Кораника
А. Байиндир. Взгляд на.. 34 (продолж.)

А. Байиндир. Взгляд на.. 34 (продолж.)

34. ВОЗВРАТ К КОРАНУ (продолж.)

е. Духовное образование (медресе)
 
МЮРИД: Закрытие медресе привело к падению уровня  изучения исламских наук и арабского языка, что, в свою очередь, стало одним из факторов, приведших нас к сегодняшнему состоянию [142].
БАЙЫНДЫР: Медресе превратились в школу изучения арабского языка и литературы. Исламские науки тоже стали изучаться под этим углом зрения. В силу того, что Коран дан на арабском языке, значение арабского языка неоспоримо при изучении Корана и исламских наук. Но обучение в медресе в целом нельзя превращать в изучение арабского языка. Это не соответствует целям обучения. Медресе имеет свою направленность.
Если духовные науки будут изучаться подобным образом, то они будут в отрыве от Корана и жизни. Такое образование станет в последующем преградой в жизни. 
Ислам исходит из объективных закономерностей (фытрата), характерных для человека. Они связывают человека и природу. Сама социальная жизнь формируется на этой основе. Но человек своей деятельностью, противостоящей и противоречащей объективной закономерности, может нанести вред как себе, так и природе, что мы, собственно, и наблюдаем в наше время. Ислам как раз и ставит своей задачей пресечь действия, противостоящие фытрату, и создать для человека условия жизни в согласии с объективной природой вещей.
Все, что есть на небесах и что есть на земле, – все это создано для нас. Правильнее будет сказать, что все это создано Аллахом для нас. В Коране об этом говорится так:
«Аллах подчинил вам море, чтобы, по воле Его, по нему двигались корабли и чтобы вы получали свою долю от щедрот Его. Может будете благодарными.
Это Он подчинил вам все, что есть на небесах и на земле. Конечно, в этом есть важные знамения для людей мыслящих» (Джасия, 45/12-13).
«Все, что есть на земле, все это создал для вас Он. Затем Он взялся за небо и создал его из семи небес. Он все знает» (Вакара, 2/29).
Научные исследования направлены на то, чтобы с максимальной пользой воспользоваться тем, что создано для нас. И если эти исследования исходят из Корана и принимают во вниммание то, что говорится и рекомендуется им, то они обретают твердую основу. Они открывают горизонты мышления и позволяют ученому правильно ориентироваться в самых сложных и противоречивых вопросах. Аллах Теала говорит так:
«Эти нечестивцы, на деле, не задумываясь, лишь следуют страстям своим. Кто может наставить того, кто сам считает себя сошедшим с пути Аллаха? Им нет и ни от кого помощи.
Ты поверни лицо свое прямо в сторону этой истинной религии, к Фытрату Аллаха, в соответствии с которым Аллах создал и самих людей. Нет ничего такого, чтобы могло занять место вещи, созданной Аллахом. Вот это и есть верная религия. Но большинство людей не знают этого» (Рум, 30/29-30).
Ислам, в силу того, что он является религией о фытрате [143], и Корна, в силу того, что он является книгой о фытрате, – содержат основы объективных знаний по каждой теме, о которой повествуется в Коране… Потому и обучение в медресе, базируясь на науке, должно фокусироваться на Коране. Лишь только в этом случае оно может стать стержнем в духовном и материальном подъеме. Только в этом случае оно может соответствовать своему назначению в обществе. И само общество может быть уверенным в том, что его специалисты с дипломом медресе смогут справиться с теми задачами, которые возложены на них требованиями времени…
Коран содержит объективное знание и по всем другим исламским наукам, таким, как фыкых, келам и др. (сюда могут быть отнесены около 500 аятов). Но и это еще не все. Коран содержит объективное знание, которое может быть отнесено ко многим другим областям научного знания. Но эти аяты Корана не используются при обучении в медресе. Все это и приводит в итоге к вытеснению Корана из практики этого обучения.
Коран, в силу того, что он является книгой о фытрате (то есть об объективном и объективных закономреностях), может заинтересовать каждого человека. Ибо каждый из нас может найти в нем знание, привлекательное для него. С этой точки зрения Коран есть форма энциклопедического знания. Этот фактор должен быть учтен при обучении. Особая роль в этом плане принадлежит медресе. Но, как отмечено, медресе еще и сегодня далеки от этого.
В силу того, что Коран излагает объективные закономерности, между ним и естественными науками не может быть несоответствия, а тем более противоречия. Это очень важный момент и его надо подчеркнуть и постоянно иметь в виду. Более того, из него надо исходить как из направляющего методологического принципа. Потому, когда кажется, что такое несоответствие имеет место, то это сигнал для научного поиска. Несоответствие Корану может быть устранено только путем соответствия ему. То есть науке надо продолжить поиск, найти и устранить ту причину (или проблему), которая делает ее решения несоответствующим Корану. В этом плане важным условием может стать диалог ученых-религиеведов с учеными от науки, тех ее областей, в рамках которых обозначилась сама эта проблема несоответствия слову Аллаха.
 И в социальной сфере дело обстоит подобным образом. Коран имеет очень сильную и весьма человечную социальную направленность. Ее внедрение в практику всегда идет на пользу человеку. Потому и в этой (социальной) области проблемы разрешаются опять же с учетом гуманизма и человечности Корана… Аллаха никогда не станет чинить проблем человеку. Вдобавок Он при каждом случае заверяет о своем милосердном и милостивом, простительном и вознаградительном к нему отношении. Аллах прощает простимое, вознаграждает за должное, наказывает за наказуемое… Значит и мы в своих действиях и оценках человека и его поступка должны действовать так, как это нам рекомендует делать Аллах в своем Слове…
Можно теперь сказать так. Как в природной, так и в социальной сферах Коран основывается на объективных закономерностях. По этой причине это учение является основой для научного поиска. Испытывающая трудности наука может найти выход из ситуации путем обращения к Корану и его прочтения в соответствующем времени духе.
Объективное – с точки зрения природной и социальной реальности – содержание Корана делает его общечеловеческим достоянием. Ибо оно оказывается потребным как ккаждому человеку в отдельности, так и всему человечеству в целом. Ученые, вскрывающие это объективное содержание Корана, открывают общечеловеческую ценность. Аллах, без сомнения, оценит это должным образом. Важно, чтобы и люди оценили это, ибо это направлено непосредственно на них интересы.
Объективное содержание Корана не знает национальных,  государственных и ведомственных границ. Ибо это содержание может быть с успехом использовано в каждом случае решения современных социальных проблем. Причем это использование всегда имеет миролюбивую и человеколюбивую (гуманистическую) направленность. Ибо в Коране, как в Торе и Библии, Аллах одинаково призывает всех нас к миру и человеколюбию, к мирному и гуманистическому сожитию…
 Объективное содержание Корана может быть использовано и как инструмент для улучшения качества самого человека. И в этой своей функции Коран может быть очень эффективным средством совершенствования человека. Ибо каждая строка Корана призывает человека к тому, чтобы быть лучше. Коран предлагает нам опережать друг друга в добрых делах. Есть ли что-либо более прекрасное и более высокое на свете?!
…Люди происходят от Адама и Евы, которые вышли из рая. И родиной человека тоже является рай. Он является гостем на этой земле. Он здесь живет подобно тому, как живет в отеле (гостинице). Даже самый лучший отель со временем начинает тяготить. Хочется домой… Человек тоже устремлен на вечное, бесконечное и беспроблемное бытие, полное покоя, удовлетворенности и блаженства… Его тело бренно и преходяще. Оно сосредоточено лишь на том, чтобы есть, пить, рожать (рождать). Другого оно просто не знает. Но дух его живет совсем другой жизнью. И в этой жизни на первом месте стоит такая ценность, как вечная и благая жизнь… Земная жизнь не нуждается в человеке и человек, со своей стороны, не может найти в ней удовлетворения, поскольку не может реализовать в ней своей ценности… Но чтобы достичь этой своей цели он должен сдать свой экзамен. Этот экзамен и есть земная жизнь. И ее объективные законы излагаются Аллахом в Коране. В этом смысле Коран и есть путь, ведущий в рай…
Если теперь с этой точки зрения вернуться к образованию в медресе, то отход этого образования от Корана не позволяет ему быть до конца эффективным при изучении исламских наук. Эта линия сохраняется и в подходе к науке в целом. В итоге образование несет потери, характерные для случая отрыва Корана от человека…
МЮРИД: А каково место Сунны [144]?
БАЙЫНДЫР: Об этом уже говорилось выше. Здесь же рассмотрим эту тему под несколько другим углом зрения.
В задачу пр. Мухаммеда (да вознаградит и приветствует его Аллах!) входило обнародование Корана. Аллах Теала говорит так: «Тебе (Мы) спустили этот Зикр (Коран) для того, чтобы ты открыл людям то, что спущено им» (Нахль, 16/44).
В силу этого в Коране обязательно есть аят, который связан с тем, что говорил и делал пр. Мухаммед (да вознаградит и приветствует его Аллах!)  как посланник Аллаха. В таком случае Коран и Сунну следует принимать не как два, а как один источник. Этим открывается и путь для верного понимания самой Сунны.
МЮРИД: А где здесь место для взглядов улемы?
БАЙЫНДЫР: Там, где оно и должно быть!..
Уже говорилось о характере обучения в медресе. Но подчеркнем еще одну особенность. Вытеснение Корана и практики жизни из обучения привело к тому, что положения таких исламских наук, как фыкых и келам, стало обожествляться и они стали занимать места Корана и Сунны. По этому поводу один из ученых Ханефи – Убейдуллах б. ел-Хусейн ел-Керхи (ум. в 340-ом году хиджры / 951г. н. э.), – к примеру, говорил так: «Предписывается оставить… те насы (то есть аяты и хадисы), которые входят в противоречие со словами наших специалистов-толкователей. То есть этим предписанием за основу берется не нас, а слово специалиста» [145].
И сегодня есть люди, которые поддерживают эти взгляды. В школьные годы (1960-1976гг.) они прививались и нам. Но нам, к счастью, удалось освободиться от них.
Ел-Керхи является ученым, взгляды которого представляют ценность для науки. Умер же он 11 веков тому назад. Подчинение им содержания аятов и хадисов мнению «специалиста» говорит об искаженном восприятии Корана и Сунны, история которой уже от ел-Керхи насчитывает 11 веков.
Однажды сподвижник пр. Мухаммеда (да вознаградит и приветствует его Аллах!) халиф Омар, выступая, сказал так: «О, люди! Взгляды пр. Мухаммеда (да вознаградит и приветствует его Аллах!) были верны, ибо Аллах показывал ему действительное. Наши же взгляды – только мнение и оно подлежит ответственности».
Сподвижник пр. Мухаммеда (да вознаградит и приветствует его Аллах!) халиф Эбу Бекир (да будет Аллах доволен им!), когда он не находил по какой-то теме предписания в Книге Аллаха или в Сунне Мухаммеда (да вознаградит и приветствует его Аллах!), действовал по своему усмотрению и говорил так: «Это мое мнение. Если оно верно, – это от Аллаха. Если же дожно, – это от меня. Пусть простит меня Аллах».
Один из секретарей халифа Омара написал так: «Это мнение Аллаха и Омара». На это Омар сказал так: «Как ты плохо написал. Напиши так: «Это мнение Омара. Если оно верно, – это от Аллаха, если ложно, – от Омара».
Халиф Омар встретился с одним человеком и спросил его о житьи-бытии. Он сказал, что Али и Зейд решили так. Омар: «Если бы я был, то я бы решил эдак». «Что мешает твоему решению? Власть у тебя в руках!», – сказал человек. «Если бы в решении твоего вопроса я основывался на Книге Аллаха или исходил из предписаний Его Посланника, – я бы сделал это. Но в решении я исхожу из мнения. А право на мнение является общим. Мое мнение не обесценит мнение Али и Зейда» [146].
Ведущие ученые направления Ханефи Эбу Юсуф и Хасан бин Зияд передают нам следующие слова Эбу Ханифе (основателя направления): «Эта наша наука представляет собой некое мнение. Это самое прекрасное мнение, на которое мы способны (по силе своего мышления). Кто приведет (мнение) лучше этого, мы примем (его)».
По утверждению Ма’н бин Иса ел-Каззаза он слышал, что Имам Малики (основатель направления Малики) говорил следующее: « Я – обыкновенный человек, могу и ошибку сделать и истину открыть. Подумайте над моими взглядами (оцените их). То, что в них соответствует Книге и Сунне, возьмите, а то, что в них не соответствует Книге и Сунне, это оставьте» [147].
Имам Малики часто говорил и так: «У нас – одно лишь мнение. Мы не можем достичь окончательного решения» [148].
По слухам, Ахмед б. Ханбел говорил так: «Взгляды Шафии, взгляды Малики, взгляды Эбу Ханифе – все они сами по себе есть, по-моему, некое мнение, а потому имеют в моих глазах одинаковую ценность. Основанием (доказательством) являются только повествуемые (Коран и Сунна)» [149].
Приведенные извлечения не только говорят о глубокой связи между Кораном и Сунной, но и выдвигают связь между ними в качестве основания для всякого мнения в Исламе. Речь идет о том, что мнение или решение, чтобы оно принадлежало Исламу, должно быть в согласии с тем, что вытекает из связи Корана и Сунны. Эта линия, разумеется, должна быть продолжена и реализована и в сфере образования, включая сюда, естественно, и обучение в медресе.
Здесь есть одна историческая особенность, которую следует отметить. Когда встал вопрос о хадисах, о том, чтобы собрать и описать их, то нашлись и такие, которые выступили против этого. Мотив был такой, что это приведет к отрыву от Корана. У Субхи Салиха есть такое наблюдение. Халиф Омар пожелал, чтобы была написана Сунна и с этой целью встретился со сподвижниками. Они тоже поддержали это решение. Омар с мыслью о том, что пусть случится лучшее, прождал месяц. Встав однажды утром, он почувствовал решимость в вопросе, идущую от Аллаха. Он сказал сподвижникам так: «С вами я говорил по вопросу написания известного вам из Сунны. Потом подумал и вижу, что те, кто были раньше вас (иудеии и христиане), часть из них, написали (свои) книги, занялись ими, а Книгу Аллаха оставили в стороне. Клянусь, что я никогда ничем не стану препятствовать Книге Аллаха».
Этим Омар отказался от написания хадисов [150].
То, чего боялись, случилось, хотя и произошло это в несколько иной форме. Оборвалась связь с Кораном. А это есть здесь самое важное. Поскольку этим одновременно происходит и отрыв от науки. Коран стимулирует изучение объективных закономерностей, делает их основой научного метода и научного познания в целом. А там, где его нет, открывается возможность для произвола и мистики всякого рода… Вытесненный из жизни Коран теперь читается… для слуха, как текст для благодеяния. Чем больше прочел его, тем больше благодеяния и совершил. То ли совершил, то ли заслужил… Вот, так!.. А что ты там понял, – это уже никого не интересует. Так и расходятся пути-дороги! Коран сам по себе, ты сам по себе!.. Если бы еще и понять, почему все это называется Исламом…
 В этих условиях удалось с легкостью преодолеть запреты Корана. И даже в такой области, как, скажем, экономика. К примеру, процент является одним из самых настойчивых запретов Корана. Но с отходом от Корана в Мусульманском праве открылась дверь для процента и фондовые учреждения стали использоваться как средство для этого. Под прикрытием фиктивной торговли, называемой бейул-ийне или муамеле-и шерийе, созданы тысячи денежных фондов, выдающих кредиты, как и современные банки. Вот один пример из бесконечного числа документов, хранящихся в архиве Управления регистрации шер’ийе Стамбульского управления по делам религии:
«Ахмед Наили, чтобы получить кредит из Фонда Кили Назири в размере 2500 курушей (25 золотых) покупает (и берет в собственность) у Фонда его книгу «Фетаваи Али Эфенди» за 1500 курушей (15 золотых) с оплатой ее стоимости через пять лет» [151].
Таким образом, берущий кредит в 25 золотых Ахмед Наили на деле оказывается задолжавшим 40 золотых. И книгу он потом подарит Фонду.
Что же касается совершаемой по видимости (то есть фиктивной) торговли, именуемой ийне, то в отношении нее пр. Мухаммед (да вознаградит и приветствует его Аллах!) высказался весьма определенно: «Совершайте торговлю ийне, держитесь за хвост быков, довольствуйтесь сельским хозяйством, покидайте джихад – пока вы вновь не вернетесь в свою религию Аллах будет держать вас под позором» [152].
В вопросе о фиктивной торговле (или торговле по видимости) основанием служат не Коран и Сунна, – напротив, они прямо отрицают это! – а лишь мнение ряда специалистов по фыкыху (исламскому праву). Более того, им удалось внушить людям мысль о богоугодности этой практики. Она преподносится как позволяющая избежать недозволенного (приобретения нечестным путем) и характеризуется как нечто благое и добродетельное [153].Если взять Коран и посмотреть на явление несколько более широко, то можно провести параллель между теми из мусульман, которые совершает фиктивную торговлю (торговлю по видимости), и теми иудеями, которые взялись обойти субботний запрет (на охоту) [154]. В обоих случаях налицо действия, противоречащие Корану, то есть позиции Аллаха в данном вопросе. А чтобы прикрыть этот стыд, действиям внешне придается вид, соответствующий Корану. Люди, поступающие подобным образом играют с Аллахом. И наверное считают себя – да простит нас Аллах! – умнее Него. Поскольку пытаются навязать Ему эту свою игру «по видимости и по сути». Нам жаль их! Они все еще не знают Аллаха! Ведь Он все и всегда видит таким, каким оно есть на самом деле… И достойное – поддерживает и вознаграждает! А противное и порочное – осуждает и наказывает. И тут Аллах скор на руку. С расчетом не медлит! И страшным бывает его наказание для играющих с Ним…
У этой темы есть и исторический аспект. Маскируемый под Коран отход от него не является чем-то новым в Исламе. Его корни идут в столетия. К примеру, в вопросе процента Фетавай-и Кадихан (ум. в 592-ом году хиджры/1196 н.э.) является одним из тех первых ученых, которые пытаются оправдать его и представить в угодном для Ислама свете. В книге делается ссылка на Эбу Юсуфа (ум. в 183-ем году хиджры), у самого которого мы не находим этих взглядов. По имеющимся сведениям направление Ханефи (к которому принадлежал Эбу Юсуф) не разделяло их. Но ссылка на Эбу Юсуфа могла быть вписана в книгу Кадихана и последующими ее переписчиками…
 Во всех этих случаях по отношению к Корану имеет место либо сознательный отход, либо заблуждение. Но оба они неприемлемы. Коран должен восприматься нами в том единственном виде, в каком он нам дарован Аллахом. Только такое его восприятие способно реализовать его смысл как Книги-наставления Аллаха. В любом другом случае нам придется держать ответ перед Аллахом в Судный день.
В этом контексте Аллах так говорит о Судном дне:
«В этот день человек, погрязший в греховном (нечестивом) образе жизни, будет кусать себе пальцы рук, говоря: «Ах, если бы и я шел вместе с посланником по одной с ним дороге!».
О, горе мне! Если бы я не взял (себе) другом такого-то!..
(Он) и в самом деле отвратил меня от Корана. И это после того, как он (Коран) сам пришел ко мне (был дан мне). Вот так сатана оставляет человека на пол-пути.
(И вот тогда) посланник скажет: «О, Господи, если по правде, то народ мой стоял в стороне от Корана» (Фуркан, 25/27-30). 
МЮРИД: Что вы рекомендуете после всего этого?
БАЙЫНДЫР: Видимо, требуется изменение метода. Перед исследованием темы следует обратиться сначала к Корану и Сунне и найти в них связанные с ней положения. В социальных вопросах следует принять во внимание еще и традиции и потребности людей. Таким путем можно найти верное решение. Тот метод следует реализовать и в учебном процессе.
Этой линии следует держаться и при общении с людьми по религиозным вопросам. К примеру, когда темой является пост, можно прочесть соответствующие аяты Корана, а вслед за ними и соответствующие хадисы. Представления отдельных направлений (мезхебов) можно изложить после этого. Это поневоле  поставит их в связь с Кораном и Сунной и со временем создаст почву для их критического восприятия.
Если начать реализовывать все эти пункты, то мы шаг за шагом избавимся от мифов и придем к Корану как единственному источнику нашей веры. Значит мы и саму эту веру станем воспринимать так, как дал ее нам Творец наш – Аллах.
Он говорит так:
«Разве не наступило время того, чтобы сердца верующих призывали Аллаха, а сами бы они всей душой привязались к спущенной от него истине (действительности). Чтобы они категорически не были такими, какими были те, которым была дана книга до них [155]. Прошло долгое время и сердца из стали черствыми. Многие из них сошли с (праведной) дороги» (Хадид, 57/16).

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.