Кораника
Можно ли нарушать порядок чтения сур в намазе?

Можно ли нарушать порядок чтения сур в намазе?

Можно ли нарушать порядок чтения сур в намазе? 

Вопрос: Можно ли, нарушая последовательность, читать суры или аяты в намазе в обратном порядке, т.е. с конца в начало? Является ли нарушением такая непоследовательность в чтении сур или аятов в намазе? 

Ответ: Как известно, существуют суры мекканские и мединские. Это говорит о том, что суры, ниспосылаемые в мекканский период, были первыми. Они адресовались для людей (мусульман) в начальной стадии познания Аллаха и принятия его веры. Далее пошли аяты и суры мединские, с новыми и более конкретными по отдельным вопросам предписаниями. И эта методология сохранилась и в последующем ниспослании.

В этом смысле Коран надо рассматривать не только как ниспослание знание, но и как учебник этого ниспослания. Коран был явлением совершенно новым и необычным как для Посланника, так и для его общины. К нему надо было привыкнуть. Его содержание должно было быть усвоенным. Его текст надо было усвоить и знать наизусть. Ибо возможности издания Корана тогда не было. Именно по этой причине Аллах говорит своему посланнику о том, что он поможет ему в запоминании Корана. Говорит так:

«Мы дадим тебе возможность читать (Коран). И ты не забудешь ничего (из него), кроме того, что пожелает Аллах. Он поистине, знает явное и скрытое» (87/6-7).

К слову, Коран знало наизусть и всё ближайшее окружение Посланника и его сподвижники.

По теме, можно привести несколько хадисов из жизни Посланника (сас).

Передает Ибн Масуд: «У Посланника спросили о человеке, который читает в намазе суры Корана задом на перед? Он: «У того человека сердце расположено задом на перед». Этот хадис от Ибн Масуда приводится в следующих источниках: (см.: Abdurrezzâk, Musannef, c: 4, s: 323, hadis no: 7947; İbn Ebi Şeybe, Musannef, c: 10, s: 564, hadis no: 30938; Tâberanî, Mucemu’l-Kebir, c: 9, s: 170, hadis no: 8846; Heysemî, Mecmâu’z-Zevâid, c: 7, s: 348, hadis no: 11686). 

Ибн Хузейфе: «Однажды я встал на ночную молитву за Посланником. Но Посланник не знал об этом. Он начал читать с суры Бакара. После того, как он прочитал сто аятов, я подумал, что он теперь совершит поясной поклон (рукю), но он продолжил чтение. После суры Бакары он следом начал читать суру Ниса, после окончания этой суры он начал читать суру Али-Имран. Но читал он эти суры внятно и разборчиво…» (см.: Müslim, Sâlatü’l-Müsafirîn,  203 (772). 

Приведенные примеры позволяют ответить и на вопрос о том, как или в какой последовательности читать Коран? И можно ли читать его в обратной последовательности?.. Опыт Посланника, как кажется, отвечает на этот вопрос. И Это теперь зависит от целей чтения. Можно читать его начиная с начала (от первой суры до последней), а можно читать и в обратном порядке, от конца. К слову, этот способ чтения Корана в наибольшей степени соответствует его историческому ниспосланию, когда первыми были ниспосланы наиболее короткие суры, которые по мере ниспослания стали возрастать как по числу аятов, так и по привлекаемым ими темам… Наконец, Коран можно читать и фрагментами, выборочно, т.е. по темам, аятам и сурам, которые интересуют людей в данном конкретном случае. Так мы поступаем и по отношению ко всем книгам, которые имеются у нас или которыми мы пользуемся. 

И тем не менее общего мнения по вопросу о том, как, в какой последовательности сур и аятов читать Коран, среди исламского богословия не сложилось еще и до сих пор. Не слишком ли затянулась эта проблема? И неужели оно является таким сложным, что ученое мнение за столетия не смогло разобраться в нем? А как оно будет решать более сложные проблемы? Пришла пора задуматься над всем этим… 

Одно мнение. Известный ученый Вехбе Зухайли (по исламскому праву) говорит: «Чтение Корана в намазе, в обратном направлении, является нарушением». К примеру, если в первом ракаате прочитать после «Фатихи» суру «Ихляс», а во втором ракаате – «Кяфирун», по мнению многих ученых – это нарушение (см.: Vehbe Zuhayli, İslam Fıkhı Ansiklopedisi, c: 2, s: 87). 

«Имам Бухари в своей книге «аль-Джамиус-Сахих», выделив тему «Чтение Усманом (ра) сур одной раньше другой, против основного порядка Корана», сказал, что в намазе так поступать можно (джаиз) и привел этому обоснование. «Однажды, будучи с поколения табиинов Ахнеф бин Кайс (ра), на утренней молитве в первом ракаате прочитал суру Кахф, а во втором суру Юсуф или Юнус. И в тот момент в намазе присутствовал Умар (ра)» (как известно сура Кахф, по очередности, идет после сур Юнус и Юсуф) (см.: Buhari, Ezan, 106). 

Как видим, из хадисов, чтение Корана в намазе не по порядку, не является нарушением. Но а в самом Коране об этой проблеме, естественно, нет и слова. 

Теги: можно ли нарушать порядок чтения сур в намазе, существуют суры мекканские и мединские, чтение Корана в намазе не по порядку. 

Опубликовано 05.10.2013

Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.