Кораника
Торговля

Торговля

1/7. Вопрос: Что говорит вера (религия) о долге, который возвращается кредитору с небольшим превышением начального значения?
 
Ответ: Если при взятии долга условия его возвращения не оговариваются, то в этом нет ничего против веры. Веронаправление (масхаб) шафии, к примеру, даже считатет это соответствующим Сунне.
 
2/7. Вопрос: Могут ли различаться между собой цены на товар, продаваемый за наличные и с оплатой в долг. К примеру, товар продается за наличные, скажем, за 500 руб., а когда продается с оплатой в долг за него берется 700 руб. Является ли процентом эта разница в 200 руб.?
 
Ответ: Цены на товар, продаваемый за наличные и с оплатой е г, могут отличаться друг от друга. Если не вводить покупателя в заблуждение в связи с незнанием им рынка и реальной цены товары, то в этом нет ничего против веры. То есть вы можете свободно определть сами цену на товар, продаваемый за наличные и с оплатой в долг.
 
3/7. Вопрос: Соответствует ли условиям (беспроцентной торговли. – Р.О.) продажа товара в рассрочку (кредит) с превышением цены в рассрочку над ценой при продаже за наличные?
 
Ответ: Условиям веры соответствует продажа товара в рассрочку (кредит) за цену, отличную от ее цены при продаже наличными. По этому вопросу между веронаправлениями (масхабами) разногласий нет.
Однако в целом ряде случаев эту процедуру уподобляют процедуре с процентом (процентной сделке). Но в данном случае речь идет об обмене денег на товар. Согласно исламского права, в этой процедуре процент не образуется. К примеру, продать некий товар наличными за 1000 руб., а с оплатой в долг за 2000 руб. – это соответствует условиям (беспроцентной торговли. – Пер.). Образующаяся при этом разница не является процентом (см.: Kemaleddin b. Hümam, Feth’ül-Kadîr, V/218, Bulak 1316).

 

При продаже в долг стороны должны указать на товар, установить его цену и срок оплаты. После того, как будут удовлетворены эти три условия, уже не имет значения, будет ли товар продан за наличные или с оплатой в долг (см.: Şemsüddin es-Serahsî, el-Mebsut XIII/8, Bab’ül-büyû’il-faside, Şafiî mezhebinden Tuhfet’ül-Muhtac bi Şerhi’l-Minhac, II/37, Bab’ül-Büyû’il-Menhiyyi anha vemâ yetbeuha).

 
4/7. Вопрос: В продажах в долг в иных случаях имеет место 100%-ная прибыль. К примеру, если некий товар, купленный, скажем, за 80 руб., продается за наличные за 100 руб., то он может быть продан в рассрочку на год за 200 руб. Есть ли какой предел (граница, мера) прибыли в торговле (купле-продаже)?
 
Ответ: Никакого такого предела (границы или меры) прибыли в торговле (купле-продаже) нет. Посланник Мухаммед (да благословит его Аллах и приветствует) придавал большое значение свободной конкурентной торговле и формированию цен на этой (рыночной) основе. Вместе с этим он запрещал то, что может служить преградой в этом вопросе. Так, к примеру, в Медине повысились цены и люди предложили Посланнику установить предельную – "государственную" (общесьтвенную) – цену (нарх). На это он ответил так: "Цены определяет, сужает, расширяет и дает пропитание (проживание) Всевышний Аллах. Мое желание заключается в том, чтобы достичь Господа моего без ваших требований ко мне, связанных с вашей кровью (жизнью. – Пер.) и добром из-за несправедливости" (Tirmizi, Büyû 73)

 

Этими своими словами Посланник запретил предельную цену (нарх). Некоторые исламские правоведы допускают нарх в отдельных (особенно трудных) случаях. Но опять же это допущение действует против запрета нарха (введения предельной цены). А в перспективе это действует во вред людям (обществу). В условиях ограничения (сдерживания) цены на рынок поступает меньше товаров. Их стараются придержать "до лучших времен". Образуется дефицит и "черный рынок". Достаток и дешевизна достижимы только в условиях свободного рынка.

 
5/7. Вопрос: Некоторые утверждают, что исламское право устанавливает предел прибыли в торговле. Даже называют этот предел: в нормальной торговле – 5%, в продаже скота – 10% и в торговле недвижимостью – 20%. Если прибыль превышает эти цирфы, то говорят, что имеет место чрезмерная (непомерная) прибыль. Это – греховная прибыть… Что вы скажите на это?
 
Ответ: Исламское право не устанавливат предела прибыли в торговле. Рынок не принимает внешних воздействий на него. Он формируется свободно и товар продается по рыночным ценам. Мера прибыли не является решающим условием (для рынка. – Пер.).Владелец товара не может продать его по непомерно высоким ценам. Обманутый покупатель может просто отказаться от покупки…
 
Предельные проценты прибыли, на которые вы указываете, приведены в Кодексе (ст. 165) как пределы превышения среднерыночных цен. Так, если человек покупает некий товар на рынке за 105 руб., в то время когда он продается на рынке за 100 руб., он может посчитать себя обманутым. Тогда он может вернуть товар и получить обратно свои деньги. То есть у этого человека есть право отказаться от торговли.
 
Обманутым может быть не только покупатель, но и продавец. В наше время цены растут часто. По этой причине может сложиться ситуация, когда продавец может не знать об этом и продавать свой товар по прежней, то есть заниженной, цене. Узнав новую цену, он может посчитать себя обманутым в торговле. Жалоба его принимается к рассмотрению. И если будет установлено, что он и в самом деле продал товар на 5% ниже его рыночной цены, то акт купли-продажи может быть аннулирован.
В соответствии с Кодексом проценты (над среднерыночными), допускающие аннулирование акта купли-продажи, таковы: в торговле товарами – 5%, в торговле скотом – 10%, в торговле недвижимостью – 20%.  
 
6/7. Вопрос: Является ли запретным способ зарабатывания денег на интернете кликанием (мышки) на набранные очки, в ходе чего они превращаются в деньги? Речь идет о следующем. Приходит е-мейл. Читаю. Приходит анкета. Заполняю. Дается линк. Кликаю, набираю очки. Затем превращаем их в деньги… Сайт оплачивает наши услуги из своей рекламы. Когда кликаются сайты фирм, с которыми имеются соглашения, реклама зарабатывает и часть денег отчисляет нам. Допустимо ли зарабатывать подобным образом?
 
Ответ: Фирмы дают свои рекламы сайтам с высокой посещаемостью. А владельцы сайтов берут оплату у фирм-рекламодателей по числу кликов. Чтобы заработать, владельцы сайтов посылают мейлы на различные адреса с просьбой кликнуть помещенную у них рекламу. Вы кликаете… Так создается ложное мнение о том, что рекламу посетили люди, которые интересуются ею…
 
В данном случае рекламные фирмы просто обманывают рекламодателя. И делают это с вашей помощью. Новый вид мошенничества в интернете. Коран, как известно, запрещает любой его вид…
 
7/7. Вопрос: Что говорит ислам об имуществе, конфискованном по решению суда и предложенном для продажи? Есть ли по этому вопросу какие мнения?
 
Ответ: Многие исламские правоведы считают дозволенным конфискацию имущества должников и вынесение его на продажу с целью погашения долгов. И приобретение (покупка) этого товара тоже является благим делом. В этом вопросе важным основанием является пример Посланника Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует). Он принял решение о конфискации имущества обанкротившегося Муаза б. Джебеля и вынесении его на продажу с передачей вырученных денег его кредиторам (см.: Şevkânî, Neylü’l-Evtâr, c: 5, s: 275-276; ayrıca bkz: Müslim, Müsâkât, 18). Xз. Омар поступил как Посланник. По его решению имущество задолжавшего Усейфи эл-Джухени было конфискована и распродано, а деньги были направлены на оплату по долгам (cм.: Serahsi, el-Mebsût, c: 24, s: 164).

 

 

Посланник говорил так: "Кто, имея возможности, не объявляет о своем долге и задерживат его выплату, достоин того, чтобы быть наказанным и осужденным (общественным мнением)" (Buhari, İstikraz, 14).
Другие авторы (İbrahim en-Nehai, İbn Sirin, Zeyd b. Ali, Ebu Hanife, İmam Züfer) говорят о том, что должник не может быть подвергнут конфискации и имущество его не может быть распродано. Ибо это совершается без его согласия. А положение о том, что это можно делать без его согласия, является неверным. Мерой пресечения в таком случае является заключение должника под стражу до выплаты долга.  
Эбу Xанифе придерживался мнения о том, что конфискация имущества с продажей (для погашения долга) не соответствует условиям веры. Он приводил следующий аят из Корана: "О, вы, уверовавшие! Не поедайте незаконно (без права, недозволенными путями) имущества. Другое дело, если это торговля по взаимному согласию" (4/29). Эта мысль проходит и в хадисе: "Имущество мусульманина дозволяется только с его согласия (с его согласия оно становится к добру)" (Darekutni, III, 26).
Наряду с этим, Эбу Xанифе допускал – для отдельных случаев – возможность насильственного изъятие имущества должника с целью передачи его кредитору. Речь идет о природе долга. Так, если долг состоит из золота и у должника оно есть, то у него можно изъять это золото в пользу кредитора. А еще в вопросе выплаты денежного долга Эбу Xанифе принял, в качестве исключения, второе решение. Так, если долг у должника значится в золотых, а у него есть серебро (посуда, утварь и др.), то серебро продается, на него покупается золото, которое и передается получателю долга (Fahrettin Atar, "Haciz", Diyanet İslam Ansiklopedisi, c: 14, s: 518-519)
 
Дозволенность продажи конфискованного (изъятого) имущества означает и дозволенность его приобретения.

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.