Кораника
О дарении органов (с продолжением)

О дарении органов (с продолжением)

О дарении органов (с продолжением)

Вопрос (первый): Хочу спросить о дарении органов. Дозволено ли это? Если вдруг я попаду в аварию и погибнет мой мозг, то могу ли я подарить все свои органы?

Ответ: На нашем сайте по этому вопросу опубликовано решение Исламской Правовой Академии. Ознакомиться с ним можно по линку:

http://www.fetva.net/yazili-fetvalar/organ-nakli-ve-bagisinin-dinimizdeki-yeri-nedir.html

Теги: дарение органов в исламе, ислам и пересадка органов, Исламская Правовая Академия, Исламская Правовая Академия и дарение органов.

Приводим материал, опубликованный на линке:

http://www.fetva.net/yazili-fetvalar/organ-nakli-ve-bagisinin-dinimizdeki-yeri-nedir.html

Вопрос (второй): В эти дни много говорят о пересадке и дарении органов. Какова в этом вопросе позиция нашей веры?

Ответ: Вопрос о пересадке и дарении органов относительно новый. В его решении приняла участие Исламской Правовой Академии (её членом является и Турция) на своем заседении 6-11 февраля 1988 года в Саудовской Арабии, в городе Джидде (столице страны) [1]. Решение расценивается как выражение единой позиции исламской науки по данному вопросу в наши дни. Рассмотрим кратко его пункты, интересующие нас в данном случае.

Пересадка в пределах того же тела

Пересадка органов может производиться в пределах одного и того же тела. Достаточно, чтобы пользы от этого было больше, чем вреда. Это делается для того, что создать отсутствующий орган, что привести орган в нормальное состояние или поддержать его функции. Пересадка может быть сделана и с целью преодоления недостатков тела или недостатков, лоставляющих человеку моральное неудобство.

Кровь и пересадка кожи

Кровь и кожа могут быть использованы от одного человека к другому. Но для этого человек должен быть полномочным на это. Он должен быть совершеннолетним и должны быть приведены условия необходимости этого использования.

Пересадка органа от человека, пребывающего в жизни

Здоровые области (части) больного органа, изъятого у больного человека, могут быть пересажены другому. К примеру, хрусталик больного глаза, изъятого у человека, может быть пересажен другому человеку.

Не могут быть использованы для пересадки такие органы, как сердце, которые необходимы для жизни самого человека.

Человек может жить и без некоторых органов. Но это не даёт возможности организму полноценно выполнять все свои функции. Подобно тому, как это имеет место, скажем, при изъятии у человека хрусталиков обоих глаз (с целью их пересадки другому). Подобное изъятие (с целью пересадки) является недозволенным, запретным (харамом).

Использование органов умершего человека

  

Органы умершего человека могут быть использованы для пересадки их другому человеку с целью поддержания его жизни или обеспечения требуемого функционирования его больного (недостаточно функционального) органа. Для этого должно быть завещание умершего или согласие его наследников.

Продажа органов

Единогласно было принято решение о запрете на продажу органов. Ни по какой причине человеческие органы не могут быть предметом торговли.

От редактора

1. Пересадка органов стала рутинным процессом современной жизни. О ней говорили много – в вопросе о том, признать её или нет. И все сошлись на том, что это только на пользу людям и обществу. Разумеется, здесь есть свои условия и ограничения, в том числе и нравственно-правового характера. Приводимое Решение Собрания Исламской Правовой Академии конкретизирует их с учётом специфики ислама и современных условий жизни.

2. Можно обратить внимание на акцент вопроса о дарении органов (первый вопрос): «Если вдруг я попаду в аварию и погибнет мой мозг, то могу ли я подарить все свои органы?». Как выясняется, на это достаточно одного лишь завещания человека. «Когда придёт время», тогда и можно составить его. Если угодно, простите, можно даже расписать его. И указать кому какой орган подарить и на каких условиях… А умереть только для того, чтобы подарить потом свои органы… Напомним, Аллаха запрещает самоубийство и строго наказывает человека за это. Но делает это уже в будущей жизни… А в данном случае желающий подарить свои органы, желает еще и умереть по-особому. Погибнуть в аварии. А ещё и такой, простите, чтобы погиб только мозг, а все остальные органы остались бы на месте. Сохранились бы неизменными. Наверное для того, чтобы, простите, и «дарение было на уровне»…

Нам кажется, что так особо переживать по этому вопросу и выясняять его подробности не имеет никакого смысла. Ибо всё равно ничего не выяснишь. Все эти вопросы лежат за пределами нашего знания. Напомним, Аллах говорит так: «Никто не знает, что он заработает завтра, и никто не знает, где он умрёт» (31/34). Потому лучше не терзать себя вопросами, на которые заведомо нет ответа, – ибо так положил это Всевышний Аллах. А задуматься над тем, как быть полезным в том, к чему нас Он призывает. А он в этом вопросе говорит очень просто, естественно и понятным для каждого языком. И требует от человека одного – быть благодарным, уверовать и содеять доброе. Так что, человеку есть в чём и как отличиться перед Аллахом. И заработать свой завтрашний день не в день своей кончины, а ещё и дарением органов. А заработать его много раньше до неё. Заработать добром и делами, к которым призывает нас всех Аллах… А здесь кончина делается ещё и своеобразным «заказом». Чтобы была авария, а ещё и такая, чтобы… только мозг! А всё остальное было бы в целостности и сохранности. Чтобы можно было бы их потом «достойно преподнести». Эдакий «подарок» после себя… Такие заказы Аллах, «к сожалению», не принимает. Всё в Его имя, подчеркнём это ещё раз, надо делать при жизни. Это и есть настоящий подарок! И для себя, и для людей. А потому и для Аллаха…

3. В Решении Собрания Исламской Правовой Академии, его последнем пункте (приводитя очень краткое извлечение из этого Решения) говорится о запрете на продажу человеческих органов и подчёркивается, что они не могут быть предметом торговли. Остаётся теперь провести это решение в жизнь. «Остаётся» потому, что подпольная торговля органами стала одной из форм современной преступной деятельности. Можно не сомневаться в том, что со временем ее масштабы будут только расти. Потому против неё надо принимать меры. И делать это на всех уровнях. От правового до воспитательного. Важная роль в этом вопросе принадлежит самим учреждениям здравоохранения и лечебным центрам.

В то же время начавшуюся пересадку органов уже не остановить. И если она обеспечена правово и нравственно, то в медицинском плане зачастую она может оказаться единственным спасительным средством для человека. Это переводит вопрос в совершенно новую плоскость. Речь иде о том, чтобы создавать требуемые органы. Но для этого требуется соответствующее развитие генетической науки… Как кажется, таковы перспективные задачи в этой области…

4. И совершенно неожиданный аспект. Людей крадут (похищают)… субъекты НЛО (!) (представители инопланетных цивилизаций, инопланетного разума) [2]. Они крадут не только нас, но и наших животных, наш скот. По одной версии (1) они делают это с целью изучения нас, (2) по другой – с целью использования нас и нашего генетического материала для себя и своего воспроизводства. Исчезновение людей имеет место во всём мире и составляет в год примерно 5% от числа мирового населения. В абсолютных цифрах это примерно около 30 милл. людей в год. Для исследований это «многовато». Скорее всего, всё же для воспроизводства…

5. В этих действия инопланетян, кроме фактической стороны, есть еще и методологическая. Они исправляют свои нарушения, используя белковый и генетический материал человека. Мы исправляем свои нарушения на уровне органов. Используя здоровые органы самого же человека. К генетическому аппарату мы пока не имеем доступа. Но уже эта картина позволяет понять глубокое совпадение по методу мышления и пратике. Мы поступаем точно также, как и несравненно более высокие по свему развитию инопланетяне. Мы тоже исправляем свою плоть её собственным же материалом. Но они исправляют её, скорее всего, по генетическому механизму (тем более, что их органы не имеют ничего общего с нагими), а мы – по механизму пересадки и замены орагнов (там, где лечение оказывается невозможным). Это, со своей стороны, говорит о том, что развитие медицины лежит на путях перехода к использованию генетических методов в дополнение к существующим и традиционным. Но генетическое вмешательство – это не только лечение. Это ещё и метод для изменения изначальной конституции (природы) человека. А это уже есть нечто совершенно новое. Это даёт возможность выводить виды людей по заданным их свойствам, чертам, признакам, функциям и т. д. Дальше остаётся только думать о том, какие это будуту люди и что они принесут себе, обществу и эволюции в целом…

6. Перспектива эта представляется столь заманчивой, что уже сегодня мы можем создавать компьютерные игры на тему о звёздных войнах и о том, как мы побеждаем в них наших учителей – инопланетян. А всё потому, что они остались на нашем готовом генном материале, а мы пошли от него дальше. Стали создавать людей по разработанным для них генетическим схемам. А схемы эти стали рассчитывать с точностью до гена. В итоге и получили весь ряд живых существ – от правителей до воинов и производителей. И все остальные промежуточные ряды. Каждый занят своим делом. Каждый на своём месте. И никто не думает о карьере и зарплате другого. Ибо быть этим другим ему не дано. Не дано по природе вещей. Или по генам… И потом – зачем? У каждого своё место и своё назначение в жизни. И он вполне доволен им. Ибо он с самого начала устроен так, чтобы быть довольным тем, что есть… Ни революций, ни смуты и недовольства! Живи себе и радуйся жизни! Блаженна она от того, что каждый на своём месте. И каждый воспринимает себя на нём востребованным и самодостаточным. А потому и свободу свою не требует ни от кого. Она заведомо у него, в его природе. А эта природа есть природа вещей. Единая линия от природы человека до природы вещей, воспроизводящая себя по вектору своей силы и в формах многообразия текущей жизни, – ведёт к картине мироустройства, в которой человек вступает в новую жизнь в социальной системы, устроенной по-новому… Всевышний Аллах характеризует её в категориях рая и ада…

Мы не знаем, что может дать человеку изменение его генетической природы, если оно станет его деятельностью, а в ней самой – его своеволием. Остаётся надеяться на то, что если дело дойдёт до этого, то Всевышний не оставит нас и посоветует нам, как быть дальше… В истории было много случаев того, когда человек имел возможность уничтожить себя. Но этого не случилось… Если человек останется один на один со своей генетикой, то это, без сомнения, станет еще одной попыткой его возможного самоуничтожения. Но он может развиваться и направлении деформации современной жизни. Тогда у неё могут появиться формы, которых не было до сих пор в истории и о которых даже помыслить в своё время было невозможно… Единственной преградой всему этому может стать только Всевышний Аллах. Ибо человек есть его создание и он знает, как с ним быть. К тому же он постоянно следит за нами. Всё слышит, видит, знает. Потому он всегда может принять требуемые меры. Будь то  в индивидуальной жизни или массовых её формах… Остаётся только надеяться на то, что мир сохранится до того времени, пока человек не сделает понятной для себя генетику до степени, позволяющей ему изменять себя по моделям собственного мышления…

Опубликовано 09.02.2011


[1] Собрание Исламской Правовой Академии 4-го созыва. Решение № 1. Джидда, 18-23 Самазийелахир, 1408 (6-11 февраль, 1988).

[2] Об этом можно почитать на сайтах в интернете.

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.