Кораника
Р. Османзаде. Духовные традиции народов

Р. Османзаде. Духовные традиции народов

Р. Османзаде. Духовные традиции народов

В России долгие годы издавался научный журнал «Государство, религия, Церковь в России и за рубежом». Начиная с 2012 г. вместо него будет издаваться новый философско-религиоведческих, этнокультурологический журнал с широким проблемным полем – «Евразия: духовные традиции народов». В порядке рассуждений о журнале хотели бы высказать следующее.

1. Современный мир поделен на своего рода «открытые» и «закрытые» зоны, что в межконфессиональных отношениях проявляется особенно остро и очевидно. Для многоконфессиональных современных обществ это является еще и проблемой для утверждения в них принципа социальной гармонии. Основу этого принципа имело бы смысл рассматривать как проекцию межконфессиональных отношений на вектор современного исторического прогресса. Речь идет о том, в какой мере существующий характер этих отношений поддерживает и способствует историческому прогрессу и в какой мере сам этот прогресс, его параметры и достижения воспроизводятся в этих отношениях. Если в таком виде сформулировать идею связи различных систем веры в современном мире, сфокусированную на всеединый и всеохватывающий принцип современной жизни с ее стремлением к историческому прогрессу и условиям, поддерживающим и обеспечивающим его, – то дальше можно действовать уже более осознанно и целенаправлено в плане постановки, ориентированных на конкретные цели в каждой социальной сфере, включая сюда, естественно, и сферу конфессиональных отношений.

2. Как уже говорилось, – об этом, впрочем, особо и не надо говорить, ибо это вещь, очевидная для всех, – межконфессиональные отношения – это совершенно особая сфера как в системе мировых отношений, так и на региональном уровне. В этих обоих случаях их надо рассматривать как фактор, который может известным образом влиять на весь спектр отношений, складывающихся в системе параметров социального прогресса. Здесь могут быть свои приоритеты в тех или иных областях – от спорта, культуры и туризма до экономики, политики, проблем войны и мира и т. д. Но в любом случае спектр этот очень мощный и всегда в нем есть линии совпадения и пересечения. Их и надо использовать в первую очередь.

3. Межконфессиональные отношения, пожалуй, «во всех смыслах» являются сегодня мировыми. Но есть межконфессиональные отношения и в рамках одной страны. Великие страны относятся сегодня именно к такой категории стран. Они объединяют в себе человеческие потоки (массы) с разными понятиями о вере и ее ценностях, разной ее практикой, разными ее богами и «всем остальным», которое они трактуют «по-своему», по-разному. Для России в этом плане одной из важных систем веры является, безусловно, ислам. Потому изучение ислама в России в этих условиях питает не только теоретический интерес, но также и интерес сугубо практический.

4. Уже приведенные соображения говорят о возможности проведения двух линий в оценке ситуации по отношению к исламу в России. Во-первых, это линия в рамках межконфессиального диалога и сотрудричества ислама в системе современного российского общества и, второе, это изучение ислама как фактора сохранения стабильности и единства этого общества. Это значит, иначе, что в плане и программах исследовательских работ – от РАН и ниже – обязательно следует включать исследования и по исламу с учетом интересов заказчика. В этом случае темы будут разумно ограничены и узконаправлены. Будут заведомо адаптивными, а значит и высокоэффектиными по качеству исследования и результатам. Так с самого начала можно выделить академические исследования по Корану и исламу, направленные на разработку концепта, и исследования конкретно-социологического и прикладного характера, направленные на разработку теории в соответствии с конкретными задачами практики и управления. Оба направления, естественно, связаны друг с другом и могут известным образом дополнять и развивать друг друга.

5. Одной из спрецифических, скажем так, трудностей в исследовани веры по всему ее фронту, то есть характерной для всех конфессий и форм мышления, является неодназначность ее толкования (смысла) в рамках собственной системы. В ней существуют отдельные направления (веронаправления), секты (тарикаты), школы и др. В некоторых случаях расхождения между ними несущественны и их можно трактовать в духе взаимодополнительности. В некоторых же случаях эти расхождения довольно значительны, а порой и вообще исключительны друг по отношению к другу. В этих случаях, естественно, имеют место трудности в сотрудничестве и диалоге. Потому всё следует начинать с согласования позиций на общем уровне, спускаясь от нее на более конкретные по мере согласования позиций на каждом уровне… За этим процессом «раздвоения» подходов (мнений) может стоять интерес академический. Его задача – дать ответ на вопрос о том, «где правда»? Но академическое «заключение» является абстракным суждением о теме (проблеме). Потому оно получает новое видение при переносе его с почвы абстрактного мышления на конкретную почву практики, интересов и жизни. В этом случае вопрос переносится в сферу мировоззрения, идеологии, политики и в сферу интересов в целом, что ведет и к соответствующему измнению позиций в абстракной науки. Начинает переосмысливаться само понятие науки и научности… Основная трудность теперь переходит на этот участок диалога и противстояния…

6. А теперь давайте представим себе такое положение вещей, когда к мышлению о вере и разрешению вопросов в ее системе, в том числе и в системе межконфессиональных отношений, привлекается адекватным образом понятая наука. Не «особая» наука, приспособленная под веру и адаптированная к ней, а самая настоящая «нормальная» наука. Давайте задействуем такую науку и посмотрим на то, что станет с концентом веры и отношениями между конфессиями… Нам кажется, что результат будет самым благотворным. Мы со своей стороны готовы на это. Наш Фонд в течение всех этих последних лет (уже около 20-ти) работает в этом направлении и имеет наработки, которые, по нашему мнению, могли бы быть полезными для понимания и развития идей и тезисов в направлении поставленных вопросов…

Стамбул, 050112

Опубликовано 16.01.2012

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.