Кораника
Несоблюдение баланса и единства между аятами (продолж.)

Несоблюдение баланса и единства между аятами (продолж.)

II. Ошибки, допущенные Имамом Шафии (продолж.)

2. Несоблюдение баланса и единства между аятами

Слово «мизан» (الميزان) происходит от корня слова «вазн» (وزن), означает баланс [1]. На примере следующего аята Аллах использует слово «мизан» (весы), заменяя его на «хикмат» (мудрость):

«Аллах тот, кто ниспослал Писание с истиной и весы…» (42/17).

А в следующем аяте вместо слова «хикмат» используется «мизан» и указывается основная цель, формлируемая словом «кыст» (قسط). Кыст означает право, дающее сохранить баланс, справедливость [2].

«Мы уже направляли наших посланников с ясными знамениями и ниспослали с ними Писание и весы, чтобы люди придерживались справедливости» (57/25).

Мизан (весы) существует в природе, на что есть указание в Книге Аллаха. Он говорит так:

«Он возвысил небо и установил весы, чтобы вы не преступали (границы дозволенного) на весах. Взвешивайте беспристрастно и не занижайте вес» (55/7-9).

Как видим, в оценке мудрости имеют значение такие понятия, как «мизан» (сбалансированность) и «кыст» (справедливость). Это значит, что суждение в случае отсутствия в нем сбалансированности и справедливости, не может претендовать на мудрое. Аллах говорит так:

«О, те, которые уверовали! Будьте стойки ради Аллаха, свидетельствуя беспристрастно, и пусть ненависть не подтолкнет вас к несправедливости. Будьте справедливы, ибо это ближе к богобоязненности. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете. Аллах обещал тем, которые уверовали и совершали праведные деяния, прощение и великую награду» (5/8-9).

Эту мудрость, справедливость и терпимость мы должны проявлять во всех случаях нашей жизни. А главное на это следует обращать внимание в нашей социальной и общественной жизни. Аллах говорит так:

«Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит беспристрастных.

Аллах запрещает вам дружить только с теми, кто сражались с вами из-за веры, выгоняли вас из ваших желищ и способствовали вашему изгнанию. А те, которые берут их себе в помощники и друзья, являются беззаконниками» (60/8-9).

В этом случае, отношения к тем, кто выступал против мусульман и помогал им, не должны превышать того, чего они удостоены от Аллаха (по аятам). Они должны получить отпор по праву и всё должно быть по справедливости. Аллах говорит так:

1. «И сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается с вами, но не преступайте. Поистине, Аллах не любит преступающих!» (2/190).

2. «…И изгоняйте их оттуда, откуда они изгнали вас…» (2/191).

3. «…Кто же преступает против вас, то и вы преступайте против него. (Преступайте) подобно тому, как он преступил против вас. Бойтесь Аллаха и знайте, что Аллах с богобоязненными!» (2/194).

Чтобы быть мудрым в наших отношениях с немусульманами, надо руководствоваться приведенными аятами. Неверное их толкование, со своей стороны, отразилось на неверном толковании ислама в целом [3].

Приведенные соображения позволяют дать следующее определение «хикмату» (мудрости): «Мудрость – это единство и баланс в мышлении (суждении), с помощью которой удается вынести справедливое и правильное решение». Это можно отнести как к аятам, так и науке в целом.

Для понимания мудрости можно сравнить, скажем, донесение аятов до людей с процессом приготовления вкусной пищи из заданного набора продуктов. Во вкусной пище всё строго сбалансировано…

Передает Вабис бин Мабед: «Как-то я подошел к Посланнику, а он спросил: «Что пришел спросить об отступлениях и добродетельстве?». И ударив меня пальцами руки в грудь и три раза повторил: «О, Вабиса! Спроси у своего духа (нафса), спроси у своего сердца! Добро – это подчинение души и сердца. А отступление (грех) – это то, что беспокоит изнутри и вызывает сомнение. Это может быть и тогда, когда люди не осудили, а, напротив, еще и выступили за тебя» [4].

Посланник говорил так: «Оставьте то, что вызывает подозрение, сомнение и тревогу. Выбирайте то, где этого нет. Потому, что правдивость порождает внутреннее удовлетворение, а ложь – сомнение и нерешительность» [5].

К примеру, некоторые лекарства неприятны (горьки). Но они принимаются в целях здоровья. Нечто подобное имеет место и в вере. Речь идет о предписаниях, выполнение которых может быть для кого-то и неудобным, но Аллах вознаграждает людей за их исполнение. А есть в предписаниях еще и польза для людей. Аллах говорит так:

«Предписано вам сражаться, хотя вам это неприятно. И может быть, вам неприятно что-нибудь, а оно является для вас благом. И может быть, вы любите что-нибудь, а оно является для вас злом. Поистине, Аллах знает, а вы не знаете!» (2/216).

Коран ниспослан с известным назначением. Но находятся люди, которые используют или эксплуатируют его в своих интересах. Потому Аллах толкует (разъясняет) Коран сам и указывает верующим на то, как находить в Коране ответы на интересующие их вопросы [6]. Об этом методе Аллах повествует так:

«Алиф, лям, ра. Это – писание, аяты которого ясно изложены, а затем разъяснены мудрым, ведающим. (Это для того, чтобы вы) не поклонялись никому, кроме Аллаха. Воистину, я для вас – предостерегающий увещеватель и добрый вестник от Него» (11/1-2).

К примеру, Посланник Мухаммед (сас) то же выносил свои решения методом, о котором Аллах говорит в Коране. Но из следующего аята понимаем, что и он мог ошибаться. Аллах говорит так:

«Они просят тебя вынести решение. Скажи: «Аллах вынесет для вас решение относительно тех, кто не оставляет после себя родителей или детей». Если умрет мужчина, у которого нет ребенка, но есть сестра, то ей принадлежит половина того, что он оставил. Он также наследует ей, если у нее нет ребенка. Если их две сестры, то им принадлежат две трети того, что он оставил. Если же они являются братьями и сестрами, то мужчине принадлежит доля, равная доле двух женщин. Аллах разъясняет это вам, чтобы вы не впали в заблуждение. Аллах ведает о всякой вещи» (4/176).

Значение и смысл слова «фетва» (верное решение) означает «из многих законов выбрать нужный» [7]. Фетва в приведенном аяте относится к теме о наследовании между братьями. Это решение Аллах подробно объясняет уже в суре «Ниса» с 7-го по 12-ый аяты и в 33-ем аяте. Но мусульмане, не разобравшись в аятах, спросили решение у Посланника, а он, в свою очередь, чтобы не ошибиться, дает решение, которое ниспослал Аллах. На это указывает аят:

«Аллах разъясняет это вам, чтобы вы не впали в заблуждение» (4/176).

Все это еще раз указывает на то, что если неправильно сопоставить аяты и не соблюдать единство между ними, то понять их адекватно не удастся. Ни мудрость не получится, ни знание… По этой причине исследующие Коран ученые и мыслители, из-за неадекватного понимания метода исследования Корана, не всегда могли разобраться в нем по-настоящему, в том числе и в вопросе суждения о мудрости. Эту ситуацию мы встречаем и в случае с Шафии. В этом же кроется и причина неадекватного понимания Сунны Посланника. Т.е. и она не всегда рассматривается в требуемой связи с Кораном и его аятами…

Продолж. следует


[1] См.: el-Halil b. Ahmed (öl. 170 h.) El-ayn, tahkik, M. el-Mahzûmî ve İbrahim es-Samirâî, Tarihsiz.  Ragıb el-İsfahânî (ö. 425 h.), Müfredât (thk: Safvan Adnan Dâvûdî), Dımaşk ve Beyrut, 1412/1992, Cevherî, es-Sıhâh, Mekâyîs’ul-luğa.

[2] См.: Ragıb el-İsfahânî, Müfredât.

[3] См.: A. Bayındır, Doğru Bildiğimiz Yanlışlar, s. 288, İstanbul, 2011.

[4] См.: Sünen-i Dârimî, Büyû’, 2.

[5] См.: Tirmizî, Kı­yâme, 60.

[6] Для полного понимания этой темы, предлагаем вам ознакомиться с этим методом. См.: Fatih Orum, Kur’ân ve Sünnet Temelinde Kur’ân’ı Anlama Usulü, Süleymaniye Vakfı Yayınları, İstanbul 2013.

[7] См.: el-Hâzin, Alauddin Ali b. Muhamed b. İbrahim (öl. 741 h.) Tahkik ve tashih, Muhammed Ali Şahin, Beyrut 1415 h.  c. I,  s. 433.

Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.