Кораника
Курбан (4/4) (41-47)

Курбан (4/4) (41-47)

Курбан (4/4) (41-47)

Польза от курбана до его заклания (41)

Вопрос: В нашей зоне скот во многих случаях покупается до праздника. Как быть в этом случае с молоком животного?

Ответ: По нашему мнению, молоком можно пользоваться. И шерстью тоже. Но в литературе есть и другие мнения (они приводятся в ответе на вопрос, но нами они опущены [1]).

Всевышний Аллах говорит так:

«Мы сделали знаком веры от Аллаха принесение вами в жертву сложившегося и полнотелого скота. В них есть польза для вас. Когда они стоят на ногах, помяните над ними имя Аллаха (зарежьте их). Когда они упадут наземь, ешьте из них сами и дайте поесть не требующему и желающему (бедному). Мы предоставили их (скот) вашей воле, чтобы вы были благодарными» (22/36).

«В них есть польза для вас». Эта польза сохраняется до тех пор, пока животное не будет непосредственно зарезано во имя Аллаха, в знак поклонения ему.

В Коране четко говорится о возрасте жертвенного животного. Потому когда предлагают приносить в жертву животное, не достигшее требуемоего возраста (как это приписывается Али), это должно сразу вызвать сомнение в верности данного мнения.

Теги: польза от курбана до его заклания, использование молока и шерсти животного до его заклания.

Могут ли быть курбаном другие полезные животные? (42)

Вопрос: Могут ли быть курбаном такие животные, как конь, олень и другие полезные животные, в том числе и добытые на охоте?

Ответ: Из коня, оленя и других подобных животных, а также из добытых на охоте и домашней птицы (куры, утки и др.) курбан не может быть. В суре Хадж (22/28, 34) говорится о том, что курбан должен быть из рода животных, характеризуемых как «энам». А в суре Энам (6/143-144) они характеризуются как «восемь парных особей». Это – баран, козлы, крупный рогатый скот (корова, бык) и верблюд. Речь идет о самцах и самках этих животных. Кроме этих животных никакое другое уже не может быть курбаном.

Теги: может ли быть конь (олень и др.) курбаном, может ли быть курбаном домашняя птица, может ли быть курбаном животное с охоты.

Скот, родившийся в день Курбан-байрама (45)

Вопрос [2]: Может ли быть сделано курбаном животное, родившееся в день Курбан-байрама два года тому назад? Считается ли оно достигшим двухлетнего возраста? И по какому календарю рассчитывается этот возраст: по хиджри или по нашему?

Ответ: При расчете возраста животного исходят из лунного календаря. Год по нему составляет 354 дня. Это значит, что родившемуся в день Курбан-байрама животному через два года в этот день, то есть в день Курбан-байрама, исполнится два года. В таком случае оно подходит по возрасту для курбана.

Теги: скот, родившийся в день Курбан-байрама, возраст скота для курбана, расчет возраста курбана по лунному календарю.

От редактора. Скот, родившийся в день Курбан-байрама!.. Какое это имеет значение для скота? В какой день ему родиться?! В какой родится, в такой и родится!.. В школу не надо! В армию – тоже! И биографию писать не будет… Для учета. И только!.. Чтобы знать, когда на селекцию и когда на убой…

Но само это выражение: «скот, родившийся в день Курбан-байрама», вроде бы придает ему некие преимущества. Но какие именно?.. Попробуем выяснить!.. Поприветствуем его и поздравим. С Днем рождения… Не реагирует… Тогда поздравим с Курбан-байрамом. Опять мычит!.. Может и в самом деле намекает, что у него сегодня два праздника?! И тот, и другой! И День рождения, и Курбан-байрам!.. А почему бы и нет?! Потому и поздравим! С обоими сразу!.. Опять!.. Вы правы!.. Трудно понять «две вещи», когда «и по одной» не дано!.. Но и «мычания» сегодня мало. Надо соображать!..

Перейдем «к следующему тесту». Подбросим скотине корма. Увеличим норму «до праздничной». Думаете, что-то изменилось?.. Нет, не думаете! Вы тоже знаете, что ничего не изменится!.. И верно! Поел и пошел себе. Как всегда! И как в обычный день! На всякий случай – промычал… И что возьмешь с него?!

Мы решили «положить конец» тестам и перейти «с высокого», дипломатического, на откровенный и доступный литературный. И сказать правду о том, что не отличает «скотина наша» день праздничный от дня обычного. Или «свой день» от «дня для всех». А если не отличает, то и притязать на него, извините, тоже не может! И говорить тут не о чем!.. Такова эта жизнь и ее законы!.. В ней «твое» – это только то, что осознано и завоевано. А всё остальное уже делается вопросом. Если даже оно при тебе, рядом с тобой или даже в тебе самом. И пусть всё это будет трижды!..

Так что права надо уметь доказать и защитить. Указать на них и отстоять их. По-другому это не бывает. Ибо все притязают на права. На том и строится мир… На свои и чужие!.. А какие свои, какие – чужие, это уже выясняется потом. После завоевания. Какие завоевал – те и твои, а все остальные – уже чужие… Объяснить это как бы получше скотине! И даже не ей самой, она всё равно не поймет. А тем, простите, кто права на гималаи выводит из самого этого понятия «права на гималаи» [3]

Всё в обществе, – в том числе, естественно, и праздники, а с ними и Курбан-байрам, – всё это для людей. К животным не имеет отношения. А если имеет, то опять же через связь и в связи с людьми. Потому животное имеет «самостоятельное значение» только на фоне природы, то есть когда оно рассматривается вне связи с людьми, как самодействующая категория… А когда о нем говорят как «о родившемся в день Курбан-байрама», то, поневоле, к нему начинают примерять (прилагать) меру человека. Но гораздо больше смысла в том, чтобы действовать по отношению к нему не по человеческой мере, а по его собственной. И Аллах рекомендует это. Он говорит: «Мы предоставили их (скот) вашей воле, чтобы вы были благодарными» (22/36). Аллах повторяет эту мысль и в следующем аяте: «Не дойдет до Аллаха ни их мясо, ни их кровь. До него дойдет только ваша богобоязненность. Так Он подчинил их вам, чтобы вы осознали величие Аллаха, направившего (способного направить) вас на верный путь. Обрадуй же благой вестью добродеющих» (22/37)» Эти два аята (22/36-37) формулируют меру, положенную Всевышним в отношениях между человеком и животными. На ее фоне и в границах ее смысла и пределов Аллах предложил приносить скот, его определенные виды и в определенное время, ему в жертву. Так отношение человека к скоту обернулось его отношением к Аллаху. Человек стоит над скотом, а над ним самим стоит Аллах как его создатель и повелитель. Эта связь задает (направляет) движение и субординацию в линии от Аллаха к человеку и от него к скоту…

Указание на это совсем не случайно. Речь идет о том, что в отдельных случаях эта система оказывается нарушенной. Скот ставится над человеком и даже, простите, над Аллахом. Его начинают обожествлять и ему начинают поклоняться. В сознании формируется Скот-бог… На деле ничего, простите, от Бога у скота нет. И быть не может!.. Какой из него бог, если он во власти человека? И еще это положено самим Всевышним… Станет ли Он создавать для себя бога из скота, а еще и подчиненного созданным им же человеком?.. Зачем это ему?! Такая замысловая, запутанная и нелепая связь!.. Такая, вот, нелепица занимала сознание людей и задавала тон в истории… В свое время, разумеется…

Эта традиция идет от скотоводческих народов, для которых скот был основным источником питания и сырья для бытовых и производственных нужд. Он использовался в сельскохозяйственном производстве, на строительстве и в армии. То есть он был важнейшим источником их существования вообще. Или был многофункциональной силой и поддержкой первобытных народов… Непроизвольная «благодарность ему за это» вылилась… в поклонение ему (!). А во что она еще могла вылиться?! Так поневоле у человека появился бог-скот. И отношение к нему стало соответственным. Как к богу!..

Всё бы хорошо! Особенно когда речь идет о благодарности. Да, вот, нет за пределами Аллаха никакого другого бога! И отношение человека к скоту оказалось нарушенным. Аллах поставил его над скотом. А он взял и переставил всё это. Поставил скота над собой… Повторим: «Мы предоставили их (скот) вашей воле, чтобы вы были благодарными» (22/36)…

Что делать после этого?.. Аллах предложил уложить «этого бога» «под ноги» и резать его в Его Имя. Может так отвратятся… Лежащий «под ногами» скот есть скот. Богом его уже не назовешь. А еще и приносится в жертву. От человека – Всевышнему Аллаху… Ударная волна докатывается до сознания. Она смысвает оттуда бога-скота и ставит на его месте истинного Бога – Всевышнего Аллаха. Таково назначение курбана. Или Курбан-байрама. Праздника жертвоприношения…

Особо о моменте «праздника». Почему всё же праздник? Не только надо зарезать скот во имя Аллаза, но еще и праздновать «это дело»! Для чего это?

Бог-скот – это ложный бог. Это миф в сознании людей, переложенный в практику. А это уже «двойная опасность». Когда миф становится практикой, ложной сознание начинает формировать ложную действительность. Рано или поздно это будет осознано. И этой действительности придет конец. Как это случалось и по сей день случается со всеми действиями людей на почве мифических и утопических теорий. Но прежде, чем случится это, будут потеряны время и энергия людей. Значит чем раньше случится отказ от ложного, тем меньше будет и потерь… Возврат в реальность и перенос усилий на почву реальной жизни – это есть великое обретение! Это оно имеет место в случае отказа от бога вымышленного, каким является бог-скот, и возврата к Богу настоящему, каким является Всевышний Аллах. А великое обретение – это всегда праздник!..

Его особенность связана и с его уникальностью. Речь идет о Всевышнем. Подчеркнем, о Всевышнем!.. Это совершенно особая «категория». И кто еще не уяснил себе ее до конца, пусть уяснит. Тогда увидит, сколь велико его обретение…

Всевышний так построил свои отношения с человеком, созданным для службы себе в рамках проекта от этой жизни к будущей, что никому из нас нельзя ступить и шага без него. И этот шаг всегда должен быть соразмерен и соотнесен с мерой и природой вещей. А всё ложное является преградой для этого. А еще это не просто ложное, а ложный бог вместо истинного… Как не резать его после этого?! Так Аллах отвращает человека от заблуждений и наставляет его на путь верный и истинный. На путь полезный и благий длля него… А о простительности Аллах и говорить нечего. Он – всепростительный! Но только это прощение должно быть принесено во время, а не за его пределами. За пределами Аллах уже не принимает и не прощает. К примеру, говорит так: «Только теперь? (А где ты был раньше?). Ты разве не был ослушавшимся нечестивцем?» (10/91) (белее полно см. 10/90-92). Это – о фараоне, преследовавшим Мусу (Моисея) при переходе через море. Муса перешел (со своими людьми), а фараона (и его людей) накрыли воды… И было это сделано, как мы это теперь начинаем понимать из Корана, совершенно сознательно, по воле Аллаха…

Отказ от ложного бога и возвращение к Аллаху, которое следует характеризовать как «великое обретение», можно рассматривать как включающего в себя два момента (грани). Первый из них – это отказ… Второй – возвращение… Но есть еще и третий момент. Это – свобода… Всё ложное в своем итоге есть насилие над человеком. И даже тогда, когда оно «успокоительно». Но это «спокойствие» есть временное состояние. За ним всегда следут пропасть. Зачастую с последующим падением в нее… А всё верное и истинное есть свобода или сфера свободы для человека. Оно есть основа для всякого его возвышения и совершенствования…

Если учесть всё это, то выходит, что отказ от ложного бога и возвращение к Аллаху сопровождается еще и обретением человеком своей свободы. Это и есть смысл «великого обретения»… Ушел от ложного! Пришел ко Всевышнему! Нашел в этом свою свободу!.. Что еще надо для счастья?! Встал на путь. Путь Всевышнего. Путь, где и когда всё «по мере и природе вещей». И ничего лишнего! Как на весах!.. Всё так, как и должно быть!.. Все параметры в норме. И сам в удовлетворенности… Говорит же Аллах о душевном спокойствии и равновесии людей, когда они «на пути». Или в согласии с ниспосланием от Него. Говорит, к примеру, так: «Знайте, что сердца (души) умиротвроряются (успокаиваются) от поминания Аллаха» (13/28)… А теперь можно и развиваться. И делать это не только «спокойно» и «результативно», рассчитывая на поддержку и одобрение Всевышнего. Но еще и делать это до бесконечности. По смыслу и возможностям отведенного нам времени…

Послесловие. А что касается сострадательного и соучастливого отношения к скоту и животным в целом, – если вернуться к теме, – то это опять же входит в понятие меры и природы вещей. Каждый уровень организации в этом мире – неживая природа, живое, растительный и животный миры, социальная сфера – имеет свою систему и закономерности. Соответствие им в человеческой деятельности есть важнейшее условие сохранения и воспроизводства бытия и жизни в границах, установленных Всевышним… В принципе, Аллах не позволит никому разрушить то, что создано им. Будь оно в форме загрязнения среды (см. 30/41) или в какой-то другой форме. Неадекватное отношение к животному, – выходящее за границы меры и природы вещей, – тоже следует рассматривать как одну из таких разрушительных форм…

С другой стороны, неадекватное отношение к животному может иметь место и в обратном направлении. Это когда мы ставим скот над собой, делаем из него идола для своего поклонения. В этом случае переиначивается и переосмысливается тезис о том, повторим еще раз, что «Мы предоставили их (скот) вашей воле, чтобы вы были благодарными» (22/36). Предельной формой этого переиначивания (переосмысления), со своей стороны, является обожествление скота, сопровождающееся поклонением ему… Аллах не примет этого решения ни за что! Ибо оно разрушает основной тезис всего ниспослания. Тезис о единственном, а потому и едином, Боге. Монотеистическое мышление является всеобщим и единственным принципом во всей линии веры от Всевышнего… А так как «в этот раз» «бог» из скота, то Аллах и говорит – «режь»!.. Мекканских богов-идолов Посланник Мухаммед уничтожал простым их разрушением. Они были из камня. Эдакие каменные истуканы… Боги языческой, докоранической, Мекки… А скот будем резать! Это совершенно естественно для него! И как для скота, и как для «бога»… «Если бы был богом», то постоял бы за себя… А мясо будем есть. Не выбрасывать же его!.. И падает оно не с неба, а идет от труда человека. Труда не менее года, вложенного в барана, не менее двух лет – в крупный рогатый скот и не менее пяти лет – в верблюда. А еще это мясо здорового и отборного животного. Потому Аллах и говорит: «Ешьте сами и дайте поесть другим» (см. 22/36)…

А первые шаги в этом направлении могут показаться «совершенно безобидными». Чем-то вроде детской шалости… Так, можно спросить о том, «как быть с курбаном, который родился в день Курбан-байрама»?.. По принципу – «все всё спрашивают, что и как. Дай и я спрошу»… А никак! Быть так, как положено быть со скотом, приносимым в жертву Аллаху по его же предписанию. И весь вопрос!.. Главное здесь состоит в том, чтобы исполнить волю Аллаха. Это и входит «в зачет»… Аллах говорит так: «Не дойдет до Аллаха ни их мясо, ни их кровь. До него дойдет только ваша богобоязненность» (22/37) (более полно см. 22/36-37)… А дата рождения курбана нигде не упоминается. Значит и в расчет нигде не принимается… Дни рождений скота не принято отмечать. Их даже не фиксируют. Если только речь не идет о племенной работе и исследованиях в целом. А еще когда готовят скот на убой. Возраст скота в этом случае является «эксплуатационной» категорией. Он имеет экономическую и потребительскую значимость… И в жертвоприношении скота в его Имя Аллах тоже установил возрастной ценз. Ко дню рождения он не имеет отношения… Это для тех, кто желает задавать вопросы «по-умному»…

Исмаил или Исхак? (47)

Вопрос [4]: Кого из своих сыновей, Исмаила или Исхака, готовился принести в жертву Ибрагим? Какова позиция богословия в этом вопросе?

Ответ: В ответе на этот вопрос в нашей литературе нет единого мнения. Одни говорят, что это был Исмаил, другие, что Исхак, наконец, третьи остаются в неопределенности. «Лучше всех этот вопрос знает Аллах», – говорят они.

Иудеи и мусульмане единогласны в том, что первым сыном Ибрагима (да приветствует его Аллах), был Исмаил. В суре 37/100 Ибрагим взмолился к Господу со словами: «Господ мой! Дай мне потомка из благочестивых (праведных)». А в следующем аяте (101-ом) говорится о принятии этой мольбы и обещании ему мягкосердечного и послушного (покорного) ребенка.

Отсюда становится понятным, что раньше у Ибрагима не было ребенка. В таком случае обещанным ему ребенком был исмаил. В последующих аятах (102 и послед.) говорится о принесении этого ребенка в качестве курбана и об успешном испытании ребенка и Ибрагима. Значит сон, в котором Ибрагиму говорилось о принесении в жертву ребенка, имел в виду Имаила. А в 112-ом аяте Ибрагиму обещается второй ребенок, Исхак, который в будущем станет посланником (пророком).

Здесь есть такая особенность. Ибрагим был уже в возрасте, а его жена Сара была бездетной. А в отношении ребенка говорилось, что он – «умный мальчик» (см. 15/53, 51/28). У богословов нет расхождений в вопросе о том, что ребенком у Ибрагима и Сары был Исхак.

В отношении ребенка, которого надлежало Ибрагиму принести в жертву, говорилось, как это отмечено выше, что он был послушным (покорным) ребенком. Когда отец сказал ему, что принесет его в жертву, он покорно согласился с этим и ответил так: «Отец мой! Как тебе предписывается, так и поступай. Иншаллах (даст Аллах), найдешь меня терпеливым» (37/102). Так на деле была подтверждена послушность (покорность) ребенка.

Теги: посланник Ибрагим, курбан Ибрагима, Исмаил и Исхак, Исмаил как курбан Ибрагима.

Опубликована 09.11.2010   


[1] Приводятся мнения масхабов Ханефи, Малики, Шафии. Желающие могут обратиться к турецкому оригиналу текста: «Kurbanlık hayvanın sütünden, yününden istifade edilir mi?» (suleymaniyevakfi.org) (Ana Sayfa > Tüm Fetvalar > Kurban).

[2] Темы 43 и 44 опущены. Но сохранена нумерация для связи с темами на сайте suleymaniyevakfi.org (см.: Tüm fetvalar › Yazılı Fetvalara ait kategoriler › Kurban) (Ред.).

[3] В данном выражении «гималаи» – это не имя собственное, а имя нарицательное. Оно есть понятие для обозначения некой вершины в стремлениях и целях человека.

[4] Тема 46 опущена (Ред.).

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.