Кораника
Пост и намаз в критические дни

Пост и намаз в критические дни

Пост и намаз в критические дни 

Вопрос: Может ли женщина во время Рамазана держать пост, но не совершать намаз, когда у нее начались месячные? 

Ответ: Аллах говорит так:

«Тебя спрашивают о положении женщин в период месячных (в критические дни). Скажи, что это есть определенная трудность. В эти дни месячных оставьте их в покое, не приближайтесь к ним, пока они не очистятся. После того, как они совершенно очистятся, приближайтесь к ним с места, указанного вам Аллахом. Аллах любит раскаявшихся, любит также и чистоплотных» (2/222).

Проходящее в аяте выражение (предписание, приказ) «не приближайтесь к ним, пока они не очистятся», указывает на то, что женщина в период месячных не является «чистой». Как известно, для намаза требуется омовение (частичное или полное). По этому поводу в Коране есть  указание: «…Аллах не желает доставлять вам трудность, но он желает… чтобы вы были чистыми» (5/6). В силу этого, женщина в период месячных не считается чистой и намаз делается невозможным для нее. По этой же причине она не ответственна за его неисполнение. Аллах говорит так:  

«Аллах не нагрузит ни на кого сверх его сил» (2/286). 

Однако, та ответственность, которая снимается с женщины во время месячных за намаз, не снимается с поста. 

Женщина по имени Муазе рассказывает: «Я спросила у Айши (супруги Посланника): «Почему женщина в период месячных держит пост, а намаз не совершает?». Она ответила: «Ты что Харурие?» [1]. Женщина ответила: «Нет, я не Харурие. Но я спрашиваю». Тогда Айша сказала: «Когда у нас начинаются критические дни, нам предписано держать пост, но совершать намаз не предписано» [2]

Как видим, с учетом приведенных соображений складывается различное отношение к посту и намазу во время месячных. Месячные не являются преградой для поста. Но они становятся преградой для намаза. Об этом говорят и приведенные выше слова супруги Посланника. Повторим: «Когда у нас начинаются критические дни, нам предписано держать пост, но совершать намаз не предписано». А в суре Бакара условиями, нарушающими пост, являются следующие: есть, пить и входить в связь с женщиной. Месячные здесь не являются нарушающими пост. И вслед за этим говорится так:  

«Это – границы, положенные Аллахом, не приближайтесь к ним» (2/187). 

Если после этого начать утверждать, что месячные являются помехой для поста, это будет уже «не приближаться» к границам, а прямо «переходить» их… 

Арабское слово «пост» (صوم) означает сдерживать себя, быть препятствием самому себе. Человек, держащий пост, сдерживает себя в вопросах еды, питья и половой связи [3]. Месячные не являются здесь преградой. По этой причине их нельзя считать фактором, нарушающим пост.  

В приведенном выше аяте месячные характеризуются как «трудность для женщины». С точки зрения поста она подобна болезни. После того, как Всевышний Аллах позволил больным и тем, которые в пути, не держать пост, Он говорит так:  

«Аллах желает легкого для вас, он не желает трудного»  (2/185). 

Те, которые по причине болезни, не могли держать пост в месяце Рамазане, переносят его (эти дни) на последующее время. Таково и положение женщины в период месячных. То есть она может перенести пост на другое время по причине болезни. Что же касается месячных, то они являются, как отмечено, препятствием для намаза. Потому намаз не переносится, а просто откладывается до ее очищения. 

Мусульманские законоведы запрещают женщинам в состоянии месячных держать пост в Рамазане и переносят его. При этом они не приводят требуемых оснований. И это в то время, когда Аллах разъяснил пост даже шире, чем другие формы поклонения. Он говорит так:  

«Это – границы, положенные Аллахом, к ним не приближайтесь. Аллах так разъясняет свои аяты людям, может остерегутся (защитятся)» (2/187). 

Подытожим. Аллах со всей четкостью определил особенности поста в Коране, в соответствии с которыми четко определяется и положение женщины в связи с этой темой. Нет никаких указаний и у Посланника на запрет на пост у женщин в период месячных. Если после этого считать месячные препятствием для поста, то это не только «неприближение» к пределам, это откровенный выход «за все пределы» установленные Аллахом. Ни у кого нет права нарушать установленное Аллахом!.. 

Теги: пост и намаз в критические дни, Аллах со всей четкостью определил особенности поста в Коране, ни у кого нет права нарушать установленное Аллахом, 2/185, 187, 222, 286. 

Опубликовано 25.07.2013


[1] Харурие: харуриец (из Харуры).

            Харура: место, где собирались иностранцы из рядов Али во время сиффинской войны (см. Э.Р. Фиглали (E.R. Fığlalı). Иностранцы. – Исламская энцикл., 1997, т. XVI, сс. 169-175).

[2] См.: Муслим. Хайз, 67.

[3] См.: Рагиб эл-Исфагани. Коранический словарь, صوم.

 

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.