Кораника
Предписательное (обязательное) и познавательное в ниспослании

Предписательное (обязательное) и познавательное в ниспослании

Предписательное (обязательное) и познавательное в ниспослании 

Вопрос: Недавно где-то у вас встретил соображения о предписательном (обязательном) и познавательном в ниспослании. Что это такое? 

Ответ: Уточним понятия.

Если иметь в виду ниспослание от Аллаха (Бога), то его надо понимать как предписательное Слово Аллаха (Бога) или как предписательное в широком смысле слова. Ибо оно является обязательным в исполнении в каждом своем пункте (положении). Другое дело, что эта обязательность сопровождается свободой человека и в итоге попадает в зависимость от нее. И тем не менее она сохраняет всю свою силу и действие. Это видно уже потому, что Аллах постоянно говорит о том, что Он рассчитается с человеком «по его возвращении». И тогда Он спросит с него о том, что он сделал с его ниспосланием и его предписаниями.

Итак, ниспослание предписательно в широком смысле слова. Но у него есть свои «функциональные блоки», в которые теперь перетекает и сама эта предписательность. Из этих блоков нас в данном случае интересуют только два. Блок знания и блок благодарения Творца (благодарности Творцу) за оказанное им содействие человеку. Благодарение сопровождается еще и поклонением Ему.

В кораническом ниспослании, к примеру, Аллах предлагает человеку следующие поклонения: пятикратную молитву (намаз) в день, закят, – выплату материальной поддержки малообеспеченным людям, являющуюся одновременно и нравственным очищением и облагораживанием для самого человека (от сознания поддержки им ближнего в соответствии с предписаниями Аллаха), – пост (орудж) в месяц Рамазан, паломничество (в Мекку) и др. Говорит так:

«Выстаивайте молитву, давайте очищение (закят), совершайте поклоны (рукю) с поклоняющимися» (2/43), «О те, которые уверовали! Предписан вам пост так же, как он (был) предписан тем, кто был до вас <…>» (2/183),

«Мы указали Ибрагиму место Дома (Каабы) (и предписали ему следующее:) «Не придавай мне в сотоварищи ничего и очисти Дом мой для обходящих его (кружащих вокруг него), стояших (в нем) на ногах (выстаивающих молитву), кланяющихся поясным поклоном (рюкю) и падающих ниц (сежде)» (22/26),

«Объяви паломничество (хадж) среди людей. И пусть они придут к тебе пешком или издалека на усталых верблюдах» (22/27)…

Широкий круг предписаний приводится в следующем аяте: «Не в том благочестие, чтобы поворачивать лицо в сторону востока и запада. Благочестив тот, кто уверовал в

Аллаха, судный (расчетный) день, ангелов, книги и в посланников. Кто расходует из любимых вещей на близких, сирот, бедных, путников, застрявших в пути, просящих подаяния и рабов. Выстаивает молитву, дает очищение (закят). Кто, заключив соглашение, приводит свои слова в исполнение. Кто во время трудностей, болезни и войны (бедствий) проявляет терпение. Это они правдивые (в вере)! Это они – богобоязненные!» (2/177).

В последнем случае имело бы смысл развести действия человека на те, которые обусловлены процедурами в вере и теми ограничениями вообще, которые вера накладывает на образ мышления и действий человека…

Продолж. следует

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.