Кораника
Коран и традиция. Процент

Коран и традиция. Процент

КОРАН И ТРАДИЦИЯ. ПРОЦЕНТ

Проф., др. А. Байиндир

Мы рассмотрим кратко процент в единстве Корана и Сунны, а затем исследуем вопрос о том, в какое состояние привела его традиция. Мы приведем также примеры из наших работ по данной теме.

ВЗГЛЯД НА ПРОЦЕНТ В СВЕТЕ ЕДИНСТВА КОРАНА И СУННЫ

Всевышний Аллах говорит так:

«Действия тех, которые поедают процент, не отличаются от действий тех, кто следует за шейтаном, разум которых он перекосил (свернул с пути. – Ред.) [1]. Это по причине того, что они говорят, что «и купля-продажа подобна действию (сделке) с процентом». Аллах признал куплю-продажу добродетельной (халяльной), а действия (сделку) с процентом запретной (харамом). Если кому дойдет рекомендация (совет) от твоего Господа и он оставит процент, то, что было в прошлом, останется за ним. Его дело относится к Аллаху. А кто возвратится к проценту (ростовщичеству) – они друзья этого огня. Там они бессмертны (то есть будут мучиться, пока они там. – Ред.).

Товары обмениваются в форме торговли или в виде долга (ссуды). Торговля подобна покупке хлеба, когда обмениваются две разные вещи. Она может быть осуществлена в наличной форме или со сроком (в кредит). Если некий товар приобретается за 75, а продается за 100 лир, то продавец получает прибыль в 25 лир, если он сможет купить еще раз этот товар за эту же цену [2].

Покупка товара означает поддержание жизненности всей цепи производства. Если представить себе, сколько людей работают над производством куска хлеба, то станет понятным значение экономического движения (торговли. – Ред.), обеспечивающего поддержание жизненности производственной цепи.

Товары, между которыми нет различия, могут обмениваться только путем вхождения в долг. А Посланник Аллаха (сас [3]) говорил, что «процент бывает только при долге» [4]. Ибо имеющий деньги выше своих потребностей человек хотел бы дать их надежному и богатому лицу, чтобы избежать нежелательных неприятностей и потерь, а заодно и получить прибыль. А это может быть достигнуто только в случае долга с процентом.

Еще один аят таков:

«Вещь, которую вы даете под проценты, чтобы она возрастала в составе имущества людей, не возрастает у Аллаха» (30/39).

То есть сам по себе долг еще не обеспечивает прибыли, котрую, в качсестве своей доли, мог бы получить кредитор из нее. Прибыл из долга обеспечивает тот, кто использует его в экономическом процессе, завершающимся производством прибыли. Кредитор не участвует в этом процессе и не испытывает на себе всех его трудностей и издержек. Поэтому получаемая им из прибыли, в качестве процента, доля не является заслуженно им заработанной. Всевышний Аллах говорит так: «Если вы ракаетесь и отвратитесь (от процента), то основное имущество (в сумме долга. – Ред.) останется за вами. Ни вы не совершите несправедливости, ни по отношению к вамона не будет совершена» (2/279).

21.09.2011. Продолж. следует


[1]Анализируя аят, А. Байиндир приводит комментарий арабского текста, опущенный нами. Из приведенного им отметим только заключительные строки, в которых говорится о том, что «не стоящий на ложных позициях человек, никогда не станет характеризовать куплю-продажу как процент. Потому аят характеризует таких как следующих за шайтаном и неспособных к здравому суждению» (Ред.).

[2] Экономическое содержание этого процесса общеизвестно. Полученная от продажи товара (его данной партии) некая сумма должна окупить все издержки производства – от аренды помещения до оплаты труда и выплаты налогов. И только оставшаяся после этого ее часть является прибылью. А из нее часть пойдет на воспроизводство дела, а часть – на личное потребление… Поскольку речь идет о рыночной экономике, то для нее всегда есть риск «сойти с пути» и обанкротиться. Это всегда надо иметь в виду… А кредитору до всего этого нет никакого дела!.. Он и живет себе спокойно на проценты (Ред.)…

[3] Sas (сас): «Sallallahu aleyhi ve selem» – «Да благословит его Аллах и приветствует». Приветственная формула при упоминании имени Посланника (Ред.).

[4] Dârimî, Büyu, 42.

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.