Кораника
Метод разъяснения Корана Кораном

Метод разъяснения Корана Кораном

Метод разъяснения Корана Кораном

Вопрос: Как понять метод разъяснения Корана Кораном? Насколько эффективен этот метод  в понимании таких терминов,  как мухкем, мутешабих и месани? Как в этом плане расъясняется смысл аятов (тевиль)? 

Ответ: Приведем ответ из книги А. Байиндира «Ложные истины» [1]: 

Метод разъяснения Корана  

«Многие суры начинаются с предложения: «Это – аяты той открытой Книги» [2]. Один аят таков:

«Мы ниспослали тебе эту Книгу для того, чтобы она разъяснила все, указала истинный путь, стала даром (преподношением, подарком) и благовестием для привязанных к ней» (16/89).

Открытый Коран подобен благу (хлебу насущному) Аллаха:

«Создателем вашим является Аллах, затем он дает вам средства существования (рызк или рызык). Затем он заберет ваши души и снова даст душу» (30/40).

Рызк (рызык) является широкой коранической категорией. В нее входят средства пропитания и средства существования. Часть из них человек находит в готовом виде, а для обретения других требуются усилия. Сколько надо трудиться, чтобы иметь на столе кусок хлеба!.. Аллах создал все необходимое для блага человека. Но превратить их в средства существования – это уже его дело. Аллах говорит так:

«Господь твой распространяет благо (свое) (рызык или рызк) на тех, которые желают того и у которых на это достаточно сил. Он знает нутро своих служителей и видит их» (17/30).

Приобщение к Корану подобно обретению блага (рызка). Многие аяты являются совершенно открытыми и делаются понятными сами по себе. Но другие требуют для этого определенных усилий. Разъяснение Корана Аллах берет на себя, в то же время он указывает на метод, который делает возможным понять это его разъяснение и практиковать его. Всевышний Аллах говорит так:

«(О, Мухаммед), пока Джебраил сообщает тебе Коран, ты не спеши с языком (не спеши спрашивать).

Это наше дело собрать и читать (преподать) (тебе) его (Коран).

Когда мы читаем (тебе его), ты следи за тем, как мы читаем.

Последующее его разъяснение тоже является нашим делом (относится к нам)» (75/16-19).

В нашей традиции Коран понимается, главным образом, как Книга, которая содержит предписания по вере, служению и морали. Но это только часть его (Корана) тем. Связанные с ними аяты не превышают тысячи. Но каждый из них содержит предписания и по другим темам. Поскольку о Коране говорится как о Книге, «разъясняющей всё», постольку ставить границы ей совершенно неуместно.

Чтобы дойти до разъяснений Корана (приводимых Аллахом), следует знать связи между аятами. В этом смысле понимание Корана начинается с выявления связей между аятами. Аяты, взятые в своей целостной связи, и ведут, в итоге, к объективному содержанию Корана. А если из этой связи выпадает хотя бы один аят или он деформируется и неверно трактуется, то нарушается логика коранической мысли в целом [3]

Коран нельзя воспринимать «на слух», как это делают некоторые. Коран называет их «умми» и осуждает их. Он является продуктом рациональной мысли (рационального мышления). Только на этой основе он может быть объективно понят и использован на практике. И это характерно для всей линии Слова Аллаха. Показательным в этом плане является пример с царицей Савской (Белькис [4]) и доставкой ее трона Сулейману, описанный в Коране (см. суру Немль/Муравьи).

Пожелав встретить ее со своим троном, Сулейман собрал носителей знания, чтобы узнать, как это сделать. Коран говорит об этом так:

«(Сулейман:) «О, вы, предводители! Кто из вас может доставить мне трон царицы до их прибытия и покорения (нам)?»

Один ифрит [5] из джиннов сказал: «Я доставлю его тебе, пока ты поднимешься с места. Ты можешь положиться на меня, у меня на это и в самом деле хватит сил».

А один человек, владеющий знанием из той Книги, сказал: «Я доставлю его тебе, пока ты моргнешь глазом (в мгновенье ока)». И доставил. Когда Сулейман увидел трон возле себя, он сказал: «Это – подарок Господа моего, чтобы испытать меня. Буду ли я благодарным ему или неблагодарным? Кто будет благодарным, получит пользу для себя. Кто будет неблагодарным, пусть остается им. У Господа моего нет необходимости ни в ком, он преисполнен добра» (27/38-40).

Здесь нас интересует выражение «а один человек, владеющий знанием из той Книги». Книга, о которой идет речь, это – Тора. Сулейман (Соломон) был из посланников иудеев. И, кроме Торы, ни о какой другой книге здесь не может быть и речи.

«Знать Книгу» – это одно, а «владеть знанием из нее» (уметь использовать ее для конкретного дела) – другое. В аяте говорится именно о втором. И еще одно. Важно знать даже не всю Книгу, достаточно владеть знанием по теме. В данном случае это знание связано с доставкой предмета. Современная наука не обладает этим знанием…

Те, которые считают Коран только Книгой веры (и морали), не смогут понять приведенные аяты. По этой причине специалисты по Корану оказались в трудном положении. Некоторые из них посчитали событие за керамет, другие за чудо Сулеймана… 

Чудо, когда оно проявляется со стороны человека, представляет собой свидетельство его посланнической миссии. Керамет представляет собой дар (подарок) Аллаха своему служителю. Поскольку никто не может говорить (обещать) за Аллаха, постольку никто не может притязать ни на чудо, ни на керамет. Всевышний Аллах говорит так: «Никакой посланник не имеет полномочий сотворения чуда без разрешения Аллаха» (13/38). 

Перенос трона, как он описывается в аятах (27/38-40), не является ни чудом, ни кераметом. Оно представляет собой действие на основе знания, содержащегося в Книге Аллаха, Торе. Оно должно быть и в Коране. Если действовать в соответствии с предписаниями Корана, то делается возможным открыть его...

Коран разъясняется Кораном. И это есть основной принцип коранического познания. Другого источника здесь нет и быть не может!.. В свое время Посланник показал нам своим словом и делом, как это делается. Сейчас Посланника нет, но остается его пример. Он и есть основание для продолжения метода разъяснения Корана Кораном.

Одновременно Коран показывает нам, как мы можем воспользоваться предыдущими ниспосланиями Аллаха… 

Важной особенностью Корана является понимание его как формы объективного познания, фытрата, как этим понятием характеризуется это познание…

А еще Коран представлен на арабском…

Учет всех этих обстоятельств и является основой для успешного и адекватного познания Корана.

Разъяснение Корана Кораном

Всевышний Аллах говорит так: 

«Элиф, лам, ра. Это такая Книга, аяты которой созданы мухкемами (как мухкем аяты)  (как основательные, принципиальные, «не сдвигаемые с места» и т. д. аяты), которые затем разъяснены Аллахом, расставляющим все по местам и знающим обо всем» (11/1).

Мухкем: предписательный аят. Вполне надежное слово, не вызывающее сомнений в отношении своего смысла и содержания. Поскольку мухкемы (мухкем аяты) разъяснены (определены) Аллахом, постольку в дальнейшем разъясняются аяты, оставшиеся за их пределами. За основу при этом, естественно, берутся мухкемы. Они используются как основное средство для определения остальных аятов.

Так Коран разделяется на вида аятов: мухкемы и определяемые ими. Этот, второй, вид аятов предстает в Коране в следующей характеристике: 

«Самое прекрасное из слов Аллах ниспослал в виде мутешабих (и) месани Книги (Книги с мутешабих и месани аятами)» (39/23).

Мутешабих: похожие друг на друга, подобные друг другу две вещи. Мутешабих аяты: похожие, подобные аяты.

Схожесть (подобие) может иметь место между двумя и более соотносимыми предметами и явлениями. В таком случае можно говорить о соотносимой паре или парах. Этот момент отражен в понятии месна.

Месани: месна(مثنى):пара, двойка; месани (مثاني):пары, двойки (мн. ч. от месна) [6]. Месани аяты: парные аяты, аяты-двойки.

Значит коранические аяты существуют в виде похожих друг на друга (подобных друг другу) групп аятов-двоек. Понятно, что один аят может находиться в паре со многими другими аятами. Эти пары аятов рассыпаны по всему Корану. Задача их нахождения и систематизации доступна только специалистам. Всевышний Аллах говорит так:

«Эта Книга, аяты которой разъяснены с прочтением их на арабском, (ниспослана) для знающего кавима [7]   (людей, рода, общества)» (41/3).

Выявление похожих друг на друга (подобных друг другу) аятов является делом знающего (образованного) общества, обладающего еще и достаточным научным потенциалом. Коран не является ординарной Книгой, для его понимания требуются усилия всей науки. Она и должна быть задействована во всех случах, когда объектом познания является Коран. А еще есть такая сложность, как глубокое знание арабского. Удовлетворение этих условий и есть залог успешного освоения Корана. Субъект этого освоения (познания) и может быть определен как «знающее (образованное) общество». А вот, пожалуй, и основной аят из этой серии: 

«Это Он (Аллах) ниспослал тебе эту Книгу. Ее одну часть составляют мухкем-аяты (мухкемы). Они являются матерью (основой) Книги. Другие же – это мутешабихи (подобные, похожие, схожие аяты). (Люди) с кривизной в душах (кривой душой), с целью создания смуты [8] и желая проникнуть в их смысл (тевиль), следуют мутешабихам [9]. Но их смысла (тевиля) не знает никто, кроме Аллаха. Носители истинного знания скажут так: «Мы верим в это. Все это – от Господа нашего». Так думают люди, чистые душой» (3/7).

Тевиль: это – повернуть вещь к своей цели [10]. Целью мутешабих аятов являются мухкемы. Поворачивает каждое из них в сторону другого Аллах. Он же и разъясняет одно из них другим. Никто другой этого сделать не может. Но «(люди) с кривизной в душах, с целью создания смуты и желая проникнуть в их смысл (тевиль), следуют мутешабихам». Они разрывают связи между аятами и стараются повернуть их на желаемую цель, провоцируя фитне (смуту)…

Есть еще и ученые, не видящие до конца связей между аятами. Их ошибки ограничиваются, разумеется, сферой познания. У них нет корыстных намерений.

…Люди с кривизной в душах (кривой душой). Им Аллах противопоставляет людей с чистой (прямой) душой. Первые пытаются придать мутешабихам свой смысл,вторые стараются понять их такими, какими дал их Аллах. У первых на уме свое, а у вторых – служение Аллаху. Первые пытаются играть в игру с Аллахом, используя его аяты в своих целях. Почему и пытаются трактовать их по-своему. У вторых таких «своих целей» нет. Потому у них нет и никакой корысти по отношению к аятам. По этой же причине они стремятся понять аяты такими, какие они есть сам по себе, то есть такими, какими дал их нам Аллах в Коране, какими он сформулировал их сам. Они не входят в сферу того, что принадлежит Аллаху и не может принадлежать человеку по природе вещей. В то же время они считают для себя прямой задачей понять, что говорит с их помощью Аллах… Удовлетворение условий, сформулированных Аллахом в отношении аятов, в свою очередь, отливается в принцип их объективного познания, реализуемый методом науки… 

Неспособность видеть объективную связь между аятами привела к тому, что и понятия тевиль, мутешабих и месани стали пониматься в каждом случае по-разному, но одинаково в плане отхода от их коранического смысла. Это отразилось и на использующих их аятах, что, естественно, привело к их искажению. А поскольку речь идет о таких жизненно важных вопросах, как брак, развод, процент, наследование и др., то легко представить себе урон, понесенный от этого исламом и мусульманами в целом. А есть, ведь, еще и аяты, которые не получили своего должного разъяснения или были разъяснены неверно [11]

Неспособность видеть связь между аятами нарушила и связь между Кораном и Сунной (хадисами). В силу этого в ряде случаев Сунна была принята за независимый источник, что только углубило разрыв между ней и Кораном. С этим в сознание вошел тезис о возможности (допустимости) противоречия между Кораном и Сунной и разделения их по сферам знания. В качестве примера можно указать на хадис о торговле золотом, серебром, пшеницей, ячменем, хурмой и солью. Он не согласуется с кораническими аятами о проценте [12]… Некоторые идут еще дальше, говоря о том, что Сунна может отменять Коран. Другие говорят о том, что Коран отменяется Кораном, а Сунна – Сунной. Но истина состоит в том, что Сунна не может отменять Коран. А вера в каждом случае начинается со Слова Аллаха, то есть с Корана [13].

Неверное понимание отношения аятов и хадисов, Корана и Сунны привело к трудностям, в разрешении которых одна часть ученых перестала принимать во внимание Сунну, а другая, наоборот, взвалила всю ответственность на Коран. В соответствии «с историческим» подходом они стали трактовать Коран в контексте периода (времени) и географии его ниспослания или ограничили его вопросами религии и морали. Эти подходы породили тяжелые последствия. Они расширили сферу неверного толкования и привели к тому, что целый ряд аятов просто перестали замечать или их «заключили» в историю. Критика спасовала перед «авторитетами», она не подвергла их мнения объективной оценке с позиций Корана и Сунны. Но метод, который мы находим в вышеприведенных аятах, способен стать преградой для всех ложных способов мышления.

А теперь рассмотрим понятия мухкем, мутешабих, месани и тевиль в контексте отношения Корана и теоретического богословия.

 Тевиль или цель (предназначение) вещи (Р. Османзаде, А. Байиндир)

Кажется это просто – повернуть вещь к своей цели или навести ее на себя как на цель. На деле это совсем не так. Чтобы «повернуть», надо знать саму эту цель. То есть вещь в присущей ей объективности. А условием для этого является объективное познание (знание)… В этом значении понятие «цель» совпадает с такими понятиями, как причина вещи (ее происхождение), ее смысл или назначение, функции и т. д. Иначе говоря, требуется фундаментальное объективное знание вещи. Но такое знание есть «целая наука»… Научное знание, когда оно берет вещь «в обобщенной целостности» берет ее «в понятии». Оно возвращается к понятию о вещи, но теперь понимает его с учетом всего пройденного (о нем) пути познания. До этого познание находилось в начале пути и понятие (вещи) ничего ему не говорило, ничего, «за исключением самого понятия». А с завершением пути познания понятие (вещи) предстает как развернутое, осмыленное (ходом движения познания) и определенное (им)… Внесение в понятие смысла познания (смысла всего пройденного им пути) превращает его в содержание самого познания. Так понятие становится однозначным познанию, совпадает с ним. Это понятие можно характеризовать как понятие-познание. Если оно удовлетворяет требованиям объективного познания, то такое понятие (понятие-познание) можно рассматривать как теорию. Это значит, что в понимании того, что оно собой представляет, ответ на вопрос дается теорией. Но теория продолжает оставаться чем-то другим по отношению к понятию, равно как и оно само по отношению к теории. Это отношение слитности и разделенности понятия и теории формулируется признанием теории как развернутого понятия, а понятия – как свернутой (скрытой) теории

С превращением понятия в теорию (или достижением стадии теории в рассуждении о понятии) можно говорить с определенностью о всех его (понятия) качествах и параметрах, в том числе и о таком из них, как его смысл (цели, назначении, причине, функции и т. д.). Это в полной мере относится и к понятиям мухкем и мутешабих. «Теорией» для них является адекватный целостный Коран или Коран, постигаемый средствами объективного (научного) познания…

Так «простая» на вид «цель» вещи (тевиль) на деле оказывается достаточно сложным понятием. Чтобы рассуждать о ней, надо знать вещь как таковую, описываемую средствами объективного познания. А это возможно лишь на уровне теории… Потому и тевиль аятов может быть понят на основе Корана и в соответствии с ним, то есть путем следования тем условиям познания, которые оговаривает Аллах по отношению к Корану…

От редактора. Уникальность Корана заключается в том, что содержащееся в нем знание принадлежит Аллаху, который, собственно, и посвещает нас в него. Этого знания нигде, кроме как в Коране, нет. И по этой причине, при исследовании Корана следует ориентироваться на него самого. В этом плане поддержкой коранических исследований являются и хадисы Посланника (сас), но только истиные из них. Посланник трактует Коран адекватно, то есть так, как он есть на самом деле, ничего не привнося в него. 

В трактовке Корана Кораном есть одна особенность, которую обязательно надо учитывать. Коран является источником объективного знания об объективном мире, потому в нем не может быть никаких чудес, мифов и фантазий… С другой стороны, объективное знание изучается только методом науки, другой метод для него не подходит. По этой же причине, никакое чудо и мистифицирование ему не подходит. На этой основе в подходе к Корану, теперь надо соеденить два принципа: 1) изучение Корана Кораном, 2) изучение его на основе метода науки. Встает вопрос, о том, как это сделать?

Это можно сделать только, учитывая специфику знания Корана, которое является ниспосланием от Всевышнего. Оно (ниспослание) включает в себя два рода знания. Первое доступно для ума и нашего научного метода. Второе недоступно ни для первого, ни для второго. В первом случае всё понятно и всё на месте. Но весь вопрос состоит в том, как быть во-втором случае?.. На этот вопрос отвечает сам Аллах и предлагает верить ему на слово!.. Но верить ему на слово – это не значит, что надо сочинять некое чудо или мистифицировать ответ на вопрос. Аллах нигде не сказал, «верьте и сочиняйте от себя». Значит верить в Аллаха надо на его условиях. На условиях объективного знания, которое сам Аллах называет в Коране фытратом, а мы – научным знанием. 

Что остается в итоге? Остается понимание двух родов знания в Коране. (1) Первый род – это занние, которое доступно нам по нашему методу науки. Никакого чуда и мистифицирования здесь нет изначально. (2) Воторой – это род знания, который для нас по нашему методу является недоступным. Первый (род знания) может быть использован на практике прямо и непосредственно, а второй… В вопросе о том, как быть со вторым родом знания, надо обратиться к Корану самому. Всевышний рекомендует верить ему на слово (!). Верить – не значит придумывать чудеса по вопросу. Верить по Аллаху – это значит верить ему на основе фытрата и по принципу объективного знания, который является единственным решением в Коране. Иначе это значит, что кораническое знание в любом случае остается на почве объективного (научного) принципа, включая сюда и тот случай, когда Аллах предлагает человеку верить ему на слово. И только дальнейшее развитие научного знания может открыть нам то, что оставалось для нас непонятным в первоначальной формулировке и во что требовал верить нас Аллах.

Если же не прислушаться к этой рекомендации и начать отвечать на непонятное «собственным ответом», то его ценность равна нулю. Ибо этот ответ нарушает все принципы объективного познания в отношении к Корану, начиная с самого принципа изучения Корана Кораном.

И еще один момент. Приведение знания «от себя» Корану ведет к его деформации. Ее может рассматриваться в двух планах.  (1) В первом случае имеет место прямая и непосредственная деформация текста и смысла Корана. (2) Во втором – Корану начинает приписываться то, что идет не от него самого, а идет от человека. Так за Коран начинает выдаваться то, что не имеет к нему никокого отношения. Как легко видеть, ни один из этих подходов нельзя принять в качестве принципов, рекомендуемых для изучения Корана…

Теги: метод разъяснения Корана – Кораном, уникальность Корана заключается в том, что содержащееся в нем знание принадлежит Аллаху, 16/89, 30/40, 17/30, 75/16-19, 27/38-40, 13/38, 11/1, 39/23. 

Опубликовано 31.03.2012 


[1] В оригинале: А. Bayındır, ‘Kur’an Işığında Doğru Bildiğimiz Yanlışlar’, Suleymaniye Vakfı Yayınları, İstanbul, 2011, 4. Baskı, s: 125-126. (пер. на русск. – Р. М. Османзаде).

[2] См.: 12/1, 15/1, 26/2, 28/2, 44/2.

[3] Целостное восприятие связано с представлениями о системе и системности. Применительно к познанию можно говорить о принципе системности. Его эвристическая посылка направляет поиск, а принцип, положенный в основу системы, доказывает необходимость и достаточность каждого отдельного ее элемента (связи). Отрицательное решение при этом тоже несет положительный смысл. Поскольку в отношении рассматриваемого элемента делается вывод о том, что он не имеет к системе отношения, лежит за ее пределами (Ред.).

[4] Белькис: ударение на «и», которое произносится как продолжительный звук (Пер.)

[5] Ифрит (здесь): сильный и решительный джинн.

[6] Эл-Бедави. Тефсирул-Бедави (Тефсир Бедави), т. II, c. 323.

[7] Кавим: «общество мужчин». Но в Коране это понятие используется, по преимуществу, в значении «общества, состоящего из мужчин и женщин» (см. Рагиб эл-Исфагани. Коранический словарь, قوم).

[8] То, что переведено как «смута», в аяте проходит как «фитне», которое имеет такие значения: смута, раздор, беспорядок, неразбериха, интрига, подстрекательство, провокация и др. (Пер.).

[9] От редактора. (Люди) с кривизной в душах (кривой душой)… Они изначально настроены по отношению к Аллаху и его учению с учетом своих интересов. Потому для них важен не Коран сам по себе, а то, как он выражает и представляет их интересы. На этом пути они используют все возможности. И если для этого надо отвлечься от мухкемов и взять одни лишь мутешабихи, то они идут и на это, хотя это в корне неверно, поскольку в этом случае разрывается связь между этими двумя родами аятов (мухкемами и мутешабихами). А еще они пытаются войти в смысл аятов, который, как отмечает Аллах, не знает никто, кроме него самого. Доступный для человека смысл аятов ограничен Кораном. За его пределами следует «мнение», осуждаемое Аллахом. В свою очередь, смысл аятов на основе и в границах Корана делается возможным в случае связи мутешабихов с мухкемами. Если разорвать эту связь и искать смысл аятов (мутешабихов) где-то в стороне от этого источника (связи мутешабихов и мухкемов), то ни к чему прийти не дано. Но исказить смысл аятов и Корана в этой связи вполне возможно…

Можно подчеркнуть, что мутешабихи, осваиваемые на основе мухкем-аятов (или принципиальных аятов Корана), являются доступными для человека. Иначе, какой смысл в Коране!? Какой смысл «в недоступном»?.. Но опять же сама эта доступность имеет место, как отмечено, на почве Корана и его содержания. А оно излагается и раскрывается через отношение мухкем и мутешабих аятов, на его почве. Другого пути для вхождения в Коран и его понимания просто не существует. На этом, «другом», пути Коран и оказывается недоступным. Всё остальное отсюда уже (в плане смысла) принадлежит Аллаху. Оно скрыто от человека и доступно лишь для Аллаха. Потому он и говорит так, что смысла аятов не знает никто, кроме него самого…

Отказ от мухкемов и перенос всего внимания на мутешабихи сопровождается в данном случае еще и восприятием их самих через призму интересов. То есть мутешабихи начинают пониматься даже не так, как они есть в Коране, а с учетом приложения к ним угла зрения субъективных интересов.

Всё это, вместе взятое, позволяет сделать вывод «о многократном» искажении коранической позиции, проводимой в данном случае под флагом «сосредоточения» на одних лишь мутешабихах и отрыва их от мухкемов. А мотивировка выглядит «вроде бы» убедительной. Люди пытаются найти смысл мутешабихов… Что здесь такого? Почему не позволить им?.. Но найти этот смысл в отрыве от мухкемов – это задача невозможная. Ибо мухкемы и мутешабихи есть единая целостность. И имя ей – Коран!.. И весь смысл аятов надо искать в нем, в Коране, не переходя за него. «Закоранического» смысла аятов, как отмечено, не знает и знать не может никто. Всё знание об этом – у Аллаха…

Наконец, мутешабихи «искажаются еще раз». «В первый раз» их искажают тем, что их пытаются взять в отрыве от мухкемов, с которыми они связаны внутренне, а потому и неразрывно. «Во второй» они искажаются под преломляющей и деформирующей их призмой интересов… А после этого говорят, что «пытаются искать смысл аятов»… Эти люди играют в игру с Аллахом. Вернее, пытаются играть… И делают это уже после того, как Аллах сказал, «не делать», и осудил это… Таких людей надо жалеть. Аллах рекомендует им раскаяться и вернуться на путь. Пока не поздно. А то не простит, как Фараону… И будет лежать, как и он, «на дне». Только у каждого оно свое, это дно. И только опять же один Аллах знает, какое оно у кого…  

[10] Рагиб эл-Исфагани. Коранический словарь, أول.

Развитие темы см. ниже (Тевиль или цель вещи) (Ред.).  

[11] См. главы настоящей книги.

[12] См. гл. 33 (33. Процент).

[13]  См. гл. 37 (37. Несих (отмена) и наказание реджм).

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.