Кораника
Все создано из состояния несуществования

Все создано из состояния несуществования

Все создано из состояния несуществования

Вопрос: Как Аллах создает несуществующее? Как создается первоначальное несуществующее?

Ответ: Процесс (создания) перехода из несуществующего состояния в существующее, Аллах в Коране описывает так:

«Он (Аллах) создаёт вселенную (небеса) и землю из небытия. Если Он решает сделать какое-то дело, Он говорит только: «Будь!», оно тут же сбывается (осуществляется)» (2/117).

Проходящая в аяте «ибда» говорит о создании вещи, но не из другой вещи, а из небытия (из несуществующего). А ещё в значениях этого понятия значится такое создание, когда вещь создаётся не по образцу (примеру) другой вещи, а создаётся в условиях, когда нет её пары и подобной ей. Самое удивительное во всём этом заключается в том, что всё создаётся из этого небытия, несуществующего. К примеру, задумаемся о цветных красках. Никто из нас не может представить себе несуществующий цвет и создать его. И это несмотря на то, что мы знаем существующие цвета. А Аллах создаёт все цвета и понятие цвета, а также покрывающую всё вселенную из небытия. Создать вещь и весь её спектр (её многообразие) – какая это великая сила и какое великое искусство!..

В вопросе о создании всего «из небытия» можно рассуждать еще и следующим образом. Если иметь в виду происхождение вселенной по теории Большого взрыва и относить его ко Всевышнему Аллаху (Богу), квалифицируя это как процесс создания или сотворения им вселенной, то придётся согласиться с самостоятельным существованием Всевышнего до этого создания. Так «до всего» «на виду» появляется Всевышний, которые уже создаёт несуществующий до этого мир, понимаемый нами как угодно широко и неопределённо, в том числе и в таких категориях, как вселенная, бытие, реальность, вещь или вещи и т. д. Но опять же во всём этом для нас важно подчеркнуть момент реально существующего Бога, который предстаёт перед нами как некая первичная разумная форма бытия, которая уже сама по себе и от себя решает совершить такое деяние, как создание вселенной. Интересно, что в Коране есть мысль, наводящая на эту идею. Говорится, к примеру, так: «Всё исчезнет на ней. Останется только Лик Господа твоего, величественного и вознаграждающего» (55/26-27)…

Вопрос о происхождении мира (вселенной) всё ещё продолжается оставаться вопросом. И если его связывать с Большим взрывом, а его самого – со Всевышним, то придётся, как отмечено, отделить создателя от объекта создания. В этом случае то, что мы могли бы характеризовать как «создание из небытия» (ничто), на деле является созданием из тех форм и средств, которые имеются в распоряжении у Создателя…

Одно мнение из литературы. Обращая внимание на то, что в существовании (происхождении, создании) должна быть основа, точка отсчёта (причина, начало), далее говорится так: «Принцип причинности: только существо может произвести существо. Ничего не существует, и только то, что существует, может быть причиной существования [1]… Из абсолютного ничего происходит абсолютное ничто…»(3.  Логичен ли Бог? (Автор не приводится). – http://www.truthnet.org/russia/apologetics/godlogic/).

И последнее. Создание из небытия в этом контексте может значить «создание того, чего нет до сих пор». К примеру, о человеке Аллах говорит так: «Разве не прошло много времени с тех пор, пока человек не был упоминаемой вещью (не был чем-то упоминаемым)» (76/1). А о создании небес и земли («небу» может быть придан и смысл вселенной) так: «Скажи: «Неужто ли мне взять себе в друзья (в покровители) кого-то другого, кроме Аллаха, Творца небес и земли из небытия (творящего их из небытия)?» (6/14) [2]

А теперь можно провести параллель между тезисами аята 25/54 (о создании человека из воды) и аята 6/14 (о создании небес и земли из небытия). Получаем следующий вывод: подобно тому, как для создания человека требуется «особоя вода», так и для создания небес и земли требуется «особое небытие»… И потом – творит, ведь, Аллах! Это значит, что то «небытие», из которого или в условиях которого Он творит, тоже есть небытие особого рода. Оно есть на фоне Аллаха. Или есть такое, к которому имеет доступ Аллах из своего бытия… Всё это почему-то упускается, когда говорят о творении Аллаха «из небытия». Но Аллах творит, подчеркнём, в условиях, когда «рядом» с этим небытием есть его собственное бытие. Есть Он, возвышающийся над тем, чего нет. Говорит же Он так:

«Всё исчезнет на земле. И останется только Лик Господа твоего, величавого и великодушного» (55/26-27).

И в этом случае опять же говорится о том, чего нет, но на фоне и в присутствии того, что есть. А есть  – собственная Персона Всевышнего Аллаха. И ничего другого больше!.. Единственная на весь мир и всё, что может быть в нём!.. В итоге можно сказать так, что то, что называют «творением Аллаха из небытия (ничто)», происходит на этой «площадке бытия». То есть в системе отношения двух субстанцийАллаха и этого самого небытия (ничто) или того, простите, чего нет. Это отношение разрешается Аллахом… Другое дело, как? Как Он это делает?! И А. Эйштейн спрашивал Аллаха о том, где Он был в момент Большого взрыва?..

Так что небытие, о котором говорится так, что Аллах создаёт «из него», имеет смысл только в связи с Аллахом. И означает небытие того, что создаёт Аллах как реальность для самого себя. Ибо ничего другого, никакой другой посылки или условия для реализациии его бытия, больше не требуется. Он есть самодостаточная посылка для себя. И эта самодостаточность является условием для создания Аллахом всего остального, что «потом» характеризуется как мир, вещь и т. д. В этой объективной ситуации или на этой объективной почве реализуется и тезис Аллаха о том, что Он является Творцом миров и всего остального, включая сюда и самого человека. То есть наличие Аллаха при отсутствии (небытии) «всего остального» или наличие отношения «Аллах и небытие» является основой для понимания тезиса о том, что «Аллах творит из небытия». В другом случае ничего не понять!.. Но «в таком» случае заостряется вопрос о том, как Аллах всё это делает? И кто Он вообще и откуда?.. И Коран отвечает на это, и всё ниспослание!.. И после этого остаётся «только» вопрос А. Эйштейна… Как и после вопроса Посланника Ибрагима Аллаху о том, как Он оживляет мёртвых (см. 2/260), остаётся «только» вопрос о том, как Он это делает?..

Теги: все создано из состояния несуществования, 2/117, 55/26-27, 76/1, 6/14, 25/54.

Опубликовано 23.06.2012



[1]Многоточием обозначен опущенный нами текст.

[2]См. сюда также аяты:

– Аллах (Всевышний) как создатель небес и земли из небытия: 35/1;

– Аллах (Всевышний) как создатель небес и земли: 12/101, 14/10;

– о том, что небеса и земля были соединены и Аллах разъединил их и всё живое создал из воды: «Разве эти неблагодарные не видят того, что небеса и земля были соединены, (что) Мы их разъединили и всё живое создали из воды? Еще и до сих пор не верят?» (21/30);

– создание Аллахом человека из воды (25/54) и др.

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.