Кораника
Ошибки, допущенные Имамом Шафии

Ошибки, допущенные Имамом Шафии

II. Ошибки, допущенные Имамом Шафии

В этом разделе мы укажем на четыре важные ошибки Шафии в понимании «мудрости» (хикмата). К примеру, он считал «мудрость» (хикмат) личным качеством Мухаммеда (сас). Так же Шафии не соблюдал балланса и единства между аятами. Он не соблюдал различий между терминами «наби» и «расуль». Кроме этого у него был неправильный подход к единству и целостности Корана и Сунны, ибо он ставил Сунну наравне с Кораном, считая, что она была ниспослана Посланнику таким же путем, что и Коран.

1. Считать «мудрость» (хикмат) личным качеством Мухаммеда (сас)

После определения Сунны мудростью Имам Шафии сказал следующее:

«(Эту мудрость) Аллах не дал никому из своих созданий, кроме Мухаммеда (сас)» [1].

Как ранее уже говорилось (в суре 3/81 и 6/89), Писание (Книга) и мудрость (хикмат) были даны всем посланникам. Аллах говорит так:

«Он дарует мудрость, кому пожелает. Тот, кому дарована мудрость, награжден великим благом. Однако поминают назидание (зикр, знание) [2] только обладающие разумом [3]!» (2/269).

«Мы даровали Лукману мудрость, чтобы был благодарным Аллаху» (31/12).

Подчеркнем, что в Коране Лукман проходит ни как «наби». Но если бы он был «наби» (посланником), тогда Аллах дал бы ему не только мудрость, но и Писание. Но такое в Коране мы не видим.

Посланник Аллаха (сас) о мудрости сказал следующее: «Ревностно относиться (завидовать) можно двум типам людей: Первый – это тот, кто раздает на пути Аллаха то, чем одарил его Аллах. Второй – это тот, кому была дарована мудрость (знание) и этот человек обучает ей других [4]».

Существует хадис, где Посланник (сас) обняв Ибн Аббаса (ра), сказал: «О, Аллах! Научи его мудрости» [5].

Судя по этим аятам и хадисам Имам Шафии ошибся в своем понимании мудрости (хикмата). Ибо мудрость дается не только посланникам (наби), она дается всем тем, кто старается познать ее.

Продолж. следует



[1] См.: İmam Şâfiî,er-Risâle, c. I, s. 79.

[2] В словаре «Муфредат» (подробности) слово «зикр» (الذكر) указывает на способность (качество) человека, который владеет каким-либо знанием. «Марифет» (المعرفة) – это знание, которое познается со всеми ее подробностями. Если всему сказанному дать определение, то примерно, можно сказать, что использовать правильное знание – это способность держать в руках познание со всеми ее подробностями. По этому поводу существуют следующие хадисы: 7/199, 21/24, 88/21, 6/80.

[3] См.: İsmail b. Hammâd el-Cevherî, es-Sıhâh, Tahkik Ahmed Abdulgafur Attar, 3. Baskı, Beyrut.

[4] См.: Sahîh-i Buhârî, İlim, 15.

[5] См.: Sahîh-i Buhârî, Fedâil’ul-ashâb, 24.

Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.