Кораника
Можно ли писать аяты на посуде?

Можно ли писать аяты на посуде?

Можно ли писать аяты на посуде? 

Вопрос: 1) Допускается ли изображение аятов и/или хадисов на посуде (чашке, тарелке) на русском языке или в транслитерации с арабского?

2) Допускается ли золото, как элемент рисунка на чашке? Сама чашка выполнена из фарфора.   

Ответ: 1) Коран ниспослан с известной целью и назначением. И об этом знают все. Его предписания надо знать и их надо исполнять.

Что же касается искусства художественной росписи (каллиграфии), которая привлекает в свою сферу и ниспослание (от Аллаха, Бога), то на нее у Аллаха запрета нет. Он запрещает читать Коран и его аяты не вникая в их смысл, без их понимания, воспринимая их как некий непонятный поток звуков. Он не позволяет искажать аяты или сочинять их от себя и относить их затем на его адрес. Говорит так:

«Горе же тем, которые пишут Писание своими руками, а потом говорят: «Это от Аллаха»,  – чтобы приобрести за это ничтожную плату! Горе же им за то, что написали их руки, и горе им за то, что они приобретают!» (2/79).

Вот это есть то, что Аллах запрещает по отношению к своему ниспосланию (Корану и др.). А искусство имеет в целом высокое назначение. И гуманистическое искусство только служит воспитанию и совершенствованию человека. Т.е. оно действует в полном соответствии с теми задачми, которые ставит перед человеком Аллах. Художественная роспись занимает в этой системе свое место.

Остается вопрос с торговлей. Расписанные аятами и хадисами изделия (любые, в том числе и посуда и домашняя утварь или боевые доспехи средневековья, которые еще встречаются в музеях) – их тоже надо квалифицировать как восприятие ниспосланнических идей через призму искусства. Они сегодня воспороизводятся «в потоке» (на производстве) или в индивидуальном порядке. И в том, и в другом случае они поступают к человеку через рынок. Так у них появляется рыночная цена. Она может быть разной на разных рынках, но она одинаково существует у всех изделий, выставленных на продажу… Остальное уже подчинено правилам самой торговли…

И еще один момент связан непосредственно с акцентом на священном тексте. Человек опять же несет ответственность за его идентичность по тексту от Аллаха. Ибо отход от текста в любом случае неприемлем. Значит он неприемлем и в художественной его росписи, в том числе и когда она выполняется для продажи… 

2) На рисунок на чашке нет никакого запрета Аллаха. Его автор может создавать сам по своему воображению. Ничего не говорится у Него по вопросу о том, может ли быть он из золота или нет… Если «не говорится», значит может и в той форме, в какой мыслит это сам художник (мастер росписи, инкрустации, золотых дел).

Теги: можно ли писать аяты на посуде.

Опубликовано 12.08.2015

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.