Кораника
Метод исследования Корана и веры

Метод исследования Корана и веры

Фетва и метод исследования Корана и веры

Вопрос: Выши фетва не всегда сопадают с фетвой других авторов (ученых). И вообще, фетва одного ученого, как правило, отличается от фетвы друго. Разве вы все не можете сказать одно и то же? А что мы должны делать? Значит ли это, что мы должны воспользоваться той, которая нам больше по уму? А если мы поступим неверно? К кому относится ответственнотсь в этом случае?

Ответы на ваши вопросы даны нами на линках (на турецк.) (проф. А. Байиндир):

http://www.fetva.net/yazili-fetvalar/dunyadaki-muslumanlarin-fetva-konusunda-ortak-dili-var-mi.html (1),

http://www.fetva.net/yazili-fetvalar/hangi-fetvaya-uyacagimizi-sasirdik-ne-yapmamiz-gerekir.html (2).

В качестве дополнений к материалам на этих линках можем отметить следующее. Вы должны обращать внимание не на то, кто что сказал, а на то, что и как сказано. Вы сначала оцените решение тех авторов, которые говорят «дозволительно», а потом тех, которые утверждают обратное, говорят «недозволительно»… Чьи доводы покажутся вам более убедительными, с ним и согласуйтесь. Но если вы не поступите так, а поступите в соответствии с тем, что вам подходит, тогда, конечно, будете ответственны вы сами.

О нашем методе исследований можно прочесть на линке (на турецк.):

http://www.suleymaniyevakfi.org/arastirmalar/kurani-aciklamada-usul.html (3).

Ответ на первом линке:

http://www.fetva.net/yazili-fetvalar/dunyadaki-muslumanlarin-fetva-konusunda-ortak-dili-var-mi.html (1).

Фетва – это изложение взглядов по религиозной и правовой теме. Приводящие фетву люди (муфтии) являются специалистами в этой области. Те, кто находят их взгляды убедительными и логичными, принимают их решения. А те, кто не находят их таковыми, обращаются к другому специалисту (муфтию) и пользуются его рекомендациями (решениями). Единое решение по этому вопросу является немыслимым. Дело в том, что фетва дается в случае, когда в аятах и хадисах нет прямого указания (решения) по вопросу. В таком случае совпадение мнений ученых в ответе на вопрос противоречит природе вещей. Подобно тому, как в ответах будут верные решения, так будут и решения неверные. Человеку остается провести «исследование» по теме. Спросить основания у авторов приводимых решений. И уже в соответствии с ними принять свое решение.

Ответ на втором линке:

http://www.fetva.net/yazili-fetvalar/hangi-fetvaya-uyacagimizi-sasirdik-ne-yapmamiz-gerekir.html (2).

Если вы знаете основания прежних авторов (по их ответам на предыдущие фетва. – Ред.) и они представляются вам убедительными, вы можете продолжать ориетироваться на них. Но если наш комментарий или разъяснение покажется вам более убедительным, то вы, естественно, можете ориентироваться на него. Ибо ваша задача заключается в том, чтобы следовать тому что верно.

О нашем методе исследований:

http://www.suleymaniyevakfi.org/arastirmalar/kurani-aciklamada-usul.html (3).

Метод  разъяснения Корана [1]

Целый ряд сур начинается со слов: «Это – аяты той открытой Книги» [2]. Один аят таков:

«Мы ниспослали тебе эту Книгу, чтобы она разъяснила всё, указала верный путь, была вознаграждением и благовестием для тех, кто привязан к ней» (16/89).

Открытый характер Коран подобен благодати Аллаха. Всевышний Аллах говорит так:

«Сотворил вас Аллах, затем Он дал вам блага (пропитание и др.) (рызык). Затем он заберет вашу душу и повторно даст вам душу» (30/40).

Блага (рызык) – это то, что используется людьми в качестве еды, питья, проживания, их потомство, дождь, наука. Некоторые из благ мы можем находить в готовом виде, но для обретения других треуются усилия. К примеру, сколько надо положить труда для того, чтобы был кусок злеба на столе!.. Аллах созда всё, что необходимо для этого – семя, землю, воду, Солнце… Остается привести их в единство в требуемой форме. Это уже делается задачей человека. Он говорит так: «Твой Господь распространяет блага (рызык) для тех, кто их желает и у кого на это хватает сил [3]. 2. Он видит внутреннее содержание своих служителей и видит их» (17/30).

Пользование Кораном подобно обретению благ (рызка). Многие аяты не нуждаются в разъяснении. Но для ряда других требуются соответствующие (интеллектуальные, научные. – Ред.) усилия. Аллах разъясняет Коран сам, указывая одновременно и его метод. Всевышний Аллах говорит так:

«(О, Мухаммед) Когда Джабраил сообщает тебе Коран, ты не спеши с языком.

Его собрать и читать – это относится к Нам.

Ты следи за чтением, когда мы читаем его тебе.

И разъяснять его после этого – это тоже Наше дело» (75/16-19).

В нашей традиции Коран считается книгой веры, которая содержит предписания по вопросам веры, службы (поклонения) и нравственности. Но число аятов. Связанныъ с этими темами, не превысит тысячи. Но каждая из них содержит предписания и по другим темам. В силу того, что Коран сообщает о том, что он разъясняет всё, устанавливать границы для него было бы неверно.   

Чтобы быть способным разъяснять Коран, надо знать связь аятов между собой. Это подобно связи между числами, численное значение которых имеет значение от «0» до «9». Оперируя этими значениями, можно записать любое числа и произвести любые численные вычисления. Более глубокое знание позволяет производить и более глубокие вычисления… Так обстоит дело и с Кораном. Люди, которые не имеют образования и грамоты, – их Коран называет «умми», – находятся в одном отношении к нему, а грамотные и образованные – в другом. Они являются носителями объективного знания о Коране [4]. А есть еще и такие, которые остаются между этими двумя (группами).

К примеру, во времена Сулеймана (ас) один, обладающий знанием из Книги, доставил трон царицы Сабы из Йемена в Иерусам в мгновение ока.

Сулейман знал язык птиц. Был правителем большого королевства из птиц, джиннов и людей и предводителем армиииз них. Царица Сабы, понимая, что она не может сопротивляться Сулейману, приняла решение покориться ему и с этой цель направилась в Иерусалим. У нее был большой и видный трон. Узнав об этом, Сулейман собрал свой двор и сказал так:

«О, идущие впереди (о, господа)! Еще до того, как они придут и покорятся мне, кто из вас может доставить трон царицы ко мне?

Один ифрит из джинов сказал: «Я доставлю его тебе, пока ты поднимешься со своего места. Ты можешь положиться на меня. У меня и в самом деле на это хватит сил».

А один человек со знанием из Книги сказал: «Я доставлю его тебе в мгновение ока». Сказал и доставил. Когда Сулейман увидел трон возле себя, он сказал: «Это – вознаграждение от моего Господа с целью испытать меня. Буду ли я благодарным или неблагодарным? Кто будет благодарным, тот увидит пользу от этого. А кто совершит неблагодарность, пусть совершит. У Господа моего нет необходжимости ни в ком. Он полон щедрости» (27/38-40).

Книга, из которой брал свое знание человек, доставивший трон, – это Тора. Сулейман (Соломон) был из посланников Израилевых. Потому о другой Книге – в значении «этой Книги» (которая сопровождается определенным артиклем «эль») – здесь не может быть и речи.

Обратим внимание и на то, что говорится не том, «кто знает Книгу», а о том, «кто обладает знанием из Книги». То есть в данном случае имеет значение не вообще знание Книги, а знание из нее в соответствии со своей областью деятельности. И это оказывается достаточным. В данном случае это знание связано с мгновенным переносом вещей. В настоящее время идут исследования в этом направлении (перенос вещей излучением), но пока мы далеки от решения вопроса.

Люди, которые воспринимают Коран просто как Книгу религии, не могут понять приведенные аяты. В силу этого комментаторы Корана впали в противоречия между собой по вопросу об их толковании. Одни из них посчитали это за керамет, другие – за чудо Сулеймана (ас).

Чудо – это свидетельство о посланничестве (которое дается человеку со стороны Аллаха. – Ред.), а керамет – вознаграждение человека со стороны Аллаха. Поскольку никто за Аллаха не может дать слова, никто не может быть и творцом чуда и керамета. Аллах говорит так: «Никакой посланник, если на то не будет дозволения Аллаха, не способен привести чудо» (13/38).

В событии о доставке трона всё обстоит по другому. Это и не чудо, и не керамет. Это – действие на основе знания из Книги Аллаха. Это знание должно быть и в Коране. Если действовать в соответствии с установлениями Корана, то возможно дойти и до этого знания.

Коран разъясняется Кораном. В этом направлении действовал и Посланник, конкретизируя Коран своими словами и действиями. Коран указывает на и на то, как пользоваться (воспользоваться) предыдущими Книгами. Аяты, в которых акцентируется внимание на связи ислама и фытрата, одновременно говорят о роли фытрата в понимании Корана. А ниспослание Корана на арабском говорит о значении этого языка в его понимании… С учетом всех этих соображений делается возможным понять Коран и его аяты в их объективной значимости (содержательности).

Продолжение (Ред.). Приводимые в данном разделе (ответа) (О нашем методе исследований. Метод  разъяснения Корана) соображения изложены, как отмечено, в книге А. Байиндира «Ложные истины» (38), помещенной на нашем сайте (koranika.com) (см.: гл., осн. меню) [5].

Теги: о нашем методе исследований, метод  разъяснения Корана, Коран разъясняется Кораном, Байиндир и «Ложные истины в свете Корана», я доставлю его тебе в мгновение ока, фетва, фетва – изложение взглядов по религиозной и правовой теме, аяты: 13/38, 16/89, 17/30, 27/38-40, 30/40, 75/16-19.

Опубликовано 27.04.2011


[1] Вопрос излагается по книге А. Байиндира «Ложные истины». Стамбул, ИФС, 2006, сс. 249-275 (в оригинале: Abdulaziz Bayındır, Kur’an Işığında Doğru Bildiğimiz Yanlışlar, Süleymaniye Vakfı Yayınları, İstanbul, 2006, s: 249-275).

[2] См. аяты: 12/1, 15/1, 26/2,  28/2, 44/2.

[3] См. также разъяснение под заголовком: «Желающий/Желаемый» (“İsteyen / İstediği”).

[4] См. также материал под заголовками: «Мутешабих» (Müteşâbih) и «Тевиль» (Tevîl).

[5] Для соответствия и согласования нумерации подразделений приведем подразделы (гл.) 38 (на турецк.): 1. Kur’ân’ın Kur’ân’ı Açıklaması. 1.1. Muhkem, 1.2. Müteşâbih, 1.3. Mesânî, 1.4. Tevîl, 1.4.1. Musa ve Hızır Olayının Tevîli, 1.4.2. Rüya Tevîli, 1.4.3. Dünyanın Tevîli, 1.4.4. Âyetlerin Tevîli, 2. Kur’ân’ı Allah’ın Elçisinin Açıklaması, 3. Kur’ân’ı, Önceki Kitapların Açıklaması,  4. Arap Dilinden Yararlanma, 5. Kur’ân – Fıtrat İlişkisi.  

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.