Кораника
Знание, мудрость, философия

Знание, мудрость, философия

Знание, мудрость, философия 

Вопрос: «Здравствуйте <…>. В этот раз я хочу вас спросить о Мудрости и Боге (Аллахе). Размышляя об этом я пришел к выводу что Бог (Аллах) есть Мудрость. Ведь Всевышний нечего не делает такого что было бы не мудрым, следовательно мудрость и Аллах неотделимы. Другое дело что Мудрость сама по себе, Велика и Великая, а когда она есть у кого то, то это можно назвать по моему, обладанием частицей Божественной сути, в общем, есть ли Мудрость и Бог (Аллах) одно и то же?». 

Ответ: Чтобы понять заданный вами вопрос или вопрос о том, «есть ли Мудрость и Бог (Аллах) одно и то же?», сначла отделим эти понятия друг от друга. Бог – это, простите, Бог! И является он единственной сущностью подобного рода – как единственный и единый творец мира и человека. И всё в мире подчинено Ему и управляется Им. Говорит так: «У Него – ключи тайного; знает их только Он. Знает Он, что на суше и на море; лист падает только с Его ведома, и нет зерна во мраке земли, нет свежего или сухого, чего не было бы в книге ясной» (6/59). 

А мудрость – это особенность или черта знания и мышления. Какая же это черта такая?! 

Чтобы понять ее, начнем с науки. Наука – это объективное мышление (суждение) об объекте, его познание соответственно самому себе… Тогда что такое «объект»? Объект – это всё то, на что направлено внимание познающего субъекта, что входит в сферу его интересов. Субъект – это то, что ставит перед собой задачу познания объекта. Его можно понять и как само мышление или человека. А его самого можно понять в любом из присущих ему определений, включая сюда, скажем, его понимание в присущем ему персонифицированном (личностном) и групповом качестве, вплоть до понимания самого этого качества в смысле общества и истории…  

С учетом этих соображений всё мышление (познание) оказывается заключенным в систему субъектно-объектного отношения. Т.е. какое бы мышление мы ни взяли и чтобы о нем ни пожелали сказать, исходной и самой общей его характеристикой будет суждение о нем как субъектно-объектном отношении и из этого отношения.  

Как же можно судить о нем в этом случае? Можно назвать такие формы мышления (о них говорят еще и как о формах общественного сознания), как научную (науку), художественную (искусство), религиозную (религию или веру) и, наконеу, произвольную форму. Понятно, что произвольная форма мышления подчиняется свободным законам мышления и в ней толькос сам мыслящий субъект знает о чем идет речь, что откуда берется, а, «взявшись», следует туда, куда оно, простите, следует. Принимающие эти законы мышления (суждения) остаются с автором, а остальные, не принимающие, отходят от него. А во всех остальных формах (наука, искусство, вера) существует строгий порядок вещей (как строгие законы и правила мышления), благодаря которому мышление, собственно, и принимает тот вид, который является характерным для данной формы (одной из трех названных). 

Поскольку нас интересует знание и его объективная (совпадающеая с объектом форма), постольку мы приходим к науке. И если с этих позиций вернуться к вопросу о Боге и мудрости, то вопрос перетекает теперь в воспрос об отношении науки и мудрости. Что есть в таком случае наука и что есть мудрость? Как они сходятся и расходятся? 

Тогда еще раз повторим определение науки (научного мышления) как объективного знания. И подчеркнем, что введение ее в отношение с мудростью ничего не прибавило и не убавило в ней по отношению к ее первонаачльному определению как воспроизведению в знании (знанием) объекта. Но добавило необходимость осознать отношение науки и мудрости… 

Приведем два пример. 1. У нас, скажем, есть некая сумма денег, которую мы должны потратить «с умом». Мы и потратили! И каждый сделал это по-своему. А в целом получилось по-разному. Кого признали потратившим наиболее эффективно, тот и оказался наиболее глубоко мыслящим или более «мудрым».  

Другой пример. 2. Сегодня мы используем атомную технологию. И используем ее в двух направлениях. На направлении созидания нашей жизни и ее разрушения. У всех в умах сразу возникает мысль о том, а что, разве нельзя только в созидательном? Зачем бросать бомбу эту на головы людекй, когда этим зарядом атома можно сделать так много для для улучшения жизни людей?.. Задуматься над этим вопросом и решить его в пользу использования атома во благо людей – это и есть «ум», а значит и «мудрость» современной жизни… 

На этих основаниях мы можем понять науку как формальное или отвлеченное от жизни и ее интерсов и интересов самого познающего субъекта учение об объекте. А мудрость ставит перед человеком задачу использования этого знания с максимальной пользой для себя (общества, людей)…  

И Аллах, характеризуя своего посланника Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует) и определеяя его миссию (функции) говорит так: «<…>Ведь Аллах ниспослал тебе писание и мудрость и научил тебя тому, чего ты не знал. Щедрость Аллаха к тебе была велика!» (4/113). Или: «Оказал Аллах милость верующим, когда воздвиг среди них посланника из них самих; он читают им Его знамения, очищает их и учит их писанию и мудрости, хотя они и были раньше в явном заблуждении» (3/164).  

«Мудрость» по отношению к Корану – это способность (и метод) объективного познания Корана. Он представляет собой ниспослание Аллахом своего знания людям. И является формой объективного и научного познания. И только его объективное познание или объективное (со стороны человека) познание объективного знания Аллаха позволяет постичь Коран (ниспослание) так, что всё богатство его мысли (доступное человеку на сегодняшний день по науке) оказывается в его руках и делается возможным для использования его на практике…  

«Мудрость» и «мудрствовать (мудрствование)» закрепились в языке еще в одном значении. Это – говорить, обсуждать, рассуждать… Иной раз это получается явно пустой и беспредметный разговор. Это осуждается людьми. И тогда эти понятия носят отрицательный смысл. Но если рассуждение направлено на некую проблему (вопрос, тему) и преследует собой задачу ее разрешения, несмотря на все трудности, встающие на пути, то оно носит позитивный смысл. Именно в этом плане мудрость и мудрствование и стали употребляться в древнегреческой философии. Отсюда пошло и само понятие философии, которую стали характеризовать как «любовь к мудрости»… 

Теги: знание, мудрость, философия, аяты: 3/164, 4/113, 6/59.

 

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.