Кораника
Философия и религия

Философия и религия

Философия и религия

Вопрос: Здравствуйте! У меня такой вопрос. Можно ли философствовать в мечети? Нет ли в этом непочтения к Аллаху или неуважения к мусульманам?

Ответ: Прежде, скажем о философии. Философия – подобна плаванию в океане без строго заданного направления и цели. Вернее, они есть. Но вопрос стоит широко. А вопрос о том, как добыть истину в случае, когда для этого открыты все пути-дороги… Иначе это можно сформулировать как вопрос об открытии новых земель в условиях, когда для этого нет никаких границ. Но они обозначены условиями на объективное, доброе и нравственное. Таким, вот, самым общим образом…

Человек нуждается в обоих этих формах движения мышления. И в том, что есть объект познания по науке, и в том, что он есть в условиях его свободного и ничем не ограниченного познания. А дальше результаты познания могут сочетаться уже любым требуемым образом. Потому, когда познание «плывет» в определенном и известном направлении, оно предпочитает науку. А когда расчитывает на открытия новых земель, неограниченное познание может помочь ему в этом…

Аллах в своем ниспослании, Коране во многих местах делает акцент на том, чтобы человек размышлял и использовал свой ум в вопросах веры и ниспослания. О серьезности вопроса говорит такой аят:

«Он (Аллах) возложит нечисть на тех (осудит тех), кто не пользуется умом (разумом)» (10/100).

Аллах продолжает так:

«Мы сотворили для ада (геенны) много джинов и людей. У них есть сердца, которые не разумеют. Глаза, которые не видят. Уши, которые не слышат. Они подобны животным, но (по сравнению с ними) являются еще более заблудшими. Именно они являются беспечными невеждами» (7/179) (см.: 47/12, 2/171, 25/44). 

Ниспослав человеку свое Слово, Слово-предписание, Аллах рассчитывает на то, что человек в ответ на это будет благодарен ему. И он проводит границу между теми, кто оказывается благодарными и неблагодарными. И об этом в Коране сообщается со всей определеннстью. И свое решение Аллах приводит в действие с учетом возвращения человека к нему. Говорит так: 

«…Аллах сделал много для людей. Но многие люди неблагодарны (не благодарят)» (10/60) (см.: 27/73). 

«Без сомнения, мы указали человеку истинный путь. После этого он может быть благодарным и неблагодарным» (76/3). 

«Те, которых постигает бедствие, говорят: «Поистине, мы принадлежим Аллаху и к нему мы будем возвращены» (2/156). 

Следующее, что можно подчеркнуть в этом аспекте темы, это то, что Аллах не ограничевает человека в его возможностях. Аллах говорит так: 

«О сонмище джиннов и людей! Если вы можете проникнуть за пределы небес и земли, то проникните. Но вы не проникните, не обладая (требуемой) силой!» (55/33). 

В заключение можно сказать об одном. Никто, никому, нигде и ни в чем не вправе запрещать думать так, как это человек решает сам. Это и на улице так, и дома, и в стенах мечети тоже так!.. Понятно, что сюда относятся все виды размышлений – от философии до науки и произвольного мышления. Другое дело, что в мечети и в особенности при намазе имело бы смысл сосредоточиться на самом поклонении и подумать еще раз о ниспослании и о том, что оно дает людям и каждому из нас, о роли Всевышнего в нашей жизни и других подобных вопросах. 

А те, кто до сих пор думают, что в вере нельзя размышлять, а еще и делать это по науке (философии), – они просто ошибаются. Или это у них дает знать недостаточность образования и знаний. 

Теги: философия и религия, никто, никому, нигде и ни в чем не вправе запрещать думать так, как это человек решает сам, 2/156, 55/33. 

Опубликовано 07.01.2014

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.