Кораника
Хадис о предопределении (судьбе)

Хадис о предопределении (судьбе)

Хадис о предопределении (судьбе) 

Вопрос: Я прочитал один хадис, где говорится, что ребенку в утробе матери записываются четыре вещи: удел (материальный достаток), срок жизни, дела и еще – будет ли он счастливым или нет… Я привожу не весь хадис, но, прочитав его, у меня возник такой вопрос. А верно ли то, что человек, совершающий добрые дела, оступившись (совершив отступление) однажды, может попасть в ад или наоборот – в рай, как о том, говорится в хадисе? Ведь этот хадис полностью противоречит Корану. Как вы думаете, мог ли Посланник (сас) высказать такое, ведь он говорил всё по Корану? 

Ответ: Исследование данного хадиса, который не совподает со смыслом Корана, к сожалению, указывает на его недостоверность (измышленность). Но этот хадис проходит в сборниках Бухари и Муслима. Приводим его полную версию от Абдуллаха Ибн Масуда (ра): 

«Посланник Аллаха сказал: «Поистине, каждый из вас формируется во чреве своей матери в течение сорока дней в виде капли семени (спермы). Затем он столько же пребывает там в виде сгустка и еще столько же – в виде кусочка плоти. После этого к нему направляется Ангел, который вдувает в него дух. И он получает веление записать четыре вещи: удел (материальный достаток человека), срок его (жизни), его дела, а также то, счастливым он будет или несчастным… Я клянусь Аллахом, кроме которого нет иного бога, поистине, любой из вас может совершать дела обитателей рая до тех пор, пока не окажется от рая на расстоянии всего лишь одного локтя, после чего (сбудется) написанное ему на роду и он станет совершать дела обитателей ада и войдет в него. И поистине, любой из вас может совершать дела обитателей ада до тех пор, пока не окажется от ада на расстоянии всего лишь одного локтя, после чего (сбудется) написанное ему на роду, и он станет совершать дела обитателей рая и попадет в него» [1]. 

Прежде чем исследовать этот хадис на предмет его достоверности, разделим его на темы. Это для того, чтобы сравнить его на соответствие с надлежащими аятами Корана. 

1. «Поистине, каждый из вас формируется во чреве своей матери в течение сорока дней в виде капли семени (спермы). Затем он столько же пребывает там в виде сгустка и еще столько же – в виде кусочка плоти»… О сотворении человека в Коране говорится много. К примеру, см.: 23/12-15. Допустим, что приведенный аят соответствует данной части хадиса. Но подчеркнем, что в Коране нигде не говорится о сорока днях (о сроках) формирования стадий плода.  

2. «После этого к нему направляется Ангел, который вдувает в него дух. И он получает веление записать четыре вещи: удел (человека), срок его (жизни), его дела, а также то, счастливым он будет или несчастным». На этот счет в Коране нет ни единого аята. Это значит, что хадис не имеет в этой своей части оснований в Коране. 

3. «Я клянусь Аллахом, кроме которого нет иного бога, поистине, любой из вас может совершать дела обитателей рая до тех пор, пока не окажется от рая на расстоянии всего лишь одного локтя, после чего (сбудется) написанное ему на роду и он станет совершать дела обитателей ада и войдет в него. И поистине, любой из вас может совершать дела обитателей ада до тех пор, пока не окажется от ада на расстоянии всего лишь одного локтя, после чего (сбудется) написанное ему на роду и он станет совершать дела обитателей рая и попадет в него». А положение, что человек, совершающий добро, в конце концов попадет в ад или совершающий зло – в рай, с Кораном не имеет никакой связи. Наоборот, Аллах призывает совершать добрые дела и отказаться от плохих. За хорошие – Он вознаграждает, а за плохие – наказывает. Но всегда дает возможность человеку исправиться и вернуться на путь. 

Итак, хадис, поделенный на три пункта, включает в себя следующие темы: 1) сотворение человека и стадии его формирования в утробе матери, 2) ангела, вдувающего дух и вносящего предопределение в человеческую жизнь, 3) грешника, у которого на судьбе начертано попасть в рай и праведника, которому суждено попасть в ад. Отметим, что ни один из приведенных пунктов, кроме первого (частично), невозможно коментировать по Корану. Ибо в Коране нет ни одного намека в вопросе доказательства по этим пунктам. 

Теги: хадис о предопределении (судьбе), Аллах призывает совершать добрые дела и отказаться от плохих, невозможно коментировать по Корану, 23/12-15. 

Опубликовано 21.05.2013


[1] Источник данного хадиса приводится из турецкой версии в переводах этих сборников. См.: Buhari, Kader, 1; Müslim, Kader, 1, 2; Ebu Davud, Sünnet, 17; Tirmizi, Kader, 4, 8.

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.