Кораника
Портрет на надгробии

Портрет на надгробии

Портрет на надгробии

Вопрос: Можно ли делать надгробные камни с портретами умерших?

Ответ: По исламу так не принято. Основой является то, чтобы могилы мусульман были простыми, невысокими и не несли больших затрат. Основное назначение могил заключается в том, чтобы они были напоминанием о скоропроходящей (скоротечной) земной жизни и следующей за ней жизни будущей. О том, что земная жизнь является испытанием для жизни будущей…

В соответствии с хадисами, Посланник предлагал укорачивать высоту могил, сложенных из высоких камней (см.: Müslim, “Cenâiz”, 93 (969); Ahmed b. Hanbel, 2/141). Айша (ра), супруга Посланника, передает: «Посланник Аллаха говорил так: «Пусть Аллах проклянет иудеев и христиан! Они привратили могилы своих посланников в места поклонения». Айша добавила: «Если бы люди не боялись этого проклятия, могила Посланника была бы устроена такой, что ее можно было бы видеть издалека» (Buhâri, Cenâiz, 94; Müslim, Mesâcid, 19 (529).

Устраивать высокие могилы и украшать их рисунками, помимо расходов, может иметь и другие неотвратимые негативные последствия. Это может стать основанием для посроения возвеличенных могил не только для близких, но также и для людей с целью подчеркивания их социальной роли и значимости. В эту категорию могут входить политические и религиозные лидеры, деятели науки и культуры и др. Примеры этого мы видим и в нашей жизни. Так могилы и кладбища перестают быть местом напоминания о смерти и будущей жизни и превращаются в своего рода поле соревнования с целью возвеличивания социальных лидеров.

См. по теме также материал на линке (на турецк.):

http://www.fetva.net/yazili-fetvalar/mezarligin-icinde-mescit-insa-edilmesi-caiz-midir.html,

http://www.fetva.net/goruntulu-fetvalar/mezarliklar-nasil-olmali-bir-mezara-sadece-bir-olu-mu-gomulur.html.

От редактора. С некоторых пор стало модой украшать кладбищенские могилы. Наряду со скромными надгробиями появились скульптуры, памятники и даже мавзолеи. Но в этом вопросе есть один важный момент. Одно дело рассматривать это как память близкому и любимому человеку, другое – превращать умершего в идола, обожествлять его и поклоняться ему как божеству. Политические и иные лидеры как прошлых эпох, – вспомним Фараона из Корана, – так и настоящего времени пытаются преподносить себя людям так, как если бы они и в самом деле были богами. Когда они умирают, их приспешники устраивают им пышные похороны и пытаются сохранить их в жизни, помещая их в различного рода усыпальницы и мавзолеи. Они также пытаются продолжить их политический курс, если бы даже он стал противоречить современной жизни. Всё это становится только преградой на ее пути…

Вот этот момент, как кажется, и есть то, что привело в исламе к отказу от пышности и парадности в похоранах, а также к тому, чтобы и сами могилы были бы скромными. Но несмотря на все эти усилия и запреты, эта линия на «роскошные похороны и могилы» продолжала только усиливаться во всей последующей истории. И сегодня он расцвела, как кажется, как никогда в жизни. Особенно в этом плане отличились народы, освободившиеся от коммунистической идеологии и принявшие исламскую ориентацию. Достаточно пройтись по их кладбищам и могилам, чтобы убедиться в этом… В этом отношении мусульмане уже ничем не отличаются от тех иудеев и христиан, о которых говорилось выше от имени Посланника… Может, только «большей крутостью» в вопросе «похорон и надгробий»…

Что касается вопроса о политических лидерах, сменивших, «в вопросе обожествления», сошедших с исторической сцены монархов… И в этом вопросе ничего не изменилось… Обожествляют, простите, как и монархов. Если опять же «не круче»… Но сегодня эта традиция на обожествление «вошла как-то в тень» и потеряла весь интерес. Она словно бы «вышла из моды»… «Обожествление», «когда даже оно имеет место» или кажется, что имеет, не выходит за рамки внешнего «поклонения». То есть оно не проходит во внутрь, вглубь, в душу, а так и остается «в поверхностном слое» сознания. Оно сохраняется и воспроизводится как чисто внешняя и формальная процедура. Эффект для души от нее точно такой же, как, простите, от шелеста листьев на верхушках деревьев от прошедшего по ним ветра…

Другое дело, когда человек из политической или любой другой социальной сферы удостаивается заслуженной памяти в истории и сознании людей. Тогда ему ставят памятники и возвеличивают его. Говорят в честь него речи и устраивают Дни памяти и творчества. Так люди воздают дань уважения и благодарности Человеку, усилиями и стараниями которого они имеют сегодня в жизни то, что они имеют… И делается всё это в соответствии с культурой и ее искренностью. То есть просто и естественно, без «мишуры» и ложного пафоса и уж совсем без всякого обожествления. А значит делается так, как это мог бы одобрить сам Всевышний…

Теги: портрет на надгробии, посланник предлагал укорачивать высоту могил, они привратили могилы своих посланников в места поклонения, «обожествление».

Опубликовано 11.01.2012

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.