Кораника
Мировой имам параллельной религии – «Кутбу-азам» (о религии Фетхуллаха Гулена)

Мировой имам параллельной религии – «Кутбу-азам» (о религии Фетхуллаха Гулена)

Мировой имам параллельной религии – «Кутбу-азам»

(о религии Фетхуллаха Гулена) [1] 

Проф. А. Баиндир 

Как известно, ни один посланник не призывал людей служить кому-то другому, кроме Аллаха [2]. Служить и подчиняться только одному Аллаху – это является достижением высшей свободы. Но те, кто имеют свой интерес в деле, по мере своих возможностей стараются сделать других людей рабами и служителями себе. А тех, кого они не могут одолеть, их они видят просто рабами. 

Те, кто могут подчинять и заставлять служить людей себе, после этого чувствуют себя такими могучими, что входят во вкус и начинают подчинять себе уже массы людей. А одним из самых естественных средств для этого является вера (религия). Ибо она воздействует на сознание, которое управляет человеком. Но кроме специалистов и ученых, никто другой неспособен понять, как такие люди опустошают веру. Необходимым условием этого является обожествление лидера (в некоторых случаях это связывают «со святостью» человека), который подстерегает людей (как шайтан) на прямом пути (Аллаха), завлекая их на свою сторону. 

Сначала обожествляются и восхваляются семья и приближенные этого человека. Затем по надуманному сценарию делают из этих людей религиозных героев (авторитетов). Такие действия со стороны людей «обожествляющих и восхваляющих», уже нужно расценивать как первые шаги по обману (и шарлатанству) в вере, на пути Аллаха. Затем следует обожествление и Посланника Аллаха, с вознесением его на одну прямую (ступень) с Аллахом. А сам лидер группы провозглашается приближенным (другом или вели) Аллаха и ставится над всеми остальными «вели». Так он превозносится над людьми, имея особое избранное место возле Аллаха. 

Для каждого, вошедшего в тарикат (течение, джамаат) человека, далее используются термины из культуры народа. Так, человека, который находится на вершине этой иерархии (по суфической традиции), называют «Кутуб» [3]. Принимается, что «Кутуб» – это наивысший «вели» (друг Аллаха), И он, по воле Аллаха, управляет миром. 

Эта философия – самая настоящая ловушка для ума. Потому те, кто не пользуются им, с легкостью могут попасть в нее. Аллах говорит так: 

«О, люди! Да будет вам известно, что обещание Аллаха – это истина. Пусть не обольщает вас мирская жизнь. И не обольщает вас обольститель (шайтан) Аллахом. Воистину, шайтан – является вашим врагом. Ибо он зовет своих последователей только к тому, чтобы они стали обитателями огня. Неверным уготована жестокие муки. Что же касается тех, которые уверовали и творили благие дела, для них уготованы прощение и великая награда» (35/5-7). 

«Кутуб» – это типичная фигура параллельной религии. Его величают и как «Кутбу-азам» (главный шейх тарикатской иерархии). А еще он является и «халифом» («наместником») Халиф Аллаха – это человек сменяющий на престоле уходящего правителя. В итоге получается так, что «Кутбу-азам» сменяет Аллаха, простите, «уходящего в отставку». Он садится в его кресло и управляет миром как Аллах… 

У «Кутбу-азама» есть помощники, сидящие по правую и левую сторону от него. Это – имамы. Правый знает все решения «Кутба» (главного шейха), а левый – их истинную сторону. Эта иерархия состоит из тройки [4]. Кроме всего этого, у «Кутбу-азама» есть еще и другой сан. Порой он является и «Кутбу-гавсом» [5]. Полномочия «Кутбу-гавса» дают «Кутбу-азаму» сверхестественные силы, с помощью которых он может помочь любому нуждающемуся в любой точке мира. Так, «Кутбу-гавс» может одновременно «вылететь» (успеть) в разные точки мира на помощь нуждающимся. Обладая такими качествами, этот человек становится главным мировым имамом

Подобная структура построения иерархии существует во всех тарикатах, джамаатах и течениях (которые ориентируются на суфическую философию и приводимое ею учение о мироустройстве. – Пер., Ред.). В данном случае мы будем рассматривать структуру религиозного течения, возглавляемого Фетхуллахом Гуленом. 

Фетхуллах Гулен понимает (объясняет) сан «Кутуба» еще более широко. Он считает, что в этом сане (понятии) Аллах собрал всю свою милость. Поэтому его можно сравнить с Полярной звездой, которая является единственной в своем роде, а также является неотразимым образом как для землян, так и для небесных существ. Его проницаемость (авторитет, влияние) вошло в знание, а это знание вошло в знание Аллаха, которое со временем перешло в состояние, когда оно стало «не похожим на Аллаха и не отличным от него» и тем, что подчиняется только Аллаху [6]. То есть это не Аллах, но тем не менее, это и не нечто, отличное от него. 

После главного «Кутуба» и двух имамов следует идея о четырех «вели» именуемых как «эвтады», которые находятся на четырех сторонах света, с особой миссией. По мнению Гулена, это те, которые исполняют миссию посланников Идриса, Ильяса, Исы и Хызыра. А общественные дела они курируют через Джабраила, Микаиля, Исрафила и Азраила [7]. До этого места численность иерархии состоит из семи человек. Каждый из них располагается в разных климатических зонах и оттуда они ведут надзор над всем божественным (сотворенным Аллахом) [8]

Не менее важно и то, что «макам» («кресло», должность) «Кутуба» (всемирного имама) находится над «креслом» (макамом) Джабраила… Поэтому в одной из своих проповедей Фетхуллах Гулен набрался смелости и сумел сказать даже такое: «Если Джабраил создаст свою политическую партию, то я не проголосую за нее» [9]. Ув. Гулен ещё считает, что существует группа из сорока человек, которая занята просвещением народа. Эта группа занята еще и устанавлением преград, способствующих предотвращению зла и воссеянию добра между людьми. Эти люди принесли в жертву свои жизни и всё ради того, чтобы другим (людям) было хорошо [10]

После этой группы в сорок человек следует группа в триста человек. Эти люди олицетворяют скрытые (батын) имена Аллаха. Эту группу (из трехсот человек) называют «Нукебами» [11]. Гулен считает, что «Нукебы» постоянно находятся среди людей и неразлучны с ними. Они исправляют их неверные поступки и с уважением призывают всех к добру. Они владеют тайнами людей и являются чистыми душами (духами). Они укрепляют связь и служат посредниками между материальным и духовным миром [12]

Если обратить внимание, то можно видеть, как сторонники этой палаллельной религии создали для «всемирного имама» группу управляющих, которые завладели всеми полномочиями Всевышнего. Аллах говорит так: 

«Среди людей есть такие, которые берут (для поклонения) других с Аллахом наравне, помимо Него. Они любят (почитают) их так, как должны любить лишь Аллаха. А верующие крепче в любви именно к Аллаху. Если бы нечестивые увидели (то время), когда они узреют (получат) наказание, что вся сила целиком принадлежит Аллаху, и что Аллах суров в наказании! Когда те, за кем следовали, отрекутся от своих последователей и увидят наказание, то связи между ними прервутся. И последователи скажут: «О, если бы у нас была еще одна возможность, мы бы отреклись от них, как они отреклись от нас!». Так покажет им Аллах их деяния на горе им, и не выйдут они из огня!» (2/165-167).

Продолж. следует


[1]Статья написана А. Баиндиром на турецком языке.

            Перевод на русский сделан научным сотрудником Фонда «Сулеймания» Васиповым Р. А.

            Научная редакция перевода – Др. философ. наук проф. Р. Османзаде.

[2] См. Коран: 11/2, 26; 12/40; 17/23; 36/60-61; 41/14; 46/21.

[3] Об используемом в заголовке и тексте термине «кутуб» и «кутбу-азам» скажем следующее.

            Обе эти категории взяты из суфического учения, в котором «Кутуб» является обозначением высшей ступени в суфической иерархии.

            «Кутбу-азам» – это великий Кутуб. А само слово кутуб, в его формальном переводе, означает просто полюс. Из этого его словарного значения, к слову, тоже следует его величие и даже единственность. Ибо «полюс» в представлениях людей – это всегда очень высокое и единственное.

            Мы не входим в каноническую иерархию суфизма, но она широко представленна в литературе, в том числе и интернете.

[4] См.: Hasan Kamil YILMAZ, Altınoluk Mecmuası, Aralık 1995.

[5] См.: Fethullah GÜLEN, Kalbin Zümrüt Tepeleri, İstanbul 2011, c. III, s. 57.

[6]См.: Fethullah GÜLEN, a.g.e. c. III, s. 59-61.

[7] См.: Fethullah GÜLEN, a.g.e. c. III, s. 55-56.

[8] См.: Fethullah GÜLEN, a.g.e. c. III, s. 51.

[10] См.: Fethullah GÜLEN, a.g.e. c. III,  s. 54.

[11]См.: Süleyman Uludağ, Rical’ul-gayb, TDV İslam Ansiklopedisi.

[12]См.: Fethullah GÜLEN, a.g.e. c. III, s. 54-55.

Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.