Керамет
Вопрос (сокращён): Керамет – право или нет?
Ответ: Керамет – происходит от «керим» – быть ценным (представлять собой ценность) [1]. Всевышний Аллах говорит о том, что он создал человека как носителя некой ценности и подчинил ему многие вещи на Земле:
«И в самом деле мы придали большую ценность (значимость) сынам адамовым (возвысили сынов адамовых). Мы перевозили их на суше и на море и даровали им блага. И возвысили их над многими другими нашими творениями» (17/70).
На земле, кроме человека, нет субъекта, которого надо было бы перевозить по суше и морю. Но человек перевозится еще и по воздуху… Птицы летают, рыбы плывут. А человек перевозится в этих сферах. А ещё он перевозится и по земле…
Самое большое благо для человека – это ниспослание ему объективных представлений о мире, в фокусе которых находится идея о едином и всесильном Боге – Всевышнем Аллахе. Одновременно с этим Аллах предостерегает людей от того, чтобы придавать Аллаху партнёров и впадать этим в ширк. Говоорит так:
«Уверовавшие и не пачкающие свою веру ширком [2] – защита их право. И на верном пути тоже они» (6/82).
А в вопросе о том, кто из людей является самым ценным Всевышний Аллах говорит так:
«О, люди! Мы создали вас от одного мужчины и одной женщины. Чтобы вы познакомились друг с другом, мы разделили вас на народы (национальности) и роды (общины). Самый ценный из вас у Аллаха – это тот, благочестие (вера, богобоязненность) которого является самой высокой» (49/13).
Но когда говорят о керамете, имеют в виду не только это, но ещё и необыкновенные вещи. Когда их демонстрируют посланники, это – чудо, когда демонстрируют вели, это – керамет. Вели – это каждый мусульманин, который остерегается того, чтобы быть против Аллаха. Для них у Аллаха есть вознаграждение (см. аяты 10/62-64).
Аллах говорит так: «Кто остерегается того, чтобы быть против Аллаха, Аллах укажет тому выход (из трудности). Он одарит его благами из неожиданного места (источника). Кто рассчитывает на Аллаха, – этого ему достаточно. Ибо Аллах совершает свое дело полностью. Аллах, безусловно, установил для каждой вещи меру» (65/2-3).
Поскольку помогает Аллах, постольку он помогает обычными и необычными путями (способами). Эта помощь «необычными» путями (которую мы не можем понять, как и откуда она происходит) и называется керамет.
Керамет является благом Аллаха. Как и за все блага, и за него тоже надо благодарить Аллаха. Добро, состояние, положение, должность как блага от Аллаха (керамет) могут ввести человека в заблуждение. Человек должен добиваться не керамета у Аллаха, а его согласия.
Поскольку всё происходит от Аллаха, то бахваляться тем, что он даёт, не подходит для человека. Аллах вознаграждает за содеянное или испытывая человека. Это надо понимать и отнеситься к нему соответственно.
При сражении у Бедра Аллах помог мусульманам своими воинами-ангелами. Но победа была завоёвана не ангелами. Она стала результатом принятого Аллахом решения. Эти аяты у нас в памяти:
«Вы просили помощь у Господа. А он сказав: «Я посылаю вам помощь в виде тысячи ангелов, прибывающих к вам друг за другом», принял ваше решение. Аллах сделал это только для того, чтобы это было благовестием для вас и чтобы успокоились ваши души. А то победа – только у Аллаха (а не у ангелов). Аллах силён и каждую вещь (дело) он вершит на своём месте» (8/9-10).
Человек, которому пришло благо от Аллаха (в том числе и в виде керамета), думает, что на этом всё и кончается. Но на деле жизнь есть дистанция, подобная бегу с препятствиями. В каждый момент всё может случиться… Потому до конца дней своих надо продолжать свою службу. Всевышний Аллах говорит так: «Служи своему Господу до самой смерти» (15/99).
Примечание. При подготовке ответа была использована книга А. Байиндира «Взгляд на сектантство в свете Корана» (ИФС, 6-е изд., Стамбул, 2010, сс. 116-119) (на турецк.).
По теме см. также на линка (на турецк.):
http://www.fetva.net/goruntulu-fetvalar/keramet-var-midir-varsa-kimler-keramet-gosterebilir.html
Теги: керамет, вели и керамет, керамет и Аллах, Коран и керамет.
Опубликовано 03.03.2011
[1]- Mütercim Asım, Kamus Tercümesi, c. IV, s. 464, 465. [2]- То, что переведено нами как ширк, в аяте проходит как «зулюм». Но этот смысл (ширк) проистекает как из предыдущего аята, так и из аята 34/13. Здесб говорится о том, что «ширк и в самом деле является большим зулюмом» (несправедливостью).
Свежие комментарии