Кораника
Коран: люди и джинны

Коран: люди и джинны

Коран: люди и джинны

Вопрос: В Коране говорится о том, что джинны слушали Коран. Есть ли связь между носланничесством у людей и джиннов? Имеют ли Коран и его предписания силу по отношению к джиннам?

Ответ: Одной из основных задач Посланника является распространение и разъяснение (в рамках своих функций и возможностей. – Ред.) Корана. В суре «Джинн» Посланник не обращается прямо к джиннам, но уже в первых ее строках говорится о том, что они слушали Коран:

«Скажи: «Мне было ниспослано (сообщено), что группа джиннов слушала Коран. Они сказали так: «По правде, мы слушали Коран, берущий на верный (истинный) путь и вызывающий восхищение. Мы уверовали в него. Мы ничего (ни одну вещь) не будем придавать Господу нашему в партнеры» (72/1-2).

Если бы Аллах не сообщил Посланнику об этом, то у него и знания о нем бы не было никакого. Еще один аят таков:

«Мы направили к тебе группу джиннов для прослушивания Корана. Когда они приготовились слушать Корана, они сказали (друг другу): «Замолчите!». Когда чтение Корана закончилось, они вернулись к своим общинам в качестве провозвестников.

Потом (они) сказали так: «О, народ! По правде, мы прослушали Книгу, ниспосланную после Мусы, подтверждающую предыдущие, указывающую на истину и верный путь.

О, народ! Следуйте призыву Аллаха и уверуйте в нее (Книгу), чтобы Аллах простил (вам) ваши грехи и защил вас от обжигающего душу огня.

Те, которые не следуют призыву Аллаха, пусть знают, что они не смогут оставить Аллаха в беспомощном положении на земле. И не будет у них друзей, кроме него. Вот они и находятся в откровенном заблуждении» (46/29-32).

И к джиннам были посланы посланники. Они были из них же. Как и у людей, у которых посланники тоже были из них же самих, то есть из людей. Всевышний Аллах говорит так:

«О, общество джиннов и людей! Разве к вам не пришли посланники из вас же самих, не рассказали вам о моих аятах и не предупредили вас о том, с чем вы встретитесь сегодня?». (Они) скажут: «Да, мы свидетели этому, если это даже против нас». Земная жизнь обманула их. Так они сами засвидетельствовали свое кяфирство» (диалог происходит в Судный день. – Ред.) (6/130). – Как видим, джиннам и людям уготовлена одна судьба. С вознаграждением и раем, с одной стороны, и наказанием и адом – с другой (Ред.).

Наряду с распространением и разъяснением Корана перед Посланником стоит и задача научения людей мышлению на основе Корана и его знания (можно сказать так, что речь идет о выработки способности делать заключения из него и на его основе, строить умозаключение по Корану, выводить, получать и доказывать знание на его основе. – Ред.) (см.: 2/129, 3/164, 62/2). А еще Коран содержит примеры. Они полезны для знания и воспитания нравственности. Указание на них, поучение и воспитание ими тоже входит в задачу посланника (см. 33/21). Но в Коране ничего не говорится о том, что эти фукции были реализованы Посланником и по отношению к джиннам.

Книга Аллаха – это та, что находится (хранится) на Левх-и Махфузе [1] (см.: 43/3-4, 85/21-22). Предписания этой Книги являются обязательными для людей, джиннов и ангелов. А то, что часть (группа) джиннов слушала Коран с уст Посланника, накладывает на них обязанность уверовать в него.

Этикетки: первые аяты суры «Джинн», посланники из джиннов, были ли посланники у джиннов, джинны слушали Коран, джинны уверовали в Коран, вера джиннов в Посланника, джинны слушали Посланника.

От редактора

Джинны отличаются от людей всеми своими показателями. Субстрат, организация, функции, способности – всё это другое. Не как у нас… Мы не имеем к ним доступа, а они, как выясняется, могут слушать нас. О них мы всё узнаём из Корана. Из Корана же мы узнаём и о том, что они тоже, как и мы, подчинены Аллаху…

Так, о джиннах и людях можно говорить как о двух формах и уровнях организации живой и социально-организованной сущности, фомах и уровнях бытия. Но даже при этом мы не можем сказать о них ничего конкретного. Потому все вопросы о них доступны нам только в той полноте, в какой их открывает нам Коран…

Джинны, шайтаны из них, слушают, точнее, пытаются слушать ангелов. «Точнее» потому, что те не дают им этого делать, изгоняя их от себя. «Они (шайтаны любого вида. – см. 37/7) не могут слушать высокое собрание ангелов. На них со всех сторон (направляются лучи) (8). Они изгоняются. Для них есть продолжительное наказание (9)» (37/8-9 или 37/6-11)… Но нас всё же интересует этот вопрос. Интересует потому, что джинны оказываются способными слушать ангелов. У нас этой способности нет. И никто не может похвастаться тем, что, «вот, он слушал ангелов, когда это представилось ему»…

Способность слушать ангелов является еще одной чертой превосходства джиннов над нами. Они могут делать то, на что мы неспособны. В этом смысле они как бы более близки к ангелам, чем мы. Мы более удалены от них… В то же время ангелы спускаются с небо на земле, по воле Аллаха, чтобы содействовать нам. А джиннов они, как отмечено, озгоняют от себя…

А есть еще и ангелы. О них тоже мы знаем всё из Корана…

В итоге выясняется, что все эти три формы организации бытия – человек, джинны, ангелы – имеют единую почву функционирования и существования. Эта почва – Аллах и его ниспослания. – «А теперь (ты) спроси у них, что сложнее с точки зрения создания: они ли или то, что создали мы? А мы создали их из липкой глины» (37/11). – Эту связь – между Аллахом и его ниспосланиями (Книгами), с одной стороны, и названными тремя формами организации бытия, с другой, – следут считать совершенно естественной. Аллах, командующий людьми, джиннами и ангелами, командует ими и в своих ниспосланиях. Потому эти ниспослания не могут быть одними по отношению к одним из них, и другими – по отношению к другим. Они по сути – все и всегда одни и те же. Уже на этой почве – они разные. По этой причине и ниспослания Аллаха человеку не могут не учитывать того, что ниспосылается (сообщается или предписывается) джиннам и ангелам. То есть они не могут не учитывать существования джиннов и ангелов. Потому они изначально согласованы с этим существованием как неким объективным положением вещей

Опубликовано на сайте 01.03.2010


[1] «Он (Коран) содержится в Основной (Главной) Книге, находящейся у нас» (43/4).

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.