Кораника
Горе и терпение

Горе и терпение

Горе и терпение

Вопрос: У меня случился выкидыш на 5-ом месяце беременности. Двое близнецов… Я согласна на всё от Аллаха. Но порой очень печалюсь и плачу. Права ли я?

Ответ: Всё происходит по правилам, положенным в этом мире для испытания человека. Всевышний Аллах говорит так:

«Мы проведем вас через изнурительное испытание, связанное немного со страхом, немного с голодом, с уменьшением (потерей) в имуществе, душах (людях) и продуктах труда. Это – неизбежно. Ты обрадуй терпеливых. Когда им сваливается на голову какая-то тягость, они говорят так: «Мы относимся к Аллаху. И вернемся к Нему!». Над ними благословление и милость их Господа. Это они – идущие верным путем» (2/155-157).

Сообщают о том, что Посланник говорил так:

«Невозможно не удивляться делу носителя веры. Все его дела – во благо. И это относится только к уверовавшим. Когда ему приходит на голову нечто радостное, он бывает благодарным и это оказывается благом для него. Когда ему приходит на голову потеря, он бывает терпеливым и это оказывается благом для него» (Müslim, Zühd, 64).

В горе нельзя быть направленным против Аллаха и следует оставаться преданным ему. Но печаль и слезы могут сопровождать действия человека. И сам Посланник плакал и был в печали, когда умирали его дети и внуки.

К примеру, передает Энес б. Малик. Посланник сказал: «Сегодня вечером и уменя родился сын. Я дал ему имя отца – Ибрагим». Энес б. Малик продолжает: «Немного спустя я видел этого ребенка умирающим перед Послаником Аллаха. Посланник плакал и сказал: «Глаза – в слезах, сердце – в печали. Но мы не можем сказать ничего из слов, с которым не был бы согласен наш Госродь. О, Ибрагим, мы действительно в печали от твоей (смерти)» (Buhari, Cenaiz, 43; Müslim, Fedail, 62; Ebû Dâvûd, Cenâiz, 23-24; İbn Mâce, Cenâiz, 53).

И еще хадис от Энес б. Малика (да будет доволен им Аллах): «Мы присутствовали на похоронах дочери Посланника Аллаха (Умму Гюльсюм). Посланник Аллаха сел на краю могилы. Я видел, как из его глаз текли слезы…» (Buhari, Cenâiz, 32).

Передает Усаме б. Зейд (да будет доволен им Аллах): «Дочь Посланника (да благословит его Аллах и приветствует) Зейнаб прислала ему сообщение о том, чтобы он пришел к ним в связи с тем, что умирает ее дочь.  Посланник ответил ей так: «Всё, что дает и забирает Аллах, всё это относится к Аллаху. Всё связано со сроком, с жизнью, определенной у Аллаха. Дочь моя! Будь терпеливой и вспомни, что это твое терпение является благом (севабом) для тебя у Аллаха»,

На это Зейнаб, заверив Посланника, послала ему сообщение с просьбой «прийти обязательно».

В ответ на это Посланник встал и направился к ней с группой своих сподвижников. В их числе были: Сад б. Убаде, Муаз б. Джебел, Убей б. Каб, Зейд б. Сабит и еще ряд лиц… ребенка передали в руки Посланника. Ребенок был в умирающем состоянии. Посланник начал плакать. В ответ на это Сад б. Убаде: «О, Посланник Аллаха! Что это за слезы?!». Посланник ответил так: «Это – слезы милости. Аллах заложил их в души своих служителей. Аллах дает сострадание (сочувствие) только своим сострадательным (сочувствующим) служителям» (Buhârî, Cenaiz 32, 43, Merzâ, 9, Eymân, 9, Tevhid, 2; Müslim, Cenaiz, 11; Ebu Davud, Cenaiz, 23-24; Nesâî, Cenaiz, 13, 22; İbn Mace, Cenaiz, 53; Ahmed b. Hanbel, 1/268, 273).

Теги: слезы и печаль при горе, терпение при горе, аят 2/155-157, Посланник и смерть его детей и внуков.

От редактора. Тема затрагивает исключительно важную сторону человеческой жизни и человеческих отношений. Печаль, сожаление и слезы при горе являются внешним выражением внутреннего состояния сочувствующей и сострадающей человеческой души. В этом смысле они являются естественным состоянием человека при горе. При радости у него другое состояние… И Посланник Аллаха плакал и сострадал при горе. Это еще и показатель того, что он оставался человеком. Его высокая миссия и социальное положение в обществе «не отлучили» его от людей и не лишили его человеческих чувств.

Но здесь есть еще один аспект. Он связан и с ответственностью человека перед Аллахом за данное ему. Она начинается с ответственности за жизнь, свою и чужую, и распространяется далее на все те отношения, в которые включен человек по воле судьбы, обстоятельств, положения. Потому, когда наступает потеря, утрата, несчастье, горе и т. д., то первый вопрос – это вопрос об этой самой ответственности перед Аллахом. Речь идет о том, всё ли было сделано так, как это должно было бы быть? Всё ли было сделано то, что должно было бы быть сделано?.. При положительном ответе на воспросы всё остальное остается уже за Аллахом. Но при отрицательном… В этом случае человек должен спросить себя. И не списывать, простите, на Аллаха то, что имеет источник в его собственной нерадивости, незнании, непрофессиональности, халатности и других подобных негативных факторах, «завязанных» на его личной персоне и личном отношении к делу. Всевышний Аллах говорит так: «Всё хорошее привходит в тебя от Аллаха, всё плохое – от тебя самого» (4/79). Аллах обращается к Посланнику. Значит говорит с людьми…

Опубликовано 04.01.2011

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.