Кораника
Кто такой верующий?

Кто такой верующий?

Кто такой верующий?

А. Байиндир

Хаджы: Общение с вами перевернуло верх дном все мои знания. Вы доказали аятами, что «кяфир» – это скрывающий истину (веру), скрывающий и прикрывающий правду. Вы говорите, что каждый человек верит в бытие Аллаха и его единство, и доказали это. Вы утверждаете, что человек, у которого в душе неправильная вера, не является «кяфиром». Поэтому я начал сомневаться даже и в себе.

Ходжа: Тогда приведем в пример следующий аят и посмотрим как скрывается в сердце вера, истина:

«Когда наши знамения были наглядно показаны им, они сказали: «Это – очевидное колдовство. Они отвергли их несправедливо и надменно, хотя в душе были убеждены в их верности. Посмотри же, каким был конец распространявших нечестие!» (27/13-14).

Следует правильно понимать некоторые термины. Так например слово «аят» (الآية) означает открытое знамение [1]. А знамение, как известно, это указание на что-либо (на событие или явление) или знак чего-либо. Эти аяты (знамения) (27/13-14) указывают на то, что Муса (Моисей) является посланником Аллаха.

В 14-ом аяте проходит выражение (وَجَحَدُوا بِهَا) «ва джахаду биха», а значением слова «джухуд» является говорить совершенно противоположное тому, что находится в душе, то есть зная истину и правду отрицать их (ее).

А слово (وَاسْتَيْقَنَ) «вастейкана» означает, что всё хорошо понятно и нет никаких сомнений. А выражение (وَاسْتَيْقَنَتْهَا أَنفُسُهُم) «вастейканатхá анфусухум» означает, что они в душе подтверждают то, что Муса – посланник Аллаха. Но даже после того, как всё было ясно, Фараон и его свита, зная правду, отвергли ее. Потому в Коране, это их действие, описывается как (ظُلْمًا وَعُلُوًّا) «зулумен ва улювва», то есть «несправедливо и надменно».

Несправедливость – это не говорить то, что нужно или не ставить на свое место то, что нужно. Признавать Мусу посланником Аллаха и вести образ жизни, не соответствующий  предписаниям Аллаха было сложно для Фараона.

Хаджы: Такими же выглядят действия Шайтана против своего Господа! 

Ходжа: Да! Шайтан так же горделиво поступил против своего Господа и стал одним из «кяфиров».

«И научил Он Адама именам всех вещей, а потом представил их ангелам и сказал: «Сообщите мне их имена, если вы правдивы». Они сказали: «Хвала тебе! Мы знаем только то, чему ты нас научил. Поистине, ты знающий, мудрый!».

Он сказал: «О, Адам, сообщи (расскажи) им имена их!». И когда он (Адам) сообщил им их имена, то Он сказал: «Разве я вам не говорил, что знаю скрытое на небесах и на земле и знаю то, что вы обнаруживаете, и что скрываете?».

И вот, сказали мы ангелам: «Падице ниц пред Адамом!». И поклонились они, кроме Иблиса. Он отказался и возгордился и оказался неверующим (кяфиром)» (2/31-34).  

Хаджы: Разве их имена были так важны, ведь ангелы видели эти вещи (существа)?  

Ходжа: Аллах научил Адама тому знанию (сообщил ему знание), которое было скрыто в этих вещах. В выражении (الأَسْمَاء كُلَّهَا) «аль асмáа кулляхá» местоимение (ها) «хá» указывает на вещи неодушевленного рода (не имеющие разума). А местоимение (هم) «хум» в аяте (ثُمَّ عَرَضَهُمْ  ) «сумма арадахум», «а потом представил их ангелам», указывает на вещи (существа) разумные. Ум – толкуется еще, как знание, которым пользуется человек, потому Аллах и называет это знание «скрытым», то есть «гайбом». Поэтому Аллах говорит своим ангелам, что Адам был обучен этому знанию. И те, кто смотрят на эти вещи (существа) снаружи, не поймут их сути (то есть того, что скрыто внутри них). Потом Аллах говорит так:

«Разве я вам не говорил, что знаю скрытое на небесах и на земле» (2/33).

Вот это знание и ставит человека выше ангелов. А самое главное различие в том, что человек способен быть носителем и продолжателем знания, и только он может создавать на этой основе культуру.

Хаджы: В итоге получается так, что Шайтан стал завидовать человеку со знанием?

Ходжа: Да. Вот по этой причине и его первым делом стало доказать Адаму и Еве, что он также владеет этим «скрытым знанием». После чего внушил им следующее: «Аллах запретил вам приближаться к этому дереву лишь потому, чтобы вы не обрели бессмертие или не получили власть». А еще «он поклялся им»: «Воистину, я – ваш искренний доброжелатель» (7/20-21).

Хаджы: Выходит так, что Шайтан внушал Адаму и Еве мысль о том, что он знает о знании  Аллаха?    

Ходжа: В аяте проходит так: «И стал Шайтан внушать им шепотом (наущать)». Слово «васваса» означает говорить шепотом, скрытно. Шайтан хотел сказать Адаму, что Аллах научил тебя тому знанию, которого у нас нет (о котором мы не знаем), и возвысил тебя среди нас. Но я знаю суть его знания, поэтому прислушайся к моим словам. «Он (Шайтан) поклялся им: «Воистину, я для вас – искренний доброжелатель», то есть хотел им внушить, что он милосерднее Аллаха. Он так же знал, что лжет, но таким образом хотел показать перед ними свое величие. Вот поэтому, кто находится на пути Шайтана, ведет себя также как и он: надменно, ложно-величаво и высокомерно… 

Хаджы: Получается, что Адам и Ева, которые последовали словам Шайтана, прикоснулись к запретному дереву и, отведав с него, стали «кяфирами»? 

Ходжа: Нет, они совершили грех. Аллах говорит так:

«Они оба поели с него, и тогда им стали видны их срамные места. Они стали прилеплять на себя райские листья. Адам ослушался своего Господа и впал в заблуждение» (20/121).

И Шайтан стал «кяфиром» потому, что не подчинился приказу Аллаха. Он не признал свое неповиновение за отступление и, возгордившись, продолжил свое богохульство. И даже осмелился сказать Аллаху:

«За то, что ты сбил меня, я непременно засяду против них (верующих) на твоем прямом (праведном) пути. А потом я буду подходить к ним спереди и сзади, справа и слева. И ты увидешь, что большинство из них будут тебе неблагодарными» (7/16-17).

Но Адам не поступил так, как Шайтан. Он раскаялся, понял, что совершил большое отступление и попросил прощения. Аллах говорит так:

«Разве я не запретил вам приближаться к этому дереву и не сказал вам, что Шайтан для вас – явный враг? Они сказали: «Господь наш! Мы поступили несправедливо по отношению к себе. И если ты не простишь нас и не смилостивишься над нами, то мы непременно окажемся одними из потерпевших» (7/22-23).

Отсюда можно сделать такое заключение. Человек, совершивший грех, должен сразу же раскаяться в этом. Аллах простителен!.. А не раскаявшийся так и останется с этим грехом. Первый будет считаться «мумином» (уверовавшим), а второй, упорствующий, как Шайтан, – «кяфиром».

Хаджы: Значит «мумин» (уверовавший) – это тот, «кто исполняет предписания Аллаха». То есть он не использует их «под себя», а приводит их в действие таковыми, как они значатся у Аллаха?..

Ходжа: Верить – значит надеяться на Аллаха (доверять ему). Даже человек, поверивший другому человеку, доверяет ему. Потому и у того, у кого нет надежды на Аллаха, нет истинной веры и покорности ему, и конечно же доверия. Аллах говорит так:

«О те, которые уверовали! Веруйте в Аллаха, его посланника и писание (Коран), которое он ниспослал своему посланнику. И писания, которые он ниспослал прежде. А кто не уверовал в Аллаха, его ангелов, его писания, его посланников и последний день, тот впал в глубокое заблуждение.

Воистину, Аллах не простит и не наставит на путь тех, которые уверовали, затем стали неверующими, затем опять уверовали, затем опять стали неверующими, а потом продолжили (упорствовали) на своем неверии» (4/136-137).

Хаджы: Теперь я понял! Значит, большой проблемой у тех, кто называет себя «мумином» (верующим) является недоверие Аллаху, и эти люди не ищут ответа на свои проблемы там, где указал Аллах.

 



[1] См.: İsfahânî, Ragıb, (ö. 425 h.), Müfredât أي md. (thk: Safvan Adnan Dâvûdî), Dımaşk ve Beyrut, 1412/1992.

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.