Кораника
Объединение намазов – это практика Посланника

Объединение намазов – это практика Посланника

Объединение намазов – это практика Посланника

Вопрос: Есть ли в Коране доказательства того, что можно объединять намазы – обеденный с послеобеденным и вечерний с послевечерним, как делают это шииты? Правы ли они в этом вопросе? Перечислите причины возможности совмещения молитв, если такое есть. 

Ответ: Намаз – это поклонение, которое Аллах предписал всем людям в одинаковой форме. Разница лишь в том, что иудеи читали суры в намазе на древнеарамейском или иврите, а арабы – на арабском. А Посланник Нух и его последователи на своем языке. Доказательством этому служит аят 4-й суры Ибрагим: 

«Мы направляли (к людям) посланников, которые говорили на языке своего народа, чтобы они донесли им (Писание). Аллах вводит в заблуждение того, кто желает заблуждаться и ведет прямым путем того, кто желает идти им. Он могущественный, мудрый» (14/4). 

Поэтому в Коране арабам говорится об известном им намазе. Т.е. Аллах в Коране говорит о намазе, с которым арабы были уже знакомы. Просто его нужно было совершать своевременно и не пропускать, не приводя для этого несостоятельных доводов. Даже при боевых действиях…   

Аллах говорит так: 

«Воистину, намаз для верующих предписан (обязателен) в определенное время (сроки)» (4/103). 

«Совершай намаз, когда Солнце перейдет зенит (в сторону запада) и до наступления ночного мрака (в определенные часы) и утренний намаз тоже… Воистину, утренний намаз засвидетельствован» (17/78). 

«Совершай намаз в обоих половинах дня и в то время, когда ночь близка ко дню. Ибо доброе (добродетельное) стирает худое. Это является напоминаием для тех, кто желает думать умом» (11/114). 

Как видим, Аллах в 114-ом аяте суры Худ предлагает совершать намаз в обоих половинах дня. Первая – это время, когда Солнце переходит через зенит (т.е. в сторону запада) и заканчивается с его заходом. А вторая – начинается с заходом Солнца и заканчивается с полным исчезновением света на горизонте западного неба. Поэтому «первая половина дня» включает в себя обеденный и послеобеденный намазы. А вторая – вечерний и послевечерний намазы. Но Аллах не указал точное время начала и конца этих намазов при переходах между ними. Поэтому Посланник, совершая обеденный намаз (зухр), иногда сразу после него совершал и послеобеденный (аср). Это действие называется «джам-и такдим». А когда Посланник объединял обеденный (зухр) с послеобеденным намазом (аср), это действие называется «джам-и та’хир». Т.е. в первом случае объединяется послеобеденный (аср) с обеденным намазом (зухр). А во втором, обеденный намаз (зухр) объединяется с послеобеденным намазом (аср). Это положение распространяется и на вечерний и послевечерний намазы тоже. 

О том, что Посланник объединял намазы, на это указывает достоверный хадис. Ибн Аббас передает, что ангел Джабраил приходил к Посланнику Мухаммеду дважды, чтобы показать, в какое время совершается каждый из намазов: 

«Джабраил у Каабы стал для меня имамом в намазе два раза (дня). В первый раз (день) мы совершили обеденный намаз-зухр тогда, когда тень от Солнца была в длинну со шнурок. Затем мы совершили послеобеденный намаз-аср тогда, когда тень от Солнца достигала в полную величину любой вещи. Потом мы совершили вечерний намаз-магриб сразу с заходом Солнца. Это время, когда постящийся разговляется. А когда солнечный свет полностью исчез, мы совершили послевечерний намаз-иша. А утренний намаз-фаджр, мы совершили в то время, когда начало светать. А это время называется «фаджри-садик», то есть время, когда постящемуся запрещено есть и пить… 

Но когда Джабраил во второй раз (день) стал имамом для меня в намазе, то в этот раз мы совершили обеденный намаз-зухр тогда, когда каждая вещь имела тень в полную величину. А послеобеденный намаз-аср тогда, когда каждая вещь имела тень в двойную величину. Затем мы совершили вечерний намаз-магриб в то же время, как и в первый день. Послевечерний намаз-иша мы совершили в то время, когда прошла треть ночи. А утренний намаз-фаджр мы совершили, когда вокруг было всё светло. Затем Джабраил повернулся ко мне и сказал: «О, Мухаммед, это время для совершения намазов. В это время поклонялись все посланники, которые были до тебя. Время совершения намаза – это время между этими двумя временами» (см.: Абу Давуд. Сунан. Намаз, 393; Tирмизи. Мевакит, 1, № 149). 

В заключение скажем, что объединение намазов идет из практики самого Посланника, который опирался на решение (хукм) выведенное из аятов Корана. Подчеркнем, что он объединял только обеденный с послеобеденным, а также вечерний с послевечерним намазами. Другие намазы он не объединял. Но Посланник объединял времена этих намазов только в крайних случаях… 

Шииты, если и следуют сегодня этой практике Посланника, то они уже давно пренебрегают этим положением и свели времена намазов к трем, чего Посланник категорически не делал. По Корану намаз нужно совершать пять раз в день и Посланник учитывал это условие. А постоянно совершать намаз, объединяя его в три времени, это уже нововведение самих шиитов. 

Поэтому объединять эти времена намазов можно в случае, если боишься пропустить время того или иного намаза в пути. А еще объединять вышеуказанные намазы позволяется паломникам во время паломничества (хаджа)… 

Теги: объединение намазов, это практика Посланника. 

Опубликовано 24.05.2016

Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.