Кораника
Курбан для Посланника

Курбан для Посланника

Курбан для Посланника

Вопрос: В одном из ответов на вопросы о курбане вы говорите о том, что курбан от имени Посланника не режется. А я думаю, что режется. По этому вопросу есть следующий хадис:

Передает Хуннес (ра): «Я видел Али (ра), когда он резал двух баранов-самцов. «Это что?», – спросил я у него. Али ответил: «Посланник (сас) завещал мне резать курбан для него (от его имени). И я режу его» (см.: Sünen-i Ebu Davut, Edahi, 2).

Выходит, что резать курбан за Посланника было его собственным завещанием. Я прошу вас привести доказательство этому хадису. Является ли он достоверным?

Ответ: Сначала отметим, что рассказчиком хадиса был не Хуннес, а Ханеш. Хадис проходит у Тирмизи и Эбу Давуда.

Термизи. По сообщению, Али (ра) резал два курбана. Один от своего имени, а другой от имени Посланника (сас). Когда у него спрашивали причину этого, он говорил так: «Так мне предложил поступать Посланник Аллаха. И я буду продолжать это» (см.: Tirmizi, Edâhî, 3).

Имам Тирмизи говорил в отношении этого хадиса, что «он – странный. Мы знаем его только по словам Шерика».

Эбу Давуд. «Ханеш сказал так: «Я видел, как Али (ра) резал два курбана одновременно. Я спросил у него: «Что это такое?». Он сказал: «Посланник Аллаха приказал мне (при жизни, чтобы я после его смерти каждый год) резал курбан вместо него. Вот, я и режу курбан вместо него» (см.: Ebû Dâvûd, Dehâyâ, 2).

Этот хадис до того слаб, что не поддается критическому анализу. А в цепочке передатчиков участвует неизвестный Эбуль-Хасна, в отношении которого ученые по хадисам говорят, что его хадисы не могут быть доказательством. Одновременно они характеризуются как «слабые», «недостоверные». Его хадисы об Али не похожи на хадисы других авторов. Потому когда Ханеш б. Аль-Мутемир ссылается на неизвестного Эбуль-Хасна, хадисы которого вызывают недоверие и не могут быть доказательством, то и собственная позиция Ханеша оказывается неубедительной и слабой.

Аль-Мубарекфури в своем произведении «Тухфетуль Ахвази» пишет по этой теме так:

«Я до сих пор не встретил истинного и (или. – Ред.) отмененного хадиса о том, чтобы резать курбан для умершего (резать вместо него. – Ред.). А хадис, который повествует об Али в этом вопросе, является слабым. Но если кто-то вдруг зарежет курбан вместо умершего, то пусть он, в целях предосторожности, всё же не ест от этого мяса, а раздаст его в качестве милостыни» [1].

Напомним, что Посланник резал на курбан двух баранов. Одного от своего имени и имени семьи, а другого – от имени общины и тех, у кого на это не было возможностей. А это уже совсм другое дело…

См. дополнительно на линке:

http://www.suleymaniyevakfi.org/arastirmalar/aile-adina-tek-kurban.html (на турецк.).

От редактора. Аль-Мубарекфури говорит, что он «не встречал» хадиса о том, «чтобы резать курбан для умершего (резать вместо него. – Ред.)». А приводимый хадис об Али от Ханеша квалифицирует как «слабый». Кажется, всё ясно!.. Но нет, неясно. Ибо не убедили Аль-Мубарекфури эти доводы. Он остался внутренне неудовлетворенными ими. Ибо остался в сомнении. Значит не убедили они его до конца… Как выражение этого сомнения он теперь допускает, что «можно резать»… Мог бы категорически сказать, что «резать нельзя». Ибо нет ни одного хадиса! И в Коране тоже ничего нет!.. Но не решается. Как-никак – Посланник. Да и народ «хочет резать». Сначала будет делать это «за Посланника», потом «за святых», а дальше уже – и за всех остальных. «После святых», извините, его уже не остановишь… Аль-Мубарекфури мог бы его остановить. И сделать это на самом начальном этапе, «на этапе Посланника». Тем более, что и сам он «тут не причем». Всё от Корана и Посланника. Нет такого, чтобы «резать от имени». Ни в Коране, ни в хадисах! А потому не может быть это и «от Аль-Мубарекфури». И вообще от какого бы то ни было!.. Если бы Аль-Мубарекфури занял эту позицию, то стал бы надежной опорой Корана и Сунны. Но не занял. Занял двойственную, а потому просто неверную позицию…

И еще одно его упущение – это сам Коран. Не вник он в него! Не продумал до конца!.. А если бы вник и продумал, то понял бы, что все поклонения людей Всевышнему Аллаху, имеют земной смысл и земное назначение. Они просто кончаются за пределами земной жизни. И всё начинается сначала только в новой жизни. С повторным созданием. Когда душа вновь соединяется с телом…

В итоге можно сказать так, что все поклонения Аллаху, прриводимые в его Книгах-ниспосланиях, Коране в том числе, имеют границы земной жизни и не могут выйти за них. Это, естественно, относится и к курбану. А когда предлагают резать курбан после смерти человека, то условие нарушается… У человека другой путь после смерти. Его время развивается в направлении Судного дня и будущей жизни. И такого пункта, как возврата назад, в земную жизнь, здесь «не предусматривается»… Уважаемый Аль-Мубарекфури «не придал значения» общим принципам коранического Учения…

Но и это еще не всё! Аль-Мубарекфури, повторим, не только допускает курбан за умершего, – «если кто-то вдруг зарежет курбан вместо умершего», – но и предлагает следовать в этом вопросе… мерам «предосторожности» (?)… Что это такое и зачем это надо?! Как бы чего не вышло! Ведь режем за усопшего!.. «Не уверен, не обгоняй!». Но «обгоняет»! А «неуверенность» компенсирует «предосторожностью». Ею рекомендуется… не есть из этого мяса (?!)… В курбане мясо как раз для того, чтобы «есть из него». И это есть предписание Аллаха в данном вопросе: «…Ешьте из них (из мяса животных, принесенных в жертву Аллаху. – Ред.) сами и дайте поесть тем, кто довольствуется малым и просит от нищеты» (22/36). Аль-Мубарекфури, естественно, знает это. Потому «не есть» он рекомендует… Лучше скажем, что он рекомендует раздать это мясо людям в качестве милостыни. Но эти люди – такие же мусульмане, как и он сам… Выходит, одним мусульманам надлежит соблюдать предосторожность и не есть из мяса курбана, который режется от имени усопшего, а другим можно это и не соблюдать… Опять Аль-Мубарекфури идет вразрез с Кораном и предлагает людям нечто от себя, вместо того, чтобы предлагать от Корана. В Коране нет таких мусульман, одним из которых предписывалось бы соблюдать «предосторожность» по отношению к потреблению мяса курбана, а другим – нет. «Ешьте сами и дайте поесть другим». Таков здесь принцип… А что не поешь сам, не смеешь дать и другому! Еще один принцип-предписание Корана. Он предписывает отдавать людям всё только самое лучшее. И говорит, к примеру, так: «Не пытайтесь предлагать вместо доброго тот плохой продукт, который вы не возьмете сами, не закрыв глаза» (2/267) (см. также 3/92).

Итак, «сам не есть, а другим предлагает». Разделяет людей на две группы: «на предостерегающихся» и «не предостерегающихся»… Может и «оригинально», «зато бесплатно». Денег же не берет «за свое мясо»!.. А ты не бери бесплатное против здорововья!

Но мясо в курбане всегда отменное! Оно высшего сорта! Так предписал Аллах!.. Так что с мясом курбана проблем нет. Но есть проблемы, связанные с тем, «как и что»? Один из них – это наш случай. Когда курбан связывается «с потусторонним миром». Ведь режется он от имени человека умершего. Кто не знает, что это такое, может взять и спокойно, не задумываясь, резать. Кто знает, не режет. А кто на пути между тем и другим, незнанием и знанием в этом вопросе, тот может даже «резать с сомнением». Резать, но самому не есть, а раздать в качестве милостыни, то есть «за бесплпатно», это и «резать с сомнением»…

Всё бы хорошо! Да, вот, режут курбан только от имени пребывающего в жизни. Или сам режет или от его имени. От мертвых не режут. Ибо курбан – это поклонение Аллаху. А поклоняться ему в этом мире способны только люди, находящиеся в жизни. С упокоением (со смертью) они утрачивают эту способность…

…В теории возможны допущения. Допустим и мы, что человек не разобрался в вопросе и зарезал. Как быть после этого? Можно потребить мясо в пищу, а можно и отказаться от него. Но в обоих случаях это должно стать правилом для всех. То есть если отказаться, то отказываются все, а если потребить, то потребляют все. Все предписания говорят о том, что его надо потребить. Ибо мясо «не несет ответственности за ошибки людей». Тем более, что в нем содержится труд человека. Но нас всё же интересует не это, а единство позиции в его принятии или отказе от него. То, что оно не может быть принято по соображениям сомнения, опасения и безопасности за то, что оно режется от имени умершего, является одинаково «опасным» для всех. А не только для кого-то одного. Потому не есть это мясо самому – это мало. Надо вообще отказаться от того, чтобы предлагать его людям. А если не есть самому, а предлагать людям, то отступление от предписаний Аллаха только «удваивается». Мало того, чтокурбан режется от имени умершего, он еще становится основанием для унижения человека. Так отступление от Корана отливается еще и в безнравственность мышления и действий…

Бесплатное мясо всегда является поддержкой для людей. Но когда из него не есть сам его хозяин, то это может насторожить. А когда выясняется что хозяин не ест «из предосторожности» в соответствии с принципом «как бы чего не вышло», – поскольку мясо это принадлежит жертвенному животному, которое режется от имени усопшего, – то «предосторожность» становится всеобщим чувством. Никто не знает, что может произойти в его судьбе от этой связи. От потребления мяса животного, зарезанного как курбан от имени усопшего… Потому самое лучшее – держаться подальше от него. И если один принял такое решение, то остальных уже удержать трудно. Без твердого знания сомнения не преодолеть…

И вот уже после этого курбан предлагают людям. В качестве бесплатного мяса на праздник… Естественно, запротестуют! Не поможет ни праздник, ни «бесплатность». Всем дорога честь и жизнь!.. Никто не примет унижения до подопытного кролика. Никто не сядет в самолет с неизвестным приземлением…

А еще и люди предъявят свой счет: «Сам не ешь, а нам даешь! На каком основании? Может наше здоровье не такое, как твое?.. Или связь с потусторонним миром другая?.. Если с тобой может случиться что-то, разве с нами не может?..». Одним словом, люди предъявят счет. И будут правы… Ибо всё это сочинено из себя. Ничего этого в Коране нет!.. И мясо животного прекрасное и здоровое. И резать его надо людям в жизни и при жизни. А «оттуда», извините, уже не зарежешь… Так всё просто и решается. И не остается никаких проблем. Кроме одной той, что надо поклоняться Всевышнему Аллаху. И делать это еще и в виде принесения ему животного в жертву… Как это понятно по смыслу языка, поклонение предполагает или имеет в виду живого человека. К мертвому оно не относится. Потому и поклонение Аллаху в виде принесения ему животного в жертву (курбана) тоже относится к живому человеку. К мертвому оно не остносится…

Приведенные соображения, – которые мы изложили благодаря ел-Мубарекфури, за что ему остается выразить нашу благодарность, – можно считать совершенно актуальными. Уже вопрос читателя убеждает в этом. Если еще и сегодня люди думают так, что можно резать курбан от имени Посланника, значит требуются дальнейшие усилия по формированию общественного сознания в соответствии с Кораном…

Теги: курбан для Посланника от Али, курбан для умершего, курбан Посланника.

Опубликовано 29.09.2014



[1] См.: El-Mubârekfûrî, Tuhfetü’l-Ahvezî, Kahire, 2001, c: 4, s: 433-434, 1495, hadisin şerhi; es-Sehârenfûri, Bezlu’l-Mechûd fî Halli Ebî Dâvûd, Beyrut, trs, c: 13, s.10-11; Sünen-i Ebu Davud, Tercüme ve Şerhi, Necati Yeniel, Hüseyin Kayapınar, Necat Akdeniz, Şamil Yayınevi, İstanbul, 1990, c: 10, s: 465.

 

Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.