Кораника

Когда человек считается путником и как сокращать намаз?

Когда человек считается путником и как сокращать намаз?

Вопрос: Как определить с какого момента человек считается путником, и до скольки ракатов сокращать каждый из намазов?

Ответ: Аллах в Коране говорит так:

«Когда вы выходите в путь и опасаетесь нападения со стороны кяфиров (отвергающих аяты), тогда на вас не будет греха, если вы сократите намаз (ракяты). Воистину, кяфиры – ваши явные враги» (Ниса 4/101).

Судя по этому аяту, человек считается путником с момента, когда он приготовился к реальному путешествию на определенное время. Если вы собрались поехать в дальний путь, к примеру, на 100 км. зная, что вернетесь в тот же день, тогда вы не являетесь путником, потому что ваша рабочая поездка туда и обратно не вызывает у вас особого чувства путника. Но если вы приготовились и поехали на это расстояние на полные один или два дня, тогда вы считаетесь путником. А если вы выехали из города постоянного проживания в другой город на один или два дня, где у вас также есть дом или квартира, тогда вы не считаетесь путником, ибо вы из одного своего дома приехали в другой свой дом. А те расстояния и дни, которые указаны в мазхабической литературе, полностью относятся к расчетам тех исторических времен, когда люди передвигались на лошадях, верблюдах и повозках. Сегодня же многое изменилось…

Таким образом, человек, который решил путешествовать, у него должно проявиться чувство путника еще до выхода в путешествие, а когда он уже выйдет в путь, тогда он будет считаться полноценным путником.

Следовательно, если человек приготовил чемодан, сел в автобус или в личный автомобиль и выехал из своего места проживания на три дня или менее этого, тогда такой человек считается путником. Поэтому, когда вы едете в другой город, зная, что возвратитесь в течение трех дней, вы являетесь путником.

Постараюсь обосновать свои слова, почему взят именно такой расчет времени в три дня. Во-первых, в Коране об этом нет ни единого аята, где Аллах указал бы на количество дней, в рамках которых человек является путником. Этот расчет Аллах оставил на наше усмотрение. Теоретически, куда бы человек временно не поехал, там он является гостем. Даже в народе говорят, что путник является гостем только три дня. Поэтому представьте, что вы поехали в гости к своим родственникам навестить их в другую страну. Вы хорошо знаете, что останетесь там, к примеру, пять или семь дней. В таком случае вы не являетесь путником, ибо через три дня гость практически становится частью семьи.

А теперь давайте оживим эту ситуацию. Первый день у родственников или в отеле вы чувствуете себя как гость, вы скромны, ничего не знаете и нуждаетесь в помощи. Второй день, вы уже раскованы и уже уверенно ориентируетесь во всем, чем в первый день. А в третий день, вы уже все знаете и ведете себя в гостях, примерно, как у себя дома. На четвертый же день вас уже принимают как за члена семьи, вы даже можете стать свидетелем неприятных сцен между домочадцами. На пятый день, вы уже порядком поднадоели всем, и вам будет казаться, что вас уже не желают. А шестой и седьмой дни вы представьте уже сами.

Практически, из этого примера можно понять психологию гостя и хозяев дома. Поэтому примеру можно сказать, что три дня, которые гость находится в гостях, указывают на статус путника. Следовательно, человек является путником только в течение трех дней, более трех дней гость уже является обычным сожителем.

А еще по этой теме, в качестве практического материала можно вспомнить слова Посланника:

«Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, оказывает радушный прием своему гостю в качестве дара ему». Люди спросили: «О Посланник Аллаха, а каков размер его дара?» На что он ответил: «Один день и одну ночь! А в целом, гостеприимство следует оказывать в течение трех дней, а все, что сверх этого, будет уже милостыней для гостя» (передает Муслим).

Ученые разъясняя эти слова Посланника говорят, что к числу проявлений гостеприимства можно отнести приветливое выражение лица хозяина, встреча гостя с прекрасными словами и пожеланиями, кормление его в течение трех дней. Первый день – наилучшими из блюд, а оставшиеся два – обычной едой, которую едят обитатели дома, дабы не стеснять гостя и не обременять себя. Что касается проявления гостеприимства свыше трех дней, то каждый новый день будет засчитан хозяину как милостыня для своего гостя, и если он желает, то может пойти на это, а если нет – то он ничем не обязан перед своим гостем.

Таким образом, ученые поясняют, что под словами: «Один день и одну ночь!..», есть указание на необходимость проявлять особо чуткую заботу о своем госте в течение одного дня и одной ночи, а также максимальную почтительность и добро по отношению к нему. Что же касается второго и третьего дня, то хозяину следует угощать гостя обычной едой, приготовление которой не доставит ему особых хлопот и сложностей.

В другой версии этих слов Посланника говорится: «Не разрешается мусульманину оставаться у брата своего столь долго, что он начнёт вводить его в грех». То есть нельзя гостю оставаться у хозяина дома более чем на три дня, поскольку это может привести к тому, что хозяин станет злословить о нем за его спиной, строить о нем нехорошие домыслы или, хуже того, причинит ему какое-либо зло. Все это вполне вероятно, если гость останется в доме хозяина свыше трех дней, за исключением случаев, когда хозяин сам будет настаивать на этом…

Следовательно, верующий находящийся в пути до трех дней может сокращать свои намазы, а тот верующий, который останется в пути более трех дней, не является путником и может совершать намазы в полную меру. А вот если верующий, который наметил себе посетить несколько городов, и он знает, что это продлится неделю, но по его расписанию он должен будет прибывать в каждом городе по одному дню, тогда он все равно является путником.

Подчеркну, что Аллах в Коране не установил эти и другие условия, Он оставил это определение на наш выбор. Поэтому, чтобы считаться путником, нужно иметь намерение на путешествие и естественно чувствовать себя таковым, даже до выхода в путь. Кроме этого, чтобы считаться путником, вы должны оставаться в одном месте не более трех дней. Более трех дней, человек уже не является путником…

Следовательно, по выше прочитанному аяту можно сказать, что путник может сокращать только четырехракятные намазы – это обеденный намаз Зухр, после обеденный намаз Аср и после вечерний намаз Иша, совершая их по два ракята. Утренний намаз Фаджр и вечерний намаз Магриб не укорачиваются. Дополнительные намазы, помимо обязательных, можно не совершать.

Подчеркну, что сокращать намазы в пути – это милость Аллаха и Его предписание. Поэтому те верующие, которые отказываются от этой милости Аллаха совершают неверный поступок игнорируя предписание Корана. 

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.