Кораника
Рамазан. Шавваль. Пост

Рамазан. Шавваль. Пост

Рамазан. Шавваль. Пост 

Вопрос: Какое значение имеет пост в месяце Шавалле, о котором говорят, что его «надо» держать? 

Ответ: В Коране о посте в месяце Шаввале не сказано ничего. Но в хадисной литературе есть хадисы, в которых рекомендуется держать пост в 6 дней. В них говорится так: 

«Кто будет держать пост в Рамазане, а затем прибавит к нему еще 6 дней от Шaвваля, тому будет записано так, будто он продержал пост весь год» (см.: Müslim, Sıyâm, 39 (1164); Tirmizi, Sıyam, 53; Ebu Davud, Savm, 58; İbn Mace, Sıyâm, 33). 

Разъяснения в связи с хадисами 

Имам Шафии, Ахмед б. Ханбел, Давуд аз-Захири и ряд других ученых cчитают шестидневный пост в Шaввале мустaхабом, то есть явлением, не предписанным верой, но одобряемым в ней. Имам Aбу Ханифa, Имам Малик и Aбу Юсуф считают 6-ти дневный пост в Шaввале макрухом, то есть явлением запретным, но допускаемым по шариату. Имам Малик в своей книге «Муватта» объясняет это тем, что до него никто не держал этот пост. Он является нововведением (новшеством) в вере. А еще Имам Малик подчеркивает такую особенность этого поста, что люди, недостаточно знакомые с верой, могут посчитать его за посты Рамазана. Еще Имам Малик говорит так: 

«Я не видел ни одного ученого и правоведа, который бы держал шестидневный пост после праздника Рамазана. И ни от кого из последователей до меня не дошло никакого сообщения (свидетельства) (по этому вопросу). И только ученые, принимая во внимание практику некоторых невежд, которые присоединяли к Рамазану эти 6 дней и со страха перед ними, признали это измышленное новшество макруфом. Если бы ученые и в самом деле знали об этом и разделяли это мнение, то люди бы видели этот их шестидневный пост».  

В некоторых книгах масхабов Ханефи и Малики говорится о дозволенности (допустимости) шариатом шести дней поста в месяце Шaввале. К примеру, в книгах «Nuru’l-Îzâh» и «Şerh-i Merâkı’l-Felâh» при перечислении дозволенных постов указывается и на шестидневный пост в Шaввале. В примечаниях к «Merâku’l-Felâh» Тахтави в «Бахре» сообщает следующее: «По Имаму Эбу Ханифе держать пост в месяце Шеввале, – либо подряд, день за днем, либо в разные дни, – является макруфом. Но последующие ученые не видели в этом ничего запретного (предосудительного)». 

Ибн Абидин тоже говорит о том, что ученые веронаправления Ханефи, примкнувшие к проблеме, тоже не видели никаких трудностей в совершении поста в эти шесть дней. 

Как следует из приведенных соображений, согласно большинству исламских ученых держать пост в шесть дней в месяце Шaввале дозволено (допустимо шариатом). Нет разницы в том, чтобы держать этот пост день за днем или с перерывами (см.: Sünen-i Ebu Davud. Tercеme ve Şerhi. Hüseyin Kayapınar, Necati Yeniel, Necat Akdeniz. Şamil Yayınevi. Oruç bahsi, 58. bâb). 

От редактора. 

1. Пост в Рамазанe является обязательной мерой, предписываемой Кораном. Условия его должны быть доступны для людей всех категорий. Как в смысле их понимания, так и в смысле исполнения (реализации в реальной практике жизни). Это учитывается Аллахом. Он приводит три совершенно доступных для людей условия: не есть, не пить, не вступать в связь с женщиной. 

Напомним, что на пост отводится часть времени суток. Он начинается с момента (четкой) различимости на небе белой и черной «нитей». Это есть следствие начинающегося восхода Солнца. Оно находится еще за горизонтом (примерно на 15-18º ниже него), но лучи его уже оказываются способными прорезать ночную темному неба на белую и черную «нити»… Кончается пост с заходом Солнца. 

Понимание того, что на пост отводится часть суток важно и в плане суточной организации жизни во время поста. Жизнь течет по своему распорядку до и после него. Потому то, что человек не может позволить себе по ограничениям поста в течение дня, может позволить себе после него. 

А так как пост держится по Лунному календарю (Рамазану), который меньше Солнечного на 11 дней, то период поста каждый раз попадает на разные месяцы Солнечного календаря. Так пост (за годы) обегает весь этот календарь. От самого долгого его дня к самому короткому. Если бы пост держался «по Солнцу», то это было бы невозможно. Его дата была бы установлена раз и навсегда… Аллаху было угодно задать его «по Луну» (Лунному календарю). Это привело его «в движение» и придало ему изменяющуюся продолжительность –от максимальной (летом) до минимальной (зимой). Одновременно расширились возможности и для испытания человека «по параметру поста». Это – в обретение Аллаха. Но и для самого человека эта форма поста, изменяющегося по своей продолжительности во времени, стала, как кажется, более привлекательной, чем если бы она была «замерзшей» и одноразово или однозначно заданной… Аллах всегда устанавливат «себе на пользу» то, что идет и на пользу человеку. А поскольку у него нет корыстных целей в отношении человека, которого сам же и создает, то, в итоге, он всегда устанавливает то, что идет и на пользу человеку. И пост в Рамазане, опять же, прекрасный пример этому… 

Итак, Аллах установил три запрета на действия человека, приведение которых в жизнь, собственно, и есть «пост». Если делать это в месяц Рамазан и в течение всего его периода, то это теперь будет «постом в Рамазане». Это и есть предписание Всевышнего Аллаха людям в рамках его веры и поклонения ему.

2. Если быть внимательным к этим запретам – не есть, не пить, не вступать в связь с женщиной – в течение оговоренного времени суток, – то теперь каждый сам, как кажется, сможет ответить на большинство вопросов, связанных с Рамазаном и постом. К примеру, спрашивают о том, можно чистить зубы, принимать душ или пользоваться помадой, кремами, духами и т. д.? Конечно же, можно! Ибо ни одно из этих действий не входит в число ограничений, накладываемых на человека постом в Рамазане… 

3. Еще одно условие рамазанского поста связано с его облегчением для человека. Аллах разрешает переносить пост по причине нахождения человека в пути и его болезни. Опять два совершенно четких условия облегчения. Других нет!.. Но опять же пост не отменяется, а просто переносится на последующее время, удобное для человека… И в этом случае, если немного подумать, то можно самому ответить на возникающие здесь вопросы. Хотя бы на ряд из них…

Остается подчеркнуть, что рамазанский пост держали и во время боевых действий, которые вели Посланник (да благослвоит его Аллах и приветствует) и его армия. Потому других облегчений в нем, кроме указанных двух, нет… 

4. При болезни люди пользуются лекарствами, которые они могут принимать в виде таблеток, капель, инъекций, воздушно-капельным путем (в виде спреев), промываний, пластырей, банок (на спину) и т. д. Как быть в таком случае?

На этот вопрос в общем виде отвечает опять же условие поста: не есть, не пить, не вступать в связь с женщиной. Если принимаемые лечебные и гигиенические средства не нарушают этого условия, – заключение об этом должны дать врачи, – действуя, прежде всего и главным образом, в лечебном направлении, то можно считать, что они не нарушают и условий поста. А если есть сомнение в этом, то можно перенести пост по болезни и держать его после выздоровления. Но в данном случае речь идет именно о том, чтобы совместить «эта начала» – держать пост и принимать лечебные средства. 

Если на этот вопрос смотреть не с лечебной (здравоохранительной) точки зрения, а с некой иной, скажем, «запрета на прохождение через горло» или «на попадание в желудок», то можно выйти из смысла поста и уйти в рассуждения, не имеющие к нему отношения, как об этом уже сказано выше… 

5. Особая статья – это курильщики. Они тоже хотели бы держать пост. Но курение мешает этому. Оно не совмещается с приведенными условиями поста. В частности, с ограничениями по еде и питью… Но сигарета не несет в себе ни первого, ни второго… И в этом курильщики правы! Но она несет в себе, к примеру, никотин, действующий на организм как наркотик. Он способстует неадекватному восприятию человеком себя и в таких параметрах, как еда и питье. 

Это позволяет перенести акцент с курения на потребление наркотиков в целом. Любые их виды и формы принятия (курение и др.) несовместимы с постом. Ибо они, как и никотин в сигаретах, нарушают адекватное мировосприятие. Это деформирует и восприятие человеком своего состояния в запретных действиях на пост… Аллах испытывает постом человека в его естественном, так сказать, состоянии. А никотизированный и наркотизированный покидает эти пределы… 

6. …Запрещая опьяняющие напитки (вино и др.), азартные игры и другие подобные влечения, Аллах говорит так: «О, вы, уверовавшие! Опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (идолы), гадание и стрелы на шанс явлются скверной шайтана. Держитесь от них подальше, чтобы вы могли обрести спасение (достичь желаемого)» (5/90) (см. также 5/91). Как «опьяняющие напитки» переведено понятие «hamr» (хамр) (ألخمر). Оно используется по отношению ко всему тому, что ведет к утрате контроля над разумом (сознанием), опьяняя его. Оно может приниматься с едой , питьем, инъекцией и т. д. И Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) характеризовал «хамр» в этом значении и запрещал его (см.: Müslim, Eşribe, 73; Ebu Davud, Eşribe, 5; Tirmizi, Eşribe, 1). 

7. В данном случае ссылка на «опьяняющие напитки» (хамр) нужна была нам для параллели… Опьяняет «всё опьяняющее». И если запрещать его, то только «целиком». А если запрещать в одном и допускать в другом, то никакого запрета не получится… 

Так обстоит дело и с курением. Запрет на табакокурение, как условие поста, есть одновременно и запрет «на всё курительное». На всё то, что при помощи курения наркотизирует организм… 

8. Остаются, простите, женщины…

У них в этом вопросе нет отличий от мужчин. Они тоже держат пост, как и мужчины. Иначе, условия рамазанского поста одни и те же для мужчин и женщин.

Но есть такое понятие, как отличие женского организма от мужского. Аллах учитывает это. Речь идет о двух случаях: о посте и намазе. В критические дни женщины могут воздержаться от намаза, но от поста их не избавляет даже это. То есть пост для них остается таким же обязательным предписанием в критические дни, как и в дни обычные. Другое дело, что по состоянию здоровья они могут перенести его… 

В заключение. В отношении поста в Рамазане Аллах предельно четок и лаконичен. Но люди и ученое мнение порой выходят за его смысл и условия. И… входят в тупик. Начинается поиск. Но потеря ориентиров делает его обреченным… 

А ориентирами являются аяты Корана и практика Посланника. И выясняется, что даже в этом случае можно рассуждать формально. А оно является верным лишь до определенных пределов. После них надо обязательно руководствоваться смыслом (темы, проблемы). 

Мы также за то, чтобы люди и сами задумались над вопросами, для которых заданы их исходные посылки. Чтобы они «не толпились перед кабинетом» «Не есть, не пить», когда им надо «принять душ», «выдернуть зуб» или сделать еще нечто подобное. Аллах ничего не запретил… когда он запретил еду и питье в Рамазане. Ничего, более того, что запретил… 

Теги: рамазан, шавваль, пост.

Опубликовано 21.07.2014

Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.