есть в национальном духе или манере)», «функционально» (униформа и другая одежда в связи с профессией и выполняемой работой) и «современно». И мусульманини и немусульманин имеют сегодня в одежде эти альтернативы, которые используют уже по своему усмотрению…
Надеюсь, мы исчерпали с вами эту проблему…
 
29. ШЕЙХ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПЕДАГОГОМ
 
БАЙЫНДЫР: Чего вам не хватает для того, чтобы быть обыкновенным мусульманином, богослужить и заниматься своими делами? Зачем это вам нужно, чтобы быть еще и посредником между Аллахом и человеком?
ЩЕЙХ: Аллах Теала говорит так в одном из своих аятов: «Скажи: разве одинаковы те, которые знают, и те, которые не знают?».
БАЙЫНДЫР: Это, конечно, так. Но и вы тоже будьте педагогом. Хороший шейх должен быть и хорошим педагогом. Он должен обновлять свои знания, передавать их молодому поколению, должен стремиться к тому, чтобы быть примером своей жизнью. Но вы ведь ничего этого не делаете! Вы изобрели из себя некие духовные ступени между Аллахом и человеком и разместили себя на них. Откуда вы все это взяли?!
МЮРИД: Каждый здесь может думать по-своему. Мы принимаем нашего Шейха как человека, но как отличного от других (человека). Он не похож на других людей…
 
30. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИСЛАМА
 
МЮРИД: Ты со всеми силами борешься с тарикатами, но Ислам распространился благодаря им. Большой ученый Мухаммед Хамидуллах тоже был против тарикатов. Но когда он увидел, что Ислам распространяется благодаря суфистам, он изменил это свое мнение… Чего ты добьешься ликвидированием тарикатов?
БАЙЫНДЫР: Ученик Мухаммеда Хамидуллаха и мой педагог Салих Туг привел нам следующие его слова: «Ислам активно распространяется в Европе. Но в силу того, что это распространение имеет место благодаря тарикатам, он никак не может проявить себя. Ах, если бы мы могли обучить этих людей Корану!..».
Напоминаем по этому поводу то, что уже было сказано нами в начале книги:
«Мы выступаем толькопротив того, что у вас открыто противостоит Корану. Если бы это было противостоянием отдельным направлениям (в Исламе), таким, скажем, как Ханефи, Шафии, Малики, Эшари, Матуриди, то мы не придали бы этому большого значения. Если бы это было противостоянием немутеватир [121] хадисам, то мы на этом опять же особенно не задержались. Вы говорите то, что противоречит (противостоит) очевидным положениям Корана. Если мы не выступим против этого, то не сможем держать ответа перед Аллахом».
МЮРИД: Кто может выступить против прямых аятов Корана?
БАЙЫНДЫР: Давайте не будем повторяться, И в начале вы сказали так. Но по мере того, как мы стали исследовать конкретные темы, стало очевидным, насколько далеки вы от Корана…
Какая польза от учения, противостоящего Корану и распространяемого под флагом Ислама? У этого учения нет никакого влияния даже в исламских странах, не говоря уже о том, чтобы оно (это влияние) было где-то в Европе или в какой-то другой части света…

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.