Скот, родившийся в день Курбан-байрама (45)
Кораника > Паломничество (хадж) Дата: 09 Kasım 2010 Email This Post Email This Post

Скот, родившийся в день Курбан-байрама (45)

Вопрос [2]: Может ли быть сделано курбаном животное, родившееся в день Курбан-байрама два года тому назад? Считается ли оно достигшим двухлетнего возраста? И по какому календарю рассчитывается этот возраст: по хиджри или по нашему?

Ответ: При расчете возраста животного исходят из лунного календаря. Год по нему составляет 354 дня. Это значит, что родившемуся в день Курбан-байрама животному через два года в этот день, то есть в день Курбан-байрама, исполнится два года. В таком случае оно подходит по возрасту для курбана.

Теги: скот, родившийся в день Курбан-байрама, возраст скота для курбана, расчет возраста курбана по лунному календарю.

От редактора. Скот, родившийся в день Курбан-байрама!.. Какое это имеет значение для скота? В какой день ему родиться?! В какой родится, в такой и родится!.. В школу не надо! В армию – тоже! И биографию писать не будет… Для учета. И только!.. Чтобы знать, когда на селекцию и когда на убой…

Но само это выражение: «скот, родившийся в день Курбан-байрама», вроде бы придает ему некие преимущества. Но какие именно?.. Попробуем выяснить!.. Поприветствуем его и поздравим. С Днем рождения… Не реагирует… Тогда поздравим с Курбан-байрамом. Опять мычит!.. Может и в самом деле намекает, что у него сегодня два праздника?! И тот, и другой! И День рождения, и Курбан-байрам!.. А почему бы и нет?! Потому и поздравим! С обоими сразу!.. Опять!.. Вы правы!.. Трудно понять «две вещи», когда «и по одной» не дано!.. Но и «мычания» сегодня мало. Надо соображать!..

Перейдем «к следующему тесту». Подбросим скотине корма. Увеличим норму «до праздничной». Думаете, что-то изменилось?.. Нет, не думаете! Вы тоже знаете, что ничего не изменится!.. И верно! Поел и пошел себе. Как всегда! И как в обычный день! На всякий случай – промычал… И что возьмешь с него?!

Мы решили «положить конец» тестам и перейти «с высокого», дипломатического, на откровенный и доступный литературный. И сказать правду о том, что не отличает «скотина наша» день праздничный от дня обычного. Или «свой день» от «дня для всех». А если не отличает, то и притязать на него, извините, тоже не может! И говорить тут не о чем!.. Такова эта жизнь и ее законы!.. В ней «твое» – это только то, что осознано и завоевано. А всё остальное уже делается вопросом. Если даже оно при тебе, рядом с тобой или даже в тебе самом. И пусть всё это будет трижды!..

Так что права надо уметь доказать и защитить. Указать на них и отстоять их. По-другому это не бывает. Ибо все притязают на права. На том и строится мир… На свои и чужие!.. А какие свои, какие – чужие, это уже выясняется потом. После завоевания. Какие завоевал – те и твои, а все остальные – уже чужие… Объяснить это как бы получше скотине! И даже не ей самой, она всё равно не поймет. А тем, простите, кто права на гималаи выводит из самого этого понятия «права на гималаи» [3]

Всё в обществе, – в том числе, естественно, и праздники, а с ними и Курбан-байрам, – всё это для людей. К животным не имеет отношения. А если имеет, то опять же через связь и в связи с людьми. Потому животное имеет «самостоятельное значение» только на фоне природы, то есть когда оно рассматривается вне связи с людьми, как самодействующая категория… А когда о нем говорят как «о родившемся в день Курбан-байрама», то, поневоле, к нему начинают примерять (прилагать) меру человека. Но гораздо больше смысла в том, чтобы действовать по отношению к нему не по человеческой мере, а по его собственной. И Аллах рекомендует это. Он говорит: «Мы предоставили их (скот) вашей воле, чтобы вы были благодарными» (22/36). Аллах повторяет эту мысль и в следующем аяте: «Не дойдет до Аллаха ни их мясо, ни их кровь. До него дойдет только ваша богобоязненность. Так Он подчинил их вам, чтобы вы осознали величие Аллаха, направившего (способного направить) вас на верный путь. Обрадуй же благой вестью добродеющих» (22/37)» Эти два аята (22/36-37) формулируют меру, положенную Всевышним в отношениях между человеком и животными. На ее фоне и в границах ее смысла и пределов Аллах предложил приносить скот, его определенные виды и в определенное время, ему в жертву. Так отношение человека к скоту обернулось его отношением к Аллаху. Человек стоит над скотом, а над ним самим стоит Аллах как его создатель и повелитель. Эта связь задает (направляет) движение и субординацию в линии от Аллаха к человеку и от него к скоту…

Указание на это совсем не случайно. Речь идет о том, что в отдельных случаях эта система оказывается нарушенной. Скот ставится над человеком и даже, простите, над Аллахом. Его начинают обожествлять и ему начинают поклоняться. В сознании формируется Скот-бог… На деле ничего, простите, от Бога у скота нет. И быть не может!.. Какой из него бог, если он во власти человека? И еще это положено самим Всевышним… Станет ли Он создавать для себя бога из скота, а еще и подчиненного созданным им же человеком?.. Зачем это ему?! Такая замысловая, запутанная и нелепая связь!.. Такая, вот, нелепица занимала сознание людей и задавала тон в истории… В свое время, разумеется…

Эта традиция идет от скотоводческих народов, для которых скот был основным источником питания и сырья для бытовых и производственных нужд. Он использовался в сельскохозяйственном производстве, на строительстве и в армии. То есть он был важнейшим источником их существования вообще. Или был многофункциональной силой и поддержкой первобытных народов… Непроизвольная «благодарность ему за это» вылилась… в поклонение ему (!). А во что она еще могла вылиться?! Так поневоле у человека появился бог-скот. И отношение к нему стало соответственным. Как к богу!..

Всё бы хорошо! Особенно когда речь идет о благодарности. Да, вот, нет за пределами Аллаха никакого другого бога! И отношение человека к скоту оказалось нарушенным. Аллах поставил его над скотом. А он взял и переставил всё это. Поставил скота над собой… Повторим: «Мы предоставили их (скот) вашей воле, чтобы вы были благодарными» (22/36)…

Что делать после этого?.. Аллах предложил уложить «этого бога» «под ноги» и резать его в Его Имя. Может так отвратятся… Лежащий «под ногами» скот есть скот. Богом его уже не назовешь. А еще и приносится в жертву. От человека – Всевышнему Аллаху… Ударная волна докатывается до сознания. Она смысвает оттуда бога-скота и ставит на его месте истинного Бога – Всевышнего Аллаха. Таково назначение курбана. Или Курбан-байрама. Праздника жертвоприношения…

Особо о моменте «праздника». Почему всё же праздник? Не только надо зарезать скот во имя Аллаза, но еще и праздновать «это дело»! Для чего это?

Бог-скот – это ложный бог. Это миф в сознании людей, переложенный в практику. А это уже «двойная опасность». Когда миф становится практикой, ложной сознание начинает формировать ложную действительность. Рано или поздно это будет осознано. И этой действительности придет конец. Как это случалось и по сей день случается со всеми действиями людей на почве мифических и утопических теорий. Но прежде, чем случится это, будут потеряны время и энергия людей. Значит чем раньше случится отказ от ложного, тем меньше будет и потерь… Возврат в реальность и перенос усилий на почву реальной жизни – это есть великое обретение! Это оно имеет место в случае отказа от бога вымышленного, каким является бог-скот, и возврата к Богу настоящему, каким является Всевышний Аллах. А великое обретение – это всегда праздник!..

Его особенность связана и с его уникальностью. Речь идет о Всевышнем. Подчеркнем, о Всевышнем!.. Это совершенно особая «категория». И кто еще не уяснил себе ее до конца, пусть уяснит. Тогда увидит, сколь велико его обретение…

Всевышний так построил свои отношения с человеком, созданным для службы себе в рамках проекта от этой жизни к будущей, что никому из нас нельзя ступить и шага без него. И этот шаг всегда должен быть соразмерен и соотнесен с мерой и природой вещей. А всё ложное является преградой для этого. А еще это не просто ложное, а ложный бог вместо истинного… Как не резать его после этого?! Так Аллах отвращает человека от заблуждений и наставляет его на путь верный и истинный. На путь полезный и благий длля него… А о простительности Аллах и говорить нечего. Он – всепростительный! Но только это прощение должно быть принесено во время, а не за его пределами. За пределами Аллах уже не принимает и не прощает. К примеру, говорит так: «Только теперь? (А где ты был раньше?). Ты разве не был ослушавшимся нечестивцем?» (10/91) (белее полно см. 10/90-92). Это – о фараоне, преследовавшим Мусу (Моисея) при переходе через море. Муса перешел (со своими людьми), а фараона (и его людей) накрыли воды… И было это сделано, как мы это теперь начинаем понимать из Корана, совершенно сознательно, по воле Аллаха…

Отказ от ложного бога и возвращение к Аллаху, которое следует характеризовать как «великое обретение», можно рассматривать как включающего в себя два момента (грани). Первый из них – это отказ… Второй – возвращение… Но есть еще и третий момент. Это – свобода… Всё ложное в своем итоге есть насилие над человеком. И даже тогда, когда оно «успокоительно». Но это «спокойствие» есть временное состояние. За ним всегда следут пропасть. Зачастую с последующим падением в нее… А всё верное и истинное есть свобода или сфера свободы для человека. Оно есть основа для всякого его возвышения и совершенствования…

Если учесть всё это, то выходит, что отказ от ложного бога и возвращение к Аллаху сопровождается еще и обретением человеком своей свободы. Это и есть смысл «великого обретения»… Ушел от ложного! Пришел ко Всевышнему! Нашел в этом свою свободу!.. Что еще надо для счастья?! Встал на путь. Путь Всевышнего. Путь, где и когда всё «по мере и природе вещей». И ничего лишнего! Как на весах!.. Всё так, как и должно быть!.. Все параметры в норме. И сам в удовлетворенности… Говорит же Аллах о душевном спокойствии и равновесии людей, когда они «на пути». Или в согласии с ниспосланием от Него. Говорит, к примеру, так: «Знайте, что сердца (души) умиротвроряются (успокаиваются) от поминания Аллаха» (13/28)… А теперь можно и развиваться. И делать это не только «спокойно» и «результативно», рассчитывая на поддержку и одобрение Всевышнего. Но еще и делать это до бесконечности. По смыслу и возможностям отведенного нам времени…

Послесловие. А что касается сострадательного и соучастливого отношения к скоту и животным в целом, – если вернуться к теме, – то это опять же входит в понятие меры и природы вещей. Каждый уровень организации в этом мире – неживая природа, живое, растительный и животный миры, социальная сфера – имеет свою систему и закономерности. Соответствие им в человеческой деятельности есть важнейшее условие сохранения и воспроизводства бытия и жизни в границах, установленных Всевышним… В принципе, Аллах не позволит никому разрушить то, что создано им. Будь оно в форме загрязнения среды (см. 30/41) или в какой-то другой форме. Неадекватное отношение к животному, – выходящее за границы меры и природы вещей, – тоже следует рассматривать как одну из таких разрушительных форм…

С другой стороны, неадекватное отношение к животному может иметь место и в обратном направлении. Это когда мы ставим скот над собой, делаем из него идола для своего поклонения. В этом случае переиначивается и переосмысливается тезис о том, повторим еще раз, что «Мы предоставили их (скот) вашей воле, чтобы вы были благодарными» (22/36). Предельной формой этого переиначивания (переосмысления), со своей стороны, является обожествление скота, сопровождающееся поклонением ему… Аллах не примет этого решения ни за что! Ибо оно разрушает основной тезис всего ниспослания. Тезис о единственном, а потому и едином, Боге. Монотеистическое мышление является всеобщим и единственным принципом во всей линии веры от Всевышнего… А так как «в этот раз» «бог» из скота, то Аллах и говорит – «режь»!.. Мекканских богов-идолов Посланник Мухаммед уничтожал простым их разрушением. Они были из камня. Эдакие каменные истуканы… Боги языческой, докоранической, Мекки… А скот будем резать! Это совершенно естественно для него! И как для скота, и как для «бога»… «Если бы был богом», то постоял бы за себя… А мясо будем есть. Не выбрасывать же его!.. И падает оно не с неба, а идет от труда человека. Труда не менее года, вложенного в барана, не менее двух лет – в крупный рогатый скот и не менее пяти лет – в верблюда. А еще это мясо здорового и отборного животного. Потому Аллах и говорит: «Ешьте сами и дайте поесть другим» (см. 22/36)…

А первые шаги в этом направлении могут показаться «совершенно безобидными». Чем-то вроде детской шалости… Так, можно спросить о том, «как быть с курбаном, который родился в день Курбан-байрама»?.. По принципу – «все всё спрашивают, что и как. Дай и я спрошу»… А никак! Быть так, как положено быть со скотом, приносимым в жертву Аллаху по его же предписанию. И весь вопрос!.. Главное здесь состоит в том, чтобы исполнить волю Аллаха. Это и входит «в зачет»… Аллах говорит так: «Не дойдет до Аллаха ни их мясо, ни их кровь. До него дойдет только ваша богобоязненность» (22/37) (более полно см. 22/36-37)… А дата рождения курбана нигде не упоминается. Значит и в расчет нигде не принимается… Дни рождений скота не принято отмечать. Их даже не фиксируют. Если только речь не идет о племенной работе и исследованиях в целом. А еще когда готовят скот на убой. Возраст скота в этом случае является «эксплуатационной» категорией. Он имеет экономическую и потребительскую значимость… И в жертвоприношении скота в его Имя Аллах тоже установил возрастной ценз. Ко дню рождения он не имеет отношения… Это для тех, кто желает задавать вопросы «по-умному»…

Facebook'ta PaylaşTwitter'da Paylaş
Просмотрено 2.750
 
Другие фетвы по данной теме или близкие
№     Темы Дата    Прочтено    
1 Можно ли зарезать коня на курбан? 23.09.2015 1.428
2 Клятвенное жертвоприношение 11.06.2015 1.396
3 Я дал слово!.. 21.05.2015 1.261
4 Курбан для Посланника 29.09.2014 1.875
5 Kурбан по Ханефи 29.09.2014 1.840
6 Курбан при материальной ограниченности 29.09.2014 1.473
7 Один курбан на одну семью 29.09.2014 1.605
8 Курбан при недостаточных материальных возможностях 29.09.2014 1.574
9 Животное для курбана 23.09.2014 1.443
10 Два курбана 23.09.2014 1.295
11 Поделиться курбаном 23.09.2014 1.359
12 Курбан в кредит 23.09.2014 1.363
13 Курбан через организацию. Проблемы 23.09.2014 1.232
14 Что значит «ихрам» для паломника? 22.09.2014 1.801
15 Жертвоприношение – это предписание для всех людей! 20.09.2014 1.454
16 Хадж – это предписание для всех людей! 20.09.2014 1.361
17 Ложные хадисы в вопросе о курбане 24.05.2014 2.641
18 Благодарность Аллаху за его дары 24.05.2014 1.727
19 Первенство в совершении паломничества 02.05.2014 1.450
20 Скот, родившийся в день Курбан-байрама 26.03.2014 2.350
21 Обязательно ли целовать черный камень в стене Каабы? 08.03.2014 1.874
22 Верно ли, что глава семьи должен первым совершить хадж? 22.02.2014 1.812
23 Можно ли приносить в жертву курбан, который подарили? 15.02.2014 1.628
24 Курбан на паях и курбан-адак 12.02.2014 1.737
25 Курбан как выражение доброй воли ислама и мусульман 08.02.2014 1.714
26 Можно ли резать жертвенное животное преподнесенное в подарок? 08.02.2014 1.490
27 Можно ли дать милостыню вместо курбана? 05.02.2014 1.749
28 Можно ли резать курбан для умерших? 05.02.2014 2.802
29 Спекуляция на курбане 12.12.2013 1.678
30 Курбан в знак благодарности 12.12.2013 1.701
31 Первый Дом (храм) на Земле! 14.10.2013 1.822
32 Какие животные применимы для жертвоприношения? 10.10.2013 1.761
33 О жертвоприношении 10.10.2013 1.534
34 Разрешена ли торговля паломникам во время хаджа? 07.10.2013 1.722
35 Что значит слово «арафат»? 01.10.2013 2.814
36 Использование благовоний 27.06.2013 1.978
37 О курбане в Ветхом Завете 06.06.2013 2.012
38 О курбане 06.02.2013 1.688
39 Паломничество времен посланника Ибрагима 25.01.2013 1.679
40 Зуль-хиджа – это месяц совершения хаджа 15.01.2013 3.402
41 Укорачивание волос во время хаджа 23.11.2012 2.120
42 Курбан для немусульман 23.10.2012 2.026
43 Животные для курбана 23.10.2012 1.712
44 Цель жертвоприношения (курбана) 23.10.2012 1.740
45 Курбан: на сколько частей? 23.10.2012 2.075
46 Курбан для умершего 22.10.2012 2.015
47 Один курбан на семью 22.10.2012 1.792
48 Дни праздника Курбан-байрам 22.10.2012 2.208
49 Два курбана 20.10.2012 1.764
50 Курбан в долг 20.10.2012 1.839
51 Условия участия в жертвоприношении 20.10.2012 1.732
52 Средства для хаджа 19.10.2012 1.661
53 Паломничество женщины без «махрама» 19.10.2012 2.140
54 Курбан. Обязательно или нет? 18.10.2012 1.829
55 Намерение на хадж и его невыполнение 18.10.2012 1.679
56 Намерение о паломничестве 17.10.2012 1.674
57 Многократный хадж 17.10.2012 1.702
58 Курбан-акика 11.06.2012 3.841
59 Курбан (180412) 18.04.2012 1.777
60 Курбан (3 темы, 15.11.2011) 15.11.2011 1.871
61 Хадж (241011) 24.10.2011 1.583
62 Умре вне периода хаджа 04.06.2011 2.020
63 Хадж Байазида Бистами 26.04.2011 2.317
64 Скот, родившийся в день Курбан-байрама (45) 09.11.2010 2.750
65 Курбан (4/4) (41-47) 09.11.2010 1.853
66 Курбан (3/4) (31-40) 02.11.2010 3.873
67 Курбан за Посланника (21) 25.10.2010 2.225
68 Курбан (2/4) (21-30) 23.10.2010 2.083
69 Курбан (1/4) (1-20) 21.10.2010 5.455
70 Курбан на семью 20.10.2010 2.049
71 Хадж вместо другого 11.10.2010 2.324
72 Хадж: перед поездкой и после нее 28.08.2010 2.466
73 Хадж и квота 18.06.2010 2.223
74 Кабе и хадж 05.06.2010 2.623