О чистоте и гигиене
Вопрос: Нарушает ли малое омовение выход газов?
Прочитал ответ на вопрос. В аяте говорится об очищении после половой связи и посещения туалета…
А по вопросу говорится так. «…По мнению многих авторитетных ученых мазхабов, малое омовение при выходе газов нарушается и его нужно обновлять перед каждой молитвой (намазом)».
Появилось некое смятение, как реагировать на Ваш ответ и следующий хадис: «Кто подмывается из-за выхода газов, тот не из нас».
«Истинджа’ (автор: Шамиль Аляутдинов).
Истинджа’ — соблюдение личной гигиены (пользование биде, подмывание) после справления физиологических потребностей, то есть удаление водой или иными гигиеническими средствами остатков физиологии после малой и большой нужды.
Истинджа’ не относится непосредственно к действиям малого омовения, поэтому нет необходимости подмываться перед каждым омовением (вуду’).
Богословы-ханафиты говорили, что в обычных ситуациях это относится к категории обязательного на уровне сунны (сунна муаккяда), то есть очень желательного. Но в то же время это действие является тем, без чего можно обойтись в затруднительной ситуации, и при этом молитва будет полноценной. В случае же, когда человек запачкался чем-то нечистым и явно наличие остатков нечистот, подмывание (удаление этого) становится обязательным (ваджиб).
Все остальные богословы говорили об обязательности (ваджиб) истинджа’ (водой или иным чистым) в случае выхода чего-либо из мочеиспускательного канала или прямой кишки.
Все ученые единодушны в том, что применение воды при подмывании является наиболее предпочтительным.
В то же время считаю важным оговорить, что, например, после сна или после выхода газов подмываться абсолютно необязательно, каноническая необходимость отсутствует. Так считают все без исключения ученые-богословы /1/. Имеется следующее высказывание Пророка: «Кто подмывается из-за выхода газов, тот не из нас».
К данной теме относится и такое понятие, как истибра’ — дословно с арабского стремление к чистоте. Это значит, что после малой нужды человек выжидает короткий период времени, а затем совершает омовение. Никакой канонической необходимости в этом нет, все зависит от личной физиологии /2/ человека. Зависит от того, бывают ли какие-то дополнительные выделения или нет».
PS. Рассуждения автора письма приводятся почти целиком. Это сделано для того, чтобы читатели сайта имели возможность лучше ознакомиться с проблемой.
Ответ: Как видим, ответ на вопрос может дискутироваться. Но здесь есть и свои условия. Если выход газов сопровождается какими-либо выделениями, – что может быть у одного человека и отсутствовать у другого, – то подмыться имеет смысл. Но опять же это не «по канону», а потому, что имело место некое загрязнение тела.
Но есть люди, которые привычны к тому, чтобы подмываться и в случае, когда никакого выделения нет. «Чистота» у них такого понятия! Это тоже не «по канону». Но каждый человек может сремиться к той степени чистоты, которую он предпочитает для себя. И в этом тоже никакого запрета «от канона» нет.
А высказывание Пророка: «Кто подмывается из-за выхода газов, тот не из нас» говорит об отсутствии канонизированного подмывания.
Теги: малое омовение, выход газов, подмвание.
Опубликовано: 07.07.2015
Свежие комментарии